«Модерн Ортодокс» и «Религиозные сионисты» – это одно и то же, или это два разных движения?
Краткий ответ: Эти группы совпадают по цивилизационным установкам на модернизацию, но отличаются по истории и среде своего формирования, и поэтому исходно нацелены на интеграцию разных аспектов современности: МО на науку, а РС на сионизм. При этом все МО, как последователи р.Й.Д.Соловейчика, признают Государство Израиля как «Голос Всевышнего зовет» — и следовательно, являются религиозными сионистами. Но их рел.сионизм это по большей части Райнесовский «Мизрахи», а не Куковский «мессианский процесс». И поэтому они часто опасаются называть себя «РС», поскольку не совсем понимают это такое.
С противоположной стороны, среди РС около 80-90% (все кроме крайних хардаль) признают важнейшее значение науки, и в этом смысле они тоже модерн-ортодоксальны. Но они часто опасаются называть себя «МО», поскольку не совсем понимают это такое. Кроме того, РС недостаточно осознают религиозное значение науки (по сравнению с МО, которые все выросли на идеях р.Соловейчика).
Внутри МО есть значительное расслоение, от «иешивише» до «Открытой ортодоксии». Внутри РС тоже есть значительное расслоение, от хардаль до «либералов». Причем оба эти расслоения значительно шире чем разница между самими РС и МО.
При контактах и смешении РС с МО (например кода МО делают алию, или РС приезжает пожить в Америку) — они интегрируются друг с другом без проблем.
Итог: Будет правильно рассматривать РС и МО как единую группу, с расслоениями внутри нее. И также стремиться к их взаимообогащению: увеличению религиозного понимания сионизма среди МО, и понимания религиозного смысла науки среди РС.
Подробный ответ:
Прежде всего история вопроса:
РС по своей сути представляет модернизационное движение в ортодоксальном иудаизме, которое интегрирует иудаизм с национальными сионистскими идеалами. На сегодня это самое большое движение в ортодоксальном иудаизме (около 15% среди еврейского населения Израиля).
На уровне идей РС выдвигался с середины 19 века, а как движение был создан р.Райнесом в 1892 году под именем «Мизрахи», и позже стал частью сионистского движения Герцля.
Концепция р.Райнеса такова: «мы, религиозные, должны поддержать создание еврейского государства ради спасения еврейского народа из Европы, и ради его нормальной жизни, и к тому же Палестина это Святая Земля, и есть заповедь жить там. Но это не является мессианским процессом (или точнее, мы этот вопрос вообще не обсуждаем, мы не можем на него ответить, и он не релевантен)».
В начале 20 века р. Кук, на основе каббалы, дал несравненно боле глубокий религиозный анализ сионизма, и выдвинул другую концепцию: сионистское движение и создание государства Израиль это мессианский процесс, Машиах бен-Йосеф. Эта точка зрения стала распространяться внутри Мизрахи, позже она была закреплена в «молитве за государство Израиля» (который читается во всех сионистских синагогах), и примерно к 1960-м годам захватила весь религиозный сионизм. Религиозных сионистов прежнего типа, р.Райниса, осталось очень мало. Таким образом, современный израильский РС практически весь это сионизм р.Кука.
Движение МО это тоже весьма значительное ортодоксальное движение, составляет сегодня, по оценкам, около 4% еврейского населения Америки. Оно тоже является модернизацией ортодоксии, но оно интегрирует в иудаизм иной (в отличие от РС) аспект современной культуры: науку, технологию, восприятие культурной парадигмы Запада. Начало этому в середине 19 века в Германии положил р.Ш.Р.Гирш (движение «нео-ортодоксия»), но современный МО сформировался в Америке в середине 20 века под руководством р.Й.Д.Соловейчика, духовного лидера Иешива-Университета в НЙ, который дал глубокое религиозное понимание научного и технологического прогресса человечества как реализации Божественной заповеди «властвовать над миром» (Бытие 1:26). Таким образом, наука и технология является религиозной ценностью, это не только часть нашего мира и жизни, но это часть нашей Торы. Сегодня МО является одним из самых значительных движений американского ортодоксального еврейства.
Исходно р. Соловейчик не был религиозным сионистом, но он всегда позитивно относился к сионистскому движению. В 1935 г. он приезжал в Страну и подал свою кандидатуру на пост раввина Тель-Авива но не был избран. При этом он не выражал серьезной религиозной поддержки сионистскому движению, поскольку был занят своей программой интеграции науки в иудаизм.
Его позиция в этом плане изменилась после Катастрофы и создания Государства Израиля. Он перешел из не-сионистского раввинского объединения «Агудат Исраэль» в сионистский Мизрахи, и духовно возглавил его. Он опубликовал эссе «Голос Всевышнего зовет» (цитата из Песни Песней), где он объяснил что создание Израиля это провиденциальный Божественный процесс, и является религиозной обязанностью поддерживать Государство и принимать участие в его жизни. Однако он смотрел на Израиль издалека, а не был в гуще событий, и мессианский подход р.Кука (завоевавший религиозный сионизм Израиля именно ввиду столкновения с реальностью) был слишком радикален для него. Кроме того, р. Соловейчик в целом занимал рационалистические рационалистические философские позиции, а р.Кук полностью базируется на каббале. В итоге религиозный сионизм р.Соловейчика остался Райнесовским (тем более что р.Райнес тоже был сторонником интеграции науки в иудаизм), и вслед за ним этот подход унаследовало американское МО. Часть из них (особенно те кто переезжает в Израиль) принимает подход р.Кука, но мейнстрим МО остается на Райнесовских позициях.
Что же касается того «являются ли все религиозные сионисты также и модерн ортодоксами?» — то критерием должно быть признание важности светской культуры, науки, искусства — и это конечно широко распространено вреди РС. Примерно можно оценить что такого подхода придерживается около 80-90% РС (все кроме крайних «хардаль», т.е. «харедимных религиозных сионистов»). Однако у многих их них (и вообще мейнстрима РС) нет понимания религиозной ценности науки и светской культуры.
Таким образом у РС более сильный религиозный уровень сионизма, но слабее уровень религиозного понимания светской культуры. У МО наоборот: сильный уровень религиозного понимания светской культуры, но религиозно более слабый сионизм.
Их интеграция будет способствовать повышению религиозного уровня понимания обоих этих аспектов современного мира.