Недостатки при дарования Торы – и их исправление в последующих поколениях
К празднику Шавуот
1. Шавуот – это день дарования Торы, когда произошло величайшее Откровение в истории, когда каждый из присутствовавших там евреев достиг уровня пророчества. Это событие послужило поворотной точкой всей истории человечества.
2. Однако часто мы делаем ошибку, когда великие события воспринимаем как «то, к чему надо вернуться», и начинаем думать в терминах возвращения к прошлому: «Ах, в прошлом было замечательно, как было бы хорошо вернуться туда».
3. Разумеется, в прошлом были великие события, которые сегодня невозможны. Но идея «вернуться туда» совершенно неправильна. Великие события прошлого произошли не для самих себя – но для тго чтобы на их основе построить будущее. И мы должны не «хотеть вернуться», а на их основе подняться на более высокий уровень.
4. Именно поэтому в еврейской Традиции, кроме восхваления дарования Торы на Синае — есть еще и обсуждение тех недостатков, которые произошли при этом даровании Торы.
5. А именно, знаменитый Мидраш, который на слова: «И встали под горой» (Исход 1:17), говорит «Всевышний поднял над ними гору и сказал: Если вы не примите Тору, то Я отпущу эту гору на вас, и вы погибнете» — понимается как насильственный характер дарования Торы, который является недостатком этого события.
6. В том поколении было невозможно иначе: евреи, вышедшие из Египта, были рабами по своей психологии, и они не могли бы воспринять Тору иначе, как под давлением и приказом.
7. Более того: Бог для того и отправил евреев в Египетское рабство, чтобы евреи стали рабами и вышли из Египта с рабской психологией – потому что иначе принять Тору было не возможно. Тора настолько трансцендентна и настолько отличается от естественного мира человека, что «без подготовки» целый народ может принять ее только по приказу – а для этого необходима рабская психология,
8. Однако такой путь является вынужденным – а вовсе не является идеальным. Не было другого варианте – но это НЕ значит что это было хорошо. Т.е. в само Дарование Торы вмонтирован «недостаток этого дарования».
9. Еврейская традиция придает важное значение этой проблеме. Например, известный мидраш на стих из книги Эстер «Установили иудеи, и приняли на себя» (9:27) говорит: «Это дублирование («установили и приняли») — означает «еще раз установили то, что уже раньше приняли на себя», т.е. снова приняли на себя Тору. Потому что раньше, на Синае, были вынуждены принять ее. А теперь, когда явных чудес уже не бывает – приняли по свободному выбору». Т.е. в начале Танахической истории народа (на Синае) приняли насильно, а вконце Танахической истории народа (в истории Эстер) приняли свободно.
10. Однако понятно, что история Свитка Эстер – это только начало свободного принятия Торы. Вся еврейская история (не только Танахическая, но и позже, до наших дней) — это исправление этого недостатка. Т.е. смысл всей дальнейшей истории, которая прошла тысячелетия после дарования Торы на Синае — должна привести к исправлению этого недостатка, чтобы Тора была принята свободно.
11. В частности, одна из причин появления среди евреев, в каждом поколении, атеистов и отрицателей Торы — заключена в самой Торе, в насильственном характере ее принятия. В каждом поколении есть души, которые не могут смириться с этим насильственным характером — и они становятся противниками иудаизма.
12. Поэтому от еврейского народа неотделимо не только принятие Торы – но и ее отрицание. Оно имеет важнейший позитивный момент: оно напоминает нам о несовершенстве Дарования.
13. Соответственно, смысл хода истории вовсе не в том, чтобы «люди соблюдали заповеди» — а в том, чтобы они делали это свободно. Поэтому, с одной стороны, соблюдение заповедей очень важно, а с другой стороны, любое «насильственное соблюдение заповедей» отдаляет нас от той цели, к которой мир должен продвигаться.
14. Пророк Иеремия (31:33) формулирует мессианский идеал так: «И не будет больше один человек учить другого познанию Бога, ибо все они будут сами понимать Меня, – сказал Господь». Нет не только насилия в соблюдении, но и нет давления идей на человека извне: каждый понимает Бога и соблюдает Тору на основе свободной реализации своей собственной души. Именно к этому мы и должны постепенно продвигаться.
15. Поэтому здесь есть сущностное противоречие. Нередко в общественной жизни есть такая ситуация, что то или иное соблюдение заповедей настолько необходимо, что приходится даже навязывать его насильно. Но всякое такое навязывание является отрицательной — хотя, может быть, иногда и необходимой вещью. А уж идеалом это назвать ни в коем случае нельзя.
16. Поэтому это противоречие между идеалом соблюдения заповедей и борьбой против насильственного характера заповедей – это то, что обязательно должно сопровождать иудаизм на всем протяжении его истории. Атеизм совершенно необходим для развития религии.
17. Продвижение в разрешении этого неразрешимого конфликта – и есть духовное продвижение еврейского народа и человечества.
18. Всем Хаг Шавуот самеах!