Встреча Яакова и Эсава — где это было?
для просмотра рисунков в бОльшей резолюции кликнете на них
- При поверхностном чтении Торы у нас создается неправильное впечатление о маршрутах движения Яакова и Эсава, из-за чего мы неадекватно воспринимаем их поступки. Понимание географического антуража их встречи решает неудобный вопрос: зачем Яаков после встречи с Эсавом не устремился вперед в Землю Обетованную, а надолго задержался на её пороге, в месте под названием Суккот.
В недельном разделе Толдот рассказывается как у Ицхака и Ривки родились близнецы Яаков и Эсав, и как их взаимоотношения складывались в дальнейшем. От одного из близнецов, Яакова, произошел правильный народ- евреи. От другого, Эсава, — неправильный народ -Эдом, которого наши мудрецы отождествляют с Римом и западной цивилизацией. Взаимоотношения Яакова и Эсава -это прототип дальнейших взаимоотношений между евреями и Эдомом. Соперничество и враждебность, перемежающиеся с худым миром и союзничеством.
Из недельного раздела Ваишлах мы узнаём о непростых отношениях между братьями и Землей Обетованной. В то время как Ицхак за всю свою жизнь не покидает Ханаан, два его сына заметную часть своей жизни проводят вне Ханаана. Сначала Яаков 25 лет живет в Харране, опасаясь гнева брата. Когда он возвращается в Землю Обетованную, то Эсав ее покидает, потому что их стадам стало тесно. А когда разразился голод, то и Яаков уходит в Египет. Но даже и до этого, когда Яаков возвращается из Харрана, он почему-то медлит на пороге и вместо того, чтобы сразу войти в Землю Обетованную, он поселяется в месте под названием Суккот, строит там дома и никуда не торопится. Вот этот момент меня всегда удивлял. Ведь поступки патриархов- это уроки для потомков. Во времена, когда не было прямых полетов из Советского Союза в Израиль, про некоторых эмигрантов говорили: « задержался на пересадке в Вене». Ну и что, Яаков, который задержался в Суккот- это завет на будущее для его потомков — не торопиться делать алию, а «остановиться, оглянуться»? С какой целью Яаков остановился в Суккоте?
В главе Ваишлах описывается встреча Яакова и Эсава, которая грозит обернуться трагедией, но неожиданно разрешается примирением. Мне всегда хотелось наглядно себе представить, как эта судьбоносная встреча происходила в реальности. По тексту главы братья встречаются возле места под названием Пенуэль на переправе через речку Яббок. Эта речка-приток реки Иордана- находится в Иордании. Устье Яббока хорошо видно со стороны Израиля, когда едешь вдоль Иорданской долины по 90-ой дороге и проезжаешь участок Шадмот Мехола- Аргаман. А Пенуэль всего на расстоянии 10 км от Иордана, так что наверное, место встречи Яакова и Эсава можно рассмотреть в бинокль с высокой горы- Сартабы. Посмотрев, мы могли бы ответить на наивные вопросы: откуда пришёл Яаков и откуда пришёл Эсав, где происходила борьба с ангелом, на каком берегу Яббока встретились Яаков и Эсав? Можно сказать — а какая разница? Встретились, поговорили без кровопролития, и разошлись. Кого волнует, где это было? А дело в том, что Тора- это не психологический роман, и мотивация героев читается из их поступков. Поэтому очень важно, где эти поступки происходили.
Попытался я восстановить ход событий раздела Ваишлах и понял, что не так всё просто. При поверхностном чтении Торы у нас создается совершенно неправильное впечатление о маршрутах движения Яакова и Эсава, из-за чего мы неадекватно воспринимаем их поступки. А вот понимание деталей встречи разрешает неудобный вопрос: зачем Яаков после встречи с Эсавом не устремился в Землю Обетованную, а надолго задержался на её пороге, в месте под названием Суккот.
Географический антураж встречи Яакова и Эсава
Напомним себе канву событий. Яаков убегает от своего тестя Лавана из Падан Арама к своему отцу Ицхаку, который живет в земле Ханаан. Яаков держит курс на Гилеад- это гористая область в Заиорданье по обе стороны от реки Яббок. Лаван догоняет Яакова на горе Гилеад (которая носит то же самое название, что и вся область), дело идет к конфликту, но благодаря вмешательству Всевышнего встреча заканчивается мирно, и Лаван возвращается к себе в Падан Арам, а Яаков продолжает движение в Ханаан. Теперь его главная забота- это предстоящая встреча с Эсавом, с которым он расстался 25 лет назад отнюдь не с братскими чувствами. Яаков посылает гонцов к Эсаву в Сеир/Эдом, и быстро выясняет, что Эсав идет ему навстречу с большим отрядом. Тогда Яаков начинает готовиться к встрече, нервничает и суетится: делит свой стан на две части, посылает подарки навстречу Эсаву, переводит своих через реку Яббок, борется с ангелом и т.п. Маршрут Яакова изложен довольно подробно: Мицпа-Маханаим-Пенуэль-Суккот-Шхем; маршрут Эсава обозначен как Сеир- Пенуэль- Сеир. Если бы мы захотели прочертить их маршруты на географической карте, то самое простое решение- это нанести на нее вышеуказанные места и соединить их прямыми линиями, как это сделано в атласе Даат Микра (Рис. 1). Однако при сопоставлении Рис. 1 с текстом Торы возникают трудности:
- Чтобы попасть в землю Ханаан из Заиорданья, Яакову нужно переправиться через реку Иордан. Путь с гор Гилеада до переправы через Иордан проходит по северному берегу реки Яббок, через Суккот. Если Яаков подходит к реке Яббок с севера, как на Рис. 1, то, чтобы попасть в Суккот, ему вообще не надо переправляться через реку Яббок!
- По тексту, Яаков переправляется через реку Яббок возле Пенуэля, а потом попадает в Суккот. Расстояние между Пенуэлем и Суккотом- 7 км. Если возле Пенуэля Яаков пересекает реку Яббок с севера на юг, то чтобы попасть в Суккот, он должен снова пересечь эту реку, на этот раз с юга на север. Зачем устраивать две переправы на отрезке пути в 7 км, когда можно вообще не переправляться?
- Маршруты Яакова и Эсава на Рис. 1 не встречные, а перпендикулярные. Судя по этому рисунку, если бы Яаков поторопился, то он бы переправился через Иордан и пришел в Шхем, избежав встречи с Эсавом. Как при таком раскладе Яакову и Эсаву вообще удалось встретиться?
Получается, что не всё так просто, как это нарисовано на Рис. 1 и стоит разобраться, по каким маршрутам двигались Яаков и Эсав. Раз уж они путешествовали не поодиночке, а с большими группами людей или скота, то должны были идти не козьими тропами, а проторенными дорогами, иными словами, маршруты Яакова и Эсава должны соответствовать известным дорогам. Кроме того, поскольку Яаков пересекает реку Яббок, а потом Иордан, то его маршрут должен проходить по хорошо известным переправам через эти реки.
Дороги и города Заиорданья
Рис. 2 показывает основные дороги в земле Ханаан и Заиорданье. Главная дорога Ханаана- это Дорога моря, Via Maris, которая идет из Дамаска в Египет и проходит по приморской низменности. Следующая по важности- это Царская дорога, которая идет из Дамаска и пересекает всё Заиорданье по горному хребту. Третья дорога, ведущая с севера на юг,- это Дорога Патриархов, которая пролегает по горному хребту в малонаселенной части Ханаана от Мегиддо до Беер Шевы, и именно по ней передвигались Авраам, Ицхак и Яаков. Из поперечных дорог, соединяющих эти три главные магистрали, важна Дорога живущих в шатрах, известная нам из истории Гидеона и Мидианитян. Она идет из Рабат-Аммона через Йогбе и далее до переправы через Иордан у г. Адам. Её продолжение на другом берегу Иордана- это Дорога заходящего солнца, идущая по долине Тирцы до Шхема. Во времена Иегошуа по ней народ Израиля поднялся к Шхему, чтобы заключить союз со Всевышним между горами Эйваль и Гризим. Кроме того, нам важна дорога Аравы. По ней бежал царь Цидкиягу из осажденного Иерусалима, по ней бежали убийцы Ишбошета из Маханаима в Хеврон, и по ней же, видимо, бежал Давид из Иерусалима в Маханаим, спасаясь от Авшалома.
С дорогами мы разобрались, а насколько хорошо мы можем идентифицировать места, по которым проходили маршруты Яакова и Эсава? Я проштудировал соответствующую литературу и вот сухой остаток. По поводу местоположения Мицпа/Гилеад – место, где происходила встреча Яакова и Лавана- почти нет разногласий (Эс-Сальт), мы надежно знаем, где находился Суккот (Дир Алла), мы
почти точно знаем, где находился Пенуэль (Тулуль-ад-Дахаб), но в отношении Маханаима мнения исследователей разделились, и у нас есть три кандидата на это место.[1] Я придерживаюсь мнения, что библейский Маханаим находился на холме Тель- Хаджадж, как это показано на Рис. 3.
Маршрут Яакова
Теперь обратимся к предполагаемому маршруту движения Яакова представленным на Рис. 1, и убедимся насколько он неверен. Там показано, что Яаков возвращается из Харрана по Царской дороге с севера на юг, проходит Мицпа/Галь-Эд, а при подходе к Яббоку Яаков сворачивает на юго-запад и проходит через Маханаим (который, так же как и Мицпа/Галь-Эд, по мнению Даат Микра, находятся к северу от Яббока). Далее Яаков пересекает Яббок с севера на юг у Пенуэля, чтобы через несколько километров пересечь его обратно у Суккота. Насколько нереален этот маршрут, видно из Рис. 4, где представлена рельефная карта окрестностей Яббока. Царская дорога показана там жирным синим цветом. Хорошо видно, что от нее нет ни одного ответвления, которое подходит к Яббоку с севера. Чтобы пройти к Яббоку так, как это показано на Рис. 1, нужно пересечь высокие хребты и глубокие долины. Кроме того, среднее течение Яббока протекает в каньоне, который можно перейти только возле Пенуэля или ниже. Так что подход к Яббоку с севера отпадает.
Глядя на Рис. 3, 4, мы лучше понимаем логику маршрута Яакова. Скорее всего, он идет из Харрана не по Царской дороге, а через Сирийскую пустыню (Тадмор-Пальмира) и в конце концов приходит в Гилеад, а это горные массивы с обеих сторон реки Яббок. Рис. 1 наивно предполагает, что место встречи Яакова и Лавана- Мицпа/Гальэд- находится к северу от Яббока, тогда как серьезные исследователи[2], считают это место находится к югу от Яббока, как это обозначено на Рис. 4. Мицпа- это самая высокая гора Гилеада южнее Яббока. На ее склоне находится город Эс-Сальт, а также развалины арабской деревни под названием Джелад (Джелуд), в котором легко угадывается Гилеад. В книге Иегошуа 13:25 гора Гилеад, судя по всему, называется Рамат-Мицпе. Дорога живущих в шатрах проходит возле этой горы и разветвляется там на несколько веток, которые идут к переправе через Яббок возле Пенуэля (Тулуль-ад-Дахаб). Маханаим- это, судя по всему, Тель Хаджадж- высокая гора по дороге с горы Гилеад к Яббоку. С женщинами, детьми и большим количеством скота, который был у Яакова, лучше всего идти к переправе через Иордан по Дороге живущих в шатрах, как это показано на Рис. 3, 7а. Такой маршрут резко отличается от показанного на Рис. 1.
Маршрут Эсава
Теперь поговорим о маршруте Эсава. Мы знаем, что Яаков посылает гонцов к Эсаву на гору Сеир в поле Эдома. А где это? Казалось бы ясно- в Заиорданье, южнее Моава и Мертвого моря, как это показано на Рис. 1. Однако, при зрелом размышлении мы вынуждены эту гипотезу отмести. Дело в том, что в раздела Ваишлах 36:6-7 недвусмысленно сказано, что Эсав ушел в страну Эдом потому, что его стадам было тесно вместе со стадами Яакова. То есть, до прихода Яакова Эсав жил в земле Ханаан, и даже какое-то время после прихода Яакова они сосуществовали там вместе. Упоминание о поле Эдома в начале главы Ваишлах – это, судя по всему, воспоминание о будущем.
Но всё же, почему Тора ассоциирует Эсава с горой Сеир, где эта гора находится? Надо отметить, что Сеир — это не имя собственное, а означает дословно Волосатая гора, то есть гора, покрытая деревьями или кустарником. Гор с таким названием в Ханаане примерно столько же, сколько на Украине или в России мест под названием Лысая гора. Кроме общепринятого понимания горы Сеир как высокого плато, простирающегося к востоку от Аравы и от юга Моава до Эцион-Гевер (современные Акаба и Эйлат), из книга Иегошуа 15:10 мы узнаем, что есть другая гора Сеир на границе надела Иегуды, которая, видимо, соответствует современной арабской деревне Саир, находящейся к северо-востоку от Хеврона. Из многочисленных упоминаний горы Сеир в Танахе мы понимаем, что гора Сеир есть и к западу от Аравы, вблизи от Кадеш Барнеа[3] — похоже, что это горы Негева окаймляющие Махтеш Рамон. Я считаю, что гора Сеир, которая ассоциируется с Эсавом- это горы Негева. (Подробнее об этой идентификации в следующей статье).
Встреча на Яббоке
Будем считать, что Эсав идет на встречу с Яаковом из гор Негева. Очевидно, что Эсав знает о передвижениях Яакова и хочет перехватить его прежде, чем тот попадет в Ханаан. Эсав идет в сопровождении четыреста человек — это обозначение большого отряда, что-то типа полка или батальона. Судя по всему, Эсав хочет перехватить Яакова до того, как тот переправится через Иордан. По-видимому, он идет по дороге Патриархов, переправляется через Иордан возле Гилгаля или Адама, и подходит к переправе через Яббок по дороге Аравы навстречу Яакову, как это показано на Рис. 7а. Это разительно отличается от того, что показано на Рис. 1, где на конечном участке Эсав вроде как преследует Яакова, а не идет ему навстречу.
Теперь вернемся к Яакову. Он нервничает, молится Всевышнему, и посылает стада скота в качестве подарков, а точнее дани, своему брату Эсаву. Вообще-то встреча Эсава и Яакова очень напоминает историю Каина и Авеля, да и слово дань (минха) фигурирует в обоих рассказах. Для нас сейчас важно то, что, Яаков отсылает подарочные стада перед собой (Берейшит 32:17), то есть вперед по направлению своего движения. Получается, что Яаков знает, что Эсав находится перед ним, ближе к Иордану, а не за ним, как это следует из Рис. 1.
Следующий эпизод- это переправа через реку Яббок. Про Яакова сказано (Берешит 32:23 ) «И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух своих рабынь, и одиннадцать своих детей; и перешел он переправу через Яббок.» Нам не очень непонятно, где это происходит- в Маханаиме или в Пенуэле. Это- одна из трудностей, связанная с идентификацией Маханаима, и мы оставим её для следующей статьи, а сейчас примем, что дело происходит в Пенуэле. Таким образом, Яаков переправляется с южного берега Яббока на северный, то есть по ходу своего движения вдоль Дороги живущих в шатрах. Пенуэль находится на южном берегу Яббока, и там Яаков борется с ангелом, очередной раз переходит Яббок, чтобы соединиться со своей семьёй, и на следующее утро встречает Эсава, который, очевидно, приходит по дороге Аравы со стороны Иорданской долины (Рис. 3, 7а).
Вопреки пессимистическим ожиданиям Яакова, встреча происходит мирно. По ходу дела, Эсав предлагает Яакову идти к нему в Сеир, из чего видно, что Сеир- это скорее всего горы Негева. С какой стати Яаков пойдет в Заиорданье, когда убегая из Харрана, он держит путь в Ханаан. Заиорданье- это не Ханаан. Потом Яаков должен же навестить родителей- зачем ему Заиорданье. А если Сеир- это горы Негева, то всё встает на свои места, и дорога из Гилеада в Сеир проходит через Хеврон и Беер-Шеву- города, где живет Ицхак. Яков соглашается, но предлагает Эсаву пойти впереди, а сам он пойдёт за Эсавом. Эсав чувствует какой-то подвох и предлагает Яакову провожатых (то есть конвой), но Яаков вежливо отказывается. Эсав присматривает за братом, чтобы тот не сбежал и ясно, что так просто они не разойдутся. От Пенуэля до Суккота 7 километров, и этот отрезок пути братья идут вместе, как договорились. То, что они идут вместе- это важно, и это то, что мы не осознаем при поверхностном чтении недельного раздела.
Далее Яаков остаётся в Суккот вроде бы для того, чтобы передохнуть. Эсав не ждет Яакова и идёт дальше без него, но, по-видимому, продолжает получать информацию о том, что делает Яаков. А Яаков построил себе дом и загоны для скота, то есть он обосновался в Суккот надолго. Зачем? Мне кажется, что Яаков задержался в Суккот, чтобы переждать пока уляжется беспокойство Эсава. Надо понимать, что Суккот- это развилка дорог. Одна -Дорога живущих в шатрах — ведет от гор Гилеада к переправе через реку Иордан в Ханаан. Другая- Дорога Аравы — идёт с юга на север вдоль Иордана. До тех пор, пока Яаков находится в Суккоте, он формально следует обещанию данному им Эсаву, то есть Яаков находится по дороге в Сеир. Когда прошло достаточно много времени (Раши говорит о 18 месяцах), и гнев Эсава, судя по всему, утих, то Яаков рванул по другой дороге в город Шхем. Авраам связан с Хевроном, Ицхак с Беер-Шевой, а Яаков связан с Шхемом- этот город находится дальше всего от Эсава. Таким образом, долгое пребывание Яакова в Суккот- это нам не урок. У Яакова были на то конкретные причины- он ждал, чтобы улеглось беспокойство Эсава. А у нас нет причин задерживаться в промежуточных пунктах по пути в Землю Обетованную.
Таким образом, используя новейшие достижения картографии и археологии, которые позволили идентифицировать места, встречающиеся в разделе Ваишлах, мы осознали, что после встречи у Яббока братья идут вместе до Суккота. Это соображение позволило разгадать загадку, зачем Яаков задержался в Суккоте-для того, чтобы переждать гнев Эсава, формально оставаясь в рамках данного Эсаву обещания. Но новое- это хорошо забытое старое. Действительно, вот что говорит Яаков Эсаву в конце их встречи (Берешит 33:14): Пусть же пройдет мой господин перед рабом своим, а я буду идти моим медленным (ходом), шагом скота, что предо мною, и шагом детей, — пока не приду к моему господину в Сеир. Обратимся к комментарию Раши, который нам сообщает, что Яаков «.. для него (Эсава) продлил свой путь, ведь он (Яаков) намеревался дойти только до Суккот…. Для Раши понятно, что, после встречи с Эсавом Яаков идёт по направлению к Сеиру, по крайней мере на отрезке пути до Суккота. То есть, для Раши ясно, что после встречи у Яббока братья идут вместе, а не так, как показано на Рис. 1.
Заключение
Когда мы поняли, где происходила встреча Яакова с Эсавом, проанализируем дальнейшее поведение Яакова в Ханаане и сравним его с поведением Авраама и Ицхака. Авраам позиционирует себя как гер и тошав, то есть он не чувствует себя исконным жителем Ханаана. Поэтому он покупает землю в Хевроне (Пещеру Праотцев) у местных. Ицхак тоже вроде как гость, и ему все время приходится уворачиваться от филистимлян, которые чувствуют себя хозяинами Земли. Яаков тоже поначалу чувствует себя гостем и, по примеру Авраама, покупает землю в Шхеме у местных жителей.
Но вот случилась история с Диной, она похищена местным принцем- Хамором. Его отец уговаривает Яакова отдать дочь за сына и вообще породниться с жителями Шхема. Видно, что Яаков, привыкший избегать конфронтации (как мы это видим из его поведения при противостоянии с Лаваном и Эсавом), и тут идет на компромисс и заключает худой мир с жителями Шхема. Однако подросло новое поколение -его дети, которые не желают оставлять оскорбление безнаказанным и разоряют город Шхем. После эскапады Шимона и Леви отношение местных жителей к клану Яакова меняется: если раньше они позволяли себе оказывать давление на Яакова, то теперь они его боятся. Про клан Яакова сказано (Берешит 35: 5), что «были бичом Божиим для городов, и не преследовали их»[4]. После того, как дети Яакова наказали жителей Шхема, Яаков перестает быть гостем и становится хозяином Земли. Он хоронит Рахель там, где он хочет, и не покупает участок для захоронения, как это делал Авраам, когда хотел похоронить Сару. Яаков приходит в Хеврон и не покупает там землю, а просто селится, где хочет. (Берешит 35:27). Главная доминанта поведения Яакова в нашей главе -это страх перед Эсавом. Этот страх развеивается только после военных действий в Шхеме. После этого у Яакова нет никаких проблем с Эсавом. Пропал страх. Да и Эсав после этого покидает землю Ханаан. В тексте сказано, что его стадам стало тесно со стадами Яакова. Но может быть, он просто испугался?
[1] Jeremy M. Hutton, Mahanaim, Penuel, and Transhumance Routes: Observations on Genesis 32–33 and Judges 8. Journal of Near Eastern Studies , Vol. 65, No. 3 (July 2006), pp. 161-178; I. Finkelstein, I. Koch and O. Lipschits, The Biblical Gilead: Observations on Identifications, Geographic Divisions and Territorial History. Ugarit-Forschungen 43 (2012), pp. 131-159.
[2] I. Finkelstein, I. Koch and O. Lipschits, The Biblical Gilead: Observations on Identifications, Geographic Divisions and Territorial History. Ugarit-Forschungen 43 (2012), pp. 131-159.
[3] J. R. Bartlett, THE LAND OF SEIR AND THE BROTHERHOOD OF EDOM. The Journal of Theological Studies , (APRIL 1969), pp. 1-20.
[4] Ну совсем как у Юлия Кима: «Мы ходим-бродим, бороды не бреем; не тронешь нас -так тронем сами мы».