Теперь мы сконцентрируемся на походе Авраама против четырех царей и на том, что происходило по его возвращении из похода.
Прежде всего, проанализируем как Авраам организует этот поход. וַיִּשְׁמַ֣ע אַבְרָ֔ם כִּ֥י נִשְׁבָּ֖ה אָחִ֑יו וַיָּ֨רֶק אֶת־חֲנִיכָ֜יו יְלִידֵ֣י בֵית֗וֹ שְׁמֹנָ֤ה עָשָׂר֙ וּשְׁל֣שׁ מֵא֔וֹת וַיִּרְדֹּ֖ף עַד־דָּֽן: И услышал Аврам, что взят в плен его брат, и снарядил он воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. (Берешит 14:14). Комментаторы понимают слово «חֲנִיך» в его современном значении -«воспитанник», в то время как в данном контексте это слово обозначает хорошо обученного воина. Иными словами, для операции по возвращению пленных Авраам взял с собой элитное подразделение. Некруглое количество воинов– триста восемнадцать- нас несколько удивляет, но оно соответствует батальону- самому маленькому воинскому подразделению, способному действовать самостоятельно. Действительно, Эсав берет с собой четыреста человек на встречу с Яаковым (Берешит 33:1), у Давида отряд из четырехсот воинов (Шмуэль 1, 22:2, 30:10), а Гидеон берет с собой триста воинов для ночной атаки на мидианитян (Судьи 7:7).
Авраам догоняет четырех царей далеко на севере возле Дамаска и, конечно, не вступает с ними в открытое сражение- в древности ночью старались не воевать. Похоже, что он устраивает ночную засаду, нападает на вражеский арьергард, отбивает своего родственника Лота и часть награбленного имущества, и быстро ретируется. Ясно, что Авраам забрал лишь малую часть добычи четырех царей, иначе они бы его преследовали.
Авраам возвращается победителем из этого похода, но на обратном пути сам неожиданно попадает в засаду — на пути у него встает царь Содома. וַיֵּצֵ֣א מֶֽלֶךְ־סְדֹם֘ לִקְרָאתוֹ֒ אַֽחֲרֵ֣י שׁוּב֗וֹ מֵֽהַכּוֹת֙ אֶת־כְּדָרְלָעֹ֔מֶר וְאֶת־הַמְּלָכִ֖ים אֲשֶׁ֣ר אִתּ֑וֹ אֶל־עֵ֣מֶק שָׁוֵ֔ה ה֖וּא עֵ֥מֶק הַמֶּֽלֶךְ: И вышел царь Содома навстречу ему (Аврааму), когда он, разбив Кедорлаомера и царей, которые с ним, возвратился в долину Шаве, она же долина Царская. (Берейшит 14:17). Откуда нам ясны воинственные намерения царя Содома? Во-первых, написано «וַיֵּצֵ֣א מֶֽלֶךְ־סְדֹם֘ לִקְרָאתוֹ֒. И вышел царь Содома навстречу ему». В Танахе это выражение обычно означает выйти с воинственными намерениями, выйти на войну.
Место встречи, которое выбрал царь Содома, говорит о том, что это засада. Действительно, Авраам возвращается из похода по излюбленной им Дороге Праотцев. Похоже, что царь Содома хочет перехватить его на этой дороге и увести у него всю добычу на территорию Содома, то есть в район Иорданской долины- Мертвого моря. Ему логично устроить засаду в том месте, где Дорога Праотцев сходится с одной из дорог, соединяющих Иорданскую долину с центральным горным массивом. Как видно из рисунка, таких дорог три, и они приходят в Шхем, Бейт-Эль, и Иерусалим. Возле этих городов и нужно устраивать засаду. Лучше всего устроить засаду в Иерусалиме, где современная 60-ая дорога пересекается с 1-ой дорогой, поскольку это самая южная точка на маршруте Авраама, где такая засада ещё возможна[1].
А где реально это происходило? Тора сообщает, что царь Содома встретил Авраама в долине Шаве, она же долина Царская, и при встрече пристуствовал Малкицедек, царь Шалема. Мы не знаем, что такое долина Шаве, но Шалем большинство комментаторов и исследователей отождествляют с Иерусалимом.[2] Альтернативная точка зрения- что всё это произошло в районе Шхема.[3] Так или иначе- Шхем или Иерусалим- место для засады царь Содома выбрал грамотно.
Как же протекала встреча Авраама и царя Содома? Последний говорит с Авраамом с позиции силы, довольно нагло, и диктует свои условия: кое-что ты можешь себе оставить, а остальное отдай мне. А Авраам делает хорошую мину при плохой игре и гордо говорит что-то типа, «раз ты такой наглый, то бери всё- ничего мне от тебя не нужно». אִם־מִחוּט֙ וְעַ֣ד שְׂרֽוֹךְ־נַ֔עַל וְאִם־אֶקַּ֖ח מִכָּל־אֲשֶׁר־לָ֑ךְ וְלֹ֣א תֹאמַ֔ר אֲנִ֖י הֶֽעֱשַׁ֥רְתִּי אֶת־אַבְרָֽם: … Если от нитки и до шнурка[4] возьму из всего, что тебе (принадлежит). И тебе не сказать: я обогатил Аврама. (Берешит 14:23). И продолжает путь домой, лишившись всех своих трофеев. Нам, конечно, импонирует гордость Авраама, но вот так, по первому требованию расстаться со всеми трофеями, добытыми в честном сражении? «Обидно мне, досадно мне, ну ладно!». Как я покажу ниже, вышеприведенная картина обманчива и в действительности Авраам ведет себя вовсе не как фраер, а как великолепный дипломат, приёмами которого можно восхищаться и которым не грех поучиться.[5]
Во-первых, отметим, что встреча происходит не на пустом месте, и местный царь- Малкицедек- тоже при этом присутствует. Он даёт Аврааму символический подарок- хлеб и вино, а Авраам даёт ему совсем не символический подарок- 10% от всей добычи. Таким образом, Авраам и Малкицедек заключают союз, который закрепляется обменом подарками. Это обычная процедура заключения дипломатического союза в древности. Таким образом, против царя Содома у Авраама появляется союзник- Малкицедек.
Во-вторых, хотя Авраам вроде бы и подчиняется наглому требованию царя Содома отдать часть добычи, но на самом деле почти всё остаётся у Авраама. Действительно, за пышной фразой Авраама типа «ничего мне от тебя не нужно, бери всё», следует оговорка «בִּלְעָדַ֗י רַ֚ק —кроме того, только». Как всегда, в юридических документах, за такими словами как раз и следует самое главное, а всё, что было перед ними– ничего не значащая демагогия. Так и здесь, Авраам готов отдать всё, кроме доли его союзников- Анера, Мамре, и Эшколя- троих союзников из Хеврона. По словам Авраама, эти трое сторожили тыл и пожитки воинов, ходивших в поход с Авраамом. Мы знаем из рассказа о походе Давида против Амалекитян (Шмуэль1 30:24), что у ходивших на войну и у сторожащих тыл одна и та же доля трофеев. Поэтому, когда Авраам перечисляет царю Содома трех своих могущественных союзников из Хеврона, то он имеет в виду, что они должны получить 75% добычи, а доля Авраама только 25%. (А если царь Содома имеет возражения, то пускай предъявит их этим трем союзникам из Хеврона, которые, кстати, обитают не так уж далеко от его резиденции в Содоме.) Так что когда Авраам великодушно готов отдать свою долю царю Содома, то он имеет в виду лишь 25% от всех трофеев. Кроме того, отсюда надо вычесть то, что Авраам отдал Малкицедеку-10% от всей добычи. Авраам также не забывает упомянуть, что из оставшихся 15% надо ещё вычесть издержки на поход –« בִּלְעָדַ֗י רַ֚ק אֲשֶׁ֣ר אָֽכְל֣וּ הַנְּעָרִ֔ים то, что съели воины». Так что в результате умелой дипломатии Авраама, царь Содома получил лишь малую часть от запрашиваемого.
Теперь мы поднимемся над меркантильным подходом, фокусирующемся на том, кто какую долю добычи получил, и обратимся к более глубокому рассмотрению встречи Авраама с Малкицедеком и царем Содома. Отвлекаясь от деталей, канва событий выглядит так. После победы в схватке с четырьмя северными царями, Авраам возвращается домой с большим имуществом. На обратном пути его ждут ещё два царя- один хороший (Малкицедек) и один плохой (царь Содома). После этой встречи Авраам продолжает свой путь голый и босый, даже без шнурков от обуви, а вся добыча переходит к этим двум царям: к одному по-хорошему, а к другому по-плохому.
На самом деле ситуация не такая пессимистичная, так как на этой встрече незримо присутствует Царь небесный, на что намекает название места встречи: Долина Царская. В чём тут дело? Авраам расстался с трофеями, но нужно ли ему захваченное богатство? Главная проблема Авраама в том, что у него нет детей. Какой в богатстве прок, если его некому оставить, если нет наследников. Не богатство Аврааму нужно, а благословение! И он его получает сполна: сначала от Малкицедека, а впоследствии от Всевышнего! А царь Содома- богатство получил и радуется? Пока он ещё этого не знает, но на самом деле не богатство ему нужно, а благословение, чтобы выжить в грядущей катастрофе, в которой погибнут Содом и Гоморра и сгинет всё богатство, которое он забрал у Авраама. Получается, что на встрече Авраама и царя Содома решалось не столько как делить добычу, а кому достанется благословение, а кому материальные блага. На первый взгляд, распределение оказалось не слишком справедливое: царь Содома получил все трофеи, все материальные блага, а Авраам остался лишь с благословением Малкицедека. Но в более дальнем прицеле всё оказалось правильно: вышло так, что благословение более важно, чем материальные блага, и Всевышний распорядился так, чтобы оно досталось Аврааму, а не царю Содома.
Этот расклад прекрасно иллюстрирует вечную проблему: почему мир устроен так, что праведники часто страдают, а отрицательные персонажи торжествуют. Мудрецы обычно отвечают, что праведники получат свою долю в грядущем мире. А из истории Авраама и царя Содома мы видим, что страдания Авраама и торжество царя Содома эфемерны: царь Содома и его потомки скоро сгинут вместе со всем своим богатством, а у Авраама появятся потомки и не исчезнут никогда. Так что не исключено, что каждый получает по заслугам уже и в этом мире, правда, далеко не сразу.
[1] Тут мог быть ещё и мистический смысл. Авраам несколько раз путешествовал между Шхемом и Хевроном и, очевидно, не раз проходил в окрестностях Иерусалима. Однако жертвенники он поставил в Шхеме, Бейт Эле, и Хевроне, но не в Иерусалиме. (Жертвенник на горе Мория Авраам поставил намного позже). Поэтому царь Содома мог знать, что в Иерусалиме у Авраама к тому моменту ещё не было Божественной защиты.
[2] На это указывает сходство названий (Шалем- ИеруШалаим), и царское имя: Малки-цедек- справедивый царь, в то время как в книге Иегошуа царь Иерусалима зовется похожим именем Адони-цедек- справедливый властелин.
[3] На это указывает одно из прочтений стиха Берешит 33:18 — וַיָּבֹא֩ יַֽעֲקֹ֨ב שָׁלֵ֜ם עִ֣יר שְׁכֶ֗ם אֲשֶׁר֙ בְּאֶ֣רֶץ כְּנַ֔עַן И пришел Яаков в Шалем, у города Шхем, который в земле Ханаан. Отсюда видно, что Шалем- где-то возле Шхема. И сегодня рядом с Шхемом есть арабская деревня Салем.
[4] Что такое: «от нитки до шнурка»?. Нитка- «חוט»- это, по-видимому, «פתיל»- тесёмка. Это слово встречается в истории Иегуды и Тамар. Тамар просит у Иегуды в качестве залога печать, тесёмку, и посох. Печать – это глиняный или металлический цилиндрик, на котором выгравирован личный знак. В этом цилиндре есть дырочка, в которую продета тесёмка- и всё это носят на шее. Похоже на то, как сегодня солдаты носят на шее тесёмку с жестяной табличкой «דִסקית זיהוי». Выражение «от нитки до шнурка»- это скорее всего идиома, означающая «с головы до ног». То есть, «Мне от тебя ничего не надо- от самой верхней детали одежды- тесёмки с печатью- до самой нижней детали- шнурки от ботинок». По поводу выражения «от нитки до шнурка» мудрецы приводят замечательный мидраш, в котором нитка ассоциируется с нитью цицит, а шнурок-очевидно, кожаный ремешок сандалии – ассоциируется с ремешком тефилин. Поскольку Авраам отказался от нитки и от шнурка, то в качестве компенсации его потомкам дарованы цицит и тефилин.
[5] Получается, что Авраам с честью вышел из трудного положения, которое в принципе грозило вылиться в вооруженный конфликт. Однако это не произошло, поскольку встреча происходила в очень специальном месте- Шалем или Иерусалим, которое перекликается со словом «Шалом»-мир. Первый еврейский царь Иерусалима – Давид- назвал одного из своих сыновей, родившихся в Иерусалиме-Шломо. Иерусалим примирил колена, став столицей объединенного царства. В таком месте конфликты должны заканчиваться примирением.
Начало, часть 1