Универсальный Религиозный Сионизм — Идеология и программа действий

Часть 1. Общая концепция

1.      Зачем это нужно и что предлагается делать

Суть проекта:

«Универсальный религиозный сионизм» (Цийонут Датит Оламит, Universal Religious Zionism) — предлагается как новый этап развития религиозного сионизма, через интеграцию Божественных искр из универсальных ценностей. Предлагается провести это аналогично тому как на предыдущем этапе развития обычный религиозный сионизм сформировался на основе интеграции иудаизма с искрами из сионистских ценностей.

Для лидерства нужен новый этап «идеи и мечты»

Многие согласны, что в религиозном сионизме сегодня идеологический кризис. Он связан с тем, что религиозный сионизм полностью сосредоточился на текущей практической работе, и нет выдвижения новых, далеко идущих духовных задач.

Мы очень уважаем тех, кто занимается практической работой. Это важно — но недостаточно.

Невозможно быть идеологическим лидером без того чтобы выдвинуть новый этап «идеи и мечты» (то самое знаменитое «I have a dream»). Раньше такой «идеей и мечтой» работала концепция освоения Иудеи и Самарии. Сегодня, благодаря успехам поселенческого движения, эта концепция стала «реал-политикой» (и это замечательно!), но следующий этап концепции «идеи и мечты» не был выдвинут. Именно это мы и предлагаем сделать.

Теологические основы такого развития изложены в статье «Благодарим Саула, поддерживаем Давида, прокладываем дорогу для Соломона — три стадии мессианского процесса в сегодняшнем Израиле» https://pinchaspolonsky.org/blagodarim-saula-podderzhivaem-davida-prokladyvaem-dorogu-dlya-solomona/

Данная статья переводит эти теологические принципы в практическую идеологию и программу действий.

Цель публикации: привлечь к сотрудничеству тех, кто согласен с этой концепцией.

Ниже приведены:

  • Вводный обзор идеологии универсального религиозного сионизма
  • Список универсальных ценностей, искры из которых предлагается интегрировать в религиозный сионизм на данном этапе
  • Предварительный анализ искр и скорлупы в этих ценностях.

Что конкретно предлагается делать:

  • Сформировать «группу сторонников» из раввинов и интеллектуалов для разработки и продвижения этого проекта. (Хотя предлагаемая концепция во многом основана на учении р.Кука — разумеется, мы будем рады сотрудничеству со всеми религиозными модернистами, независимо от того являются ли они последователи р.Кука).
  • Обсудить подробно каждую из ценностей. Выделить более точно искру и скорлупу в ней, привести источники.
  • Разработать учебные курсы по данным темам.
  • Продвигать эти курсы в религиозно-сионистском обществе.

Цели проекта:

  • Формализовать, структурировать и продвигать модернистское направление в религиозном сионизме.
  • Установить это направление в качестве одного из духовных направлений израильского общества.
  • Укрепить связи с иудаизмом для той части «универсалистских евреев» которым мешало отсутствие в иудаизме универсальных ценностей (аналогично тому, как формирование направления р.Кука в религиозном сионизме помогло привлечь к нему значительную часть нового поколения нерелигиозных сионистов).
  • Способствовать развитию иудаизма за счет более полного восприятия искр Божественного света.
  • Заложить основы следующего этапа влияния иудаизма на Западный мир.

Мы не ожидаем, что это новое направление распространится на весь религиозный сионизм. Однако очень важно, чтобы оно возникло на карте религиозного мира.

Поэтому мы не переубеждаем тех, кто не согласен с этим подходом. Наша цель — сформировать такой подход для тех, кто заинтересован в нем.

2. Выбор названия: терминология р.Кука

Рав Кук в 1921 г. назвал созданную им школу Иешива Мерказит Оламит, «Центральная мировая иешива». Причем это название сразу переводилось на английский как «The Central Universal Yeshiva».

Оламит («мировая, универсальная») это обращенная ко всему миру, к универсальным общемировым ценностям. А мерказит («центральная») это обращение к духовному центру этого мира, к Земле Израиля и ее ценностям, т.е. к сионизму.

Однако позже, в разговорном языке школы рава Кука, название иешивы сократилось до «Мерказ а-Рав».

Это было не случайно, но соответствовало первому этапу распространения учения р.Кука: чтобы его огромный свет проник в общество, сначала он должен быть уменьшен до мерказит (интеграции с сионизмом), и лишь потом постепенно расшириться до оламит (восприятия универсальных ценностей человечества и влияния на него).

За прошедшее столетие первый этап, мерказит, уже осуществлен. Но пренебрежение к аспекту оламит, ставшее привычным на том этапе, — мешает сегодня продвигаться дальше. Поэтому необходимо восстановление концепции оламиют, как направления развития религиозного сионизма в наше время.

Сегодня немало модернистских раввинов выступают за интеграцию универсальных ценностей в иудаизм. Но они не действуют совместно, и поэтому недостаточно заметны как направление. Серьезной проблемой здесь является отсутствие общего названия. Явление без названия не присутствует в общественном сознании, и не может полноценно влиять на него.

Термин оламит «универсальный», был введен равом Куком, и поэтому его уместно применить в качестве названия такого объединения. Оламиют также означает «всемирность» в смысле связи с мирозданием (английское universal тоже происходит от Universum, «мироздание как целое»). А одной из основ модернизации религии сегодня является «обращение ко всему мирозданию (а не только к религиозной традиции) как к проявлению Бога».

3. Основные принципы Универсального Религиозного Сионизма

3.1. Интеграция универсальных ценностей в иудаизм

В жизни многих Религиозных Сионистов и Модерн Ортодокс (РС/МО) уже присутствует позитивное восприятие универсальных ценностей — науки, технологии, искусства, «жить в чистоте и красоте», защиты окружающей среды, демократии и т.д. Однако есть существенная разница между тем восприятием их как «части моей жизни» и как «части моей Торы».

Точно так же на предыдущем этапе развития религиозного сионизма значительный прорыв был достигнут, когда школа р. Кука перевела национальные ценности из «это часть моей жизни» (как это было у раннего Мизрахи) в «это также часть моей Торы», — аналогичный рывок необходим сегодня в отношении универсальных ценностей.

Такая трансформация:

  • Изменяет наше восприятие этих ценностей. В процессе анализа ценностей из них выделяется Божественная искра и отделяется скорлупа, что способствует их продвижению в религиозном мире.
  • Искры данных ценностей соединяются с другими элементами иудаизма в единую систему и в результате получают (1) гораздо больше энергии реализации, (2) равновесие с другими ценностями и искрами.
  • Религиозные люди получают стимул продвигать изучение и дальнейшее развитие (и модификацию!) данной сферы жизни (как это произошло с сионистскими ценностями).
  • Меняет отношение к этим ценностям в обществе. Для многих людей «религиозные ценности» значат гораздо больше, чем «простые (прагматические) ценности».
  • Изменяется общественное восприятие религии, которая теперь выглядит не как «отдельная сфера, оторванная от жизни», но как единое целое, переплетенное со всеми аспектами нашего существования. Это увеличивает позитивное отношение народа к религии.

Итог: мы развиваем иудаизм, и развиваемся вместе с ним.

3.2. Универсальный Религиозный Сионизм базируется как на учении р. Кука, так и на других модернистских мыслителях

В 1910 г. рав Кук выдвинул программу развития иудаизма, основанную на интеграции ценности трех основных идеологических групп в еврейском народе: ортодоксальных, национальных и универсальных (Шмона Квацим 3:1-2). За прошедшее столетие был проведен первый этап этой программы: интеграция ортодоксии с национальными ценностями – и на этом построен современный религиозный сионизм. Основываясь на достижениях этого этапа, мы считаем, что пришло время приступить ко второму этапу – к интеграции религиозного сионизма с универсальными ценностями.

Причем интеграция должна опираться не только на учение р.Кука, но и на других важных духовных лидеров: р. Соловейчика. р. Райнеса, р.Узиэля, р. Ашкенази (Маниту) и других (не только раввинов, и даже не только на еврейских источниках). Сам р.Кук подчеркивал, что его ученики не должны ограничиваться обучением только у него (так как следование одному духовному авторитету может привести к искажениям), но каждый должен строить свой личный синтез учений различных духовных учителей.

И в этом плане мы должны детализировать что имеется в виду под «универсальными ценностями»:

  • На данном этапе мы говорим об интеграции искр из ценностей Западной цивилизации, которая сегодня де-факто является ведущей в мире, как в материальной так и в духовной сфере. (В понятие «Запада» мы включаем всю иудео-христианскую цивилизацию, сформировавшуюся в Средневековье и Новое время). Это соответствует подходу р. Кука, который, говоря про «Интеграцию ценностей трех групп в еврейском народе» — имел в виду именно ориентированную на Западные ценности «либерально-универсальную» группу.
  • Мы признаем, что эти ценности не исчерпывают всех ценностей человечества, и что у Восточной цивилизации есть свои важные ценности и достижения. Однако на этом этапе мы можем сосредоточиться только на ценностях, составляющих наш духовный ландшафт, с которыми мы достаточно хорошо знакомы. Еврейский народ как целое сегодня является часть Западной, а не Восточной цивилизации.
  • Поэтому задачу извлечения искр из ценностей Восточной цивилизации — мы оставляем другим исследователям, или даже следующим поколениям.

3.3. Связь с Богом — также и через восприятие цивилизации как части Творения

Классический подход основан на связи с Богом через Откровение, т.е. через религиозную традицию.

При этом многие модернистские раввины уже отмечали, что такой подход слишком узок, и наша связь с Богом должна идти по двум каналам: через Откровение и через Творение (человек, природа, Вселенная). Оба эти канала Божественны, поскольку Бог создал не только Тору, но и весь мир, что требует изучения и того, и другого.

Мы хотим расширить этот тезис: Творение включает в себя не только природу и человека (с его внутренним миром), но и цивилизацию. Поскольку творческое начало дано человеку от Бога, то вся цивилизация, которую создает человек, включая науку, искусство, социальную жизнь и все проявления культуры – все это часть Божественного Творения.

Конечно, цивилизация не дается Свыше в готовом виде — это совместное творчество Бога и человека. Но также и религиозная традиция вовсе не дается с Неба готовой, она тоже является совместным творчеством Бога и человека.

Поэтому утверждение, что «весь Божественный Свет находится внутри религиозной традиции» совершенно ошибочно. Для полноценного диалога с Богом религия должна обязательно вбирать в себя искры святости из окружающего мира, включая все достижения цивилизации.

3.4. Иудаизм развивается — нашими собственными усилиями

Зачастую религиозные люди склонны ошибочно рассматривать традицию как нечто статичное, что изменяет только внешнюю форму выражения, а всё содержание остается неизменно.

Но на самом деле традиция объединяет неизменное ядро с динамичной системой законов, взглядов и мнений. Ортодоксальный иудаизм это не статичная, а постоянно развивающаяся система. Исходно он «с Небес», но в своем дальнейшем развитии является совместным продуктом Бога и человека.

Важно продвигать в религиозном мире понимание того, что иудаизм постоянно развивался и менялся в прошлом, и продолжает меняться сегодня. Причем мы сами являемся субъектами (а не объектами) этого развития — т.е. каждый из нас это не «винтик», а «моторчик», и каждый сдвигает иудаизм в направлении своих индивидуальных взглядов. Даже если человек сам не выдвигает новых идей — уже то, что он поддерживает новые идеи других, этим он продвигает их. Каждый из нас, делая выбор сегодня, участвует в формировании иудаизма завтрашнего дня.

И поэтому если раньше главной задачей религиозного человека было «учиться, чтобы знать и соблюдать» — то сегодня задача религиозного человека это скорее «учиться, чтобы знать, соблюдать и развивать».

4. Дополнительные принципы

4.1. Индивидуальная религиозная автономия и важность этического чувства

  • Легитимация и уважение собственного выбора религиозного индивидуума в спорных религиозных вопросах — вместо давления со стороны религиозных авторитетов.
  • Не-выталкивание из ортодоксии даже придерживающихся крайней (однако допустимой) точки зрения внутри широкого ортодоксального спектра.
  • В случаях конфликта галахи и этики: галаха очень важна, но она не должна подавлять этическое чувство. Бог проявляется не только в Традиции (и в мире) — но также и изнутри, в душе человека. Нужно стремиться к синтезу галахи и этического чувства. (Подробнее мы рассмотрим этот вопрос ниже, идеал А-3).

4.2. Изменения галахической методики и статуса раввина

Параллельно с повышением самостоятельности и религиозной автономности каждого человека — происходит изменение классического подхода к принятию галахических решений и статуса раввина

  • Многие модернистские раввины сегодня говорят об отличии «Торы Страны Израиля» от классического подхода, и том что адекватные галахические решения невозможны без привлечения мета-галахических соображений. Количество галахических проблем разных видов возрастает по мере развития еврейской жизни в Израиле. Мы должны открыто признать, что еврейская жизнь в Израиле отличается от жизни в эпоху «ахроним», и представляет собой совершенно новый этап развития иудаизма (включая галаху). Контуры этого этапа сегодня только начинают формироваться.
  • Роль раввина в галахе не должна состоять в вынесении вердикта. Вместо этого раввин должен разъяснить проблему и предложить варианты (причем не только на основании традиционных текстов, но и привлекая специалистов во всех отраслях, релевантных для данной темы). После это человек сам выбирает решение, исходя из разъяснений разных раввинов.
  • Возникает большая вариабельность внутри общины (в отличие от прошлых эпох, когда внутри общины стремились достичь единой позиции). Важно уважать и признавать это разнообразие.
  • Мы должны признать, что не все проблемы можно решить. В предыдущие эпохи считалось, что авторитетный раввин (или наиболее выдающийся авторитет данной страны и поколения) должен давать ответы на все вопросы, поскольку община полагалась на его руководство в определении правильного пути. Однако сегодняшняя реальность иная. Мы признаем, что есть вопросы на которые сегодня мы не можем дать адекватного ответа. Это касается как вопросов идеологических (например, проблемы соотношения Танаха и исторической науки), так и вопросов социальных (например, религиозное отношение к ЛГБТ). Однако то, что мы не можем дать ответы — не означает, что мы не должны ставить вопросы и обсуждать их. Мы должны научиться жить с проблемами, и надеяться, что ответы постепенно сформируются в будущем.

4.3 Два уровня задач: текущие проблемы — и концептуальная разработка следующего этапа

Как уже отмечалось выше, мы очень уважаем тех, кто занимается проблемами сегодняшнего дня, но наша задача другая — разработка следующего этапа развития религиозного сионизма.

Поэтому в следующих разделах мы не будем углубляться в сегодняшние проблемы.

Идеологи, размышляющие о следующем этапе, и практики – играют каждый свою важную роль и дополняют друг друга.

4.4. Ортодоксальность Универсального Религиозного Сионизм

Хотя мы отметили это изначально, но во избежание недоразумений, стоит повторить: Универсальный Религиозный Сионизм это ортодоксальная концепция. Развитие происходит за счет расширения идеалов, при этом рамки галахи задают границы, которые нельзя перейти.

Здесь важно отметить, что:

  1. Развитие происходит за счет расширения идеалов, при этом рамки галахи задают границы, которые нельзя перейти.
  2. (Это не означает, что вся сегодняшняя галаха остается неизменной. Галаха развивается, но это изменение происходит в рамках ортодоксии внутри-галахическими методами. Это отдельная и очень широкая тема, которая не будет обсуждаться. в этой статье)
  3. Интеграция универсальных ценностей не должна претендовать на центральное место в религиозной системе. Такой дисбаланс был бы разрушительным. Основы религии остаются такими же, как в религиозном сионизме (и классическом ортодоксальном иудаизме), а искры универсальных ценностей — только добавка к ним.
  4. Мы согласны с тем, что среди современных универсальных ценностей есть такие, которые разрушительны для иудаизма, и мы НЕ предлагаем интегрировать сейчас эти ценности. Мы сосредоточены сейчас на интеграции только тех ценностей, которые ощущаются как позитивные, у которых есть существенная поддержка в ортодоксально-модернистском мире.

5. Место Универсального Религиозного Сионизма в развитии иудаизма и Государства Израиля

В истории Государства Израиль можно выделить несколько различных этапов, в которых задачи религиозного сионизма были разными. При этом на каждом этапе религиозный сионизм действовал на двух уровнях: поддержка текущего этапа развития государства и подготовка следующего.

Используемые ниже названия этих этапов: Саул, Давид и Соломон — являются нашей собственной концепцией. Она опирается на то, что еще р.Кук назвал сионистское движение Герцля «Машиахом бен-Йосефом», т.е. «царем Саулом современности». Соответственно, мы предлагаем соотнести эволюцию Государства Израиля с тремя царями древнего Объединенного Царства.

Подробнее об этой концепции:

Смена этапов выглядит следующим образом:

  • 1 этап (1900-е — 1970-е): Саул, национальный этап, «Государство общей судьбы», оно же «Государство-убежище».

Задача религиозного сионизма: включиться в общее сионистское движение — заселение Страны, сельское хозяйство, экономика, армия, гос. управление и т.д. Этот этап осуществлен полностью.

Параллельно этому школа р.Кука разрабатывала интеграцию в иудаизм сионистских ценностей в качестве подготовки ко 2-му этапу. Эта подготовка была внутренним развитием (которое при этом также дало дополнительные силы осуществить 1-й этап).

  • 2 этап (с 1970-х до сегодня), Давид. Национально-религиозный этап. «Государство национальной миссии»

Задача религиозного сионизма: перенаправить Израиль от «Государства убежища» к «Государству возрождения Танаха». Быть ведущей силой в освоении Иудеи и Самарии и связать с ними весь Израиль, перенаправлять все аспекты государства на ощущение миссии, а не только судьбы. Ведущей силой этого процесса является поселенческое движение. Этот этап находится в активном процессе осуществления.

На этом этапе религиозный сионизм смог повлиять на половину еврейского народа, на тех кто дорожит национальными ценностями — но не смог охватить другую часть народа, разделяющую универсальные ценности. Следовательно, сегодня крайне важно начать интегрировать универсальные ценности в иудаизм (параллельно с поддержкой национальных ценностей и движения за поселение). Это послужит подготовкой к третьему этапу.

  • 3-й этап, Соломон. Универсально-религиозный этап. «Государство универсальной миссии»

Первоначальная задача на этом этапе — привлечение к иудаизму «универсалистских евреев». Это может произойти только тогда когда иудаизм воспримет универсальные ценности. Дальнейшее развитие этой стадии: Израиль как духовный центр человечества (а не только еврейского народа)

6. Проблема интеграция универсальных ценностей, которые представляются противоречащими Торе

На первый взгляд многие универсальные ценности противоречат Торе, и это вызывает сопротивление со стороны религиозного сообщества.

Однако в начале 20 века, на предыдущем этапе развития религиозного сионизма, такая же проблема была с национальными ценностями, многие из них тоже, казалось, противоречили Торе. Тем не менее школа р.Кука смогла извлечь искры из этих ценностей и интегрировать их.

Мы отнюдь не предлагаем интегрировать в иудаизм ни национальные, ни универсальные ценности напрямую, в их нерелигиозном виде. Наша работа состоит в том, чтобы отделить искру от скорлупы, связать искру с ее источником в еврейской традиции, и далее интегрировать в иудаизм именно искру.

Подробнее об этом процессе извлечения и интеграции искр:

По-русски: книга «Рав Кук — личность и учение «, гл. Б-2. https://pinchaspolonsky.org/religioznyj-sionizm-rav-a-i-kuk-lichnost-i-uchenie/

По-английски: «Religious Zionism of Rav Kook»

https://www.pinchaspolonsky.org/en/religious-zionism-of-rav-kook-by-pinchas-polonsky/

На иврите: «התפתחות היהדות בימינו על פי תורת הראיה קוק»

7. Систематический подход к интеграции ценностей

Многие авторы уже исследовали взаимосвязь между различными универсальными ценностями и иудаизмом, и есть немало публикаций на эту тему.

Однако мы, видимо, являемся первыми, кто рассматривает такую интеграцию систематически.

Мы предлагаем для обсуждения общую основу — и приглашаем к сотрудничеству всех, кому важен такой подход.

8. Равновесие ценностей при наличии противоречий

  1. В системе ценностей противоречия необходимы

 

Есть важное различие между системой галахи с одной стороны, и системой ценностей-идеалов с другой.

Галаха. как и всякая правовая система, стремится разрешать противоречия, поскольку закон не может эффективно функционировать, если одна его статья противоречит другой. Если есть такое противоречие, оно требует вмешательства авторитета для принятия решения.

Однако для ценностей-идеалов противоречия жизненно необходимы, поскольку они отражают реальные конфликты, существующие в жизни. Простейший пример: противоречие между Хесед («милостью») — и Гвура («справедливостью»). Такие противоречия нужно сохранять. Они не должны и не могут быть решены объективно, но каждый человек должен сам решать, как справляться с этими конфликтами в своих конкретных ситуациях.

Разумеется, есть противоречия между ортодоксальными, национальными и универсальными ценностями, а также внутри каждой группы. Но это не причина для того, чтобы отказаться от интеграции искр универсальных ценностей.

  1. Само наличие противоречий является ценностью.

Противоречия создают пространство для самостоятельного принятия решений, а это основа развития и взросления.

(Например, р. Нахман из Брацлава рассматривает противоречия как одну из форм проявления каббалистического принципа Пустого Пространства, внутри которого только и возможно построить «личное мироздание» — см. Ликутей Моhаран 64).

  1. Никакую ценность нельзя абсолютизировать

Никакая ценность не должна довлеть над другими, ее нельзя абсолютизировать. Если какая-то ценность пытается в себя вобрать больше Божественного Света, чем ей предназначено, то она взрывается изнутри – это приводит к Швират Келим, «разбиению сосудов».

Поэтому ценности должны ограничивать и уравновешивать друг друга, и реализовываться в равновесии как комплекс. Весь этот комплекс должен снаружи ограничиваться галахой.

9. Две группы универсальных ценностей для интеграции на данном этапе

В перспективе нужно интегрировать искры из всех универсальных ценностей. Согласно подходу р.Кука, без этого иудаизм не будет адекватным для возрождения Страны. Но не все искры можно интегрировать на данном этапе развития. Это можно делать лишь постепенно, по мере развития еврейского народа и «созревания» искр в ценностях.

В современном Западном мире существует глубокий раскол между сторонниками консервативного и либерального мировоззрения. В связи с этим в религиозном лагере, и даже среди модерн-ортодоксов, есть сильное противодействие тем универсальным ценностям, которые, по мнению консервативного лагеря, либеральный лагерь использует для того чтобы подавить его.

Мы не хотим обсуждать здесь эти проблемные ценности — это отдельная тема. Однако само наличие этого противодействия (или отсутствия поддержки) означает, что на данном этапе интеграция таких ценностей невозможна. Более конструктивным будет начать продвигать интеграцию искр из тех ценностей, которые не вызывают существенного противодействия в среде «модерн ортодокс». А то, что вызывает противодействие — отложить на следующий этап развития.

Это не только прагматическое, но и ценностное решение: те ценности, которые не вызывают противодействия, уже «созрели» для интеграции. Для интеграции же других ценностей нужно дополнительное развитие социума, а также трансформация самих ценностей, прежде чем их искры «дозреют».

При этом те универсальные ценности, которые, по нашему мнению, подходят для интеграции сегодня — мы можем разделить на две группы:

  1. «Бесспорные универсальные ценности». Они не вызывают противодействия в среде РС/МО, поэтому их можно разрабатывать и внедрять.
  2. «Дискутируемые универсальные ценности». В среде РС/МО есть некоторое противодействие против них, но есть и значительная поддержка. Эти ценности нужно обсуждать и активно разрабатывать. Постепенно их интеграция станет возможной.

(Замечание: Мы не обсуждаем те универсальные ценности, которые уже полностью приняты в цивилизованном мире, такие как запрет убийства и жестокого обращения с животными. Также мы пропускаем такие идеалы, которые, на наш взгляд, уже интегрированы в религиозный мир – например, идеал помощи ближнему, пожертвования или волонтерство. Мы обсуждаем только то что НЕ интегрировано на сегодня).

9-А. Первая группа: Бесспорные ценности

Ценности, которые мы классифицируем как общепринятые, всеобще признаются в РС/МО-кругах. Эти ценности включены в их духовное пространство, однако не интегрированы в нем — они включены в жизнь, но не включены в Тору.

Множество РС и МО поддерживают развитие науки и искусства, но лишь небольшая часть из них признает религиозную ценность науки и искусства — прежде всего потому, что понимание религиозной ценности этих областей остается недостаточно развитым. Работа с этими ценностями состоит именно в интеграции их в религию, в переносе их из области светской (холь) — в святость (кодеш).

В этом контексте уместно известное высказывание рава Кука об эволюции иудаизма: «Старое обновится, а новое освятится» (הישן יתחדש והחדש יתקדש). Новые ценности (хадаш) переходят из будничного в святое — и наша работа в том, чтобы подготовить эту трансформацию.

К бесспорным ценностям относятся:

А-1. Наука и технология, физическое преобразование мира

А-2. Критическое мышление, ценность сомнения, несогласия, конфликта

А-3. Этическая интуиция

А-4. Эстетика и искусство, продвижение красоты во всех сферах жизни

А-5. Личная ответственность за себя и за общество

А-6. Путешествия, разносторонняя

А-7. Игра

А-8. Стремление к материальному успеху

Поскольку эти ценности не вызывают противодействия — их можно и нужно интегрировать в первую очередь. Однако важно понимать, что даже эта работа требует значительных усилий.

В следующем разделе мы рассмотрим эти ценности по отдельности и обсудим способы их интеграции в иудаизм.

9-B. Вторая группа: Дискутируемые универсальные ценности

Ко второй группе относятся ценности, которые являются «спорными», но в то же время имеют значительную поддержку в религиозном мире.

У этих ценностей более сильная скорлупа, чем у ценностей первой группы, что часто вызывает противодействие им в религиозном обществе. Но при этом есть значительные религиозные силы, которые видят искры в этих ценностях и продвигают их.

Работа с этими ценностями состоит, прежде всего, в их обсуждении. Причем важно обсуждать эти ценности с теми, кто понимает их и согласен их разрабатывать и вместе продвигать — и не пытаться переспорить тех, кто с ними не согласен. В самом процессе обсуждения наше понимание этих ценностей изменится, и мы сможем успешно воспринять их искры и удалить скорлупу.

В эту группу, по нашему мнению, следует включить:

  • Некоторые наиболее распространенные современные Западные ценности:
    • В-1. Феминизм
    • В-2. Вегетарианство
    • В-3. Экология

 

  • Ценности индивидуальной свободы, автономии и толерантности:
    • В-4. Идеалы предшествуют заповедям
    • B-5. Ценность свободы, уважение к самостоятельному выбору индивидуума и социума
    • В-6. Толерантность, не-фанатизм
    • В-7. Прогресс, развитие, эволюция

 

  • Соотношения индивидуум — народ — государство:
    • В-8. Демократия
    • В-9. Права человека, защита индивидуума от государства, преодоление этатизма
    • В-10. Братство на общенациональном уровне

 

  • Израиль и человечество:
    • В-11. Универсальность месседжа, обращенность ко всему человечеству
    • В-12. Мировое культурное и религиозное разнообразие
    • В-13. Межрелигиозный диалог (прежде всего с христианством)

 

10. Инструменты для анализа универсальных ценностей

Для анализа искры в универсальных ценностях (как и ранее это делал р.Кук для анализа национальных ценностей) необходимо привлекать весь комплекс еврейской мысли — Танах и комментарии, агаду, каббалу, философскую литературу.

Но есть определенные инструменты, которые мы считаем особенно важными и полезными для такого анализа. Некоторые из них уже использовались равом Куком, и этот инструментарий следует обсуждать, улучшать и систематизировать.

Вот эти инструменты и примеры их использования:

  1. Целем Элоhим («по Образу Бога»)
  • Значение: Человек создан по Образу Бога – поэтому необходимо уважение к нему и т.д.
  • Применение: Достойные и качественные условия жизни — это не только прагматическая, но и религиозная ценность. Отсюда и религиозная ценность эстетики, «красивой жизни» и вообще «позитивного гедонизма».
  • Пример из Талмудической литературы: Гилель: «иду мыться в баню — чтобы достойно содержать мое тело как Образ Бога» (Ваикра Раба 34).
  1. Imitatio Dei («Уподобление Богу»)
  • Значение: Приближение к Богу через уподобление Его качествам
  • Применения: наука и технология расширяют возможности человека, что приближает его к Богу как к «Всемогущему».
  • Искусство приближает человека к Богу как к «Творцу. Это касается и создания искусства, и его восприятия.

 

  1. Несира («Распиливание»)
  • Значение: Концепция каббалы, основанная на истории Адама и Евы. Переход от связи «спиной к спине» (исходное, безальтернативное, физическое единство) к связи «лицом к лицу» (психологическое единство по свободному выбору).
  • Применение: Атеизм разрывает связь человека с религией «спиной к спине», что в дальнейшем дает ему возможность построить связь с религией «лицом к лицу», и это пост-атеистическая религиозность.
  • Ценность соблюдения заповедей по собственному свободному выбору. Чтобы выбор был действительно свободным — необходимо наличие в обществе разных мнений. Поэтому уход одних людей от соблюдения заповедей это необходимый шаг к более подлинному и осознанному их соблюдению другими.
  • Искусство разрушает табу (в сфере сексуальности и в других областях), которые являются связью «спина к спине» — и в дальнейшем на основе этого разрыва можно строить связь с этими проблемными темами «лицом к лицу».

 

  1. Хуцпа иквета де-мешиха («Нахальство начала мессианского времени»)
  • Значение: Мнение Талмуда о том, что в начале мессианского времени распространится хуцпа, «нахальство, наглость».
  • Применение: Отход общества от того, чтобы слушаться авторитетов — это «не баг, а фича» («не ошибка, а именно так и задумано»). В Талмуде это имеет отрицательную коннотацию, но Танах изображает такое состояние как позитивное (Иеремия 31:34). Хуцпа это необходимая часть мессианского процесса, и это подробно объяснено у р.Кука.
  • В начале истории еврейского народа он представлен в Торе как стадо, которому нужен пастырь (Числа 27:17) — аналогично школьниками первых классов, которым необходим постоянный контроль учителя. Однако в выпускном классе от учеников ожидается высокая степень самостоятельности. Поэтому в мессианскую эпоху повсеместно преобладает хуцпа — независимость каждого человека в выборе своей позиции .

 

  1. Расширение сосудов
  • Значение: человек может воспринять столько Божественного света, сколько позволяет емкость сосудов его души, и то же самое относится к социуму.
  • Пример из Талмуда (Брахот 57б): «красивая обстановка расширяет сознание (даат) человека».
  • Применение: занятия наукой, искусством и многое другое — способствуют «расширению емкости сосудов души». Сегодня (в начале мессианского процесса) есть гораздо больше Божественного света чем было в прошлые эпохи – поэтому нужны сосуды большего объема чтобы этот свет воспринять.

 

  1. Божественный источник глобальных тенденций
  • Значение: Согласно Маhаралю, глобальные тенденции в развитии человечества неслучайны, но имеют Божественный источник. Позже эту идею развивает р.Кук. (См. об этом р. У.Шерки «Израиль и Человечество» (на иврите «Деа Цлула») гл. 1).
  • Применение: Есть особая важность в анализе ценностей, сформировавшихся в ходе глобальных тенденций развития человечества. Нельзя их игнорировать.

Часть 2. Практический анализ искр и скорлуп в универсальных ценностях

В следующем разделе представлены наши предложения по анализу искр и скорлуп универсальных ценностей групп A и В. Это только предварительный анализ, первоначальные предложения, которые требуют дальнейшей совместной разработки – развития и уточнения.

 

Группа А — » Бесспорные ценности»:

A-1. Наука и технология, физическое преобразование мира

Искры науки и технологии:

  • Построение цивилизации — один из аспектов Божественности человека. Первая заповедь, которую Бог дал человеку: «властвовать над миром» (Быт. 1:26). Эту концепцию подробно разъяснил р.Соловейчик в своем труде «Одинокий верующий человек» через понятия Адам-1 и Адам-2.
  • Бог взаимодействует с миром через два основных канала: Сотворение (его изучают наука и искусство) и Откровение (его изучает религиозная традиция). Оба канала позволяют познать Бога через Его послание к нам, через оба канала возможен двекут (прилепление к Богу). В науке и искусстве это проявляется как «восторг от познания», и он имеет религиозную ценность. Отрицание религиозной ценности науки и искусства это отказ слушать голос Бога (точнее, один из Его голосов).
  • Без науки и технологии невозможна полнота жизни, а это имеет глубокое религиозное значение. Человек, созданный по Образу Бога, должен жить в достойных условиях и стремиться максимально раскрыть свой потенция с помощью достижений науки и техники.
  • Наука способствует расширению понимания человека, его взглядов и перспектив – то есть расширению сосудов для восприятия Божественного света. Без такого расширения религиозные представления зачастую остаются примитивными. Виленский гаон говорил об этом: «Не знающий науки — многократно из-за этого не понимает Тору». Об этом так же много говорил р.Кук (см. Шмона Квацим 1:118 и в других местах).
  • Расширение сосудов не было столь критичным ранее (вплоть до 18 века), когда еврейская жизнь мало изменялась, позже оно приобретает все большее значение. И особенно это важно сегодня в связи с очень быстрым развитием цивилизации, и огромным Божественным светом, раскрывающимся в мессианском процессе.

Скорлупа науки и технологии:

Так же как и в других идеалах, скорлупа науки состоит в абсолютизации, и особенно в абсолютизации современных методов данной области как «наиболее правильных».

Это проявляется следующим образом:

  • Представление о том, что одной науки достаточно для познания всего в мире. То, что мы не знаем сегодня — со временем обязательно узнаем, причем в рамках нынешних научных парадигм.
  • Попытка применить «научные критерии» ко всем аспектам жизни, включая религию. Отрицание всего, выходящего за рамки науки, как «не-настоящего знания».
  • Поскольку мейнстрим науки сегодня придерживается каузального (а не телеологического) взгляда на мир, этот подход абсолютизируется, и всякая телеологичность во взгляде на мир (т.е. религиозный подход) объявляется «заведомо ложным».

A-2. Критическое мышление, ценность сомнения, несогласия, конфликта

Искры критического мышления:

  • Важность постоянного развития.

Критическое мышление это сомнение к любому высказанному утверждению. Поэтому нет законченной истины, а есть постоянное развитие. Развитие это Божественное качество (см. р.Кук Шмона Квацим 4:68 и в других местах).

  • Преодоление фанатизма

Критическое мышление важно для преодоления фанатизма, то есть непоколебимой уверенности в непогрешимости своих взглядов и отрицания возможности другого понимания. (Фанатичные взгляды не обязательно крайние, бывает фанатизм центристских взглядов).

  • Религиозная ценность сомнения.

Р.Кук: Божественное бесконечно, а наше понимание ограничено. Поэтому любое наше утверждение о Божественном – по определению ошибочно. Сомнения помогают нам не абсолютизировать собственные убеждения, и поэтому сомнения – неотъемлемый компонент продвинутой веры. Это понимание приводит к концепции «Пост-атеистической веры» (см. например статью «Религия эпохи пост-атеизма», https://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/23.htm).

  • Духовная ценность конфликта.

Раби Нахман из Брацлава обсуждает рост и развитие самостоятельной личности в Пустом пространстве конфликта между авторитетами (см. Ликутей Моhоран 64).

 

Скорлупа критического мышления:

Чрезмерная критика или отрицание объективности моральных норм и основополагающих ценностей. В частности, в наше время неомарксизм использует критическую социальную теорию, чтобы разрушить достижения западной цивилизации.

A-3. Этическая интуиция

Искры этической интуиции:

Этическая интуиция, моральное чувство — это голос Бога изнутри человека. И даже если она противоречит галахе, ею нельзя пренебрегать. Хотя галаха очень важна, она не должна подавлять этическое чувство.

Человек, живущий в гармонии со своим внутренним «я», не пойдет против своих этических убеждений. Если он это сделает, то будет личностно сломлен, и его соблюдение теряет значительную долю своего смысла.

В еврейских источниках несогласие человека с Богом по этическим вопросам является классической темой (начиная с Авраама, Моисея, и далее вплоть до хасидизма). Человек здесь спорит с «проявлением Бога вне него» — опираясь на «проявление Бога в душе человека», т.е. на этическое чувство.

В случаях конфликтов галахи и этики целью должен быть синтез, а не просто компромисс. В то время как компромисс может показаться продуктивным в краткосрочной перспективе — синтез позволяет интегрировать различные точки зрения, что приводит к более существенному и прочному решению.

Подробнее см.

  • по-русски «Рав А.-И. Кук. Личность и учение», гл. B-3, https://pinchaspolonsky.org/religioznyj-sionizm-rav-a-i-kuk-lichnost-i-uchenie/
  • На иврите “התפתחות היהדות בימינו על פי תורת הראיה קוק” https://www.pinchaspolonsky.org/en/hebrew/
  • на английском «Religious Zionism of Rav Kook» https://www.pinchaspolonsky.org/en/religious-zionism-of-rav-kook-by-pinchas-polonsky/

 

Скорлупа этической интуиции:

Недостатки этической интуиции проявляются, когда это чувство становится ошибочным из-за неадекватного понимания ситуации, поверхностного мышления, личных предубеждений и поспешного навешивания ярлыков. Например, зачастую можно услышать как человек, не знающий и не понимающий конкретной ситуации в далекой от него стране, заявляет на основании этического чувства: «поскольку это колониализм, то я против» — не задумываясь что такое «навешивание ярлыков блокирует его возможность действительно понять проблему.

A-4. Эстетика и искусство, продвижение красоты во всех сферах жизни

Эта категория включает в себя целый спектр ценностей — искусство, самореализация через творчество всех видов, созидательная энергия, красота, эстетика быта, чистота улиц, «жить в чистоте и красоте».

Поскольку эти ценности взаимосвязаны, и их трудно разделить — мы рассмотрим их в одном параграфе.

Искры:

  • Искусство как подобие «творцов и Творца».

Бог в Торе, прежде всего, Творец мира (Борэ, Йоцер). Творчество усиливает подобие человека и Бога, и через это приближает человека к Богу.

(Дополнительный Божественный свет, получаемый благодаря этой близости, является источником наслаждения от творчества).

  • Самореализация

Ценность реализации Божественного потенциала, который есть в каждом человеке.

(На эту тему много написано, и она требует систематизации).

  • Без развития творческого потенциала невозможно продвижение мира и человека к Богу.

Одна из целей Бога при создании мира — дать человеку возможность развития, чтобы он мог приблизиться к Нему. Искусство в значительной степени способствует развитию творческого потенциала личности. Далее этот потенциал находит применение не только в художественной деятельности, но и в других сферах.

  • Искусство как познание человека и Бога

Искусство это важнейший и уникальный способ самопознания человека (в том числе познание через самовыражение). А поскольку человек это образ Бога, то это один из каналов познания Бога.

  • Вне-логические методы познания мира

Искусство утверждает вне-логическое методы познания мира – т.е. другой подход чем дает наука. Это позволяет глубже понять мир, проникая в интуитивные и эмоциональные сферы за пределами рациональности. Таким образом, искусство расширяет границы знания и восприятия, предлагая уникальные идеи и точки зрения, которые не могут быть получены исключительно из логических рассуждений. Это также создает противовес науке, что помогает не абсолютизировать науку.

  • Искусство развивает воображение.

Воображение необходимо для любого развития. Особенно в религиозном контексте воображение важно для продвижения мессианского процесса.

  • Красота — один из параметров Божественности.

Люди испытывают восторг при созерцании красоты природы, независимо от уровня их образования или опыта.

Этот восторг имеет Божественный источник.

Без понимания красоты понимание Божественного ущербно.

  • Завещание Ноя «Яфет будет жить в шатрах Шема».

Поэтому:

(а) иудаизм должен учиться искусству и эстетике (а также наукам) у европейских народов,

(б) если в нашем еврейском «шатре Шема» не живет Яфет — то наш шатер не в порядке.

  • Красота расширяет сознание человека.

Талмуд ((Брахот 57б) говорит о том, что красота жизни (красивая утварь, красивый дом) расширяет сознание человека. Это означает расширение сосудов души, что влияет на способность воспринимать Божественный свет. Искусство и эстетика играют значительную роль в этом расширении, и им не существует замены. Это особенно важно сегодня, поскольку без «расширения емкости сосудов» невозможно вместить Божественный свет Возвращения в Страну Израиля.

  • Религиозная важность музыки.

Музыка использовалась при обучении пророков (Шмуэль 1, 10:5), а также играла значительную роль в Храмовой службе, о чем свидетельствует разнообразие музыкальных инструментов в Псалмах. Пленительная сила музыки привлекала в Храм множество людей, она была слышна за его стенами, и достигала даже тех кто не мог войти внутрь.

  • Искусство и красота обладают огромной силой, вдохновляющей и возвышающей человека. Этому нет замены.

Возможно, способность красоты резонировать с душой человека можно объяснить многоуровневой структурой души в каббале.

  • Еврейская миссия быть светочем для народов требует мастерства в красоте.

Если мы, как нация, не можем овладеть красотой, то не сможем донести свой месседж в достойной упаковке, и наше послание останется не услышанным.

«Медиа это месседж» — т.е. упаковка это не технический элемент, а интегральная часть самого месседжа.

  • Красота как один из аспектов истинности

Еще Сократ высказывал идею о «красоте как одном из критериев истинности».

Многие ученые тоже высказывались в том же духе: работающая теория должна быть красивой.

И неслучайно математические доказательства и другие формы «нахождения истины» часто побуждают в нас чувство красоты

  • Эстетика, чистота улиц, «жить в чистоте и красоте»

В Израиле огромная проблема пренебрежения эстетикой. В центре Иерусалима и Тель-Авива пыльные окна, ржавые решетки, электрические провода висят на фасадах, на улицах и в парках горы мусора. Это было бы неприемлемо во многих европейских городах. Основная причина этого: отсутствие запроса на красоту и чистоту в Израильском обществе. И в этом важнейшая роль иудаизма, который должен осознать и транслировать обществу религиозную ценность красоты и эстетики.

Согласно Талмуду: «Мудрец, который выходит с грязным пятном на одежде — оскверняет Имя Бога» (Шабат 114а).

Окружающие непременно связывают вид мудреца с Торой, которую он олицетворяет. Важно расширить этот принцип и применить его к общественному пространству в Стране Израиля. Каждый должен осознать, что мусор в Стране это осквернение Божественного Имени.

Без чистоты и красоты невозможна полнота жизни, а это имеет религиозную важность. Человек, созданный по образу Бога, должен жить в достойных условиях, отражающих сущность его Божественной природы.

  • Право собственности на Страну Израиля

Поддержание Страны Израиля в чистоте тесно связана с чувством собственности и ответственности. В своем доме все поддерживают чистоту. Если мы не можем наладить чистоту в Стране — то возникает вопрос «принадлежит ли нам эта Страна?»

Скорлупа эстетики и искусства:

  • Искусство часто продвигает идеи, противоречащие Торе

Это действительно сложная проблема. Более того, есть такие религиозные люди (причем вполне современные люди, пришедшие к религии во взрослом возрасте и неплохо знакомые с искусством), которые из-за этих проблем полностью отвергают нерелигиозное искусство.

Но нам представляется, что эту проблему нельзя обойти. Мы должны научиться воспринимать искусство, даже если оно бросает вызов нашим религиозным убеждениям – в противном случае мы рискуем остаться ограниченными и не способными полноценно воспринимать Божественный свет.

Разумеется, не стоит игнорировать проблему противоречия — но при этом она все же не должна помешать нашему пониманию религиозной важности искусства.

  • В искусстве огромная роль обнаженности и непристойности.

И это непростая проблема. Однако нагота и непристойность это тоже часть сущности человека. И поэтому это стоит не игнорировать и вытеснять, а осмыслить в рамках религии.

На индивидуальном уровне каждый из нас находит способы решить это противоречие. Но как сформулировать интеграцию этих элементов на уровне теологии (и на социальном уровне) – на это пока готовых ответов нет.

A-5. Личная ответственность за себя и за общество

(См. также пункт Б-5 ниже, на близкую тему)

  • Проблема ухода от личной ответственности.

В современном Западном обществе стало есть тенденция избегать ответственности индивидуума за свою жизнь — обвиняя в его проблемах общество, тяжелое детство, окружающую среду. Не преуменьшая фактор социальных условий, важно вернуть в сознание общества концепцию личной ответственности, недопустимость перекладывания вины на внешние факторы.

Это включает в себя и также коллективную ответственность общества в целом за судьбу этого общества.

  • Перенос ответственности на «эрев рав».

К сожалению, в еврейском обществе также и среди религиозных людей существует проблема отказа от ответственности, а именно неправильное понимание мистической концепции Виленского Гаона об «эрев рав». В результате такого неправильного понимания ответственность за проблемы еврейской жизни возлагается на на «эрев рав», т.е. «не-настоящих евреев».

Аналогичное этому избегание ответственности разрушительно повлияло на все социальные группы в мире, принявшие такой подход.

Укрепление концепции личной ответственности будет способствовать позитивному развитию религиозного общества, а также может существенно повлиять на нерелигиозный мир.

A-6. Разносторонняя образованность, путешествия,

Неправильно быть только знатоком в своей профессиональной области. Разносторонняя образованность, общее широкое представление о науке и культуре — расширяет сосуды восприятия Божественного света.

В этом аспекте особое значение есть у путешествий и туризма, которые дают прямой непосредственный контакт с миром в его разнообразных природных и цивилизационных проявлениях.

Известная притча (р.Ш.Р.Гирш): «Праведник попадает в Рай, и Бог его спрашивает: Видел ли ты Мои Альпы? Я сделал их такими прекрасными специально для вас».

Пренебрежение красотой мира это пренебрежение Божественным даром.

Ничто не заменит непосредственных встреч с природой и миром. Чтение или просмотр рассказов о путешествиях не может воспроизвести преобразующую силу личного опыта путешествий. Путешествие это уникальное средство расширения нашего мировоззрения и углубления понимания мира. И это расширяет нашу способность воспринимать Божественный Свет.

A-7. Игра

Игра была фундаментальной человеческой потребностью и средством самовыражения на протяжении всей истории.

Это подробно разбирается у Й. Хёйзинга в «Homo ludens» («Человек играющий»): культура рождается из игры и несет в себе природу игры. Без поддержания определенного игрового поведения культура вообще невозможна.

В еврейской традиции тоже есть эти элементы:

  • Бог «играет с Левиафаном» (Пс. 104:26). Левиафан — символ мощного импульса природного, материального мира.
  • Ицхак «играет с женой» (Быт. 26:8) — здесь связь игры и сексуальности, а также со смехом.

Однако полноценно эта тема в иудаизме не разработана.

Скорлупа игры:

Это ситуация, когда победа в игре становится важнее, чем жизнь вне игры.

Например:

  • Нанесение вреда своему организму ради победы в профессиональном спорте.
  • Игровая зависимость.
  • Насилие в игре, возводимое в доблесть. Пренебрежение потенциально опасными аспектами игр.
  • Фанатизм и агрессия болельщиков.

A-8. Стремление к материальному успеху

  • Распространенно представление, что религиозным идеалом является альтруизм, а эгоизм это нечто постыдное, по крайней мере, с религиозной точки зрения.
  • Однако начиная с 18 века (Адам Смит и др.) возникает понимание эгоизма как движущей силы экономического прогресса. Протестантизм утверждает религиозную ценность экономического успеха.
  • Возможно, чрезмерный акцент на альтруизме коренится в отрицательном отношении к материальным занятиям, которые воспринимаются как далекие от Божественного. Но это противоречит пониманию мира (в том числе экономики) как основы связи человека с Богом.
  • В иудаизме всегда признавалась религиозная ценность экономического процветания, это выражено в образе «Йосеф человек успешный» (Быт 39:2). В иудаизме всегда присутствовало понимание религиозной ценности экономического процветания. Однако в иудаизме это осталось индивидуальной ценностью, в то время как в современном мире экономический успех также имеет общественное значение.
  • Поэтому важно развивать понимание религиозной ценности эгоизма как основы исполнения заповеди «господствовать над миром» (Быт 1:26) и движущей силы построения экономически успешного общества, дающего людям достойный уровень жизни (который, как мы отмечали выше, имеет религиозную ценность).
  • Как и в отношении всех других ценностей, абсолютизация эгоизма губительна. Но и абсолютизация альтруизма точно так же губительна. Важен баланс между эгоизмом и альтруизмом.
  • Существуют различные грани этого баланса между личным интересом и альтруизмом. Например:
  • баланс между гедонизмом и аскетизмом.
  • в мире бизнеса: баланс между «доходностью» и «социальностью» бизнеса в различных аспектах (благотворительность, требование положительного социального влияния и т.д.)
  • проблематичность установки на «сознательную бедность ради изучения Торы» — не наносит ли бедность ущерб правильному пониманию Торы, ее социальному статусу и способности влиять на мир?
  • Важно продвигать в обществе понимание необходимости всех аспектов баланса эгоизма/альтруизма (как частного аспекта баланса всех ценностей).

Скорлупа стремления к материальному успеху:

Скорлупа здесь это не банальная жадность, а скорее идеология, ставящая превыше всего приобретение материальных благ и финансовый успех. В рамках этой идеологии самооценка и общественное положение измеряются в первую очередь по материальным благам и объемам потребления, остальные же человеческие достижения считаются ценными только в случае, если они имеют соответствующий материальный эквивалент.

 

Группа В: «дискутируемые ценности»

Искры первых трех ценностей в этом разделе — феминизма, вегетарианства и экологии — имеют важнейшее значение, однако по этим темам уже много написано, и нет необходимости повторять это здесь – скорее требуется систематизация уже сказанного. Поэтому мы сделали лишь несколько заметок, сосредоточившись в первую очередь на скорлупе, связанной с этими искрами.

 

B-1. Феминизм.

Феминизм и трансформация роли женщины в иудаизме — одна из самых широко обсуждаемых тем сегодня. Поэтому нет нужды повторять это здесь, скорее требуется систематизация уже сказанного.

Скорлупа феминизма:

Примером такой скорлупы является идеология радикальных нео-марксистских феминистских движений, которые вместо борьбы за продвижение женщин сосредотачиваются главным образом на разжигании конфликта между полами.

Поэтому важно поощрять активное участие женщин в религиозной жизни, одновременно бросая вызов деструктивным нео-марксистским концепциям.

B-2. Вегетарианство

Об этой ценности также уже много сказано (в частности, статья р.Кука «Видение вегетарианства и мира»). Нужна систематизация.

 

Скорлупа вегетарианства:

  • Некоторые сторонники вегетарианства продвигают идеологию «ненависти к мясоедению». Важно осознавать вегетарианство относится к тем идеалам, которые «не нужно продвигать», тем более агрессивно.
  • Религиозный подход должен подчеркивать, что фанатичное вегетарианство ошибочно, и «неприязнь к мясоедению» недопустима.

B-3. Экология

Об этом тоже очень много сказано, нужно систематизировать уже опубликованное.

Позор для иудаизма то, что он до сих пор не создал религиозного экологического движения.

Религиозная экология должна поддерживать баланс между «работой» в Саду (то есть преобразованием мира) и «охраной» его (Бытие 2:15).

Скорлупа экологии:

Освоение альтернативных источников энергии это позитивно, поскольку развивает технологии. Однако забота о природе извращается, когда превращается в обожествление и поклонение природе, сродни нео-язычеству. Такое «языческое» благоговение часто приводит к бессмысленной оппозиции ископаемому топливу, игнорируя сложности производства и потребления энергии.

B-4. Идеалы предшествуют заповедям

  • Соотношение идеалов и заповедей

В центре любого учения лежат его ценности и идеалы, а законы являются производными от этих идеалов. Проблема иудаизма в том, что он часто изображается как система заповедей, и игнорируется система идеалов, на которых эти заповеди основаны.

Такой подход искажает иудаизм. Тора начинается с Книги Бытия, которая сосредоточена на идеалах — а Книга Исход, в которой появляются заповеди, идет после нее. Акцент на главенстве заповедей характерен для многих авторов в диаспоре, но этот подход перестает работать, когда иудаизм (вместе с еврейским народом) возвращается в Землю Израиля.

  • Систематизация идеалов иудаизма

В еврейской традиции есть множество книг, посвященных анализу и систематизации заповедей. Однако лишь немногие книги занимаются анализом идеалов, и совсем нет книг, которые эти идеалы систематизируют.

В классической литературе обычно обсуждают два вида идеалов: (1) hидур мицва, «стремление как можно лучше исполнять заповеди», и (2) мидот, «качества человека». Другие идеалы практически не рассматриваются. Все это создает искаженную картину.

Важно подчеркнуть что многие идеалы не сводятся ни к заповедям ни к мидот, идеалы следует рассматривать как отдельную тему.

(Подробнее см. статью «Соотношение идеалов и заповедей в иудаизме» https://www.jewishideas.org/article/relationship-between-ideals-and-commandments-judaism)

  • Равновесие галахической и не-галахической частей иудаизма

В иудаизме две больших составляющих части – галаха и «всё прочее» (агада, этика, философия, мистика, идеалы, размышления, нарративы). Они примерно равны по объему и важности. Однако у не-галахической части нет общепринятого названия, поэтому создается ошибочное впечатление, что галаха это главная часть иудаизма, а другие аспекты не так важны.

Важно осознавать, что такой подход неверен, и что не-галахическая часть не менее важна и не менее объемна, чем галаха. Для этого желательно согласовать общее название для всего не-галахического содержания иудаизма. Наиболее подходящим представляется название «Махшевет Исраэль» («Еврейская мысль»). Включение Танаха в Махшевет Исраэль несколько нетрадиционно, поэтому требует дальнейшего обсуждения.

Галаха это границы иудаизма, а Махшевет Исраэль – его содержание. Нужно стремиться к тому, чтобы в общественном сознании эти части воспринимались как равновесные.

  • Изменения в соотношении частей иудаизма при Возвращении в Страну

Акцент на галахе характерен для Талмуда и галутного иудаизма. В изгнании доминирует галаха, поскольку для сохранения и выживания еврейского народа необходимо отделение его от окружающей жизни и культуры. Инструментом этого отделения служат «четыре локтя галахи» — понятие, которое до сих пор занимает центральное место в харедимном иудаизме.

Однако в Израиле иудаизм и связь с Богом пронизывают всю жизнь общества и Страны. Поэтому акцент на галахе все более вступает в противоречие с духовными потребностями общества. Это одна из причин того, что в Израиле, несмотря на всеобщее признание важности религиозных традиций, сильна тенденция дистанцирования от религиозного истеблишмента, преобладает негативное отношение к нему. Это искажение нуждается в исправлении.

Скорлупа:

Опасность акцента на ценностях и идеалах в иудаизме заключается в потенциальном пренебрежении галахой. Реформистский иудаизм пошел по пути отказа от галахи. Этот противоположный перекос тоже важно не допускать, нужно сохранять равновесие идеалов и заповедей.

B-5. Ценность свободы, уважение к самостоятельному выбору индивидуума и социума

(См. также пункт А-5 выше, и в разделе 4.2 «Изменения галахической методики и статуса раввина»).

В еврейской традиции сказано много слов о важности индивидуальной и коллективной свободы. Однако повседневная религиозная жизнь часто отдает приоритет галахе и значению ее законов, обычно формулируемых через ограничения, а не свободы – и это создает искаженный образ иудаизма.

Здесь также возникает проблема «религиозного принуждения».

Очень важно право человека и общества принимать свободные решения, и нести ответственность за них

Поэтому необходимо разъяснять и подчеркивать религиозную ценность свободы — не только для развития общества и государства, но и для эволюции самой религии.

 

  • Важность свободного выбора соблюдения заповедей

Должна быть подчеркнута ценность добровольного соблюдения заповедей. Чтобы такой выбор был действительно свободным, в обществе должно быть разнообразие взглядов и мнений. Следовательно, решение одних не соблюдать заповеди — может проложить путь к их более подлинному и осознанному соблюдению другими. Такой подход основан на концепции Несира: разрыв связи «спиной к спине» (соблюдение заповедей при отсутствии другого выбора) — для установления связи «лицом к лицу» (осознанное соблюдение).

  • Свобода и ответственность — основа для развития.

Истинная свобода предполагает отсутствие «надзирателя». Человек взрослеет только тогда когда он сам принимает решения, несет ответственность за них и учится на своих ошибках. Свобода и ответственность это необходимые условия для развития человека, для приближения к Богу – то есть реализации цели творения.

Скорлупа независимости религиозного выбора:

Чрезмерный акцент на независимости при выборе религиозного пути может привести к пренебрежению рамками Торы, что может разрушить единство народа. Например, отмена требования давать гет при разводе приведет к увеличению числа мамзеров, и это будет разрушительно для социума.

Задача заключается в установлении тонкого баланса между индивидуальным выбором и сохранением общенациональных рамок, и эта тема требует тщательного обсуждения.

B-6. Толерантность, не-фанатизм

Толерантность предполагает отношение к другим мнениям как к легитимным, конструктивное рассмотрение достоинств и недостатков этих взглядов — а не отвергание их «с порога».

  • Классический подход к толерантности в иудаизме — и изменение ситуации сегодня:

Толерантность была важной частью еврейской традиции еще со времен Талмуда. Однако это была толерантность внутри иудаизма — но не по отношению к идеям вне иудаизма.

Сегодня ситуация меняется, необходимо развитие толерантности также по отношению к идеям, выходящим за рамки традиции. Иудаизм должен постепенно переходить от позиции «борьбы с другими точками зрения» — к взаимопониманию, выделению искр и сотрудничеству.

  • Толерантность в учении р.Кука

Рав Кук объясняет, что религиозная терпимость должна превзойти стандарт светского мира. Принятая сегодня светская толерантность зачастую означает: «Я признаю право других на свое мнение, но их мнение мне не интересно и не важно». Идеал религиозной толерантности должен быть таким: «Я признаю право других на свое мнение, и поскольку Божественная Истина бесконечна, то и их понимание тоже содержит часть истины, и поэтому мне это интересно, и я должен извлечь из этого урок».

Рав Кук утверждает, что, поскольку Божественность бесконечна, а каждое понимание охватывает лишь ее ограниченный аспект, то мы должны обогащать наше понимание, заимствуя идеи из окружающего мира, из других концепций.

Скорлупа толерантности:

Уважая других, важно не потерять себя. Уважение к чужим взглядам не должно превращаться в пренебрежение собственными взглядами.

B-7. Прогресс, развитие, эволюция

  • Религиозная ценность прогресса

Сегодня во всем мире принят западный подход, придающий значение постоянному прогрессу в различных областях, включая науку, искусство, технологии, общество и личностный рост. Эта мировая тенденция, возникшая столетия назад, продолжает усиливаться.

Мы уже отмечали выше, что согласно Маhаралю такие глобальные тренды не могут быть случайными, и что они имеют Божественный источник. Рав Кук подчеркивает, что развитие является Божественным свойством — и поэтому оно должно быть осознанно как религиозная ценность.

Если же религия не признает духовного значения прогресса, то она идет вразрез с этой глобальной тенденцией, и поэтому становится неактуальной, теряет свою привлекательность и общественную роль.

  • Ошибочность позиции «возвращения к прошлому»

Одна из проблем религии – идеализация прошлого и стремление вернуться в прошлые эпохи.

Однако это не только недостижимо, но и неверно духовно, поскольку игнорирует процесс развития и достижения на его пути.

Путь исторического развития является важнейшим аспектом диалога между человечеством и Богом, и его нельзя игнорировать.

Скорлупа прогресса:

Скорлупа прогресса это его абсолютизация, отвержение всего что «не развивается».

Рав Кук утверждал, что должен быть баланс между Божественными качествами «абсолютной полноты» и «постоянного развития». Важно сохранять такой баланс в нашем религиозном подходе.

B-8. Демократия

  • Демократия необходима для развития социума

Религиозная ценность демократии состоит в том, что она (больше, чем другие политические системы) дает возможность каждому человеку принимать решения в отношении общества и народа, что составляет основу духовного развития социума. (А мы уже отмечали, что свобода и принятие ответственных решений имеет решающее значение для развития)

В древние времена, когда общество было менее духовно развито, демократии функционировали хуже. Сегодня, когда люди в целом более духовно развиты — демократии функционируют успешнее чем диктатуры и другие авторитарные формы правления.

Скорлупа демократии:

Один из аспектов скорлупы демократии – абсолютизация ее нынешней формы как «самой правильной системы правления», игнорирование того что сама демократия трансформировалась в прошлом и будет трансформироваться в будущем.

Для того чтобы научиться улучшать демократию, мы должны изучить ее гораздо глубже, чем это делает сегодня религиозный мир.

B-9. Права человека, защита индивидуума от государства, преодоление этатизма

Концепция прав человека провозглашалась и развивалась на Западе на основе Библейского подхода о том, что люди созданы по образу и подобию Бога. Однако в иудаизме развитию прав человека не уделялось должного внимания. Это проблема, которая требует исправления сегодня.

  • Защита индивидуума от государства, преодоление этатизма

По своей сути права человека защищают личность от государства. Для гарантии этой защиты необходимо преодоление этатистского менталитета (преклонения перед государством). В религиозном сионизме Государство Израиль имеет большое духовное значение, часто рассматриваемое как «Престол Всевышнего на Земле». Однако такой подход не должен вести к этатизму. «Престол Всевышнего» символизирует государство как целое, но не его конкретные институты или их решения. Борьба против этих инстанций и решений вовсе не является «борьбой против государства».

Важно учиться как можно меньше надеяться на государство и меньше зависеть от него, стараться продвигать ценности и проекты через общество, а не через государство.

Скорлупа прав человека:

Сегодня в Западном мире права человека это очень проблемная ценность. Зачастую их раздувают, чтобы добиться «диктатуры меньшинств». Поэтому важно сохранять равновесие: уважать права человека, но не преувеличивать их и не злоупотреблять ими.

B-10. Братство на общенациональном уровне

  • В еврейском религиозном мире серьезной проблемой является поддержание чувства национального братства по отношению к тем, кто активно выступает против Торы и еврейской традиции.
  • В религиозных общинах часто звучат призывы исключить из еврейства такие группы, не рассматривать их как часть народа. В крайних проявлениях такого подхода их называют «амалек» или «эрев рав».
  • Такое мышление в корне ошибочно. Этих людей нельзя удалить из народа, точно так же как иву нельзя убрать из «арба миним» — четырех видов растений, символизирующих единство еврейского народа. В классическом толковании отсутствие аромата и вкуса у ивы означает отсутствие изучения Торы и добрых дел, и в наше время это полный разрыв с Торой и недостойное поведение. Однако без ветвей ивы невозможно выполнить заповедь о четырех видах.
  • Термин ЦиБуР (общество) заключает в себе эту идею, он понимается как сокращение слов Цадиким, Бейноним, Решаим (праведные, средние и злодеи). Это не просто подразумевает, что общество состоит из всех трех групп, но подчеркивает, что все три являются необходимыми компонентами для нормального функционирования общества. Без них система будет неполной.

Несмотря на оппозицию этих групп всему, что мы считаем правильным, в эти группах тоже есть нечто позитивное, что нужно для общей картины. Не смотря на то, что они могут создавать проблемы, они необходимы.

  • Аналогичная идея отражена в комментарии к составу благовоний для воскурения (Исх. 30:34), где халван (растение с неприятным запахом) в сочетании с другими компонентами улучшает общий приятный аромат смеси. Точно так же, как без халвана не будет правильного воскурения, так и без некоторой доли неправильности в еврейском народе не получится праведной жизни.
  • Поэтому для продвижения еврейского общества необходимо воспитывать чувство национального единства и братства даже с такими евреями.

Скорлупа национального братства:

  • Оборотной стороной национального братства является национальная обособленность. Она прямо противоречит центральному посланию иудаизма, изолируя еврейский народ от других наций и культур. В этом вопросе важно достижение баланса между сохранением еврейской идентичности – но также взаимодействием с более широким миром.
  • Чрезмерная солидарность внутри еврейских общин иногда может привести к неспособности принять конструктивную критику. Критику, направленную против отдельного еврея, иногда ложно называют антисемитизмом. Точно так же и критика Израиля далеко не всегда является антисемитизмом, но может быть искренне направлена на преодоление недостатков Израиля.

B-11. Универсальность месседжа, обращенность ко всему человечеству

  • Универсальность истины

Истина по самой своей сути универсальна, предназначена для всего человечества. Следовательно, если религия не обращается ко всему человечеству, это говорит о несовершенстве ее учения.

  • Разница между подходом Танаха и подходом Талмуда

В картине мира, представленной в Танахе, народ Израиля живет в своей Стране, как и другие народы живут в своих странах. Цель еврейского народа — нести Божественный Свет, учение Торы, всему человечеству.

В картине мира Талмуда подход иной. Евреи находятся в изгнании, не имеют своей страны, они образуют меньшинство среди чужого (и часто враждебного) большинства. Целью здесь является сохранение народа, и инструментом для этого является обособленность – и поэтому универсальный месседж всему человечеству не проявляется, не акцентируется.

В период Изгнания многим частям Танаха уделялось мало внимания, а идеологическим центром был Талмуд. С окончанием изгнания и возвращением еврейского народа в свою Страну, Танах вернул себе роль идеологического центра иудаизма. Теперь Израиль снова обретает универсальность-всемирность, обращенность ко всему человечеству.

  • Универсальное преподавание Торы: движение ноахидов, диалог с христианством

Одним из важнейших новых явлений сегодня является движение Потомков Ноя — т.е. неевреев, исповедующих иудаизм. Преподавание Торы ноахидам очень важно для развития самого иудаизма – оно требует научиться обращаться ко всему человечеству, а не только к еврейской аудитории. Кроме того, ввиду того что для ноахидов галахической аспект Торы имеет существенно меньшее значение чем в еврейском мире – преподавание им Торы требует усиления внимания к идеалам и универсальным ценностям.

Точно так же и усиливающийся и развивающийся сегодня диалог с христианством требует опоры на универсальные ценности. (Подробности будут рассмотрены ниже).

Скорлупа универсализма:

Скорлупой универсализма является космополитизм, который игнорирует особенности народов и культур.

Правильным путем является «национальный универсализм», в котором акцентирование особого, национального, уникального становится основой для универсального.

«Мировой рынок идей и ценностей», как и любой рынок, ценит особое и самобытное – то, что не как у всех. Например, в библейском контексте Саул был обычным царем, «подобным всем народам». Но Давид и Соломон выделялись как особые, ни на кого не похожие национальные лидеры. И духовное наследие Давида и Соломона оказалось гораздо ценнее для всего человечества, именно в силу их специфичности.

«Национальный универсализм» подчеркивает, что особые черты, вклад и индивидуальность наций и культур имеют жизненно важное значение для развития всего человечества.

B-12. Мировое культурное и религиозное разнообразие

  • Религиозный подход к мировому разнообразию культур и религий

Божественное бесконечно. Разные народы ухватывают разные аспекты Божественного, и это источник культурного и религиозного разнообразия

(Здесь подход аналогичен «толерантности к другим мнениям», см. выше Б-6).

  • Отношение к другим культурам и религиям и заимствование у них

В древности важно было негативное отношение к религиозному заимствованию у других культур – поскольку для начального роста еврейской религии была необходима изолированная среда.

Однако в мессианские времена отношение становится позитивным: когда собственный мир уже сформирован и достаточно устойчив, нет риска его распада, это позволяет безопасно учиться тому ценному, что есть у других культур и религий.

(Еще раз подчеркнем, что перенимать религиозный опыт из других культур и религий можно только при условии что не будет нарушения галахи).

Скорлупа разнообразия:

Скорлупа состоит в «признание всех культур и религий равноценными».

Это ведет к уменьшению понимания еврейского народа и Торы как избранного народа и света для народов мира.

B-13. Межрелигиозный диалог

В наше время для иудаизма межрелигиозный диалог актуален прежде всего с христианством.

Исторически отношения иудаизма с христианством были амбивалентными:

  • Христианство служило главным каналом, по которому учение Торы доходило до человечества.
  • В то же время христианство преследовало иудаизм.

Однако сегодня отношения изменились. Большая часть прежних конфликтов или уже решена или находится на пути к решению. При этом большая часть христианского мира активно поддерживает еврейский народ и Государство Израиль, и заинтересована в диалоге с иудаизмом.

Такое взаимодействие помогает как развитию самого иудаизма, так и осмыслению идей Торы народами мира

Скорлупа межрелигиозного диалога:

Нужно следить чтобы межрелигиозное взаимодействие не имело намерений обратить оппонентов в свою веру.

Один комментарий

Напишите Ваше замечание

Back to top button