Аудио-книга «Рав Авраам-Ицхак Кук. Личность и учение»

Благодарим Михаила Польского за создание аудио-книги!

На диске здесь — https://dl.orangedox.com/GtpuYq

ОГЛАВЛЕНИЕ

Из этого оглавления вы можете открывать аудиофайлы, находящиеся на Гугл-диске.

Титульный лист

От составителя

  1. ВВОДНАЯ СТАТЬЯ. П. Полонский. Рав Кук: философия религиозного сионизма и ортодоксальный модернизм. 0-1. Идеи религиозного сионизма не были изобретением ХХ века. … \ Текст

0-2. Встретив этого человека на улице, мы, вероятно, не отличили бы его …

0-3. Рассказывают, что «…при жизни он был легендой. …

0-4. Одной из главных особенностей всей философии рава Кука является …

0-5. Идеи рава Кука совершили переворот в области еврейской религиозной мысли. …
0-6. Наша жизнь в очень большой степени определяется тем …

Раздел А. Личность

Глава А-1. Биография р. Кука. \ Текст

А-1-1. Семья и окружающая обстановка

А-1-2. Учёба (1868-1887)

А-1-3. Раввинские должности в Литве и Латвии

А-1-4. Раввин Яффо и новых поселений (1904-1914)

А-1-5. Пребывание в Европе во время Первой Мировой войны (1914-1919)

А-1-6. Раввин Иерусалима (1919-1921) и Главный раввин Страны Израиля

Глава А-2. Ш-Й.Агнон. Из воспоминаний о р. Куке \ Текст

Глава А-3. Й. Бен-Шломо. Личность р. Кука и проблемы эпохи \ Текст

А-3-1. Рав Кук – единственный еврейский философ, давший адекватный религиозный анализ секуляризации и сионизма – принципиально новых явлений еврейской жизни

А-3-2. В отличие от харедим, рав Кук считал, что секуляризация и сионизм требуют пересмотра нашей философско-религиозной концепции

А-3-3. Рав Кук утверждал, что сионизм и обретение государства позитивно влияют на духовность и религиозность еврейского народа

А-3-4. Рав Кук создал единую модернистскую религиозную концепцию, включающую различные аспекты духовного содержания современной культуры

А-3-5. Создание философии, реально влияющей на развитие общества в Израиле; её творческий характер

А-3-6. Отношение к Первой мировой войне и к Декларации Бальфура

А-3-7. Взаимоотношения рава Кука с нерелигиозным сионистским поселенческим движением

А-3-8. Выступления харедим против рава Кука: его отношение к ним

А-3-9. Харизматичность личности

А-3-10. Концепция «уно-мистики» – фундаментального Божественного единства мира

А-3-11. Интеграция хасидского и литовского направлений иудаизма

А-3-12. Связь концепций рава Кука с классической еврейской и европейской философией

Глава А-4. Д. Конторер. Рав Кук и поколение сионистов-первопроходцев. Текст
А-4-1. 1904 год – точка глубокого кризиса в сионистском движении …

А-4-2. В 1904 году р. Кук опубликовал Миспед бИрушалаим («Траур в Иерусалиме») …

А-4-3. Мировоззрение рава Кука предполагало поиск возможностей для диалога со всеми еврейскими группами …

А-4-4. Люди Второй Алии были главной еврейской силой своего времени …

А-4-5. Сопоставив два основных направления в религиозном сионизме …

А-4-6. Объяснение тому, что эту «основу» возводят люди, не соблюдающие заповедей Торы …

А-4-7. Мессиански ориентированное учение рава Кука представляло собой сочетание …

Раздел В. Некоторые центральные идеи р. Кука

В-1 П. Полонский. Концепция р. Кука о религиозном значении Государства Израиль и о еврейской избранности сегодня. \ Текст

В-1-1. Предисловие

В-1-2. Введение и постановка проблемы: в чём состоит еврейская избранность сегодня? Два периода еврейской истории

В-1-3. В какой из двух периодов – в стране Израиля или в Рассеянии – еврейский народ внёс больший вклад в мировую культуру и цивилизацию? Первоначальная оценка-сравнение

В-1-4. Примеры еврейского Библейского вклада в цивилизацию: сотворение Адама и идея братства человечества

В-1-5. Является ли еврейской заслугой то, что еврейский народ стал «проводником Божественного света»

В-1-6. Мессианская идея

В-1-7. Идеал мира между народами

В-1-8. Собственно монотеистическое понятие «Бог» – личностная персонификация Высшей Силы

В-1-9. Определение понятия «избранность» как «светоча народов мира». Куда исчезла еврейская избранность в период Изгнания?

В-1-10. Постановка проблемы: В чем состоит еврейская избранность сегодня?

В-1-11. Концепция Виленского Гаона о смерти и воскрешении еврейского народа. Собственно высказывание Гаона

В-1-12. 1.2. Общенациональное «воскрешение из мертвых»

В-1-13. 1.3. Еврейская жизнь в Изгнании как «загробное существование»

В-1-14. §2. Концепция рава Кука о соотношении хохмá и бинá в Изгнании и в Стране Израиля. 2.1. Объяснение понятий хохмá и бинá

В-1-15. 2.2. Возможности достижения уровней хохма и бина в Изгнании и в Стране Израиля

В-1-16. 2.3. Сравнение ТаНаХа и Талмуда как хохма и бина

В-1-17. 2.4. Отсутствие изучения ТаНаХа в галутных иешивах последних столетий

В-1-18. §3. Связь между §1, концепцией Виленского Гаона, и §2, концепцией рава Кука «хохма и бина» (§3=§2+§1) 3.1. «Наличие тела» требует действия, т.е. осуществления выбора; и это даёт возможность достичь хохма

В-1-19. 3.2. Суть человека — это его воля, а она продвигается («взрослеет») в процессе принятия ответственных решений

В-1-20. 3.3. Сфира кéтер (воля) как высшая в системе сфирот. Расхождение рационалистов и мистиков в вопросе о том, управляется ли мир «мудростью» или «волей»

В-1-21. 3.4. «Общенациональное тело» требует реализации «общенациональной воли», и это дает возможность достижения хохма

В-1-22. §4. Основная идея: концепция рава Кука «клаль» («общность») и «прат» («индивидуальность»)

В-1-23. 4.1. «Монотеизм» как главный еврейский вклад в цивилизацию. Сущность монотеизма как Диалога

В-1-24. 4.2. Два уровня Диалога человека с Богом: индивидуальный («прат») и общенациональный («клаль»)

В-1-25. 4.3. Передача человечеству, через христианство и ислам, идеи «индивидуального Диалога»

В-1-26. 4.4. Наша избранность сегодня – в передаче человечеству идеи «общенационального Диалога с Богом»

В-1-27. 4.5. Равновесие индивидуального и общенационального уровней Диалога с Богом. Повышение уровня ответственности

В-1-28. §5. Примеры развития нашего понимания мира на основе восприятия концепции «общенационального Диалога с Богом». Сакрализация истории. 5.1. Установление религиозных праздников в ознаменование ключевых событий национальной истории

В-1-29. 5.2. «Декларация» принесения в Храм первых плодов нового урожая; различие подходов иудаизма и христианства к сакрализации истории

В-1-30. 5.3. «Сакрализация истории» и свобода выбора

В-1-31. 5.4. Диалог с Богом на уровне национального организма и Диалог на уровне всего человечества

В-1-32. 5.5. Исторические книги Еврейской Библии — пример восприятия истории как Божественного откровения

В-1-33. 5.6. Еврейская история и сегодня воспринимается человечеством как «священная история»

В-1-34. 5.7. Имманентное и трансцендентное проявления Бога, и осознание этого в иудаизме сегодня

В-1-35. 5.8. Осмысление текущей еврейской истории на основе концепции «общенационального Диалога с Богом»

В-1-36. §6. Использование концепции «общенационального диалога с Богом» для понимания современных проблем иудаизма и для планирования его дальнейшего развития. 6 А. «Агада о четырех, вошедших в Пардес» — история Элиши бен-Абуя. 6.1. Текст агады

В-1-36. 6.2. Проблемы понимания данной агады (и вообще проблемы понимания агады в Диаспоре)

В-1-37. 6.3. Объяснение агады об Элише бен Абуя в рамках концепции рава Кука

В-1-38. 6.4. Поворотная точка еврейской истории

В-1-39. 6Б. Понимание современных проблем иудаизма. 6.5. «Вылетание за поворот» в нашем веке — религиозная неадекватность галутных представлений иудаизма для еврейской жизни в Стране Израиля

В-1-40. 6.6. Общая проблема применения Галахи (сформировавшейся в века Галута, и поэтому «индивидуальной») к проблемам общенациональным

В-1-41. 6.7. Историософская концепция охватом в 4 тысячи лет и исторический процесс сегодня

Глава В-2. П. Полонский. Ортодоксальный модернизм и проблемы эволюции иудаизма в учении р. Кука \ Текст

В-2-1. Два разных подхода (внутри ортодоксии) к модернизации иудаизма

В-2-2. Различия в Галахе как следствие различий в отношении к современному миру

В-2-3. Соотношение «современных ценностей» и «классических религиозных ценностей»

В-2-4. «Искра» и «скорлупа»

В-2-5. Бесконечность Божественности и ограниченность конкретной традиции

В-2-6. Различие между р. Куком и Маймонидом в вопросе «наличия развития в Божественности»

В-2-7. Продвижение в нашем понимании Божественности

В-2-8. Искры из внешнего мира способствуют раскрытию потенциала Традиции

В-2-9. Итоговое описание постановки проблемы

В-2-10. В. Конкретный механизм ортодоксальной модернизации, примеры. 10. Шаг эволюции иудаизма; общая схема

В-2-11. Замечание: учение рава Кука как «Тора общности» (Торат ha-Клаль)

В-2-12. Анализ общей схемы: дефекты в реальном иудаизме и процесс их исправления; активизация искры

В-2-13. Пример 1: развитие иудаизма за счёт интеграции «искры из сионизма»

В-2-14. Пример 2: развитие иудаизма за счёт интеграции «искры из атеизма»

В-2-14а. Замечание: на что, с точки зрения пост-атеистической религии, могут распространяться сомнения?

В-2-15. Пример 3: извлечение Божественной искры из реформистского иудаизма

В-2-15а. Замечание: сущностное различие между реформистским иудаизмом и ортодоксальным модернизмом

В-2-16. Пример 4: Божественная искра из «американизма»

В-2-17. Пример 5: развитие иудаизма за счёт извлечения искры из плюрализма, толерантности

В-2-18. С. Направление дальнейшего развития иудаизма. 18. Религиозный антифундаментализм

В-2-19. Религиозный антифундаментализм и концепция «продолжающегося Откровения»

В-2-20. Заложенное в общей схеме «отставание» развития иудаизма от развития культуры

В-2-21. «Интеграция трёх групп в еврейском народе» и программа развития иудаизма на период ближайших десятилетий

Глава В-3. П. Полонский. Подход ортодоксального модернизма к проблемам столкновения Галахи и этического чувства \ Текст

В-3-0.  ПРЕДИСЛОВИЕ.

А. Общие принципы

В-3-1. Столкновение Галахи и этического чувства – примеры проблем

В-3-2. Два исходных противоположных подхода к решению проблем столкновения Галахи и этики: подход охранительный («харедимный») и подход обновленческий («реформаторский»)

В-3-3. Подход рава Кука как поиск синтеза, а не компромисса

В-3-4. «Ортодоксальный модернизм» как синтез позитивной сути «охранительной» и «обновленческой» позиций

В-3-5. Причины возможного «накопления ошибок» в Галахе и в этическом чувстве; процесс их «уточнения» и взаимной «притирки»

В-3-6. Религиозная важность «спонтанных проявлений» индивидуального и национального духа. Возможность синтеза при ощущении внутри себя элементов истинности обеих точек зрения

В. Примеры

В-3-7. Пример: положение женщин в Галахе, в богослужении и в синагоге

В-3-8. Гиюр нееврея, вступившего в брак с евреём – пример изменения галахической позиции по сравнению с Шулхан Арухом

В-3-9. Статус «еврея лишь по отцу» в еврейском обществе

Раздел С. Базовые концепции метафизики и каббалы в учении р. Кука (Перевод книги И. Бен-Шломо «Песнь жизни — главы из учения р. Кука»)

Глава С-2. Общее описание и основные черты учения р. Кука \ Текст

Тезисы:

2.1 р.Кук не использует терминологию Каббалы, а излагает её концепции в их применении к современности, «обычным языком»

2.2. Позитивное религиозное восприятие концепций эволюции как источника «космической моральной ответственности»

2.3. В отличие от хасидизма, рав Кук видит мессианское Избавление прежде всего в конкретной исторической, а не в индивидуально-мистической перспективе

2.4. Проблемы восприятия учения р.Кука: (1) поэтический стиль; (2) отсутствие систематического изложения; (3) необходимость восприятия учения только в его «целостности»

2.5. Формализованное описание реальности (как понятийное, так и символьное) не может быть адекватным; оно является лишь ступенькой к «пониманию-озарению», и это несоответствие есть источник мук творчества

2.6. Для передачи «озаре­ния» р.Кук выбирает не сложно-символьную терминологию Каббалы, а художественно-мистический поэтический язык, дающий возможность «пережить и через это понять»

2.7. Необходимость свободы и спонтанности в творчестве, т.к. жизнь свободна и спонтанна; свобода и самобытность как основа самореализации человека

2.8. Стихи р. Кука; Тора как «Песнь»

2.9 «Песнь жизни» требует для своего описания многозначных динамических понятий; проза же вторична, она лишь обсуждает то, что уже открылось через «Песнь»

2.10. р.Кука нельзя отнести к экзистенциалистам. Подчеркивая ограниченность рационализма, р.Кук стремится его не отменить, а дополнить – экзистенциальным, эмоциональным, интуитивным и т.д., ибо разум не независим, а базируется на всем этом.

Глава С-3. Соотношение между рациональным и иррациональным в познании и в религии. \ Текст

Тезисы:

3.1. Для продвижения рационального познания необходимо, чтобы идеи сначала «созрели» в «иррациональной части личности»

3.2. Рациональные понятия слишком узки для охвата бытия и жизни в её глубинной сути

3.3. Три уровня познания: инстинкт, рациональность, интуиция; диалектика их взаимоотношений и недостатки рационального познания

3.4. Побочные последствия рационального развития и их преодоление через осознание важности сохранения «инстинктивной реакции»

3.5. «Песнь души» (т.е. её связь с иррациональным) даёт возможность сохранить «душевную простоту» и продвинуться к высшей («простой») истине

3.6. Парадоксальная близость «начального инстинкта» и «высшей интуиции»

3.7. Особенности мистического опыта как непосредственного переживания истины

3.8. Свобода и анархизм веры, находящейся на уровне «мистического опыта»

3.9. Учение р.Кука о Божественном: критика как «статического» рационалистического [моно]теизма, так и полного «пантеизма»

3.10. Божественное абсолютное совершенство побуждает человека приблизиться к Себе; но оно же и сдерживает это влечение посредством интеллектуального мышления

3.11. Конфликт и равновесие тенденций «стремления к Богу» и «отграничения от Него»

3.12. В наше время требуется усиление тенденции «приблизиться к Богу» и менее значимо опасение слишком материализованного описания Его; поэтому есть позитивное содержание даже в «стремлении к язычеству», хотя само язычество является отрицательным

3.13. Комментарий к «жертвоприношению Ицхака»: этический и утонченно-духовный характер монотеистической веры не снимает её «пугающих» [т.е. темных, глубинных] сторон, а именно страха, трепета, страстной полноты «отдачи себя» и т.д. Эти «страсти» должны переживаться, но они, однако, не должны быть реализованы в поступок, и тогда они обретут свои светлые формы

3.14. Неописываемая «абсолютность» проявляется через описываемые «идеалы-качества» (сфирот)

3.15. Критика Спинозы: он обрывает ростки «ограниченных качеств-идеалов», в которых проявляется Абсолют, и стремится только непосредственно к Нему

С-4. Соотношение Бога и мироздания: двойственность «полного совершенства» и «процесса совершенствования» \ Текст

Тезисы:

4.1. «Стремление к слиянию с Божественным» как позитивный аспект учения Спинозы

4.2. Нарушение баланса между «устремлением к Богу» и «отдалением от Него» может привести к ересям «отрицания Источника» (кофер бе-икар) или же к «обрыванию ростков» (коцец нетийот)

4.3. «Детское» мышление Спинозы как не прошедшее рефлексии стремление к слиянию с Богом как с объектом познания

4.4. Двойственность «совершенства» и «совершенствования» на уровне соотношения Бога и мира

4.5. «Мировой свет» как динамическое проявление Божественности, характеризующееся процессом совершенствования

4.6. Диалектика совершенства и совершенствования внутри самой Божественности

4.7. Эйн Соф, совершая Цимцум (самосокращение), преодолевает (т.е. отрицает) этим свое собственное [исходное] отрицание возможности динамики и совершенствования

4.8. Трансцендентная сторона Бога (Эйн Решит) остаётся вне разделения на совершенство и совершенствование; она абсолютно вне мироздания. Т.е. это не пантеизм, а панэнтеизм

4.9. Сам процесс совершенствования является видом совершенства, и в этом «динамическое совершенство бытия»

4.10. «Разрушительный анархизм» как обратная сторона «страсти к совершенству» и осознания невозможности это совершенство реализовать

4.11. Недостаточность восприятия Божественности только как совершенства (упрощенный теизм, а также пантеизм Спинозы) или только как совершенствования (Бергсон)

4.12. Спиноза и Бергсон как представители двух классических вариантов ереси в иудаизме: «обрывающий ростки» и «отрицающий Источник»

4.13. Совершенствование как фундаментальное устремление мироздания

4.14. Панэнтеизм (т.е. «Все в Боге») рава Кука не становится «а-космизмом» (т.е. отрицанием реальности существования мироздания)

4.15. Божественная воля и «страсть мира к совершенствованию» как две дополняющие друг друга силы в мире

С-5. Соотношение «свободы» и «необходимости» в Боге и в мире \ Текст

Тезисы:

5.1. И необходимость и свобода в нашем мире равно являются Божественными, и они исходят: первая — из «необходимо существования» Бога, вторая – из Его свободной (не предопределённой) воли при Сотворении Мира. Акт Сотворения Мира не является ни необходимым, ни рациональным, поэтому он – «абсолютное чудо»

5.2. Самоограничение свободы в процессе встречи с глубинно заключённой в ней самой необходимостью. В абсолютности добра Бога скрыт метафизический «корень зла» (т.е. препятствия) для процесса совершенствования мира

5.3. При переходе из Божественности в мироздание высшая свобода проектируется в добро, а высшая необходимость – в зло

5.4. В Каббале понятиям «необходимость» и «свобода» соответствуют «круг» (игуль) и «луч» (кав), и они всегда присутствуют вместе

5.5. Источник свободы выбора – в абсолютной Божественной воле, поэтому она всегда торжествует над рабством подчинения природным законам

5.6. Вынужденность (= зло) ограничена, т.к. она сама тоже происходит от свободной Божественной воли. Она лишь оболочка; и её внутреннее ядро есть свобода (= добро)

5.7. Мир пронизывает [не Сам Бог, а] свободная Божественная воля (в этом отличие от пантеизма). Это даёт человеку свободу, и потому Сотворение «морально»

5.8. Мир как выражение Божественной воли, стремящейся к совершенству; и потому мир совершенствуется

5.9. Критика идей Шопенгауэра: 1) воля – это не вся действительность, но лишь один из её аспектов; 2) Божественная воля не слепа, но моральна и осмысленна

5.10. Слепое желание (т.е. жажда просто существования) есть низкий уровень проявления Божественной воли, и оно доминирует лишь в нижних этажах бытия

5.11. В отличие от Шопенгауэра, рав Кук считает слепое желание аспектом проявления разумной созидательной Божественной воли, а потому – положительным

5.12. У Канта свобода воли человека есть исключение из естественного мира, в котором властвует необходимость; а по раву Куку свобода воли человека есть лишь частный случай свободы воли всего мироздания

5.13. В познании воли недостаточно только мудрости, нужна также и вера, т.к. воля объемлет все бытие, а мудрость – не все

5.14. Сущность жизни, во всех её проявлениях, есть выражение свободы воли, стремящейся к расширению, самовыражению и продвижению

5.15. Существование есть благо, а ослабление силы жизни, ослабление реальности есть зло, т.к. они снижают интенсивность стремления к совершенству

5.16. Хотя конечное ничтожно по сравнению с бесконечной Божественностью, но оно хорошо «в глазах Бога»; и потому мир в основе своей есть благо (в отличие от подхода буддизма)

5.17. Сущность жизни есть развитие, в стремлении всего мироздания к Божественному совершенству

С-6. «Моральные устремления бытия» — мир как проявление этичной воли Концепция «космической тшувы» \ Текст

Тезисы:

6.1. «Этичный волюнтаризм»: сутью мироздания является высшая свободная воля к жизни; а поскольку эта воля Божественна, то она не слепа, а этична, и она есть стремление к добру и к совершенству.

6.2. По р. Куку (в отличие от идей Бергсона) процесс совершенствования мира направлен к цели – Божественному абсолютному добру; поэтому продвижение и совершенствование «мироздания в целом” есть моральный акт продвижения к добру и святости.

6.3 «Несовершенство мира» морально ценно, т.к. оно даёт нам возможность развития. Добро – это то, что способствует “моральному устремлению бытия”, а зло – это то, что ему мешает.

6.4 «Моральное устремление» действует изнутри во всём мироздании; и у человека оно идёт не от сознания, а из глубины души.

6.5 Даже то, что внешне представляется нам “необходимостью” есть результат того “свободного выбора”, который совершают все элементы мироздания, когда они отзываются на это “моральное устремление бытия”.

6.6 Творческая сила нашей жизни есть проявление общемировой этичной «воли к совершенству».

6.7 “Сильный” жизненный импульс чрезвычайно важен, и он обладает также и этической ценностью. И хотя есть в нем и определённая “опасность», и иногда он может внешне противоречить моральным установкам– но, с другой стороны, если жизненный импульс падает, то возникающая слабость гораздо скорее может привести к развалу духовности и морали.

6.8. Противоречие между, “духовностью” и “жизненной силой» – есть противоречия кажущееся, и оно преодолевается, когда духовность воспринимает позитивные элементы жизненной силы.

6.9. Несмотря на локальные падения, мир (неосознанно) в целом продвигается к совершенству; и величие человека – в том, что его устремление к совершенству осуществляется сознательно.

6.10. Распознавая Божественность и выбирая “объединение” с Ней, человек усиливает стремление мироздания к Богу.

6.11. “Жизнь не идеальна только в отношении частного человека, но она идеальна в отношении всего сущего”. (“Заповедь” – это не только рамки Галахи, но и всякая подобающая реализация стремления к Божественности.

6.12. В рамках осознания мира, как проявления этичной воли (“Этичный волюнтаризм”) исходным глубинным импульсом “тшувы” предстаёт (не “разум”, а) встреча воли Бога и воли человека; и “тшува скрытая предшествует тшуве явной”.

6.13. “Тшува” как творческий акт преодоления природно-навязанного; реализующий “моральные устремления бытия».

6.14. “Тшува” индивидуума есть элемент “тшувы всего мироздания”, и она реализует его жажду к совершенствованию и к прогрессу.

6.15. Как тшува человека, так и “великая космическая тшува мироздания” возвращают все сущее к его истинной сущности, к единению с Божественным.

6.16. Первоначальное “падение и отъединение” мироздания от Божественности было необходимо для будущего восхождения, которое устанавливает единство с Богом на более высоком уровне.

6.17. Начальной и конечной ( =целевой) точкой мироздания является не “Сам Бог”, а “Божественная воля”.

6.18. Тшува движется и подталкивается как “памятью об исходном совершенстве”, — так и, особенно, “памятью о прошлом падении.»

6.19. “Сам” Бог непознаваем, но Он раскрывается нам в Его проявлениях в мире, во всех элементах мироздания мы можем проникнуть “в залу Божественного” лишь только через “ворота космического”.

6.20. Поскольку р. Кук подчёркивает участие души человека в процессе творения самого бытия, то есть исследователи, которые относят р. Кука к философам-идеалистам. (т.е. к тем, кто считает, что лишь “мировая духовность” исходно реальна, а материя есть только её производная); но есть и считающие иначе.

6.21. «Единство материального и духовного” – толкуется не как тождественность духа и материи, а как их гармония. Критика р. Куком “духовности, оторванной от материальности”; недопустимость поклонения “идолу духовности”.

6.22. Критика христианства, как разобщающего духовное и материальное; что наносит ущерб пониманию духовности материи — и оно же, в конце концов, приводит к гегемонии именно грубо-материального.

6.23. Духовное и материальное нуждаются друг в друге, и они же нуждаются в конфликте между ними. Конфликт этот преодолевается “расширением сознания”.

6.24. Чем более ярок Божественный Свет, тем больше он нуждается в сокрытии; и в этом причина большего ощущения материальности именно там, где скрывается наиболее сильный Свет. И также в процессе исторического развития: современное “сильнейшее сокрытие” есть признак мощнейшего Света.

6.25. Божественный и позитивный характер реально данной нам материальности.

6.26. Запрет подавления материальной жизненности: «нельзя пренебрегать своей природной силой” или ослаблять её, ибо в ней как таковой тоже заключена духовная ценность. Духовность, пренебрегающая материальностью, сама и ослабляется; не имея “тела” она не может воздействовать на жизнь и лишь вызывает протест.

С-7. Соотношение материального и духовного. Будничное и святое; дерзость и творчество \ Текст

Тезисы:

7.1. Силы зла поддерживают «бурление жизни», поэтому они необходимы (временно) для продвижения мира к добру

7.2. «Дерзость эпохи перед приходом Мессии» необходима для «исправления сосудов» — возвышения материального мира

7.3. Материальная жизненная сила, питающая духовность, становится её неотъемлемой частью; без неё духовность «анемична», и это ясно видно в искусстве

7.4. Путь возвышения себя и мира: через любовь ко всему мирозданию (в том числе к его материальным компонентам) и при реализации «через себя» стремления мироздания к совершенству

7.5. Все зависит от человека: широта взгляда человека объединяет дух и материю, и она же создаёт для материи возможность реализации в качестве (низшего) уровня духовности

7.6. И эта широта взгляда достигается процессом свободного творчества, при котором дух формирует материю

7.7. Возвышение материальности до духовности не будет отменять её материальность

7.8. Святость не отменяет нормальной материальной жизни – но она проявляется через неё

7.9. «Несовершенство» есть Божественно-позитивный аспект материальности, т.к. только оно даёт возможность совершенствования и свободы

7.10. Материальному миру присуще «стремление», и в этом он духовен; параллель р. Кука с Лейбницем

7.11. Различие: у Лейбница «устремление мира» базируется на жажде рационального познания, а у р. Кука – на «мировой воле»

7.12. Сегодня мы не сможем влиять на окружающий мир без понимания новых взаимоотношений «святого» и «будничного»

7.13. Будничное – это вся нравственно нейтральная реальность (включая общество, экономику, науку и т.д.), а святое – это ценностное содержание жизни; но святое может полноценно реализоваться лишь на мощном фундаменте будничного

7.14. Материальная природа не обладает святостью, но её стремление к совершенству  является ценностным, и потому через него может реализоваться святость в материальном

7.15. «Когда круг жизни наполняется до краёв жизненно необходимыми будничными мыслями и чувствами, то это является основой для взращивания стремления к святости»

7.16. Развитие культуры, науки, социума политики – все это есть ценностные проявления Божественной воли; и их польза миру уже суть Божественное добро. Не  видеть этого есть недостаток веры

7.17. Будничная (не святая) духовность обладает внутренней силой и потому даже «опасна» . Она «болезненна», т.к. отрывает природное начало от нравственного

7.18. Святость (в отличие от секулярной духовности) обязательно нравственно позитивна. Её задача – наделить будничное мироздание смыслом, а не существовать отдельно от него

7.19. Святость есть усилие преодолеть разрыв материальности и духовности для восстановления единства мира: она не автономна, и не противопоставлена природе (в этом отличие от подхода христианства и от Канта)

7.20. Общность духа (и святого и будничного) – в творчестве; необходимо принимать (а не отрицать) светский дух, ибо без этого нет религиозной полноты

С-8. Соотношение эстетики, религии и этики. Божественность совести \ Текст

Тезисы:

8.1. Святость соотносится с мирозданием во всей его полноте; светские же области духа – частные (т.е. оперируют с раздельными областями науки, искусства и т.д.), поэтому они не несут святости   

8.2. Нравственно-ценностная нейтральность науки

8.3. Эстетика недостаточна для продвижения духа, т.к. она «вне-моральна»; однако она   подготавливает душу к более высокому уровню восприятия, что необходимо для развития духовности

8.4. Предназначение искусства — выявить духовность, скрытую в глубине души

8.5. Эстетика и искусство не являются самоценными; однако исключительно инструментальное отношения к красоте тоже неправильно

8.6. Хотя внешне искусство не содержит святости, при «внутреннем взгляде» в нем можно ухватить путь проявления Божественности через эстетику

8.7. Поскольку человеческое творчество есть реализация потенциала космической (моральной) творящей силы, то надо предоставить ему творческую свободу, не отменяя при этом  ни заповедей Торы, ни моральных ограничений

8.8. Стремление будничного мира «стать лучше», эффективнее, полезнее, удачнее и т. п. есть проявление его внутреннего стремления к святости

8.9. Является ли статус светско-будничной морали духовно особым в рамках всей сферы «светско-будничного духа»?

8.10. Недостаточность «естественной» прагматической этики даже для решения прагматических задач, т.к. прагматическими соображениями можно оправдать все что угодно

8.11. Мораль «внутреннего Божественного начала» ( =честности); её  возможное противоречие с религией и формирование «светской этики»

8.12. «Социально-религиозная» и «прагматическая» этики стабилизируют социум; этика же «Божественной души» стремится к высшей нравственности, она  анархична и социально-конфликтна

8.13. Светско-будничная этика «внутреннего человеческо-божественного начала», стремясь к высшему моральному закону (а не к утилитарности), способна приблизиться к святости

8.14. Общество должно стремиться к реализации высших (абсолютных) целей, а не только прагматических принципов, иначе жизнь его потеряет смысл и оно развалится

8.15. «Высшая светско-будничная этика» (кантовская) есть попытка обосновать абсолютное без Божественного, поэтому она неустойчива и слабо влияет на человечество

8.16. Продвижение самого Канта к религиозному обоснованию «категорического императива» демонстрирует недостаточную обоснованность автономной этики

8.17. Требование абсолютности нравственности неизбежно ведёт к тому, что её обосновывают на трансцендентном, на «Божественном голосе»

8.18. «Голос Бога» звучит во всех высших моральных устремлениях и «исправлениях мироздания»; без распознавания этого Голоса светская этика «увядает»

8.19. Моральному действию присуща «самотрансценденция» (т.е. выход за рамки себя), и она преодолевает не только «мелкий эгоизм», но также и узость мироздания

8.20. Нравственное чувство есть проявление в человеке Божественной сути бытия, и поэтому совесть есть стержень сближения с Богом

С-9. Две категории святого. Проблема зла \ Текст

Тезисы:

9.1. «Этика святости» не старается ограничивать человека, противостоять его эгоизму и т.п. Но она стремится возвысить человека настолько, чтобы его самореализация и была добром, чтобы его любовь к себе расширилась на весь мир и на все бытие

9.2. Подход к миру на основе этики святости снимает противоречие между «природным» и моральным, поскольку продвигает нас в понимании этической основы, заложенной как в человеке, так и в естественном развитии природы

9.3. Восприятие высшей этики у рава Кука как «реализации святости, имманентно присущей миру» отличается от Маймонида (и Канта), у которых высшая этика есть власть разума над инстинктами

9.4. Спонтанно-анархический характер высшей нравственности. «Единичные избранники» (Йехидей Сгула) могут подняться к высшей нравственности, «вырываясь из рамок» узкой нравственности

9.5. В процессе восхождения к этике святости нельзя пренебрегать низшими уровнями этики, «добром и злом», т.к. только через них проходит путь к высшей этике единства

9.6. Мы можем ощущать «направленность к высшему миру», когда воспринимаем светско-будничный мир не как обособленно-самоценный, а как проявление единой мировой силы святости

9.7. Можно извлечь искры святости из будничной реальности, из чужой мудрости и даже из «верований чужих и нечистых»; однако, недопустимо перестать различать между «внутренней сущностной искрой святости» (т.е. добром) – и её будничным, а иногда и «нечистым» облачением (т.е. злом)

9.8. Материальное во всякий момент может быть реализовано как средство для святости; но (здесь отличие от подхода христианства) само оно при этом в святость не обращается

9.9. Для возвышения материи (тела, государства) необходим высший уровень святости, и он не может проявляться явно. И также именно душа человека (более возвышенная, чем у ангелов) спускается в нижний мир, чтобы поднять Мироздание

9.10. Два типа святости: пытающаяся подчинить природу извне ( =война) или же подчинить природу изнутри ( =проявление)

9.11. Святость «извне» ущербна, она борется с природой лишь для того, чтобы ослабить её; а затем и природа, и сама эта «слабая святость» будут поглощены потоком более высшей «внутренней» святости, происходящей из самой природы

9.12. Борьба идёт не между «святым» и «будничным», а между двумя типами святости. Неизбежно поражение «святости извне» в её войне с природным естеством, т.к. это война святости против себя самой (т.е. против «святости в природе»)

9.13. Аналогично этому, неизбежно поражение и природы в её войне против святости, т.к. святость заключена также и в ней самой

9.14. Обычная (внеприродная) святость с природным воюет, а высшая (внутриприродная) святость преодолевает сам конфликт

9.15. Высшая святость не отменяет существования будничности; а высшие уровни будничности (наука, искусство, философия) не приобретают статуса «святости». Они освящаются только тогда, когда будут осознаны как проявления Божественной мировой воли

9.16. Высшие добро и зло трудно различимы в нижнем мире: под внешним покровом зла может действовать высшее добро; и наоборот, высшее зло может таиться под видом добра

9.17. Источник существования зла – в ограниченности материи и в её отдалении от Божественности, но это отдаление необходимо (т.е. это «падение ради подъёма»), а потому оно по своей внутренней сути является добром

9.18. При этом зло – это не «видимость», оно действительно (онтологически) существует (его действие заключается в извращении стремления мира к совершенству), и отрицать это существование означает быть слепым к миру

9.19. Зло обладает огромной мощью, часто недостающей добру, и эта мощь есть проявление «мировой воли» (т.е. добра). Эту мощь надо не подавить, а перенаправить на позитивное исправление мира

9.20. Восприятие раскаяния (тшувы), в отличие от литературы «мусар», не как «подавления» (при помощи страха) естественных побуждений, а как «перенаправления» жизненных сил зла в сторону добра

9.21. Зло пробуждает в нас жажду преодолеть его самое, и в этом его позитивная роль в исправлении мира: зло есть условие существования добра

9.22. Для того чтобы поднять мир к высотам добра, нужно не отрицать онтологического существования зла (как это делал Маймонид), а наоборот, осознать зло как реальную сущность, которая в процессе Избавления (Геулы) может «перевернуться в добро»

9.23. «Души мира Хаоса» укоренены в той «искре добра, которая внутри зла», поэтому они сильно разрушают мировой порядок, и в то же время обладают силой радикально продвинуть мир к добру

С-10. «Реальность не боится противоречий» \ Текст

Тезисы:

10.1. Божественное единство «простое», но проявление Божественности двойственно: Бог выступает и как Абсолют, и как Творец Мира; поэтому мир диалектичен, т.е. он строится и развивается на основе противоречий, но стремится к простому единству

10.2. Противоречия необходимы, и их неправильно воспринимать как «отрицание одного другим»

10.3. «Души мира Хаоса» продвигают мир к высшим идеалам через локальное анархическое «разрушение святости», и это необходимо ради построения более возвышенной её формы. «Гниение зерна необходимо для вырастания плодов»

10.4. «В отличие от науки, реальность не боится противоречий, потому что она неизмеримо выше науки». «Две противодействующие силы при столкновении порождают не отрицание, а обновлённую положительную силу». Продвижение основано не на присоединении к себе чего-то ограниченного, а на синтезе столкновения

10.5. Все сталкивающиеся в мире силы на самом деле продвигают мир в едином направлении – совершенствования

10.6. Падение и разрушение есть неотъемлемая сущность жизни, которая в целом есть продвижение

10.7. Различные области духа «иногда неизбежно опровергают друг друга, ибо пытаются сделать слишком обширные выводы, стоя на слишком узкой основе»

10.8. После разобщающего «аналитического подхода» мир будет стремиться к синтезу «всех специализаций духа», которые будут выглядеть как разные составляющие единого организма

10.9. Божественность является базой единства Мироздания; и наше чувство гармонии мира свидетельствует о том, что мир действительно гармоничен

10.10. Человек играет центральную роль в том, чтобы осуществить объединение реальности, т.к. будучи реализовано в душе, оно в дальнейшем реализуется и в природе

10.11. В природе сознания заложено стремление связывать разделённые понятия, и в этом проявляется стремление к истине, ибо она не может быть частичной, а обязана охватывать все

10.12. Хотя человек не может достичь высшего единства, но ему важно знать, что это единство существует, и стремиться к нему

10.13. Это стремление продвигает мир, и в Конце Дней каждое отдельное направление духа будет отражать также и все многообразие духовности

10.14. Продвижение в уровне когерентности истины увеличивает также и степень её достоверности

10.15. Продвигаясь к высшей объединяющей мудрости, человек способен снять противопоставления и увидеть прежние «противоречия» как необходимые части общего единства

10.16. Высшая цельность, также как и исходная «первичная наивность», свободна от сомнений, но для её достижения необходимо пройти весь путь сомнений и противоречий

10.17. Противоречия и разделение необходимы в начале развития, чтобы каждая область духа смогла достичь собственной полноты; но в дальнейшем они должны быть превзойдены. Надо осознать духовное многообразие и суметь выявить искру Божественного света изо всякой идеи

10.18 «Атеизм безразличия» есть проявление слабости духа и «рабства отрицательного фанатизма», но «критический атеизм» содержит положительные элементы, и он основан на высоких нравственных установках

10.19. Атеизм получает моральный пафос и силу при критике реальных недостатков религии; однако, источник его морали – в интуитивной религиозности самих атеистов.

С-11. Единство разнообразия в мире духа и природы — концепции «религиозной терпимости» и «органического восприятия мироздания в целом». Текст

Тезисы:

11.1. «Возвышенный атеизм» (содержащий в себе некоторое позитивное религиозное начало) проистекает из несоответствия «реальной религии» возросшему уровню духовных требований

11.2. «Возвышенный атеизм» есть ступенька к более высокому уровню веры: ибо «бывает такой атеизм, который по сути своей есть вера; и бывает такая вера, которая, по сути своей есть неверие»

11.3. По отношению к высшему Божественному свету нет вообще разницы между верой и неверием, ибо они равно далеки от Него; но в нашем мировосприятии разница есть, и она существенна

11.4. Неудовлетворённая страсть увидеть Божественное единство столь ревностна в «возвышенных атеистах», что именно она приводит их к неверию

11.5. Два типа религиозной терпимости: один, происходящий от «безразличия»; и другой, происходящий от «страстной заинтересованности в полноте истины»

11.6. Парадоксальным образом «терпимость», коренящаяся в душевной лени, приводит в дальнейшем к фанатизму; в то время как настоящая свобода мнений и терпимость основаны на жажде поиска Абсолюта

11.7. В процессе продвижения открывается общность Мироздания и усиливается его достоверность; и тогда ранее существовавшее различие мнений «отменяется» перед этой общностью

11.8. По сравнению с язычеством, монотеизм «нетерпим» именно из-за его «всеобщности», но это лишь внешне; «всеобщность» содержит в себе ядро терпимости, ибо всему есть в ней место

11.9. «Всеобщая абсолютная истина» ревнива по своей природе (форме), но терпима по своему содержанию

11.10. Рав Кук провозглашал терпимость в области духа, но противодействие внедрению чуждых идеологий и нарушению заповедей в социальной жизни

11.11. Единство Самой Божественности – «простое»; но единство проявлений Божественности – «диалектично»

11.12. Многообразие мира необходимо для процесса совершенствования. Единство мира не отрицает многообразия, а объединяет его

11.13. Единство Мироздания – это не объединение элементов, а единый организм с многообразием органов. Его характеризует: иерархическая структура, неразрывное единство одного с другим, самостоятельное функционирование элементов и при этом их функциональное согласование, в каждом его элементе отражается вся система в целом

11.14. Поскольку все Мироздание есть единый организм, то следует не пренебрегать «материальной жизнью», а рассматривать её как органически необходимый (хоть и низший) аспект духовности

11.15. Органически единая система остаётся собой, хотя её элементы и заменяются. Жизнь не познаётся в статике, ее сущность – развитие, а цель – самореализация Мироздания

11.16. Мир, полный борьбы и конфликтов, – основа для продвижения Мироздания

11.17. Мироздание возвышается благодаря тому, что каждый его элемент стремится к вознесению; развиваться желает все, и вследствие этого возникает многообразие жизни

11.18. Изучение жизни на уровне механической конструкции (чем занимаются естественные науки) может дать только внешнюю картину, но неспособно проникнуть в суть жизни

11.19. Воля к жизни, даже проявляющаяся в примитивных формах, несёт в себе искру святости

11.20. Все формы жизни (от неживой и до человеческой) неотделимы друг от друга; и чем выше форма, тем ярче светит в ней искра Божественного света

11.21. Поскольку Мироздание едино, то всякая мудрость жизни исходит из Божественной мудрости, а всякая воля к жизни – из Божественной воли к жизни

11.22. Концепция «панпсихизма»: во всяком элементе Мироздания есть душа, которая выражается в его собственном «внутреннем содержании», а также в наличии у него «стремления»

11.23. Все Мироздание проникнуто жизнью

11.24. Мироздание всегда в движении, идёт ли речь о материи или о духе; ибо движение – это не добавочное внешнее свойство тел, а сущность жизни

11.25. Мерой жизненной силы и степенью одушевлённости является мера «живости» и способности воспринять и «ухватить» окружающий мир, взаимодействовать с ним

С-12.Восприятие р. Куком теории эволюции и его историософская концепция \ Текст

Тезисы:

12.1. Теория эволюции подчёркивает стремление бытия к совершенству, и она соответствует Каббале

 12.2. Морально-религиозная ценность теории эволюции: продвижение к высшему, несмотря на противодействие энтропии

 12.3. Наука только описывает процесс эволюции, а религия говорит о его цели и смысле

 12.4. Осмысленность эволюции выражается в том, что смена форм происходит не хаотически, а по возрастающей

12.5. Принятие человеком каузативной механической эволюционной концепции разрушительно для его духа и этики; но телеологический подход к эволюции продвигает их

12.6. Наличие эволюционной силы в мире внушает надежду на реализацию добра

 12.7. Эволюция цивилизации устремлена к свободе и реализации творческого потенциала, а это один из параметров Божественности человека

12.8. Конечная цель прогресса – воссоединение с Божественностью

12.9. Религиозное восприятие эволюции Т. де Шарденом, параллельное взглядам р. Кука

 12.10. Вследствие «единства бытия», философия истории р. Кука органически вытекает из его диалектической метафизики

12.11. Восприятие истории как синтеза «духовности» и «жизни», а не как их противопоставления; и, соответственно, сионизм не противоречит духовности, а необходим для неё

12.12. «Изощрённость Божественного Разума» в рационалистической историософии Гегеля, и «Сокровенный замысел Всевышнего» в волюнтарной историософии р. Кука

 12.13. В отличие от Гегеля, р. Кук рассматривает биологическую и историческую реальности как единое развивающееся целое

 12.14. Реализовав свой специфический вклад в «универсальную идею», цивилизации и народы неизбежно распадаются

 12.15. Однако еврейский народ, в отличие от остальных, смог сохраниться даже после распада государства

12.16. Сохранение еврейского народа означает, что реализация идеи, которую он несёт, ещё не завершена

12.17. Сегодняшний отход от религии связан с тем, что религия не развивала свои представления, и образованным людям эти представления стали казаться примитивными

12.18. Идеи, в которых развитие религии отстаёт (пока) от общего развития общества: (1) чувство общности всего человечества, открытости миру; (1а) отказ от опоры на страх (перед наказаниями ада и т.д.); (2) новые научные (в частности космологические) концепции; (2а) которые требуют, чтобы все частности выводились из общих принципов, из ясных и чётких понятий; (3) принцип эволюции и ощущение прогресса и развития

12.19. Новое поколение требует очень высокого уровня Божественного света; и такой уровень духовности скрыт только в материальности

С-13.Восприятие сионистского движения как процесса «Геулы» — мессианского избавления» \ Текст

Тезисы:

13.1. В эпоху Первого и Второго Храма евреи были настолько поглощены материальным, что не было возможности исправить это без того, чтобы все разрушить и выслать народ в Изгнание

13.2. Жизнь в изгнании «чиста», но «неполноценна»

13.3. Вместе с возвращением в Страну Израиля происходит необходимый возврат от «чрезмерной духовности» к материальности, и в этом источник сионистского «нахальства»

13.4. Религиозная ценность спорта и физического возрождения

13.5. «Душа у нерелигиозных первопроходцев более совершенна, чем у богобоязненных, но не связанных с возрождением народа в целом; однако дух более совершенен у этих последних»

13.6. Духовность, оторванная от материальности, есть вид дуализма и идолопоклонства; и секулярные сионисты, уничтожая её, совершают важнейшее религиозное действие. А в дальнейшем «они же уничтожат идола материальности, и национальная душа выработает гармоничную духовность»

13.7. Если сионизм понимается чисто прагматически (как «нормализация»), то он неполноценен и не сможет быть устойчиво успешным

13.8. Внутренний источник сионизма: жажда объединить материальное и духовное в единый Божественный мир

13.9. Только при материальной реализации в Стране Израиля возможна настоящая духовность

13.10. Страна Израиля нужна еврейскому народу не для его физического или даже для духовного существования, но для реализации цели своей национальной жизни

13.11. Отход от Торы создал «жажду морального свершения», которую могло удовлетворить только строительство Государства, поэтому этот отход был исторически необходим

13.12. Секулярный сионизм велик скрытой (потенциальной) духовностью, но убог духовностью реальной, и это приведёт его к деградации и кризису

13.13. Внешние достижения не смогут насытить сердце человека, а в особенности еврея; после овладения внешним наступит разочарование, а далее – прорыв к «мудрости святости»

13.14. Только глубокая «мудрость святости» может дать ответ на запросы времени; это не под силу ни «сухой ортодоксальности», ни рационализму

13.15. Для того чтобы национальное возрождение не превратилось в отрицательный национализм, оно должно держаться «Божественной души еврейского народа»

13.16. Евреи должны продемонстрировать миру реализацию Божественной справедливости не только на индивидуальном, но и на общенациональном уровне, т.к. жажда справедливости является главной сутью еврейской души

13.17. Отличительная черта иудаизма – жажда воплотить Божественные идеалы не только в индивидуальной, но и в национальной жизни

13.18. Воплотить моральные нормы в государственном масштабе несравненно труднее, чем в индивидуальной жизни

13.19. Именно для этого евреи (в отличие от всех других народов) стали народом и получили Тору ещё до создания собственного государства

13.20. Евреи не могли править государством, когда это было неотделимо от кровопролития и дикости, и поэтому восстановление государства происходит только сегодня. Войны нужно вести, но помнить при этом об идеале мира

13.21. Государство Израиль должно стать «троном Всевышнего в мире», должно воплощать духовность, – в отличие от обычного государства, являющегося «большой страховой компанией»

13.22. Нынешнее государство – это «Машиах бен Йосеф». Но он погибнет, уступая место еврейскому религиозному универсальному общечеловеческому «Машиах бен Давид»

13.23. Восприятие Мессии (Машиаха) не как индивидуума, а как эпохи

13.24. Эпоха «Машиах бен Йосеф» может длиться очень долго; но её бездуховность приведёт к буре и возвращению к Творцу через «родовые муки Машиаха»

Раздел D. Избранные отрывки из произведений р. Кука

D-1. «Арфилей тоhар» — избранные отрывки

Примечание чтеца:
Эту часть книги лучше «читать глазами» из-за большого количества сносок, затрудняющих восприятие текста «на слух»
. Читать

D-2. Двойственность души и двойственность духа \ Текст

D-3. Связь народа Израиля со Страной Израиля (Отрывки из книги «Орот») \ Текст

D-4. Комментарий к заповеди принесения Омера и счета Омера  \ Текст

D-5. Обращение к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель» \ Текст

D-6. Радость и трепет (Отношение иудаизма к университету) \ Текст

D-7. Проблема отношения к современному поколению \ Текст

D-8 «О тшуве поколения» \ Текст

Раздел Е. Дополнительные критические и аналитические статьи по философии р. Кука

Е-1. Э. Зусман. Галаха, поэзия и природная нравственность человека в учении р. Кука \ Текст

Е-2. Р. Файерман. Амбивалентное отношение к атеизму в концепции р. Кука \ Текст

Тезисы:

  1. Проблема «сырой» и «очищенной» веры
  2. Величие бесконечного и отрицательные атрибуты Бога
  3. Недопустимость конкретизации Бога
  4. Негативное влияние примитивной формы веры; важность отрицания такой веры
  5. Позитивная роль атеизма в улучшении наших представлений о Божественности

Е-3. Я. Фильбер. Терпимость и религиозный плюрализм внутри иудаизма \ Текст

Тезисы:

  1. Мудрецы Торы как щитоносцы
  2. Исчезновение правды вследствие ее распада на отдельные школы
  3. Все праведники, все направления – на равном расстоянии от Бога
  4. Примирение достигается не одинаковостью, а единством разнообразия
  5. Проблема терпимости по отношению к грешникам, история с рабби Меиром
  6. Терпимость ко мнениям, противоречащим Торе
  7. Терпимость к грешникам должны проявлять те, кто умеет различить добро внутри зла
  8. Вера критически важна для физического существования еврейского народа
  9. Терпимость исходя из мудрости, а не из слабости
  10. Терпимость при сохранении различий, а не сглаживание противоречий
  11. Терпимость необходима, ибо единство народа будет достигнуто через кризисы

Е-4. П. Полонский. Некоторые идеи р. Кука к празднику Песах: связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца  \ Текст

Тезисы:

  1. Связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца
  2. Йецер hа-ра («дурное побуждение») является созидающей силой
  3. Хамец символизирует йецер hа-ра и поэтому иногда требует устранения
  4. Физическая и духовная свобода: на уровне личности и народа

Раздел F. Религиозный универсализм р. Кука

F-1. р. Кук. Четырехголосная Песнь  \ Текст

F-2. Б. Боксер. Религиозный универсализм р. Кука \ Текст

Тезисы:

  1. Истинность религии – в её способности исправить мироздание
  2. Познание Бога должно концентрироваться не на «познании Сущности Бога», а на познании «Божественного пути для человека»
  3. Стремление к этическому усовершенствованию есть имманентное Божественное влияние на жизнь
  4. Позитивная оценка других религий; примат этики в религии
  5. Критика тех сил, которые мешают иудаизму возвыситься до своей истинной сущности
  6. Восприятие мироздания в его всеобщности
  7. Религиозная терпимость – через видение Божественной искры в самых различных, внешне «отрицательных» идеях
  8. Позитивные религиозные элементы в атеизме
  9. Позитивные и негативные элементы еврейского национального движения
  10. Критика ограниченности этноцентризма; сионизм как ступенька к универсализму
  11. Несовершенство мира есть необходимая часть его совершенства, т.к. только оно даёт возможность роста
  12. Представление о Личностном монотеистическом Боге неразрывно связано с идеей прогресса человечества
  13. Сама жизнь направляет и воспитывает нас, ставит перед нами проблемы, решая которые, мы и осуществляем духовный прогресс мира и нас самих
  14. Всевышний не ограничил Свои дары рамками одного народа
  15. Притягательность добра
  16. «Тшува» как свободное решение о Возвращении к Богу
  17. Стремление к освящению всего сущего
  18. Суть религии – не в поклонении Богу, а в реализации в нашей жизни Божественных этических идеалов
  19. Только с воссозданием Еврейского Государства иудаизм сможет нести светоч благочестия во всей его чистоте перед народами мира
  20. Путь религиозной интеграции человечества

 

Back to top button