Особое мнение

Братья и сёстры

Story Highlights
  • В Танахе часто обсуждаются отношения между родственниками и может показаться, что они такие же, как и сейчас, поскольку человек не меняется. Однако анализ отношений между братьями и сёстрами в Танахе, в свете найденных археологами древних архивов, убеждает нас, что тогдашние отношения между братьями и сёстрами были иными. Это новое понимание родственных отношений проясняет нам несколько важных коллизий в Торе.

Запреты кровосмешения

В недельных разделах Ахарей Мот и Кедушим  формулируется строжайший запрет на кровосмешение- интимную связь между близкими родственниками. У всех народов кровосмешение рассматривается как страшный грех- вспомним древних греков и историю Эдипа. Хотя запреты иудаизма в отношении кровосмешения не самые ограничительные[1], их нарушение рассматривается как очень тяжелый проступок. Поэтому так важно в этих запретах разобраться.

В Торе трижды излагается список запрещенных интимных связей – два раза в книге Ваикра и один раз в книге Дварим. Хотя на первый взгляд эти списки кажутся ясными и исчерпывающими, при внимательном анализе обнаруживается несколько проблем.

  • Ни в одном списке запрещенных связей нет дочери (но есть внучка). Однако в Торе есть история про дочерей Лота, из которой ясно, что такая связь абсолютна недопустима.
  • Есть запрет жениться на двух сёстрах. Однако жёны Яакова- Рахель и Лея- родные сёстры.
  • Есть запрет жениться на тёте. Однако Амрам- отец Аарона, Мириам, и Моше- женат на своей тётке Йохевед.
  • Во всех трёх списках есть запрет на связь с сестрой и полу-сестрой по матери или по отцу. Однако вспомним историю Авраама и Сары. Авраам представляется братом Сары и отдаёт её в жёны фараону. Когда подлог вскрывается  и выясняется, что Сара -это жена Авраама, то он настойчиво убеждает фараона, что Сара на самом деле его полу-сестра. Это же кровосмешение, но Авраам совершенно не стесняется в этом признаться. Получается парадоксальная ситуация: Аврааму намного важнее отмыться от обмана, чем от кровосмешения. Другой пример- трагическая история детей Давида- Амнона и Тамар. В этой истории есть и насилие и кровосмешение, но Танах критикует обидчика только за насилие,  а вовсе не за кровосмешение. Никто из участников этих двух историй не видит проблемы по поводу брака с полу-братом или полу-сестрой.

Получается, что практика разрешенных и запрещенных браков во времена Танаха несколько расходилась со списком запретов, изложенных в Торе. Можно возразить, что почти все вышеприведенные примеры относятся к периоду до дарования Торы и до формулировки соответствующих запретов, а тогда и взятки гладки. Но история Амнона и Тамар  происходит через несколько сотен лет после дарования Торы.

Похоже, что мы здесь чего-то не понимаем, и во времена Танаха отношения между родственниками, и в частности между братьями и сёстрами, были иные нежели сейчас. Вот в этом я и хочу разобраться. Сразу отмечу, что я так и не достиг удовлетворительного понимания ни истории Авраама и Сары, ни истории Амнона и Тамар, но по крайней мере мне удалось  в этом понимании как-то продвинуться.

Брат-опекун

В западной цивилизации братья и сестры  связаны прежде всего родственными отношениями. Самое главное в них- это запрет на интимную связь, запрет кровосмешения. Существуют и легальные, юридические отношения между братом и сестрой, относящиеся к наследству, но их роль второстепенна. Однако когда мы читаем архивы древнего месопотамского государства Мари  и таблички из города Нузи- а там сохранилось немало юридических документов и договоров, из которых мы можем восстановить юридические отношения между родственниками,- то мы с удивлением осознаём, что отношения брат-сестра в этих древних городах  были другие. Оказывается- что для нас совершенно дико- статус брата – это был предмет купли-продажи. Ну ладно, продать можно всё что угодно, но кому придёт в голову купить статус брата?

А дело в том, что брат может выступать в качестве опекуна. Сейчас, когда женщина самостоятельна, ей опекун не нужен. А в древности, когда у женщины не было экономической самостоятельности, ей нужна была крыша, а выражаясь легальным языком- опекун. У незамужней женщины в этой роли выступал брат, у замужней- муж, у проститутки- сутенёр.

Кроме того, опекунские отношения связаны с деньгами. Чтобы это лучше понять, вспомним о порядке выдачи женщины замуж на Западе и на Востоке. На Западе, пропитанным христианской цивилизацией, разводы были затруднены. Поэтому за невестой давали приданое, поскольку предполагалось, что будущий муж должен кормить свою жену неограниченное время. А на Востоке, где разводы были облегчены, за невесту платили выкуп- калым, который в принципе должен был обеспечить женщину в случае развода, поскольку тогда она возвращается в дом своего отца. Но при тогдашней продолжительности жизни, женщина с трудом могла рассчитывать на отца в случае неудачного брака, поскольку не всякий отец доживал до замужества дочери. Поэтому часто выдачей невесты замуж занимался брат, так что жених платил выкуп брату, а не отцу невесты.

И тут могла возникнуть интересная коллизия.  Представим себе брата, у которого есть сестра на выданье. Время идёт, жениха всё нет, а деньги нужны сейчас. Тогда этот человек продаёт свой статус брата третьему лицу. Этот третий выступает как брокер, то есть  он платит родному брату девушки скромную сумму и приобретает право выдачи её замуж, в том смысле, что будущий жених будет платить выкуп за невесту этому брокеру, а не родному брату невесты. Как сегодня брокеры играют на бирже с акциями, надеясь на повышение, так и тогда брокеры играли с потенциальным выкупом за невесту, надеясь на повышение. А в случае, если выдать её замуж не удаётся, брокер мог взять натурой, то есть на жениться на этой женщине, поскольку между ними нет родственной связи по крови. Ситуация, когда посторонний человек занимается выдачей девушки замуж, встречается и сегодня и называется опекунством. В западном мире опекун заботится о приданом девушки и отдаёт его жениху после свадьбы. А на Востоке опекун выдает женщину замуж и получает выкуп. То есть, во времена патриархов брат- это необязательно родственник, а просто статус брата обозначает опекуна.  Вокруг этого статуса крутились немалые деньги: стандартный выкуп за невесту- это сорок шекелей серебра, в то время как раб стоил двадцать-тридцать шекелей.

Сестра или жена?

В рассказах о патриархах три раза всплывает история о том, как жена выдаётся за сестру: два раза это происходит с Авраамом и один раз с Ицхаком. Такой сюжет в более позднее время казался удивительным,  поэтому библейские критики говорят, что это одна и та же история, размноженная в трёх экземплярах. Однако  в свете найденных древних легальных архивов, выясняется, что такая ситуация тогда была вовсе не уникальна.  В архивах Нузи есть несколько историй, в которых фигурируют мужчина и женщина, именующиеся братом и сестрой, хотя между ними нет родственной связи. В этих историях «легальный» брат занимается выдачей замуж своей «легальной» сестры.  В свете этой реальности, посмотрим на истории с  Авраамом и Сарой с точки зрения фараона или царя филистимлян Авимелеха. Путешествует уважаемый шейх Авраам с сестрой Сарой, причём жены у этого шейха нет. Не наводит ли это на мысль об интимных отношениях между братом и сестрой, или о камуфляже (вспомним пару Стэплтонов из «Собаки Баскервилей» Конан-Дойля)? Неужели фараон и Авимелех так наивны? Из того, что они покупаются на обман и берут Сару в жёны, можно сделать вывод, что брат, путешествующий с сестрой на выданье, не был такой уж редкостью.

Авраам, Сара, и фараон
Авраам, Сара  и Авимелех

Похоже, что когда Авраам путешествует с Сарой и представляет её как свою сестру, то этим он подчёркивает, что она потенциальная невеста. Сам он представляется братом Сары, но в глазах окружающих это лишь обозначает его легальный статус опекуна и необязательно предполагает родственные связи с Сарой.  Также и Ицхак, путешествующий с Ривкой. Поэтому Авимелех- царь филистимлян- вовсе не шокирован, когда он узнаёт, что между «братом» и «сестрой» есть интимная связь – в его глазах это необязательно предполагает кровосмешение, поскольку тогдашние отношения брата и сестры были не столько родственные, сколько легальные.[2]

Есть в Торе намёк на понимание слова «брат» не как кровный брат, а как опекун? Да, есть. Вспомним историю о том, как Авраам выдал Сару замуж за царя филистимлян Авимелеха, а тот обнаружил обман и вернул Сару обратно со словами: Берешит 20:16 «А Саре сказал он: Вот я дал тысячу серебра брату твоему. Вот это тебе покрытием глаз для всех, кто с тобой, и пред всеми ты себя оправдаешь.»  Хотя Авимелех понял, что между Авраамом и Сарой есть интимные отношения, он продолжает считать Авраама её  «братом», то есть опекуном.[3]

Кто выдавал девушку замуж- отец или брат?

В свете этого неожиданного понимания отношений между братом и сестрой, зададимся вопросом, а кто же во времена Танаха  выдавал девушку замуж: отец или брат? В Торе есть несколько историй выдачи девушки замуж, и их анализ говорит о том, что скорее всего выдачей замуж занимался брат.

Элиезер сватает Ривку у её брата Лавана и её матери Милки

Сватовство Ривки. По поручению своего хозяина Авраама, его раб (по-видимому, Элиэзер) отправляется в Харран искать невесту для Ицхака. Он находит Ривку и спрашивает её, чья она дочь, то есть осведомляется об её происхождении.  Ривка представляется как «Я дочь Бетуэля, сына Милки, которого она родила Нахору, брату Авраама». Дело пахнет сватовством,  и когда Элиэзер приходит в дом Ривки,  то его встречает брат Ривки Лаван, а вовсе не её отец Бетуэль. Элиэзер объявляет о цели своего визита.  Ответ ему дают брат и отец невесты: Берешит 24:50 «И отвечал Лаван и Бетуэль, и сказали они: От Господа исходит это, не можем говорить тебе ни худого, ни доброго», причем брат тут выступает впереди отца. В дальнейшем отец невесты совсем линяет, так что переговоры ведут брат и мать:  «И сказал ее брат и ее мать: Пусть побудет девица с нами год или десять (месяцев); потом пойдет.» Обычно комментаторы, у которых ментальность западного мира, где выдачей невесты замуж занимается отец, а не брат, интрепретируют эти стихи как наглость со стороны Лавана, который присвоил себе роль хозяина дома. Мидраш же объясняет исчезновение со сцены отца невесты тем, что он заболел и умер во время сватовства.  Но в свете всего вышесказанного мы понимаем, что никакой наглости со стороны Лавана нет, а Тора просто фиксирует ситуацию, в которой выдачей невесты замуж занимается её брат, а не отец.

Сватовство Дины. Теперь обратимся к истории Дины, дочери Яакова. Вспомним канву событий: Яаков с семьёй приходит из Харрана в город Шхем и селится там. Местный принц тоже по имени Шхем умыкает дочь Яакова, а потом вместе со своим отцом Хамором приходит её сватать в жёны.

Похищение Дины

Отметим, что Яаков не разговаривает со сватами, пока не придут его сыновья- братья Дины. Берешит 34:5 «И Яаков услышал, что осквернил тот Дину, его дочь, а сыны его были со скотом в поле, и молчал Яаков до их прихода. И вышел Хамор, отец Шхема, к Яакову, говорить с ним. И сыны Яакова пришли с поля… И говорил Хамор с ними так: Шхем, мой сын, . . возжелала его душа вашей дочери. Дайте же ее ему в жены!… И отвечали сыны Яакова Шхему и Хамору, отцу его…» Сватовство формально обращено не столько к Яакову, сколько к его сыновьям, и ответ сватам даёт не отец Дины Яаков, а её братья. Если отвлечься от предыстории умыкания Дины, то ситуация очень напоминает сватовство Элиэзера, которое тоже больше обращено к брату невесты, а не к её отцу.

Можно было подумать, что Яаков раздавлен случившимся и уходит от роли главы клана, так что его сыновья поневоле выходят на первый план. Действительно, когда надо отомстить за Дину, то главную роль играют её братья: «… и взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, каждый свой меч, и напали они на город уверенно и убили весь мужской пол.» Однако после этого на первый план  снова выходит  Яаков: «35:2 И сказал Яаков своему дому и всем, кто с ним: Уберите богов чужих, которые среди вас, и себя очистите и перемените ваши одежды.» Яаков определяет, где будет жить весь клан (в Хевроне), Яаков велит своим сыновьям спуститься в Египет за хлебом, и во всей истории с путешествиями в Египет он выступает как глава клана, а у братьев роль подчинённая. Только в истории со сватовством он временно отходит на второй план. Скорее всего, он всегда был главой клана, а выдача Дины замуж- это прерогатива её братьев  а не отца.

Хамор и Шхем пришли к Яакову и его сыновьям просить руки Дины

Так к кому же приходят сватать невесту- к её брату или к её отцу? В случае Ривки и в случае Дины  получается, что главную роль играют братья. А вот Эсав идет сватать себе жену Берешит 28:9 «И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены.»[4]  Невайот – это первенец Ишмаэля, как мы учим из его родословной. В вышеприведённом стихе явная избыточность- если Махалат дочь Ишмаэля, то  и так ясно, что она сестра Невайота.  Мудрецы выводят из этого стиха, что Ишмаэль к тому времени умер, так что выдачей сестры замуж занимался Невайот. Скорее всего, так оно и было, но надо отметить, что похожая формула встречается в Танахе ещё несколько раз: Берейшит 25:20 «И было Ицхаку сорок лет, когда он взял Ривку, дочь Бетуэля-арами, из Падан-Арама, сестру Лавана-арами, себе в жены».  Шемот 6:23 «И взял Аарон Элишеву, дочь Аминадава, сестру Нахшона, себе в жены…» Неужели это всё частные случаи, когда отца нет в живых и сестру выдаёт замуж её брат? А может быть, это как раз общий случай и  формулировка « дочь такого-то» обозначает происхождение невесты, а «сестра такого-то»- это её легальный статус?

А вот вроде бы контрпример: когда Яаков хочет взять в жены Рахель, то он сватается к её отцу Лавану! Однако всё становится на свои места, когда  мы осознаём, что на тот момент у Лавана не было сыновей, а появились они много лет спустя. Так что свататься к братьям Рахели Яаков никак не мог- их просто в тот момент не существовало! С другой стороны, есть Итро, который даёт Моше в жёны свою дочь Ципору. И опять мы вспоминаем, что у Итро семь дочерей и, по-видимому, нет сыновей[5], так что выдавать этих девушек замуж мог только отец.

Похоже, что во времена патриархов прерогатива выдачи девушки замуж в первую очередь лежит на братьях, а уже потом на отце. А чем объясняется то, что дочери Целофхада ведут себя так активно и сами устраивают своё замужество? А у них нет ни отца, ни братьев, чтобы о них позаботиться.

С третьей стороны, когда Шимшон ищет себе невесту среди филистимлян, то он говорит с ней напрямую, минуя отца невесты, хотя потом его родители договариваются с её родителями, а в дальнейшем опекуном филистимской жены Шимшона всё же выступает её отец. Но это же филистимляне- они вообще инородное тело в Леванте, у них совсем другие обычаи, да и процедура сватовства могла быть совсем другая.  К тому же филистимские женщины, судя по истории с Далилой,  были более независимы.

Похоже, что во времена патриархов, девушку выдавали замуж прежде всего братья. Не исключено, что это был обычай Харрана (как это следует из археологии), а в период книги Царей могло быть и не так.

Кто является опекуном женщины?

Вспомним трагическую историю Амнона и Тамар. Сын Давида  Амнон воспылал страстью к своей полу-сестре Тамар, обманом завлёк её в свою спальню, изнасиловал и бросил. По нашим понятиям, Амнон виновен в двух грехах- изнасиловании и кровосмешении. Однако, самой Тамар тема кровосмешения вообще не приходит в голову. Вот что она говорит, когда Амнон намеревается её насиловать: Шмуэль 2 13:12 «Но она сказала: нет, брат мой, не принуждай меня, ибо не делается так в Исраэйле; не делай этой мерзости… А теперь поговори ты с царем, и он не возбранит мне стать твоею.»  Тамар готова выйти замуж за Амнона с разрешения Давида??

Амнон и Тамар

Получается, что брак между полу-братом и сестрой был разрешён не только во времена патриархов (Авраам и Сара) до дарования Торы, но и во времена Давида, то есть после дарования Торы?? А как же явный запрет на такую связь в книге Ваикра[6]  и критика такой связи в книге Йехезкееля[7]?

Эта история не очень понятна, но я хочу сосредоточиться на том, кто разруливал ситуацию и наказывал обидчика. На первый взгляд, это должны были делать родители. Но это не так. Родители тут оказались как-то в стороне. Неужели у Давида не было тогда власти в своём доме? Да, к старости он одряхлел, но события с Амноном и Тамар происходили задолго до бунта Авешалома, когда Давид был в силе. Да и у матери Тамар- гешурской принцессы Маахи- тоже, наверное, была не последняя роль в доме Давида. Однако в реальности разруливали ситуацию не родители Тамар, а её брат Авешалом. Книга Шмуэль 2 сообщает, что несчастная Тамар ушла жить в дом своего единокровного брата Авешалома, и в дальнейшем именно он отомстил обидчику Амнону.  Получается, что как и в истории Дины,  опекуном и защитником девушки выступает брат, а не отец.

Правда, в архивах Нузи есть редкие случаи, когда опекуном выступает не мужчина, а важная женщина. В Танахе тоже есть два примера, когда опекуном выступает влиятельная женщина. Так в книге Царей рассказывается про Хадада, который бунтовал против царя Соломона и был вынужден просить убежища при дворе египетского фараона.  Цари 1 11:19 «И снискал Хадад большую милость у Паро, и тот отдал ему в жены сестру жены своей, сестру царицы Тахпенэйс.» Невеста Хадада здесь позиционируется не как сестра своего брата, а как сестра своей сестры. Однако эта сестра не простая женщина, а жена самого фараона.

Второй пример сестры-опекунши мы находим в истории о родственниках Давида. Три его главных сподвижника: Йоав, Авишай, и Асаэль, именуются необычно- не как сыновья своего отца, а как сыновья своей матери Церуйи. Перефразируя кота Матроскина из «Трое из Постоквашино», мы заключаем, что наверное эта Церуйа была важная женщина, раз её выдающиеся сыновья именуется по ней, а не по отцу.  Из книги Хроник 1 мы знаем, что Церуйа была сестра Давида. 2:16 «И сестры их: Церуйа и Авигайил. И сыновья Церуйи: Авшай и Йоав, и Асаэйль — трое.» Отметим, что здесь фигурирует и вторая сестра – Авигайль.[8] Про неё сказано:  Шмуэль 2 17:25 «И поставил Авшалом над войском Амасу вместо Йоава; Амаса был сыном одного человека по имени Йитра Исраэйльтянин, который вошел к Авигаил, дочери Нахаша, сестре Церуи, матери Йоава.»  Авигайль представлена здесь не как сестра своих братьев, а как сестра своей сестры Церуйи.[9] Поскольку Церуйа такая выдающаяся женщина, то это неудивительно.

Как именуется женщина в Танахе?

Когда Танах рассказывает про мужчин, то приводится его имя. В качестве более подробного идентификатора  указывается, чей он сын или из какого он города. Когда речь идёт о женщине, то обычно указывается, кто её отец, и кто опекун. (Сегодня о происхождении женщины свидетельствует её девичья фамилия, а о том, кто её опекун, мы узнаём из её текущей фамилии). Действительно, когда речь идёт о замужней женщине, то она именуется как дочь своего отца и жена своего мужа.  Шофтим 4:4 «А Дебора, пророчица, жена Лапидота, — она судила Исраэйль в то время». Цари 2 22:14 «И пошел Хйлькийау, священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асайа к Хулде, пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд..» Шмуэль 1 25:14 «Авигаил, жену Навала, известил один отрок из слуг…» Хроники 2 22:11 «…Иеошават, дочь царя Йеорама, жена Йеойады священника ибо она была сестрой Ахазйау..»[10]. То есть опекун замужней женщины- это её муж. Похоже, что сегодняшний обычай, когда жена берёт фамилию мужа- это из той же области.

Незамужняя женщина обычно именуется как дочь такого-то и сестра такого-то. Вот примеры, которые мы уже приводили: «Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота»; «Ривка, дочь Бетуэля-арами, из Падан-Арама, сестра Лавана-арами»; «Элишева, дочь Аминадава, сестра Нахшона». А вот дополнительные примеры: Берешит 4:22 «А Цила, также и она родила Тувал-Каина, … А сестра Тувал-Каина — Наама».  Берешит  36:22 «И были сынами Лотана: Хори и Эмам. А сестра Лотана -Тимна.» Берешит 46:17 «А сыны Ашера: Имна и Ишва, и Ишви, и Бериа, и Серах, сестра их.» Хроники 1 4:3 «И это (дети Хура) Ави-Эйтама: Изреэль и Йишма, и Йидбаш, а имя сестры их Ацелэлпони.» Хроники 1 7:32 «И Хэвэр родил Йафлэйта и Шомэйра, и Хотама, и Шуу, сестру их.» Здесь женщина позиционируется не как дочь своего отца, а как сестра своих братьев.

А вот ещё один  пример из книги Бемидбар. Пинхас убил князя колена Шимона Зимри  и его подругу, мидианитянку Козби дочь Цура, за идолопоклонству Пеору. После этих событий сообщает нам книга Бемидбар 25:16 «И говорил Господь Моше так: Враждуй с мидианитянами, и поразите их. Ибо враждебны они вам своими кознями, какие строили вам по поводу Пеора и Козби, дочери князя Мидиана, их сестры, убитой в день поветрия из-за Пеopa.» Имеется в виду, что за смерть Козби бат Цур будут мстить её братья-мидианитяне, примерно так же, как за умыкание Дины мстили её братья Шимон и Леви. И в современном арабском мире за поруганную честь сестры мстят её братья, а не отец.

Ещё один пример- это Мириам.  Бамидбар 26:59 «А имя жены Амрама Йохевед, дочь Леви, которую родила (жена) Леви в Мицраиме. И родила она Амраму Аарона и Моше, и Мирьям, их сестру.» Про Йохевед не говорится, чья она сестра, поскольку она уже замужем.  В то же время про Мириам говорится, чья она сестра, поскольку она, судя по всему, не замужем. Да и в дальнейшем Мириам позиционируется как сестра Ааарона.  Шемот 15:20 «И взяла пророчица Мирьям, сестра  Аарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и в танцах.»[11] Похоже, что Мириам не была замужем, поскольку в Торе нигде не говорится про её мужа.[12]

Хотя именование женщины как «дочь такого-то, жена или сестра такого-то» превалирует в Танахе, но встречается и упоминание женщины просто по имени. Примеры, которые приходят на ум- это повитухи Шифра и Пуа, и женщина легкого поведения -Далила. Почему они так называются? Может быть, потому что они  экономически самостоятельны, могут сами постоять за себя, так что им опекун не нужен. Кроме того, есть ещё ханаанские жёны патриархов: жена Авраама Кетура, жена Иегуды Пуа, и жена его сыновей- Тамар, чьё происхождение нам неизвестно.  Может быть, Тора не хочет подчёркивать их происхождение, поскольку эти женщины приходят из языческой среды?

Аарон, Мириам и Моше

Заключение

Получается, что во времена Танаха, у брата были серьёзные и разнообразные функции: старший брат мог выступать как глава клана; брат, а не отец,  выдавал сестёр замуж. В последнем случае, была воможна передача статуса брата третьему лицу, так что между легальными «братом» и «сестрой» могло и не быть кровной связи. Это частично проясняет коллизии, связанные с отношениями между братьями и сёстрами в Танахе.

  1. Stol, Marten. 2014. “Woman in the Ancient Near East”. 2016 Walter de Gruyter Inc., Boston/Berlin DOI: https://doi.org/10.1515/9781614512639.
  2. Cyrus H. Gordon “Fratriarchy in the Old Testament”. Journal of Biblical Literature, Dec., 1935, Vol. 54, No. 4 (Dec., 1935), pp. 223-231. DOI:https://doi.org/10.2307/3259787.
  3. Iain William Provan Philips LongTremper Longman, A Biblical History of Israel, Westminster John Knox Press,  2003.

 [1]  Тора не запрещает браки между двоюродными братом и сестрой и между дядей и племянницей, в то время как у многих других народов это табу.

[2] Правда, Авраам сообщает фараону, что Сара его полу-сестра и вроде этого не стесняется. Тора строго запрещает интимные отношения не только между кровными братьями и сёстрами, но и между полу-братьями и сёстрами, у которых один родитель общий, а другой нет. Другие народы также запрещают интимную связь между неполными братьями и сёстрами.  Комментаторы озадачены такой ситуацией и обычно предлагают считать (Трактат Санхедрин 58б), что Сара- это не полу-сестра Авраама, а его племянница. Действительно, у безвременно скончавшегося брата Авраама Харана есть две дочери: Милка и Иска. Похоже, что два оставшихся брата: Авраам и Нахор, женились на своих племянницах. Про Нахора чётко сказано, что он взял в жёны Милку. Логично предположить, что Авраам взял в жёны Иску. Скорее всего, так оно и было. Но зачем Авраам сообщает, что Сара его сестра- он что, не боится обвинения в кровосмешении?

[3] Иногда это обращение приводят в пример как юмор со стороны Авимелеха. Но вообще-то в Торе, да и в вообще в Танахе мы юмора не видим. Разве что когда Сара говорит про себя :» Берейшит 18:12 И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар».

[4] В другом месте она именуется Басмат. Берешит: 36:2 «Эсав взял своих жен из дочерей Кенаана: Аду, дочь Элона-хити, и Аоливаму, дочь Аны, дочь Цивона-хиви и Басмат, дочь Ишмаэля, сестру Невайота

[5] Ховав бен Реуэль, который упоминается в книге Бемидбар и в книге Судей- это, судя по всему, не сын Итро, а сам Итро. По мнению Раши.

[6] Обычно напрашивающееся понимание, что Тамар – это дочь не Давида, а  Авешалома, так что Амнон вступает в интимную связь не с  сестрой, а с племянницей, а это не подпадает под запрет кровосмешения.  Действительно, книга Царей сообщает нам, что у Авешалома была дочь по имени Тамар (которая впоследствии вышла замуж за сына царя Соломона- Реховоама). Но про ту Тамар, которая фигурирует в истории Амнона, чётко сказано, что она дочь Давида и сестра Авешалома. Так что у Амнона была сестра Тамар и дочь Тамар – и это разные персонажи.

[7] Йехезкеель 22:8 “Святыни Мои презирал ты и субботы Мои осквернял.. Иной с женой ближнего своего творил гнусность, иной невестку свою осквернял развратом, а иной сестру свою, дочь отца своего, бесчестил у тебя.»

[8] У Давида есть сестра Авигайль и жена Авигайль. Похоже, что это разные женщины.

[9] Кто такая эта Церуйа- нам не совсем понятно. Хотя про неё говорится,  что она сестра Давида, но по совокупности её упоминаний в Танахе она несколько смахивает на брата Давида. В эту сторону нас тянет и противоречие между книгой Шмуэля, где Давид обозначен как восьмой сын Ишая, и книгой Хроник, где Давид седьмой сын Ишая, а потом перечислены дочери- Церуйа и Авигайль.  Неужели, Церуйа- это ещё один сын Ишая?  Что касается Авигайль- похоже,  что это всё же женщина, да и имя у неё женское. А как быть с тем, что Шмуэль 2 17:25 утверждает, что Авигайль дочь Нахаша, а не Ишая – отца Давида? К тому же, в этой же главе книги Шмуэль фигурирует некто Шоби сын Нахаша. В этом случае, очевидно, что речь идёт о другом Нахаше- Аммони, царе Аммонитян. Но поскольку Давид при назначении Амасы главой войска подчёркивает, что он  его близкий родственник, то Нахаш- отец Авигайль, очевидно не царь Аммонитян, а его тёзка. Раши настаивает, что этот Нахаш- и Ишай-отец Давида- это одно и то же лицо. Похоже,  у него есть для этого веские основания.

[10]  В другом месте она именуется как сестра Ахазйя: Цари 2 11:2 «…Йеошэва, дочь царя Йорама, сестра Ахазйа, взяла Йоаша, сына Ахазйа..» Но здесь как раз важно, что она сестра покойного царя, поскольку именно она заботится о малолетнем царском сыне Йоаше.

[11] Нас несколько удивляет, что Мириам тут позиционируется как сестра Аарона, а не как сестра Моше. Однако вспомним, что Аарон всё же старше Моше. Похоже, что в отсутствие отца главой клана и опекуном дочерей становится, как правило, старший брат.  Действительно, когда Шауль спрашивает, почему Давид отсутствует на трапезе в честь новомесячья, то Ионатан передаёт ему слова Давида: Шмуэль 1 20:29 .. «Отпусти меня, ибо семейное пиршество у нас в городе, и брат мой приказал мне быть там; а теперь, если нашел я благоволение в очах твоих, сбегаю я и повидаюсь с братьями моими…» Старший брат Давида выступает здесь как глава клана, которому  Давид, как младший брат,  должен подчиниться.  Исаак благословляет Яакова царствовать над братьями, а Эсаву- подчиниться брату, то есть передаёт Яакову главенство над кланом. А Яаков благословляет Йегуду главенствовать над братьями- быть главой клана.

[12] Мидраш (Трактат Санхедрин 68б, Сота 11б) сообщает о том, что мужем Мириам был Калев, но в Торе нет на это никакого намёка.

Show More

Михаил Голосовский

Михаил Голосовский- физик, работает в Иерусалимском Университете, живет в Маале Адумим. Интересуется совмещением религиозного и научно-рационалистического взглядов на Танах. || Записи лекций "Тора в свете научного анализа" - https://bit.ly/2F8nUIa

Related Articles

Напишите Ваше замечание

Back to top button