Конфликт национального и универсального в иудаизме – корень сегодняшнего раскола в Израильском обществе
В еврейской традиции заложен конфликт между Рош hа-Шана и Песахом, двумя «началами еврейского года».
В первый Рош hа-Шана был сотворен Адам, это день рождения для всего человечества. В первый Песах сыны Израиля вышли из Египта, и это день рождения еврейского народа. В Рош hа-Шана празднуется начало года для всего мира, в Песах — начало года исключительно для евреев.
В Рош hа-Шана мы предстаем перед Богом как часть всего человечества, «ибо в этот день все люди и все народы проходят перед Ним, и Он решает судьбу каждого». В Песах же мы подчеркиваем еврейскую обособленность, отделение евреев из среды египтян, еврейскую избранность.
Эта противоположность выражается и в датах этих праздников. Рош hа-Шана и Песах находятся как бы в «противофазе» как в отношении времен года (Рош hа-Шана осенью, а Песах весной), так и по своему положению внутри месяца»: Рош hа-Шана — 1 Тишри, в начале месяца, в новолуние; а Песах — 15 Нисана, в середине месяца, в полнолуние.
Еврейская традиция называет Луну символом еврейского народа (ибо также, как и еврейский народ, она то увеличивает, то уменьшает свой свет, но не исчезает совсем), и поэтому полнолуние, когда Луна видна целиком, подчеркивает «специфически еврейский» характер празднования Песах, а новолуние, когда Луна почти не видна — «общечеловеческий характер» Рош hа-Шана.
Другими словами, традиция иудаизма в своей основе содержит две компоненты: специфически еврейскую и общечеловеческую; нам заповедано и далее развивать в своем учении две линии: линию «национальную» и линию «универсальную».
И однако, хотя в классическом иудаизме, т.е. в Торе и у Пророков, общечеловеческим проблемам уделено очень большое место — сегодняшний «реальный» иудаизм, к сожалению, занимается ими не слишком много. По-видимому, это уменьшение акцента на общечеловеческую компоненту исторически связано с проблемой сохранения и выживания евреев в Изгнании, когда положение наше часто бывало столь критическим, что нам было не до мировых проблем.
Но хотя все это извинительно, и религиозное руководство евреев галута можно понять — ситуация требует исправления. Ибо отсутствие баланса между национальным и общечеловеческим аспектами иудаизма не только вызывает деформацию самого еврейского учения, но и приводит к отдалению от иудаизма тех евреев, для которых универсальный общечеловеческий компонент является ведущей силой их души.
Собственно, этот конфликт лежит и в основе нынешнего противостояния в израильском обществе.
Поэтому какое бы временное решение ни было бы достигнуто в политической сфере – решить конфликт по-настоящему, т.е. достигнуть синтеза (а не компромисса) – можно только через трансформацию иудаизма.
Который будет включать не только ценности ортодоксальные и национальные (как это делает Религиозный сионизм), но также и ценности универсальные.
Чтобы продвинуться к единству еврейского народа, нам необходимо раскрыть универсальный аспект Торы в реальной религиозной жизни.
У нас нет иного пути вернуть к Торе те еврейские души, основой которых является «общечеловеческий аспект» — как дать «общечеловеческой компоненте» достойное воплощение в жизни сегодняшнего реального иудаизма.
Иными словами, религиозные круги должны стать признанным центром «борьбы за права человека» в той же степени, в которой они являются сегодня признанным центром борьбы за национальное возрождение еврейского народа в Стране Израиля.
Как это сделать на практическом уровне – подробно обсуждается здесь https://pinchaspolonsky.org/vsemirnyj-religioznyj-sionizm/
Для нынешнего поколения и для нынешней стадии развития иудаизма именно эта проблема, как мне кажется, является ключевой для тшувы, и поэтому именно о ней мы вспоминаем сегодня, в канун Рош hа-Шана.