Библейская Динамика | Том 1. Бытие, ч.1

§ 1. Предисловие: комментарий «Библейская Динамика» и его принципы

1.1. Изменение социума и новые запросы к пониманию Торы

Тора дана Свыше и неизменна во все времена, однако каждое поколение добавляет новые аспекты к ее прочтению и пониманию. Эти новые комментарии, разумеется, никак не отменяют комментарии предыдущие – напротив, они могут существовать только как «надстройка» на их основе.

Неотменимость предыдущего, классического понимания это сохранение ортодоксальности, а добавление нового понимания представляет собой модернизацию. Именно такого пути «ортодоксальной модернизации» мы придерживаемся в данной книге.

***

Потребность в новых комментариях возникает по мере того как культуры и общества в своем развитии сталкиваются с принципиально новыми проблемами. Естественно, предыдущие комментарии сохраняют значимость, но их уже недостаточно, они не могут ответить на вызов эпохи. И новые подходы имеют первостепенное значение для сохранения актуальности Торы для последующих поколений.

За последнее столетие произошли быстрые и радикальные изменения во всех сферах жизни, и это влечет изменение запроса к пониманию Торы. А именно:

(1) Создание государства Израиль и возвращение еврейского народа в свою Страну изменило все устои еврейской жизни. Жизнь в изгнании, политическая подчиненность по отношению к другим народам, требовала установки на интроверсию, самосохранение и изоляцию. Но современная израильская жизнь в независимом государстве, наравне с другими народами, предъявляет новые требования и ориентирует еврейский народ на экстраверсию: развитие и продвижение, универсализм, общечеловеческие ценности, потребность и желание влиять на мировую историю и глобальную культуру.

(2) В наше время значительно возрос интерес народов мира к иудаизму. Пока евреи находились в изгнании и подвергались преследованиям, другие народы проявляли мало интереса к еврейской культуре и традициям, потому что «мудрость бедняка презирают и слов его не слушают» (Екклесиаст 9:16). Но сегодня, в связи со значительными успехами и достижениями еврейского народа и Государства Израиля, мы видим постоянно растущий интерес всего мира к еврейской традиции. Для этих новых читателей не подходят классические еврейские комментарии, у них совершенно новый запрос, и он требует нового подхода к разъяснению Торы.

(3) Еврейская психологическая и культурная интеграция в западный мир сблизила светского еврейского читателя и нееврейского читателя. Значительная часть еврейского народа уже настолько далека от традиции, что смотрит на нее со стороны. С культурной точки зрения они уже являются частью нееврейского мира и могут приблизиться к иудаизму только как часть этого большого мира.

(4) Комментаторы Торы прошлого обращались к соблюдающим евреям, жившим в рамках традиции. Современные читатели разные и по-разному смотрят на текст Торы. Большинство читателей сегодня живут в гораздо более открытом мире, что дает им «внешнюю» перспективу в психологическом или даже физическом смысле. Таким образом, их взгляд на Тору также является взглядом «извне». Они хотят прочесть Тору не потому что она их обязывает (как это было с прошлыми поколениями), но чтобы познакомиться с важным компонентом богатого духовного наследия человечества.

(5) Интерес прежде всего к идеалам, а не к заповедям и законам. Традиционный еврейский читатель был заинтересован в соблюдении заповедей. Ему было важно понять, как заповеди и детали законов проистекают из текста Торы, поэтому классические комментаторы уделяли этому много внимания. Запрос современного читателя иной: вместо того, чтобы рассматривать Тору как источник законов, он ищет в ней ценности и идеалы для собственного личностного развития. А этому аспекту в традиционных комментариях уделялось гораздо меньше внимания.

(6) Открытое духовное пространство. Для традиционного еврейского читателя Тора была абсолютным авторитетом и наследием. Никогда не возникало вопроса какую традицию он должен выбрать, речь шла лишь об углублении его знаний. Однако для современного читателя Тора является лишь одним из многих духовных источников, с которыми она находится в общем открытом духовном пространстве и где должна «проявить себя». И комментарий к Торе сегодня должен учитывать этот вызов.

(7) Динамика развития персонажей и идей. Комментаторы прошлых веков рассматривали главных героев Торы как источник уроков и поучений, но не как развивающиеся личности. Они также часто игнорировали любой переход в развитии идей и концепций, воспринимая Тору как однородное пространство. Но для современного читателя важно увидеть динамику развития – эволюцию людей, идей и понятий.

1.2. р. Иеhуда-Леон Ашкенази (Маниту)

Уже с начала XX века стало понятно, что новая стадия развития социума требует нового подхода к пониманию Торы.

Огромный разворот к такому пониманию начал р. Авраам-Ицхак Кук (1865-1935), Главный раввин Страны Израиля в 1904-1935 гг., величайший каббалист и создатель философии религиозного сионизма.

Важнейшее продвижение в новом понимании Торы осуществил также р. Йосеф-Дов Соловейчик (1903—1993), создатель и руководитель Иешива-Университета и духовный лидер американского движения Modern Orthodox.

В этом направлении работают и многие другие раввины ортодоксально-модернистского направления, уже на протяжении более чем ста лет.

Но необычайно важный вклад в развитие нового понимания сделал во второй половине ХХ века р. Иеhуда Леон Ашкенази (Маниту), выдающимся раввин и каббалист, который предложил понимание повествований Торы как истории развития ее персонажей и идей.

Й.-Л. Ашкенази родился в Алжире в 1922 г. Его отец Давид был последним главным раввином Алжира, и их семья по прямой линии происходит от р. Йосефа ибн Табула, одного из учеников р. Ицхака Лурии (Аризаля), главы каббалистов Цфата в XVI веке. В их семье передавалась особая каббалистическая традиция, восходящая напрямую к Аризалю, но при этом не раскрывавшаяся в других каббалистических школах.

У Аризаля было несколько учеников, и основным из них считается р. Хаим Виталь (от которого пошла главная линия каббалы в Новое время), но были и другие ученики, от которых пошли «меньшие ветви». Одна из этих ветвей передавалась по традиции в семье раввинов Алжира.

Поэтому Иеhуда-Леон еще в молодости изучал в своей семье эту линию каббалы, которая в то время не публиковалась. Он получил широкое религиозное и светское образование, во время Второй мировой войны воевал во французском Сопротивлении, а после войны в течение двадцати лет был одной из ключевых фигур в возрождении французского еврейства. (К этому времени и относится его прозвище «Маниту»). После Шестидневной войны 1967 г. он заявил, что «невозможно далее оставаться в Изгнании» и переехал в Израиль, где в течение почти трех десятилетий был одним из главных преподавателей иешивы Мерказ hа-Рав (центральная иешива религиозного сионизма, основанная р. А.И.Куком) и духовным лидером французского сионистского еврейства. Умер в 1996 г.

Рав Ашкенази преподавал в основном на французском языке, при этом он почти не публиковал тексты, в результате чего относительно немногие из его концепций были опубликованы при его жизни. Только позже его ученики, на основе аудиозаписей лекций, стали составлять и публиковать книги. На иврите за последние два десятилетия вышла целая серия таких книг, но только в наши дни его идеи постепенно проникают в еврейский мир говорящий на английском и других языках.

В частности, комментарий «Библейская Динамика», написанный по-русски и далее переведенный на английский и другие языки, представляет возможность широкому читателю познакомиться с этими концепциями и идеями.

1.3. Источники комментария «Библейская Динамика»

Комментарий «Библейская динамика» основан, прежде всего, на материалах р. Ури Шерки, одного из наиболее выдающихся современных израильских раввинов, ученика и последователя р. Й.-Л. Ашкенази, который представил его подход систематическим образом, через большую серию лекций по всем главам Торы (эти лекции никогда ранее не публиковались в письменной форме).

Мы также использовали другие источники. В понимании соотношения между двумя рассказами о Сотворении Мира в книге Бытия мы основывается в большой степени на идеях р. Й.Д.Соловейчика. В других местах были использованы многие идеи р. А.И.Кука, а также некоторые концепции других современных ортодоксально-модернистских раввинов. Поскольку все эти идеи подверглись нашей существенной переработке, мы не указываем конкретно источник той или иной идеи в самом комментарии.

Некоторая часть изложенных в книге идей является нашей собственной разработкой в русле концепций «ортодоксальной модернизации».

Также перевод текста Торы на русский язык был сделан нами специально для издания «Библейской Динамики».

1.4. Развитие людей и идей

Идеи, которые раскрывает р. И.Л.Ашкенази, позволяют нам видеть персонажей Торы динамичными личностями, которые развивались и менялись на протяжении жизни. Они также дают возможность видеть эволюцию идей в Торе. Они учат нас спрашивать: «Как Авраам и Ицхак, Яаков и Моисей развивались в ходе повествований Торы? Как изменялись их взгляды? Чем и почему идеи книг Левит и Числа отличаются от идей Бытия и Исхода? И почему заповеди Торы и развитие еврейского народа представлены в книге Второзаконие иначе, чем в предыдущих книгах Торы?»

В прежние времена такие вопросы обычно не поднимались. Патриархи понимались как абсолютные «сверхчеловеки», с которых можно и нужно брать пример, но не следует задавать вопросов про их собственное развитие. А в случаях противоречий между изложением одной и той же заповеди или истории в разных книгах Торы ставился вопрос, «как примирить эти стихи между собой», вместо того, чтобы спросить, «какие важные различия мы видим здесь, на основании которых мы можем понять разные взгляды на предмет или увидеть процесс развития».

Такие вопросы долгое время могли обсуждаться лишь в узких группах мудрецов каббалы.

Даже сегодня в определенных религиозных кругах, услышав идеи о том что Патриархи развивались как личности, или что Моисей видел свою миссию по-разному в разные периоды своей жизни — протестуют против этого, потому что им кажется что динамика и развитие уже сами по себе свидетельствуют о несовершенстве, и поэтому считают недопустимым говорить о Патриархах и заповедях в таких терминах.

Этот взгляд на развитие, однако, является пережитком средневекового мышления, согласно которому великие вещи должны оставаться неизменными.

Однако для мышления Нового времени, наоборот, очевидна ценность динамики и развития — а когда человек не может развиваться и продвигаться вперед, это рассматривается как существенный недостаток.

При таком взгляде на мир динамика и развитие, которые проходят Праотцы, делают их еще более великими в наших глазах.

Что же касается заповедей, нет никакой проблемы в том что Бог в разные периоды открывал еврейскому народу разные грани заповедей, в соответствии со стадией развития народа в каждое конкретное время.

Поэтому в наше время эти элементы из учения каббалы, которые когда-то передавались только избранным, могут быть обнародованы и стать частью нашего общего сознания.

Back to top button