Новые статьи

Важность «непосредственного прочтения», машмаут, для понимания Торы

 1. Что такое машмаут

Мы привыкли к концепции «Пардес – 4-х уровней понимания Торы» (пшат, ремез, драш и сод).

Но есть еще один, более базовый уровень – машмаут, «непосредственное прочтение стиха».

Это НЕ буквальный уровень понимания, но это естественное, общепринятое восприятие данного выражения, «как мы бы поняли эти слова в обычной жизни» (т.е. учитывая идиоматические и аллегорические выражения). Например, в фразе «Стены высокие до небес» машмаут это «очень высокие», (а не буквально «до неба»). А выражение «боязливый и мягкий сердцем [не идет на войну]» по машмауту означает «трусливый» (а вовсе не «имеющий в организме физически мягкое сердце»).

Даже там где слово имеет несколько значений, если одно их них распространенное, а второе очень редкое – машмаутом является только распространенное. Пример: «И увидел там Иеhуда дочь человека кнаанейского, имя которому Шуа» (Бытие 38:2) Хотя выражение «человек кнаанейский» может означать «торговец», как в Ошеа 12:8, машмаутом будет привычное и распространенное «из народов Ханаана».

2. Пшат и машмаут

Пшат, «простой смысл стиха» — может совпадать с машмаутом, а может и отличаться от него.

Например: «Око за око» (Исх. 21:23). Машмаут здесь: отдать глаз напавшего за глаз потерпевшего. Пшат: напавший оплачивает потерю глаза.

Раши в таких случаях пишет или  пшуто ке-машмао, т.е. «пшат идет по машмауту, понимай стих непосредственно как он читается» – или же пшуто ло ке-машмао, «стих НЕ следует понимать по непосредственному прочтению».

3. Главные различия между пшат и машмаут

Эти различия следующие:

  1. Пшатов всегда много, и постоянно появляются новые пшаты – разные комментаторы Торы, в разные эпохи и при разных потребностях социума, выбирали разные критерии для пшата, и поэтому давали разный пшат. Машмаут обычно один и постоянный.

(Машмаут иногда может немного измениться, если изменяется значение этого слова в языке, но в отношении текста Торы это происходит относительно не часто. В таких случаях выяснение изменения смысла слов может дать нам важные идеи для обновления понимания Торы).

  1. Пшат интегрирует Письменную Тору и Устную Тору. Он может быть «по галахе» или «не по галахе» (в зависимости от выбора комментатора). Машмаут связан только с лингвистическим прочтением текста Письменной Торы, и вообще не связан с галахой.
  2. Пшат глобален, он учитывает всю Тору как единое целое – т.е. при понимании данного отрывка учитывает то что сказано на эту тему в других местах. Машмаут локален, он воспринимает данный стих как отдельный, и читает его непосредственно. (Например, при понимании выражения «[и этот еврейский раб] будет он служить ему вовек» (Исход 21:6) – машмаут будет «вовек, до конца жизни», а пшат должен учитывать то что в Левит 25:10 сказано «и каждый к своему семейству вернетесь», поэтому раб-еврей в Юбилейный год в любом случае должен быть освобожден, чтобы иметь возможность вернуться к родовому наделу).

4. Пример когда машмаут ускользает от нашего внимания

В Бытие (14:13) сказано «Авраам иври».

Раши приводит в качестве пшата мидраш (Берешит раба 42), согласно которому иври это «пришедший с другого берега (эвер) реки Евфрат».

Однако по машмауту иври это этноним, «потомок Эвера» — например, когда жена Потифара называет Иосифа «иври», или сказано «египтяне не едят вместе с иврим».

Поскольку зачастую комментарий Раши воспринимается как основа понимания Торы, многие ошибочно думают что «иври» по прямому смыслу и означает «пришедший с другого берега Евфрата», и не понимают что это этноним.

Нам важно при чтении Торы осознавать машмаут. Раные варианты пшата и мидраши должны дополнять его, а не вытеснять его.

5. Пример применения машмаута для практического вывода

Как мы отметили выше, из машмаута не выводят галаху – поскольку галаха связана с Устной Торой.

Однако  Танах дает нам пример, когда машмаут применяется напрямую.

«Когда упрочилось его царство, то он [Амация, сын Йоаша] перебил тех кто убил царя, отца его. Но сыновей убийц не умертвил, так как написано в книге Торы Моше (Втор. 24:16),  где Господь приказал: «Не будут убиты отцы за детей, и дети да не будут убиты за отцов; каждый лишь за свой грех будет убит» (Цари II, гл. 14:5).

При этом галахический пшат в этом стихе Второзакония (по крайней мере начиная со времен Талмуда) совсем иной, и Раши его приводит:  «не будут убиты отцы из-за сынов – означает «не будут убиты отцы из-за свидетельских показаний сыновей».

Возможно, в древности этот стих из Второзакония понимали по-другому – именно так, как истолковал его царь Амация.

Но р. Шерки понимает ситуацию иначе: это «два уровня прочтения царем Торы». Как известно, у царя должны были быть две книги Торы: «пусть напишет себе копию Торы  с той книги, которая у священников левитов. И будет она у него, и он должен читать ее во все дни жизни своей, чтобы научиться бояться Господа, Бога своего, соблюдать все слова этой Торы и этих постановлений, исполнять их» (Втор. 17:18). Рав Шерки полагает, что по одной из них царь изучал Тору по традиции от священников, а по другой сам напрямую читал и воспринимал как наставление.

Разумеется, здесь важно не количество свитков Торы у царя, а именно два способа прочтения.

6. Машмаут не разработан в традиции, но сегодня его значение возрастает

Как мы отметили выше, уровень машмаут не входит в систему «Пардес», и в еврейской традиции не было «сплошного чтения Торы по машмауту».

Но все «внешние читатели» (христиане, караимы) читали Тору именно по машмауту.

В наше время по машмауту читают Тору нерелигиозные евреи.

Из приведенного выше примера из книги Царей (и из объяснения там р. Шерки) можно сделать осторожное предположение, что в нашу эпоху, в связи с восстановлением еврейского государства (царства) возрастает важность машмаута. А поскольку при демократии все граждане частично имеют функции «царя» – этот уровень нужно осваивать всем. Разумеется, он не должен вытеснять прочтение по традиции, вместе с Устной Торой – но должен быть дополнением к нему.

Отметим также, что р. И.Л. Ашкенази (Маниту) отмечал, что мы должны научиться читать Тору глазами Страны Израиля, исходной израильской идентичности (а не «глазами галута»). Видимо, машмаут это один из элементов такого прочтения.

Отметим, что комментарий «Библейская динамика», поскольку он написан по идеям р. Шерки и Маниту, уделяет особое внимание машмауту.

7. Машмаут не связан с галахой, но связан со смыслом заповедей

Как мы отметили выше, из машмаута нельзя выводить галаху (как поступали караимы). Галаха вообще не выводится из Письменной Торы, основа галахи это Устная Тора.

Разумеется, сама галаха тоже развивалась и изменяется в ходе истории, а в наше время она изменяется очень сильно. Но это происходит из-за того что галаха это всегда «применение Торы в определенных условиях», а в наше время условия очень сильно изменились, и поэтому галаха тоже меняется.

Но изменение галахи происходит по совершенно другим принципам, и дополнительное чтение Торы по машмауту никак не влияет на это. Поэтому  такое прочтение никак не «опасно» для сохранения стандартного галахического понимания Торы.

Однако машмаут  помогает расширить наше понимание текста. А  ведь даже в вопросе заповедей важно не только то как конкретно нужно делать (т.е. галаха), но и смыслы, различное понимание. И вот здесь чтение Торы по машмауту может очень много добавить к тому пониманию которое у нас было раньше.

Нужно отметить что в наше время очень возрастает потребность именно в объяснении смысла заповедей, таамей мицвот.  В иудаизме прошлых веков это тема считалась не очень важной, ей уделяли относительно мало внимания — но в наше время, в связи с изменением общественного сознания, важность этой темы необычайно возросла, и прочтение по машмауту здесь очень помогает.

Также важно отметить что в вопросе заповедей галаха это указание к действию, поэтому она обязательно в каждом конкретном случае однозначна, и в ней не допускаются противоречия. А смыслы всегда неоднозначны, поэтому их должно быть много, в том числе противоречащих друг другу. Только в этом случае иудаизм будет живым. Если галаха доминирует, то иудаизм высыхает, перестает быть жизнеспособным.

Машмаут же не отменяет других прочтений и смыслов, а добавляется к ним.

8. Важное социальное значение прочтения Торы по машмаут

Прочтение Торы по машмауту не только дает религиозному миру расширить свое понимание Торы – но и помогает приближению нерелигиозного мира к иудаизму.

Многие нерелигиозные евреи отчуждаются от иудаизма, если иудаизм сводится к галахическому пониманию и поведению.

Машмаут, который дает расширение пространства смыслов, и особенно в направлении естественного понимания Торы человеком говорящим на иврите – способствует приближению таких людей к иудаизму.

Нам важно осознавать, что вообще всегда понимание гораздо шире чем действие, а иудаизм это гораздо шире чем галаха — и ни в коем случае не сводить Тору к галахе.

Больше

Пинхас Полонский

Родился в 1958 г. в Москве. В 1975 — 1987 гг. был активистом подпольной еврейской деятельности в СССР, преподавателем иудаизма, одним из основателей образовательного центра «Маханаим». После многих лет "отказа" в 1987 г. репатриировался в Израиль, где продолжил учиться и преподавать в Бар Иланском и в Ариэльском университете. На сегодняшний день опубликовал более 25 книг по еврейской традиции и философии, из которых наиболее известны:    * молитвенник "Врата Молитвы"    * монография "Рав А.И.Кук – личность и учение"    * "Еврейский взгляд на христианство – 2000 лет вместе"    * "Израиль и человечество – новый этап развития" (по материалам р. Ури Шерки).    * Материалы на английском и иврите "Библейская Динамика" – главная работа, которой он занимается последнее десятилетие. Подробнее - ru.wikipedia.org/wiki/Полонский,_Пинхас ppolonsky@gmail.com cell +972.54.665.8902

Статьи на эту тему

Напишите Ваше замечание

Back to top button