Взаимоотношения христианства и иудаизма сегодня: завершение цикла и выход на новый круг

Христианство зародилось внутри иудаизма, раскрывая еврейский монотеизм для всего человечества. В процессе своего развития христианство отвергло иудаизм и почти забыло еврейские тексты. На следующем этапе протестантизм отверг это отвержение, и начал возвращаться к еврейскому подходу. На сегодня цепь «отрицаний отрицания» все более приближает христианство к иудаизму.
Также и иудаизм, после двух тысяч лет Изгнания вернувшийся в свою Страну, стал позитивно оценивать христианство.
Однако сегодняшнее сближение – это не завершение процесса, но выход на новый круг совместного развития.

Статья написана на основе обсуждений с Михаилом Фридманом.

Оглавление

  1. Создание Израиля изменяет религиозный мир человечества
  2. Израильский взгляд иудаизма

А. Древность

  1. «Дилемма Павла»
  2. Невидимый Бог
  3. Уход иудаизма в Изгнание
  4. Христианство дистанцируется от иудаизма
  5. Влияние евреев на мир падает после Изгнания

В. Новое время

  1. Протестантизм возвращает Библию
  2. Изменение отношение христианства к евреям
  3. Изменение отношения иудаизма к христианству

С. Современность

  1. Возвращение «Дилеммы Павла»
  2. Конфликт современности и религиозного сознания
  3. Новый характер религиозности
  4. Итог

============================

1. Создание Израиля изменяет религиозный мир человечества

Для всякого религиозно чуткого человека, принадлежащего к библейской культуре, для евреев и для христиан, совершенно очевидно, что нынешняя эпоха является переломным моментом мировой религиозной истории.

Статус евреев в христианской (и поэтому мировой) цивилизации является совершенно особым. Не только Священное Писание от начала и до конца написано евреями, и почти все его ведущие персонажи это евреи,- но и сам Бог, когда Он, по христианскому мнению, решил воплотиться в человека на земле, выбрал для этого воплотиться в еврея.

Поэтому не следует удивляться тому, что всё, что происходит с еврейским народом, необычайно сильно влияет на мир.

А с еврейским народом в последние сто лет происходят воистину удивительные события.

Создание Государства Израиль – это единственный случай в истории человечества, когда народ, изгнанный из своей Страны, через тысячелетия смог вернуться в нее. Израиль – это единственное государство в мире, которое называется так же, как 3 тысячи лет назад, говорит на том же языке, что и 3 тысячи лет назад, и имеет ту же религию, что и 3 тысячи лет назад.

Однако перед нами не только уникальное историческое, но и уникальное религиозное событие. Так же как два тысячелетия назад разрушение еврейского государства и Храма не было только «внутренним еврейским делом», но стало одним из ключевых моментов формирования христианства, так и сегодня возвращение еврейского народа в свою Страну не может не изменить всю религиозную парадигму христианства, и через это – всего человечества.

2. Израильский взгляд иудаизма

В течение многих веков Изгнания еврейский народ не был субъектом истории, он был её объектом. Находясь в рассеянии и не имея государства, народ жил «сегодняшним днём» и не задумывался о ходе истории. А поскольку христианство стремилось обратить евреев в свою веру и уничтожить иудаизм, он должен был защищаться и рассматривал христианство негативно.

Но сегодня, вернувшись в свою Страну, евреи снова стали субъектом истории, и иудаизм тоже начинает смотреть на мир с исторической точки зрения и позитивно оценивать религиозные достижения христианства. И если ранее христианство было для иудаизма чужим и не интересным, то сегодня активно развивается отношение к христианству как к ближайшей родственной религии, имеющей общее наследие и близкие идеалы, ощущение общей Библейской монотеистической цивилизации. И поэтому возникает заинтересованность в позитивном развитии и укреплении христианства и в сближении христианства и иудаизма.

Иудаизм и христианство разделились две тысячи лет назад. Но на сегодня, параллельно с завершением еврейского исторического цикла «Изгнание и Возвращение», эти отношения тоже прошли цикл «отдаление и приближение» и требуют переосмысления на новом уровне.

Ниже мы попытаемся, с точки зрения современного израильского иудаизма, оценить пройденный путь и увидеть направление дальнейшего развития.

А. Древность

3. «Дилемма Павла»

В начале своего пути христиане совершенно не намеревались выходить за пределы иудаизма. Иисус при своей жизни обращался только к евреям, и проповедовал совсем не новую религию, а неуклонное следование Торе Моисея (сочетавшееся с критикой поведения истеблишмента), немедленное раскаяние и строгие моральные нормы. И лишь позже апостол Павел сформировал христианство как новую религию для всех народов.

Павел вырос в грекоязычной Малой Азии – одном из центров мировой цивилизации и культуры. Он видел перед собой широкий мир и сожалел о том, что духовный потенциал иудаизма остаётся неизвестным и недоступным для окружающих. С точки зрения Павла, евреи были поглощены мелочными местечковыми конфликтами, вместо того, чтобы нести свои духовные богатства народам мира.

Павел полагал, что, изменив ту форму, через которую распространяется еврейская идея, он сможет передать Божественное слово человечеству. Назвав себя апостолом язычников, он создал «иудаизм для неевреев», в котором отменил обязательность большинства заповедей Торы и установил, что спасение достигается через связь с Иисусом.

Обычно учение Павла рассматривается как «отход от иудаизма и разрушение еврейских религиозных принципов». Однако, с точки зрения сущности Торы, концепцию Павла не следует рассматривать отрицательно. Ведь согласно Торе неевреи не обязаны соблюдать все 613 еврейских заповедей, для них обязательны только 7 базовых Заповедей «Сыновей Ноя», и поскольку «апостол язычников» строил свою систему для неевреев, его подход к заповедям был допустимым. Необычайно важно, чтобы народы мира приняли еврейскую монотеистическую концепцию, но не так важно, будет ли это чистый монотеизм, или к Богу будут «присоединены дополнительные образы». Главным было проложить для человечества путь ко Всевышнему, и Павлу удалось это сделать.

4. Невидимый Бог

В основе еврейской религиозной картины лежит концепция «невидимого Бога». Бог невидим не только в том смысле, что Его нельзя изобразить, но и в том, что религия концентрируется не на образе Бога, а на том Пути, который Он предлагает человеку.

А вот олимпийские, эллинистические боги имели видимый человеческий облик, и Путь не предлагали вообще. Такое «овеществлённое» представление о Божественном, которое было нормальным для более древних эпох, во времена Павла уже ощущалось как слишком примитивное, и было ясно, что их должно сменить более возвышенное представление о Божественном.

Вся история представлений человечества о Божественном развивается от видимого и вещественного к невидимому и трансцендентному. Однако во времена Павла чисто еврейская концепция невидимого Бога, который дает Путь, не могла быть массово принятой другими народами мира. Павел и христианство стремились соединить еврейскую концепцию Пути с визуальным образом Бога. Такой подход был понятнее и мог успешно распространяться.

5. Уход иудаизма в Изгнание

Примерно тогда же, когда христианство начало формироваться, иудаизм ушёл в Изгнание. В результате войны с римлянами были разрушены иерусалимский Храм и еврейское государство, и народ рассеялся по миру.

Этот факт стал очень важным для формирования христианской теологии: разрушение Храма было воспринято как Божественное наказание евреям за неприятие Иисуса, что придало христианству огромный импульс.

Кроме того, с уходом евреев из своей страны и, как следствие, с исторической сцены место полномочного представителя древнего библейского учения опустело. Это дало возможность христианству утвердить себя как «единственного настоящего наследника библейской традиции».

6. Христианство дистанцируется от иудаизма

В 315 году Римская империя стала христианской, и вопрос о соотношении христианства и иудаизма стал государственной идеологической проблемой.

Для того, чтобы продвигаться в нееврейском мире, христианство должно было дистанцироваться от иудаизма, отринуть его, и представить себя как единственный путь ко Всевышнему. Однако каждый, кто читал Библейский текст и особенно «Ветхий Завет», явно видел, что этот текст сугубо «еврейскоцентричен», на каждой странице говорится про евреев и многократно упоминается о еврейской миссии и избранности. Поэтому христианство должно было создать теологию «преодоления иудаизма», которую в начале 5 в. н.э. сформулировал Августин Блаженный, один из главных отцов церкви.

Созданная им «теология замещения» (она же «теология презрения») устанавливала, что христианство пришло заменить иудаизм. Разрушение Иерусалимского Храма и Изгнание являются наказанием за неприятие Иисуса, и пока евреи не примут христианство, они не смогут вернуться в свою Страну. Евреи в древности были избранным народом, но теперь избранность отнята у них и передана христианам – «новому Израилю», и всё, что сказано в Библии о связи еврейского народа с Богом, теперь переносится на христиан. «Старый Израиль» следовало презирать, но не уничтожать, чтобы его крещение «в конце времён» стало высшей точкой христианского триумфа.

Эта теология была принята во всём христианском мире, и продержалась почти до 20 века.

Конечно, евреи восприняли такой «идеологический антисемитизм» очень негативно. Однако, для самого христианства это было исторически необходимо. Чтобы иметь энергию распространяться и донести идеи монотеизма до таких отдаленных мест, куда иудаизм никогда бы не добрался, христианству нужно было обосновать свою монополию на истину и провозгласить, что только оно является спасительным для человечества.

7. Влияние евреев на мир падает после Изгнания

Надо отметить, что в течение многих веков «теология замещения» поддерживалась ещё и тем, что после изгнания из Страны Израиля евреи перестали вносить критически важный вклад в развитие мировой цивилизации.

Еврейский народ неслучайно называется «народом книги» – не только «Книги с заглавной буквы», т.е. Библии, но и «книги вообще». Литература, написанная еврейским народом в древности в своей Стране, была собрана в Библию. После Изгнания этот процесс не прекратился, а наоборот усилился: народ, не имея возможности вкладывать свои силы в развитие государственно-национальной жизни, стал вкладывать эти силы в изучение и написание книг.

Только вот после Изгнания уровень и влияние на мир этих книг стал несравненно ниже чем то, что еврейский народ создал в Стране Израиля.

Библия в течение многих веков была (да и сегодня остаётся) самой читаемой книгой в мире, переведённой на самое большое количество языков, находящейся в центре внимания всей мировой культуры. Но после Изгнания евреи не создали текстов такого уровня (или в религиозной формулировке, что, впрочем, то же самое, «Бог больше не давал через евреев такого влияния на мир»).

Даже если сегодня, в 21 веке, мы попросим у среднего (не еврейского!) человека в Западном мире назвать евреев, которые ему известны и повлияли серьёзно на его мир (убирая последние двести лет, которые невозможно объективно оценивать, потому что это слишком близко от нас), то любой человек сразу назовет Авраама, Моисея, царя Давида, пророка Исайю, Иисуса и Павла, а более образованный назовет ещё полтора десятка библейских персонажей, т.е. евреев Страны Израиля или связанных с ней. Но он не назовет почти ни одно важное для его культуры еврейское имя за полторы тысячи лет Изгнания –  со 2 и по 18 век.

В течение многих веков после Августина это «понижение уровня еврейских текстов» было для христиан ещё одним явным выражением того, что Божественная избранность оставила евреев и перешла к христианам.

Для евреев это «понижения уровня текстов», конечно, тоже заметно, но оно объяснялось совершенно иначе. С точки зрения иудаизма, весь смысл существования евреев и феноменальная выживаемость еврейского народа существуют только для того, чтобы получать с неба Божественный Свет и передавать его человечеству. Однако евреи могут реализовывать эту миссию только тогда, когда народ живёт в своей Стране. Во время Изгнания эта миссия не отменяется, но «приостанавливается», чтобы человечество могло переварить ту порцию света, которая уже передана ему, и подготовиться к восприятию следующего уровня, который наступит после возвращения еврейского народа в свою Страну.

И в этом плане необычайный «с нуля» взлет еврейского влияния на мир в 19-20 веках, когда Маркс, Эйнштейн и Фрейд изменили всё мировосприятие человечества, и евреи, составляя ничтожно маленький процент населения Земли, получают около четверти Нобелевских премий по науке, не говоря уже о роли в искусстве и в технологии, является всего лишь подготовкой мира к тому, чтобы со вниманием отнестись к еврейскому  религиозному голосу, когда он проявится из Израиля.

Однако во времена Августина (и тысячелетие после него) эта особенность еврейского народа ещё не проявилась, и христиане могли считать, что избранность покинула евреев, еврейский народ передал миру всё, что мог, и учиться у него им больше нечему.

В. Новое время

8. Протестантизм возвращает Библию

Примерно к 1500 году формирование европейского христианского мира завершилось. Христианство господствовало во всей Европе и двинулось осваивать заморские территории.

Но в этот же момент внутри самого христианства происходит перелом. Реформация и протестантизм устанавливают новую парадигму соотношения с еврейством.

Основу протестантизма составила идея, что каждый человек должен сам читать Библию, которая именно тогда и для этого была переведена на разговорные европейские языки. И независимо от того, относились ли основатели разных направлений протестантизма к евреям позитивно или негативно, сам тот факт, что массы людей стали читать еврейское Писание, стал формировать новое представление о евреях.

И это представление совершенно отличалось от бытовавшего ранее, когда простые верующие вообще не знали библейский текст и довольствовались рассказами священников.

Кстати, в первые века развития христианства это было не так. Вначале греческий, а потом латинский текст Библии читались всеми грамотными людьми. Но в средние века, когда латынь и греческий знали только весьма образованные люди, Библия стала нечитаемой для народа. Протестантизм вернул текст Библии широким массам. И это изменило мир.

9. Изменение отношение христианства к евреям

Новое время стало эпохой постепенного усиления протестантских стран, самых успешных как в экономической, так и в духовной областях. Это стало прямым следствием того, что протестантские страны основывали свои социальные системы в большой степени на Танахе, («Ветхом Завете»), т.е. еврейском подходе к миру. Этот «Ветхозаветный подход» формирует совершенно иную трудовую этику; говорит, что стремление к богатству, если оно заработано честным трудом, – это нисколько не грех, а Божественное благословение (и богатыми были Праотцы, Моисей, Давид и многие другие Ветхозаветные праведники); устанавливает независимость судебной системы от властей (что совершенно необходимо для развития бизнеса), поощряет инициативу и личную ответственность и т.д. Всё это и легло в основу создания капитализма и огромного экономического роста протестантских стран.

Благодаря массовому чтению Танаха менялись и взаимоотношения с евреями. Голос Танаха настолько силён, что он пробивался даже через антисемитские стереотипы. За несколько веков Танах сформировал совершенно новую парадигму отношения к евреям, усилился интерес к изучению еврейской традиции и позитивное отношение к ней. В результате в середине 19 в. стал формироваться христианский сионизм, который на основе глубокой веры в реализацию библейских пророчеств поддержал возвращение евреев в свою Страну. Поддержка сионизма стала пониматься как христианская обязанность.

В 19 в. позитивное отношение к иудаизму стало также проникать в католицизм и православие (как в простой народ в виде «жидовствующих сект», так и в интеллектуальную религиозную элиту – Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков).

Однако настоящий перелом взаимоотношений иудаизма и христианства произошёл в середине 20 в., вследствие шока Второй мировой войны и Катастрофы европейского еврейства, когда выяснилось, что немцы, один из наиболее просвещённых народов Европы, дошёл до абсолютного скотоподобного варварства, и христианское сознание не смогло остановить это. Католики на Втором Ватиканском Соборе (1963 г.) нашли в себе силы признать историческую ответственность Церкви за христианский антисемитизм, который явился моральным корнем нацистской политики геноцида, и начали пересматривать свои теологические установки. Обвинение в распятии Христа было не только снято с евреев, но и осуждено как ложная «установка ненависти», из литургии были удалены антисемитские отрывки, были осуждены антисемитские высказывания Отцов церкви.

Параллельно с этим западные христиане осознали, что создание Государства Израиль полностью опровергло концепцию Августина, согласно которой евреи не смогут вернуться в свою Страну, пока не примут христианства. А это значит, что «теология замещения» была ошибочна и должна быть отвергнута. В течение нескольких последующих десятилетий процесс осмысления «хода истории как урока, который Бог даёт человечеству» привело к формированию и официальному признанию «теологии дополнения».

Согласно этой теологии, официально принятой на настоящий момент католицизмом и примерно половиной протестантских направлений, христианство пришло не «вместо иудаизма», а «в дополнение к иудаизму». Божественные обетования, данные еврейскому народу, вечны и не отменимы, поэтому еврейская избранность сохраняется, иудаизм продолжает быть живой связью с Богом. «Первый» [Ветхий] Завет остаётся действующим Заветом со Всевышним, и евреи получают спасение через него. Всякая христианская миссионерская деятельность по отношению к евреям должна быть не только прекращена, но и осуждена как «оскорбление Бога», поскольку она направлена против соблюдения евреями того Завета, который Бог заключил с еврейским народом.

В итоге часть христиан стала готова к духовному принятию современного Израиля, т.е. к восприятию факта возвращения евреев в собственную Страну как Божественного процесса, а не только политического явления.

Поэтому неслучайно, что сегодня важнейшими сторонниками Израиля являются активные христианские Библейские группы (Евангелисты среди протестантов и движение «Неокатехуминат» среди католиков), и эта поддержка имеет религиозную, а не политическую основу.

10. Изменение отношения иудаизма к христианству

На другой части картины, со стороны иудаизма, начальная позиция тоже постепенно изменялась.

В течение многих веков изгнания иудаизм не мог заняться серьезным анализом христианства и личности Иисуса. Во времена преследований положительно оценить гонителей было невозможно, а критическая оценка была опасна для жизни.

Среди еврейских мыслителей средневековья только Маймонид (12 в.) сформулировал исторический подход к христианству и исламу, согласно которому эти две религии имеют важнейшее позитивное значение, поскольку несут человечеству представления еврейской Библии: о едином Боге, о заповедях, об отношениях человека и Всевышнего.

Более подробно еврейский подход к христианству начал формироваться в 19 в., когда опасность преследования уже не была велика; но действительно серьёзные исследования появились уже в 20 в., в процессе возвращения еврейскому народу исторической субъектности,  без которой анализ мировой истории невозможен. В частности, совершенно новую точку зрения разработал рав А.И. Кук, крупнейший еврейский религиозный авторитет и начала 20 в. и создатель религиозного сионизма. Он указал, что для евреев нет никакой проблемы признать, что чудеса, которые описаны в Евангелии, действительно происходили: поскольку Всевышний хотел, чтобы христианство возникло (т.к. оно исторически необходимо для духовного развития человечества), то Бог сделал для Иисуса эти чудеса, чтобы современники поверили в него. Чудеса никак не являются свидетельством истинности христианства, но они показывают, что оно создано Божественным Провидением (кстати, такой же была позиция р. Кука в отношении ислама).

В середине 20 в. профессор Иерусалимского университета Давид Флюссер, ортодоксальный еврей и один из наиболее известных академических исследователей раннего христианства, начал рассматривать иудаизм и христианство как две формы одной и той же религии, поскольку у них настолько много общего, что это перевешивает относительно небольшие различия.

Сегодня для иудаизма такой подход ещё далеко не стал мейнстримом, но постепенно происходит движение в этом направлении, и формируется религиозное понимание взаимной дополнительности иудаизма и христианства как единой  библейской цивилизации.

При этом изменение отношения к христианству является только частью общего процесса «ортодоксальной модернизации», активно развивающейся в иудаизме последние двести лет.

Хасидизм, религиозный сионизм, модернистская ортодоксия и современная каббала раскрыли и сделали общедоступными огромные новые пласты духовности, которые в прежние времена в иудаизме считались подходящими лишь только для отдельных избранных. Иудаизм постепенно стал обретать совершенно новые формы.

С. Современность

11. Возвращение «Дилеммы Павла»

Еврейские религиозные установки в отношении народов мира тоже очень сильно изменились за последнее столетие.

В течение двух тысяч лет Изгнания все еврейские духовные усилия были направлены на самосохранение. Но сегодня, переместившись в Страну Израиля, евреи снова должны начать работать для всего человечества.

В связи с этим оживает дилемма Павла: многим евреям представляется, что Государство Израиль слишком погружено в собственные местные проблемы, вместо того чтобы влиять на мир, распространяя свои духовные ценности.

В самом Израиле значительные религиозные круги ещё не осознали происшедших изменений, и им кажется, что главное – это продолжать сохранять традицию.

А среди нерелигиозных многие уязвлены столкновением с религией на социальном уровне, проблемами Субботы и кашрута, и поэтому религия в их представлениях связывается с бытовыми проблемами, и они не могут осознать важность еврейской духовности для развития человечества.

Одной из идей сионизма была «нормализация»: существование евреев в рассеянии не-естественно, и когда народ будет жить в своей стране, то он наконец-то станет нормальным. Однако есть два разных смысла «нормализации»: можно стремиться стать обычной небольшой страной, как другие малые страны, или же следует развивать именно своё особое, чего нет ни у кого другого, и тем самым стать «нормальной великой страной», поскольку такая «великая нормальность» всегда основана на собственной уникальности.

В своё время сионизм не ответил однозначно на этот вопрос, и решать его будет следующее поколение израильтян.

А пока что к самим евреям Израиля ещё не пришло понимание того, что иудаизм должен отойти от поглощенности самим собой и для начала стать одной из ведущих мировых религий. Но постепенно эта идея будет воспринята и осознана.

12. Конфликт современности и религиозного сознания

В последние столетие христианство переживает огромный кризис. В Европе процент верующих христиан катастрофически уменьшается, и церкви пустеют. В США христианство продолжает играть роль в жизни общества, но и там его влияние снижается.

Христианство сегодня активно распространяется на Дальнем Востоке, где много десятков (если не сотен) миллионов корейцев и китайцев приходят к монотеизму, но в своей метрополии оно теряет позиции.

Однако из этого не следует, что духовности стало меньше. Как и две тысячи лет назад, это означает, что представления о Божественном вышли на новый уровень, и прежние рамки стали им тесны. Развитие культуры и цивилизации привело к тому, что прежние натуралистические представления о Боге, о загробной жизни, о рае и аде, опора на чудеса как на религиозное доказательство не могут больше отвечать духовным запросам человека.

Попытки загнать людей в старые формы религиозности абсолютно безнадёжны. Нужно понимать, что отход от прежней религиозности свидетельствует не об утрате духовности, а о движении к новому, более продвинутому религиозному сознанию.

13. Новый характер религиозности

Новый характер религиозности – как в иудаизме, так и в христианстве – будет основан на том, что никакие из достижений науки, культуры, общественного развития не будут отвергнуты, все они должны найти свое позитивное место в религиозной картине мира.

Чудеса не отвергаются, но они не только теряют статус «религиозного обоснования», но и вообще перестают иметь какое-либо значение. Вера основана не на чудесах (случающихся в наше время или имевших место в прошлом), но на осознанном свободном выборе того, что мироздание имеет смысл.

Природный мир во всём многообразии его процессов является Божественным. Это касается не только красоты цветка или звёздного неба, но и величественной красоты хода эволюции на протяжении миллиардов лет.

Божественным содержанием обладает не только природное, но и социальное. Все аспекты светской жизни – семья и секс, наука и технология, искусство и эстетика, физкультура и спорт, экономика и гедонизм, путешествия и разнообразие культур, радость творчества и ощущение экстаза – все они содержат в себе Божественное, которое религия должна выявить и объединить в общее понимание проявлений Бога в мире, и на основании этого представление о Божественном должно измениться.

И также религиозный подход из «установки на пассивность» должен перейти к «установке на активность». Вместо того, чтобы ожидать спасения, надо самому это спасение осуществить.

14. Итог

Прошло два тысячелетия, и круг почти замкнулся. Евреи, изгнанные в древности из своей Страны, сегодня снова в неё вернулись. Христиане, многие века пытавшиеся задавить иудаизм, поняли его важность (по крайней мере, это поняла часть христиан), и стали поддерживать Государство Израиль. И подобно тому, как две тысячи лет назад уход евреев в Изгнание изменил всю духовную карту мира, так и сегодня возвращение евреев в свою Страну эту картину полностью изменит.

Две тысячи лет назад произошло разделение христианства и иудаизма. Сегодня евреи и христиане начинают контактировать между собой на совершенно новом уровне. Это, конечно, не завершение процесса, но только начало нового этапа совместной трансформации.

Оставаясь двумя разными религиозными системами, иудаизм и христианство должны осознать свою взаимодополнительность – не только на уровне некоторых теологов, как это имеет  место сегодня, но и на уровне массового религиозного сознания.

Иудаизм и христианство необходимы друг другу для дальнейшего развития. Вместо того чтобы спорить о том, что их разъединяет, иудаизм и христианство должны активизировать совместное изучение того, что их объединяет и является их общим религиозным наследием.

И благодаря этому взаимодействию и готовности учиться друг у друга придёт совершенно новое понимание Бога и мира, которого не ожидали ни евреи, ни христиане в предыдущие века.

Иллюстрация ID 154516381 © Andrii Yalanskyi | Dreamstime.com
Больше

Пинхас Полонский

Родился в 1958 г. в Москве. В 1975 — 1987 гг. был активистом подпольной еврейской деятельности в СССР, преподавателем иудаизма, одним из основателей образовательного центра «Маханаим». После многих лет "отказа" в 1987 г. репатриировался в Израиль, где продолжил учиться и преподавать в Бар Иланском и в Ариэльском университете. На сегодняшний день опубликовал более 25 книг по еврейской традиции и философии, из которых наиболее известны:    * молитвенник "Врата Молитвы"    * монография "Рав А.И.Кук – личность и учение"    * "Еврейский взгляд на христианство – 2000 лет вместе"    * "Израиль и человечество – новый этап развития" (по материалам р. Ури Шерки).    * Материалы на английском и иврите "Библейская Динамика" – главная работа, которой он занимается последнее десятилетие. Подробнее - ru.wikipedia.org/wiki/Полонский,_Пинхас ppolonsky@gmail.com cell +972.54.665.8902

Статьи на эту тему

Напишите Ваше замечание

Back to top button