Особое мнение

Чудеса в Танахе – взгляд религиозного ученого

Часть 1

В Танахе описано много чудес которые вроде идут вразрез с нашей сегодняшней рациональной картиной мира. Однако, описание чудес в Танахе невероятно детально и соответствует стандартам сегодняшнего научного наблюдателя. Анализ этих чудес с учётом деталей и контекста показывает, что большинство их – это события редкие, но не сверхъестественные. Такое впечатление, что Всевышний предпочитает действовать в рамках законов природы. Внимательный анализ текстов Танаха обнаруживает немало стихов, где такая позиция декларируется явно.

Что мы понимаем под чудом?

Чудо – это уникальное или сверхъестественное событие? На мой взгляд, чудо- это уникальное событие, и оно совсем не обязательно должно быть вне рамок законов природы. Да и что такое законы природы? Они же не даны нам свыше. Законы природы – это просто закономерности. А если событие произошло всего один раз за всю историю человечества, то вопрос о том, объясняется ли оно законами природы или нет, повисает в воздухе.

Кстати, а зачем вообще Всевышний творит чудеса? Вспоминается афоризм Френсиса Бэкона: «Всевышний не творит чудеса, чтобы переубедить атеистов, его обычные дела достаточно убедительны.» Я полностью подписываюсь под этим заявлением. Действительно, Рис. 1а-д иллюстрируют редкие, но потрясающие события. Когда мы впервые видим радугу, то она нам кажется чудом. Когда же мы видим радугу второй раз, третий раз и т. д., то мы чувствуем закономерность и говорим, что радуга починяется законам природы. Подробный анализ контекста радуги (она всегда появляется после дождя, обязательно нужно присутствие солнца, радуга ориентирована под углом 420 по отношению к солнцу, цвета радуги идут в одной и той же последовательности) – всё это позволяет восстановить её физический механизм. Однако это не умаляет впечатления чудесного, когда мы смотрим на радугу.

Если радугу видел каждый, то солнечное затмение- это гораздо более редкое событие. За свою жизнь каждый видел полное или частичное солнечное затмение, или общался с людьми, которые его видели. Человечество всегда знало, что это событие редкое, но не уникальное. А раз такое событие случается с определенной частотой, то у него может быть рациональное объяснение. Это не умаляет чувства чуда, которое мы испытываем при наблюдении солнечного затмения.

Яркая комета появляется гораздо реже, грубо говоря, раз в столетие. Конечно, это чудо и воспринимается как знамение. Не каждый видел такую комету или разговаривал с очевидцем. Но сохраняется немало письменных свидетельств, из которых мы понимаем, что яркая хвостатая звезда, быстро движущаяся по небосклону- не единичное явление. А значит, у него есть естественнонаучное объяснение.

Вспышка сверхновой, которая проявляется как появление новой невероятно яркой звезды, бывает раз в несколько столетий (187 г., 1006 г., 1054 г., 1572 г., 1604 г ). Описание этого чуда надежно отмечено лишь в паре летописей. Тем не менее, мы верим в его естественнонаучную природу.

Так что мы можем сказать о всемирном потопе, который мог произойти в результате столкновения с Землёй огромного метеорита? Столкновение таких масштабов происходит раз в сотни тысяч, если не миллионов лет.[1] Правда, мог остаться кратер. Действительно, на полуострове Юкатан в Мексике нашли гигантский кратер диаметром 150 км, который образовался от удара метеорита 65 млн. лет назад. Считается, что это столкновение привело к исчезновению динозавров. Не так давно в Гренландии обнаружили 30 километровый кратер от падения метеорита где-то 12 тыс лет назад. Считается, что этот удар проплавил льды, холодная талая вода вылилась в океан, климат изменился, и это привело к глобальному тысячелетнему похолоданию известному как Younger Dryas. Может быть, и потоп произошёл от сходной причины? Потоп- это единичное событие, у которого вполне могла быть материальная причина- удар метеорита, извержение вулкана, или что ещё. Но тогда не было летописей, память о нём осталась в мифах разных народов. На мой взгляд, эти мифы всё же отражают реальность, и по ним можно восстановить, что же на самом деле произошло. Примерно с той же степенью достоверности, как по содержанию анекдотов о Василии Ивановиче можно частично восстановить содержание фильма «Чапаев».

 

Чудо – это конечно уникальное явление. Если оно повторяется. то мы обычно можем найти естественную причину. Даже, если уникальное событие происходит всего один раз за историю человечества, оно может иметь естественную причину.

Как Танах относится к чуду и описывает его?

Из описаний чудес в Танахе я делаю следующий вывод:

  • Чудо – это уникальное явление, которое случается в нужном месте и в нужное время.
  • Сверхъестественное объяснение для механизма чуда практически всегда излишне. Танах почти всегда подчёркивает естественные причины чуда.
  • Всевышней не пользуется чудом как визитной карточкой, а предпочитает действовать так, чтобы мы не заподозрили его присутствие.

На мой взгляд, Всевышний стремится реализовать свободу воли в своих одушевленных творениях. Чудо – это не главный аргумент для того, чтобы мы увидели руку Всевышнего. [2] Он всегда оставляет нам возможность сказать, что то, что случилось- это явление природы, произошло само по себе, и не является для нас ни знамением, ни указанием. Короче, думайте сами, решайте сами. И вообще мы не ждем ни милостей, ни указаний от природы.

Мы можем вспомнить несколько соответствующих стихов из Танаха

Теилим 77:15 Ты Бог, творящий чудо, среди народов проявил Ты силу Свою. Избавил Ты мышцей Своей народ Твой, сынов Яакова и Йосефа. Сэла! Видели Тебя воды, Б-же, видели Тебя воды — ужаснулись, и бездны содрогнулись. Излили тучи потоки вод, голос подали небеса, и стрелы Твои расходились. Голос грома Твоего в небесах, молнии освещали вселенную, содрогалась и сотрясалась земля. В море путь Твой, и тропа Твоя в водах великих, и следы Твои неразличимы. (בַּיָּ֚ם דַּרְכֶּ֗ךָ וּשְׁבִֽילְךָ בְּמַ֣יִם רַבִּ֑ים וְ֜עִקְּבוֹתֶ֗יךָ לֹ֣א נוֹדָֽעוּ)

Короче, когда Всевышний решает сотворить чудо, то он избегает помпезности и ограничивается скромными и незаметными чудесами, которые, в принципе, могут быть восприняты как нечто естественное. Это стиль.

Вспомним историю пророка Элиягу на горе Хорев. Элиягу поднимается туда для лучшего постижения Всевышнего. Всевышний демонстрирует ему впечатляющие чудеса – по Его желанию возникают ветер, землетрясение, молния. И при этом Он говорит Элиягу – всё это театральное представление имеет место быть, но оно не главное, Господь не в этом. Главное – это голос тонкой тишины. Что это такое, непонятно, но ясно одно – сногсшибательные чудеса – это одно из, но вовсе не главное орудие, с помощью которого Всевышний вправляет мозги своим разумным и неразумным творениям.

Книга Царей 1, 19:11 …И вот, Господь проходит; и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; «не в ветре Господь». После ветра — землетрясение; «не в землетрясении Господь». И после землетрясения — огонь; «не в огне Господь». И после огня — голос тонкой тишины.

Чудеса в книге Исхода и их естественно-научное объяснение

В дальнейшем мы рассмотрим конкретные чудеса в Танахе и попробуем дать им естественно-научное объяснение. Зачем это нужно? Может показаться, что я занимаюсь атеистической пропагандой с целью снять покров мистики и таинственности, разоблачить эти явления, так сказать. (Почему-то вспоминается Мастер и Маргарита Булгакова и сеанс «Черная магия и ее разоблачение»). Это и так и не так. Моя настоящая цель – прояснить стиль Танаха. Я намереваюсь показать, что при описании чуда, сам Танах какой-нибудь деталью описания намекает на естественную природу этого чуда. То есть, в соответствии со стихами Танаха в предыдущем разделе, Всевышний не очень хочет афишировать, что это чудо – его рук дело. Во многом я опираюсь на книгу The Miracles of Exodus, by Colin J. Humphreys (HarperCollins 2004).

Посох, превращающийся в змею

Исход 7:10 И пришел Моше и Аарон к Паро, и сделали они так, как повелел Господь, и бросил Аарон свой посох пред Паро и пред его слугами, и он стал змеёй. И призвал также Паро мудрецов и чародеев, и сделали также они, маги египетские, и поглотил посох Аарона их посохи.

Колин Хэмпфрис приводит такое объяснение. Если определенному виду змей (египетская кобра) нажать на заднюю часть шеи, она впадает в каталепсию и остается так, пока палец факира нажимает на шею. При каталепсии тело становится жестким как палка, и такая змея выглядит как посох. Если её бросить на землю, то есть отпустить, то она приходит в себя и снова становится гибкой как змея. Нахум Сарна пишет, что и сегодня в Египте делают такой фокус. Along similar lines, Rod Robison, a comedy magician from Tucson, wrote: “Turning a rod into a snake, for instance, is easily accomplished by the same method modern day magicians turn a cane into a flower or handkerchief. I’ve seen the ‘cane to snake’ performed by magician Allan Rassco. Believe me, it’s impressive” (1999).

Где мы в тексте Торы видим намёк, что у посоха, превращающегося в змею, есть естественное объяснение (что это, на самом деле, змея, превращающаяся в посох). Во-первых, чётко написано, что египетские маги сумели сделать то же самое. Во-вторых, на фараона это не подействовало. Но есть и третье- немного раньше, когда Всевышний инструктирует Моше, он велит ему взять змею за хвост.

Исход 4:2 …Посох. … И он бросил его на землю, и тот стал змеем… И сказал Господь Моше: Протяни твою руку и ухвати его за хвост. И протянул он свою руку и схватил его, и стал тот посохом в его руке.

Зачем Всевышний подчёркивает, чтобы Моше взял посох-змею именно за хвост, а не за голову? Тора слов на ветер не бросает, и каждое слово необходимо. По-видимому, это обращено к египетским колдунам, которые для того, чтобы змея выглядела как палка, брали её за голову и нажимали на шею. А Моше брал за хвост и этим демонстрировал колдунам, что у него это не фокус-покус. А какая цель всего этого? Всевышний научил Моше настоящему чуду. Но фараону оставлена свобода воли и он для него чудо с посохом, которое производит Моше, и фокус со змеями, который делают его подчинённые маги, выглядят одинаково. Ему решать – это знамение или ловкость рук. Ну, фараон и решает на свою голову.

 

Перепела в пустыне

Исход 16:13 И было вечером, и налетели перепела, и покрыли собой стан, а утром был слой росы вокруг стана. И поднялся слой росы, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, без оболочки, мелкое, как иней, на земле.

Рисунок 6 показывает, что пути перелетных птиц с Африки в Европу проходят или через Гибралтар, или через Мальту, или через Синай. Евреи подходили к горе Хорев весной. Моше вёл народ как раз по маршруту перелетных птиц, в период, когда они летят на север. Перелетным птицам нужно пить и есть, и они останавливаются на ночь в тех местах, где есть вода- или озера-болота, или, на худой конец, роса. Перепела прилетели не в пустыню, а к предгорью горе Синай. Там высоко и ночью выпадает роса. Так что, перепела, свалившиеся с неба, не совсем случайны, и встреча евреев с перепелами не так уж удивительна. Где в тексте Торы намёк на естественное объяснение этого чуда? Тора сообщает нам о росе и, таким образом, намекает на причинно-следственную связь между перепелами и росой. А иначе зачем нам сообщается про росу? Тора слов на ветер не бросает.

Египетские казни – серия экологических катастроф

Такое понимание возникло, начиная с работ Греца (1957 г). Я привожу разные объяснения без цитат, поскольку такое понимание- это сегодня общее место.

  • Вода в Кровь
  • Лягушки
  • Вши
  • Аров (Москиты?)
  • Мор скота
  • Нарывы
  • Град
  • Саранча
  • Тьма
  • Первенцы
Вода в кровь

Исход 7:20 И сделали Моше и Аарон так, как повелел Господь. И поднял Аарон посох, и ударил воду, которая в реке, на глазах у Паро и на глазах у его слуг, и превратилась вся вода, которая в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и зловонной стала река, и не в силах были египтяне пить воду из реки, и была кровь по всей земле Мицраима. И сделали то же египетские маги своими заговорами, и скрепилось сердце Паро, и он не послушал их, — как говорил Господь. И копали все египтяне вокруг реки (в поисках) воды для питья, ибо не могли пить из вод реки.

Рисунки 7,8 показывают, что красная вода в реке случается. Причина может быть вполне прозаическая- загрязнение от Норильского металлургического комбината (Рис. 7), или, что более актуально для нашего рассказа- загрязнение выделениями определённых водорослей (Рис. 8). Как все пишут, загрязнение Нила водорослями возможно. Возможно и загрязнение красной почвой, если в верховьях Нила выпало слишком много осадков и Нил в низовьях разливается. Во всяком случае, египетские колдуны добились того же результата- вода стала красная как кровь, значит причина была естественная. (Понятно, что река не наполнилась кровью, а просто стала красного цвета.) Египтяне стали копать рядом, чтобы пить отфильтрованную воду- то есть они отнеслись к красной воде как к стихийному бедствию. Непохоже, чтобы они стали молиться своим божествам.

 

Для нас важно то, что рыба вымерла и вода в реке стала непригодна ни для жизни, ни для питья. Понятно, что лягушки и прочие амфибии (интересно, почему Тора не сообщает нам о крокодилах?) из загрязненной/отравленной воды вылезли на сушу. Дело в том, что после разлива Нила лягушки начинают метать икру. Для этого они ищут чистую воду. Вот и объяснение нашествия лягушек. Кстати, поскольку они холоднокровные, то к вечеру, когда становится холодно, они будут искать тепло и устремятся в человеческие жилища, где все же теплее чем на улице.

Исход 8:2 И простер Аарон свою руку над водами Египта, и поднялась лягушка, и покрыла всю землю Египта. И сделали то же маги своими заговорами, и навели лягушек на землю Египта.

Рис. 9. Нашествие лягушек. 26.05.2010, Лангадас, Греция

На Рис. 9 фотография реального нашествия лягушек, случившегося совсем недавно. Такое бывает. Да и Тора нам сообщает, что египетские колдуны добились такого же результата, то есть нашествие лягушек имеет естественное объяснение. (Непонятно, правда, как это они сделали. Ведь нашествие лягушек было одно и его вызвали Моше и Аарон).

А что было дальше? В общем-то понятно. Лягушки не нашли ни еды, ни воды, и все сдохли. Груды дохлых лягушек на суше и дохлой рыбы в воде и на берегах Нила – рассадник вшей, москитов, и прочих насекомых, разносчиков болезней. Кстати, не надо забывать, что лягушки едят насекомых, и если лягушки сдохли, то насекомые должны были сильно размножиться. Москиты жалят людей и заражают малярией и еще неизвестно чем. Вот и объяснение вшей и аров (по одному мнению, аров- это москиты). Другое объяснение «Аров» – это дикие звери. Действительно, рыба сдохла, лягушки сдохли- зверям, кормящимся возле Нила нечего есть. Перелетным птицам тоже нечего есть. Всё зверье, что кормилось возле Нила теперь крутится возле человеческого жилья в поисках пищи и всех заражает- людей и скот. Мор (чума крупного рогатого скота) и нарывы на людях (оспа? ветрянка?) звенья той же цепочки.

Рис. 10 Экологические цепи в Египте, в долине Нила. Синие стрелки -это пищевые цепи, а красные стрелки- это эпидемиологические цепи. Египетские казни начались с того, что водоросли отравили воду в Ниле. А как только пищевая цепочка, связанная с рыбами и лягушками, нарушилась, так дальше всё пошло по нарастающей.

Град, саранча, тьма, и, возможно, казнь первенцев- это, по-видимому, другая серия катастроф. Действительно, в Египте, в долине Нила бывает сильный град. Земля Гошен расположена в дельте Нила- далеко на севере и близко к Средиземному морю. Климат там средиземноморский, умереннный, в отличие от Египта, где климат тропический. Поэтому, в земле Гошен могло не произойти всех этих климатических катастроф.

Рис. 11 Нашествие саранчи. Кения, Март 2020

После обильного града земля влажная. Саранча любит теплую влажную землю. Ветер, который её принёс- западный- из Африки, как и надо.

А египетская тьма? Это, скорее всего, весенний хамсин. Мы таких в Израиле насмотрелись- сильные пыльные бури случаются здесь раз в несколько лет.

Про казнь первенцев- я не нашёл однозначного объяснения. Одна гипотеза- пищевое отравление, поскольку зерно в амбарах могло быть заражено продуктами распада дохлой саранчи. Или же, когда рассеялась египетская тьма, то из пыльного воздуха на зерно осела какая-то дрянь? Может быть, первенцы, то есть дети, могли быть более чувствительны к этой заразе, поскольку у них еще не было иммунитета к тропическим болезням? (В Израиле мы знакомы с чем-то похожим – укусы шушанат Иерихо, которые приводят к жутким нарывам, если человек не был укушен в детстве).

Где в тексте Торы мы видим указание на то, что египетские казни происходили так, чтобы их естественное объяснение напрашивалось само собой? Во-первых, в детальном описании сопутствующих явлений. Нам сказано не только то, что вода в Ниле превратилась в кровь, но и то, что рыба сдохла. И т.д. Но главное- во временной привязке египетских казней. Они происходили в правильной последовательности, которую мы ожидаем от цепочки стихийных бедствий. Действительно, разлив Нила обычно происходит в первой половине августа. Лягушки начинают метать икру спустя какое-то время после разлива, то есть в сентябре. Сезон отлета перелетных птиц – это август -октябрь. Сезон комаров наступает тоже осенью. Рисунок 13 показывает, что первые несколько казней произошли, судя по всему, в коце лета- осенью и произошли они в правильной временной последовательности.

Рис. 13 Последовательность египетских казней с привязкой ко временам года.

Теперь – привязка с сельскохозяйственному циклу. Ячмень, пшеницу и полбу сеют после разлива Нила, то есть в сентябре. Ячмень созревает раньше всего, в феврале, а пшеница и полба созревают в конце марта- начале апреля. Лён сеют позже, в январе. Первый урожай, самый тонкий лён – собирают через три недели, затем собирают более грубый лён- и так до конца февраля. Поэтому град, который побил лён и ячмень, но не затронул пшеницу и полбу, мог выпасть только в феврале. А это тот самый месяц, когда град обычно и выпадает. А то, что он скот побил – это тоже естественно, крупный рогатый скот выходит на открытые пастбища ещё в начале января. Ветра, (саранчу принес ветер), хамсины – начинаются позже- в марте-апреле. А Исход из Египта- это песах- апрель. Так что, последовательность казней именно такая, которая должна быть исходя из нормального сельскохозяйственного цикла. Короче, мы бы очень удивились, если бы река стала красной зимой, лягушки вышли бы на сушу весной, саранча и град появились бы осенью, когда скота в поле нет, а египетская тьма оказалась бы летом. Кстати, нашествию лягушек ни мы, ни фараон не удивились бы, а вот если бы это были обезьяны, как в фантастическом романе Стругацких «Град обреченный», то мы бы сразу увидели перст Всевышнего- откуда взяться обезьянам на берегах Нила?

Зачем всё это было так подгадано? А чтобы у египтян и у фараона была свобода выбора- считать ли все эти бедствия стечением обстоятельств, или же усмотреть в этом перст Б-жий. Египетские маги раскололись на пятой казни, а вот фараон упорствовал до последнего. Из всего перечисленного мы видим, что у него была реальная возможность считать все катастрофы природными явлениеми.

Альтернативные описания египетских казней

 Справедливости ради, отметим что в Псалмах есть описания египетских казней, которые не совсем совпадают с тем, что мы читаем в книге Исход.

 Теилим 78 ..когда избавил Он их от притеснителя, Когда дал Он в Египте знамения и чудеса Свои — в поле Цоана. И превратил в кровь потоки их, и воду их нельзя было пить. Наслал Он на них аров (массу диких зверей или насекомых) — и тот пожирал их, и лягушек — и они губили их. И отдал гусеницам урожай их и труд их — саранче. Побил градом виноградные лозы их и смоковницы их — каменным градом. И предал граду скот их и стада их — пламени. Послал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие посланцев злых. Проложил путь гневу Своему, не берег от смерти души их и жизни их мору предал. И поразил каждого первенца в Египте, начатой силы в шатрах Хамовых. И двинул, как овец, народ Свой, и повел их, как стадо, пустыней.

В этом описании, первая и последняя казнь (кровь и первенцы) такие же, как в книге Исхода, а последовательность промежуточных казней немного изменена (аров предшествует лягушкам), кое-что (тьма) отсутствует. В последующем описании всё начинается с египетской тьмы (мрак), а потом более или менее так как в книге Исхода.

Теилим 105:27 Совершили они среди них знамения (по) словам Его и чудеса — в стране Хама. Послал Он мрак — и стемнело, и не противились слову Его. Превратил Он воду их в кровь и умертвил рыбу их. Кишела страна их лягушками, (даже) комнаты царей. Сказал Он — и пришел аров, вши — во все пределы их. Сделал Он градом дожди их, огонь пылающий (зажег) в стране их. И побил виноградные лозы их и смоковницы их, и поломал деревья в пределах их. Сказал — и пришел арбэ и елэк (виды саранчи), и не (было им) числа. И пожрали всю траву в стране их и пожрали плоды земли их. И поразил Он всякого первенца в стране их, начатки всей силы их. И вывел их (йисраэйльтян) с серебром и золотом, и не (было) бедняка среди колен их.

Во всяком случае, Теилим – это поэзия, и там возможны преувеличения и перестановки, а книга Исхода даёт более подробное и взвешенное описание, поэтому мы больше верим ей. Кроме того, последовательность: кровь-лягушки сохраняется и тут: сначала испортилась вода, а потом лягушки вышли на сушу. (Кстати, в Теилим 105 град побил виноградную лозу и финиковые пальмы, а не лён и ячмень, как в книге Исхода. Это нормально, в древнем Египте выращивали и лозу, и финики.)

Так что практически все чудеса в книге Исхода допускают естественно-научное объяснение, которое нисколько не подрывает нашу веру в то, что они устроены Всевышним.

[1] Не так давно (в 1994 г.) было заснято столкновение кометы Шумахера-Леви с Юпитером (https://youtu.be/CiLNxZbpP20).

[2] Вспомним знаменитую история о споре рабби Элиезера и мудрецов во поводу кошерности печки к Песаху. (Бава Мециа, 59б).

Тэги
Show More

Михаил Голосовский

Михаил Голосовский- физик, работает в Иерусалимском Университете, живет в Маале Адумим. Интересуется совмещением религиозного и научно-рационалистического взглядов на Танах. || Записи лекций "Тора в свете научного анализа" - https://bit.ly/2F8nUIa

Related Articles

Напишите Ваше замечание

Back to top button
Close