Серия статей «Ционут Датит Оламит» = теология «Вселенского Религиозного Сионизма», статья #2
0. Постановка проблемы:
В 19-20 веке в Западном мире произошел (и сегодня продолжается) отход широких масс от религии (это касается как христиан, так и евреев). Этот процесс не может рассматриваться как случайность или ошибка.
Согласно раву А.И.Куку, это означает, что в религии есть дефекты. В прежние времена люди были менее требовательны, поэтому религия с дефектами их устраивала. Но с развитием культуры, социума и духовности, которое непрерывно происходит в мире — религия с дефектами перестает устраивать людей с более повышенными требованиями, и они уходят. И поэтому единственный способ вернуть такие души к религии – найти эти дефекты и исправить их. Когда религия исправляется, люди сами возвращаются к ней.
При этом сам р.Кук дал программу развития иудаизма, в ходе которого должна произойти интеграция ортодоксальных «галутных» идеалов (изучение Торы и соблюдение заповедей) с национально-сионистскими идеалами («безопасность и нормализация», т.е. освоение Страны, построение, развитие и защита государства), и с либерально-универсалистскими идеалами (общечеловеческие ценности, наука, искусство, развитие социальных моделей, права человека, экология и т.п.).
В предыдущих статьях (см. статью «3 Машиаха») я уже объяснял, что поскольку интеграция религиозных и сионистских идеалов в большой степени уже произошла — то наша работа сегодня состоит в интеграции религиозного сионизма с божественными искрами заключенными в либерально-универсальных ценностях.
В данной статье я постараюсь описать, как с этой позиции можно увидеть «главный дефект» развития религии в последние столетия, что поможет нам запланировать решение проблемы. (Этот дефект имхо является общим для иудаизма и христианства, вызывает «уход» из каждого из них, и разработка интеграции искр может стать серьезным совместным проектом).
-
Восприятие Бога через Откровение и через Сотворение
Центральный дефект, как мне представляется, заключается в том, что религия (в последние столетия) для связи с Богом акцентирует лишь Откровение, пренебрегая Сотворением.
А именно, есть два главных проявления Бога: Откровение — Тора, учение, которое Бог через своих пророков и посланников послал людям, и Сотворение – процессы возникновения и развития всех элементов нашего мира.
Однако религия для своей связи с Богом сосредоточилась только на изучении Откровении, забыв про связь через изучение Сотворения.
Но изучение Творения (т.е. мира) является не менее Божественным, чем изучение Откровения, потому что все элементы этого мира содержат божественность.
-
Творение это не только Природа, но и цивилизация.
Во все века (и в иудаизме и в христианстве) были религиозные мыслители, которые подчеркивали что «Бог создал не только Учение, но и Мир». И поэтому познание мира и деятельность по улучшению мира являются Божественно ценными, наравне с изучением Откровения и соблюдением заповедей этого Откровения.
Разумеется такие утверждения очень позитивны. Однако есть очень важная деталь — которая становится критической именно в наше время. А именно: включаем ли мы в «Творение Бога» не только Природу, но и Цивилизацию?
Ведь Бог Сотворил не только физический мир, но и человека. Причем сотворил по Своему образу и подобию — и в частности, дал человеку возможность творить дальнейшее развитие. Этот аспект божественности в человеке – это часть Творения, а не часть Откровения. И поэтому все, что человек с вложенной в него божественной силой творит в мире и в социуме, имеет божественный потенциал. Разумеется, человек также может ошибаться и часть человеческой деятельности направлена на зло, но в главнейших направлениях человеческой деятельности есть позитив. И когда религия не воспринимает этот позитив, столь ценный для секулярного мира — то секулярные люди еще больше отдаляются от религии.
В построенную человеком цивилизацию входят наука, искусство, социальные инициативы, Это также современные явления, с которыми часто для религии сложно работать и найти общее понимание: экология, демократия, феминизм и многое другое. Мы, религиозные, называем это «светским миром», и зачастую противопоставляем его идеалы ценностям мира религиозного. Однако этот светский мир возник не случайно, а в результате изначального Божественного импульса. Это те самые либерально-универсальные ценности, которые р.Кук хотел интегрировать с иудаизмом, и работа по их интеграции начинается именно в нашем поколении
-
Религия и светский мир разошлись в начале Нового времени — и сегодня они должны соединиться на более высоком уровне
Отдаление и в значительной мере противопоставление религиозного от светского было в истории далеко не всегда.
В эпоху Поздней Античности и Средневековья такого противопоставления не было. Мудрецы Талмуда и такие мыслители как Маймонид (и аналогично в христианстве, например, такие основополагающие фигуры как Августин и Фома Аквинский) подчеркивали важность интеграции всех сторон жизни человека, гармонии веры и рационального знания как связи с Богом. Говорилось о соединении книги Откровения (Торы, Библии) и книги Природы. Те кто занимался религией, и наукой, и искусством, и социальными инновациями — действовали в едином пространстве, и нередко это были одни и те же люди.
Но в Новое время, в 17-18 вв. пути религии и светской культуры разошлись, и в 19-20 вв. они стали почти полностью конфликтными.
Наука приняла атеистический характер, искусство продвигало идеалы радикально противоречащие религии, а социальные движения стремились полностью изгнать религию из общественной жизни (а иногда даже из частной).
А в таком столкновении результат очевиден и печален. Потому что наука и технология улучшают быт, искусство питает человека эмоциями, а социальные движения поднимают его статус — и против всего этого религия не имеет никаких шансов на успех. И люди стали уходить.
Я ни в коем случае не хочу увидеть в этом процессе разделения и конфликта просто чью-то ошибку или случайность. Наоборот, я склонен воспринимать его как Провиденциальный Божественный процесс, необычайно важный для дальнейшего духовного развития человечества. В еврейский традиции такой процесс называется несира, «распиливание» — исходя из образа Адама и Евы которые вначале (как считает мидраш) были соединены в одного человека «спиной к спине», т.е. неразрывной связью — но должны были быть «распилены» чтобы каждый из них мог пройти свой путь и дальше они могли бы встретиться «лицом к лицу», потому что только при такой встрече они могут рождать новое.
Идеализация прошлого является глубоко духовно ложной. Вместо этого нужно стремиться по-новому построить будущее.
Наша проблема сегодня вовсе не в продолжении Августиновской и Талмудической (или Маймонидовской и Аквинатовской) гармонизации знания и веры.
Мы отличаемся от ситуации прошлого в том что:
- (1) мы включаем в «Книгу Творения» не только Природу, но и созданное и продолжающее создаваться человеком, социумом,
- (2) наша «логика» стала совершенно иной чем в классические времена, поэтому мы далеко не всегда хотим «согласования и гармонизации», но наоборот видим важность в наличии также и противоречий, которые создают пространство для дальнейшего поиска, т.е. наше ощущение истины не статическое («достигнутое»), а динамическое («мы в пути»).
- (3) мы стремимся к тому чтобы найти позитивное Божественное содержание в не- и даже анти-религиозных элементах светской культуры, чтобы на более высоком уровне интегрировать их с религиозной культурой.
Именно на этом пути мы ищем сегодня равновесности контакта с Богом как через данное в Откровение, так и через Сотворенное.
- Искра и Скорлупа в ценностях светского мира
Рав Кук учил нас найти божественную искру в самых, казалось бы, антирелигиозных социальных движениях, утверждая, что если хорошие люди идут в эти движения, значит в них обязательно есть позитивный элемент.
Следуя методике Каббалы, рав Кук различает в этих вещах искру божественного света и скорлупу. Искра божественного света это тот позитивный элемент, который есть в этих учениях, а скорлупа это тот негатив, который паразитирует на хорошей энергии искры, и направляет людей, которые стремятся к этой искре, в ложную сторону.
Тривиальный пример – коммунизм. В нем есть позитивное божественное стремление к тому, чтобы люди вместе по-братски трудились, и плоды этого труда принадлежали всем вместе. Однако на практике коммунизм, используя это положительное стремление, привел к чудовищным преступлениям Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна, красных кхмеров в Камбодже и т.д., которые убили миллионы людей якобы ради позитивной идеи.
И здесь нужно понимать, что позитивная идея все равно осталась позитивной, хотя ее использовали во зло, поэтому исправить эту вещь можно только, если проанализировать позитивную идею и дать ей правильную реализацию. Опять-таки здесь я не вхожу в экономический анализ, в то, что является более экономически правильным: социализм или капитализм, и как действительно правильно проанализировать эту искру. Это огромная тема, которую невозможно уложить в отдельной статье. Но принцип должен быть именно такой: всегда нужно уметь найти позитивную искру и правильно встроить ее в свои религиозные взгляды.
Позитивные искры мы также можем назвать идеалами. Они иногда друг другу противоречат: например, принцип милости противоречит принципу справедливости. Это нормально, и все эти идеалы вместе должны быть в равновесии. Это опять-таки большая тема: «Что такое равновесие идеалов, и как оно достигается?» В этой статье нет места для подробного анализа, но для нас важен просто принцип: идеал, т.е. искра должна быть правильно высвобождена из скорлупы, и далее идеалы должны быть в равновесии. И без высвобождения этих идеалов из светских феноменов мы не сможем добиться религиозной полноты, беря только Откровение, но не Творение.
-
Пример: Божественный позитив внутри атеизма
Рав Кук показывал, что даже в таких вещах, которые, казалось бы, совершенно противоположны религии, как например, атеизм, тоже содержится божественная искра. Она состоит в том что у нас должно быть критическое отношение к нашим собственным религиозным представлениям: ведь божественное бесконечно, а все, что мы скажем, всякая наша теория и всякая наша теология – они всегда конечны и ограниченны. И поэтому любое наше высказывание о Всевышнем является неполным, оно не может быть полностью истинно, именно ввиду бесконечности божественного и конечной ограниченности человека.
Мы всегда должны напоминать сами себе, что наши высказывания, все наши теологии, все наши представления – не совсем верные, ограниченные, и поэтому сомнение является совершенно необходимой частью полноценной веры. Корень этого сомнения в вере, этого недоверия к религиозным утверждениям – это и есть божественная искра, которая находится в атеизме. Когда эта искра правильно встроена в религию, то у нас получается пост-атеистическая религия, для которой атеизм не страшен, потому что искра атеизма уже содержится внутри веры.
-
Программа деятельности, и сотрудничество «Библейских религий».
Нам нужно проанализировать все проявления светской жизни: науку, искусство и т.д. Выявить и описать искру и скорлупу.
На следующем этапе нам нужно разобраться в том как эта искра представлена в религиозных источниках — потому что без такой опоры невозможно имплементировать искру в религиозное пространство. И третьим этапом будет составление учебных планов и продвижение нового понимания в социум.
По крайней мере на первом этапе, анализе современных явлений секулярной культуры, иудаизм и христианство могут полностью работать совместно.
На втором этапе у каждой культуры будут свои источники, однако я уверен что найдется множество параллельных текстов — ведь иудаизм и христианство веками развивались в одном и том же цивилизационном пространстве — Библейского текста, греческой философии, европейских государственных и социальных установлений.
Я приглашаю всех (и евреев, и христиан) к совместному пониманию и анализу этих вещей, к обсуждению конкретного извлечения искр из различных аспектов секулярной культуры.
Еще раз подчеркну: это нужно каждому из нас независимо от другого, чтобы сделать каждому свою религиозную систему более полноценной, потому что без этого мы не сможем вернуть к религии людей (каждый в своей цивилизации). Я вижу в этом одно из важнейших направлений сотрудничества между модернистскими направлениями иудаизма и христианства.