Новые статьисерия "ИЗРАИЛЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО"

Ханука: праздник государственной независимости и «День Адама»

из книги «Израиль и Человечество. Новый этап развития» ч.1, по материалам курса лекций р. Ури Шерки

Книга «Израиль и Человечество. Новый этап развития» ч.1, см. здесь.

В данной главе мы рассматриваем некоторые нетривиальные аспекты праздника Хануки. Они будут примером модернизации нашего понимания еврейских праздников, углубления их связи с сегодняшними проблемами нашей жизни, а также – с универсальными общечеловеческими аспектами иудаизма.

А. Соотношение аспектов Хануки

  1. Главным чудом Хануки является победа в войне

Мы начнем с вопроса о том, что является «чудом Хануки» и главной заповедью этого праздника. Многие привыкли думать, что «чудо Хануки» – это чудо горения масла, а главная заповедь – зажигание ханукальных свечей. Однако если мы возьмем базовые источники по теме Хануки, то увидим, что в них дана совсем иная трактовка этих вещей.

В молитве «Аль hа — нисим» («За чудеса»), центральной молитве на Хануку, мы читаем:

«И мы благодарим Тебя, Господь… за чудеса и за избавление, за проявление силы, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года.

В дни Матитьяhу, сына Йоханана — первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей, когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой. Но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью. Предал сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимающихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в приделы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое».

Суть этой молитвы – наша благодарность за чудеса. Но какие же именно чудеса в ней упомянуты? Мы видим, что согласно этой молитве чудом является победа в войне, а чудесное горение масла не упоминается вообще. И также установлениями праздника является «благодарить и прославлять», т. е. читать молитву благодарности (а это и есть сама молитва «Аль hа — нисим»), и читать прославляющие псалмы hалель. Таким образом, здесь нет также никакого упоминания о зажигании ханукальных свечей.

Отметим, что для любой религии молитвенник – это один из основных религиозных источников; это самый популярный, читаемый всеми ее последователями религиозный текст. И поэтому молитвенник всегда стремится быть кратким катехизисом религии, сконцентрировать в себе то, что нужно знать каждому. Не всякий религиозный еврей в состоянии изучать Талмуд, но молитвы он читает обязательно. И из молитвы «Аль hа — нисим» он узнает, что главная суть Хануки – это победа в войне, которую мы празднично отмечаем чтением псалмов hалель, а вовсе не чудо горения масла.

  1. Религиозная ценность существования еврейского государства

Маймонид (Гилхот Мегила ве — Ханука 3, 1 — 2) пишет:

…Во времена Второго Храма греки издали указы против евреев и отменили их законы, и не давали им заниматься Торой и заповедями, и посягали на их имущество и на их дочерей, и зашли в Храм и совершили разрушения, и осквернили чистое, и плохо было Израилю из — за них, и притесняли евреев притеснением великим. Пока не смиловался над ними Бог отцов наших и не спас их от руки их [греков], и одолели их сыновья Хасмонеев — первосвященников, и убили их и спасли Израиль от руки их [т. е. слова «спас Бог» означают «армия одержала победу»]. И поставили царя из священников, и вернулось царство Израилю более чем на двести лет – до разрушения Второго Храма.

Итак, по Маймониду смысл праздника Хануки в том, что царство вернулось к Израилю. Но давайте вспомним, что это было за царство: за всю историю Израиля не было хуже царей, чем эти! Александр Янай убивал мудрецов, Йоханан Гиркан посадил в тюрьму своего сводного брата и убил его мать. Время разумного правления царицы Шломцион (если не считать того, что женщин не сажают на царство, и это был вынужденный шаг, предпринятый, чтобы не ввергнуть страну в гражданскую войну) сменилось враждой между Йохананом Гирканом и Йеhудой Аристобулом, приведшей, в конечном счете, к захвату Иудеи Помпеем и превращению ее в римскую провинцию. Потом, после того, как сыну последнего из Хасмонеев, Антигонусу, отрубили голову, воцарился Ирод, который тоже убивал мудрецов и принес много других бед евреям. После него были Архелай и Агриппа. Последний получил царство после того как дал взятку императору Клавдию.

И обо всем этом Маймонид, как мы видим, говорит восторженно: «Вернулось царство к Израилю более чем на двести лет, и поэтому мы празднуем Хануку»?!

Отсюда мы учим, что лучше жить под властью плохих евреев, чем под властью чужих народов. И это – как по прагматическим, так и по религиозным соображениям. Ибо отсутствие у евреев своего государства воспринимается народами мира как поругание иудаизма и Бога Израиля.

Более подробно проблему «религиозного смысла еврейского государства» мы обсудим ниже.

  1. Зажигание ханукальных свечей: «Это заповедь, потому, что наши предки так делали»

Вернемся к заповеди зажигания ханукальных свечей.

Как известно, история о чуде горения масла рассказывается в Талмуде (Шабат 21б). Однако оказывается, что даже там не говорится об установлении этой заповеди. Текст Талмуда таков:

Что Ханука? Учили мудрецы: 25 кислева начинаются дни Хануки, и их восемь. Запрещены в эти дни траур и пост. И когда греки вошли в Храм, осквернили они все масло, которое было в Храме, а когда царство Хасмонеев окрепло и победило, обыскали все и нашли только маленький сосуд с маслом, запечатанный печатью Первосвященника, и было в нем масла только на один день. Но случилось с ним чудо, и зажигали от него светильник восемь дней. На следующий год постановили, что в эти дни будет праздник, когда читают hалель («прославляющие Псалмы») и произносят благословение благодарности («Аль hа — нисим»).

Как мы видим, этот отрывок рассказывает о чуде с кувшинчиком масла, однако и в нем в качестве «установлений праздника» указываются «hалель» и «благодарность» (и в этом его полное соответствие с указаниями молитвы «Аль hа — нисим»), но не зажигание свечей.

Получается, что нам не сказано, кто установил эту заповедь и когда.

Далее Талмуд обсуждает, какие благословения следует произносить при зажигании ханукальных свечей. Когда же он доходит до вопроса: «Откуда ты вообще учишь эту заповедь?»– то дает следующий ответ: «Это заповедь, потому, что наши предки так делали».

Таким образом, зажигание свечей в Хануку представлено как древняя традиция, и у нас вообще нет прямого источника, рассказывающего о моменте установления этой заповеди.

  1. Заповедь чтения «hалель»: «Еще при Исходе из Египта Моисей, Аарон и Мирьям установили…»

В отличие от заповеди зажигания свечей, чтение Псалмов hалель в Хануку подробно разъясняется в Талмуде.

Во — первых, сообщается (в отрывке выше), что это чтение было установлением мудрецов того времени. Далее Талмуд говорит, что еще при Исходе из Египта Моисей, Аарон и Мирьям воспели Всевышнему Песнь за спасение еврейского народа (Исх.15:1 — 21), – и этим они установили, что когда евреи спасаются от преследования врагов и получают независимое существование, то это основание для благодарности Богу и чтения Псалмов hалель.

(Отметим, что в Пурим hалель не читается прежде всего потому, что в Пурим произошло только избавление от преследований, но мы остались под властью Ахашвероша и независимости не получили.)

  1. Божественность «естественных чудес»

Вернемся к вопросу о смысле Хануки. Мы пришли к выводу, что ее смысл – благодарность за национальную независимость, в знак которой читаются Аль hа — нисим и hалель. Чтение этих молитв учит человека смотреть на историю как на диалог с Богом: мы должны понимать, что наши победы – это не только наше личное достижение; Бог помог нам победить, дал нам эту победу. И мы произносим благодарность Всевышнему, говоря в ней: «Благодарим Тебя за чудеса…».

Чудо – это не только ситуация, когда нарушаются именно физические законы природы. Оно может выражаться также и в нарушении других природных законов: экономических, исторических, социальных. Сужение понятия «чудо» только к нарушению законов физики приводит к тому, что многие наши современники, считая себя реалистами, ошибочно полагают, что сегодня в нашей жизни чудес не наблюдается. Но проблема здесь в слишком примитивном восприятии понятия «чудо» (и именно поэтому – в его отрицании), и поэтому будет важным дать самому понятию «чудо» более точное определение.

Законы природы – это то, что повторяется в окружающем нас мире стабильно и систематически. Законы природы бывают не только физические, но также экономические, исторические, социологические и т.д. А чудо – это их нарушение. В частности, социологическим законом природы является то, что народ, изгнанный из своей страны, через несколько столетий адаптируется на новом месте и утрачивает стремление вернуться туда, откуда он был изгнан. Историческая ситуация, когда народ тысячелетиями продолжает мечтать о возвращении в свою страну, а потом еще находит в себе силы вернуться, – беспрецедентна. И это произошло с народом Израиля, история которого, таким образом, является нарушением социологических законов, т. е. чудом. Когда же мы осознаем создание Государства Израиль как чудо, то это раскрывает нам ощущение жизни как Диалога с Богом и позволяет более глубоко понять те процессы, которые сегодня с нами происходят.

Вера в естественные чудеса отнюдь не приводит к пассивности. Наоборот, «естественное чудо» не происходит само, мы должны активно помогать чудесам, вкладывать в них свои усилия. Но ведь далеко не всегда наши усилия увенчиваются успехом. Поэтому в случае, когда мы этого успеха достигаем, мы должны воспринимать это как чудо и соответственно быть благодарными Богу. А в религиозном аспекте мы должны понять, что именно «естественные чудеса» являются важнейшим проявлением Бога в нашей жизни, и они – источник праздников.

  1. «История с кувшинчиком масла» не могла создать праздник, но она помогла его сохранить

Итак, источник и основа празднования Хануки – это победа в войне и установление государственной независимости. История с кувшинчиком масла не только не была причиной установления Праздника, но она даже и не является причиной зажигания свечей Хануки, поскольку зажигание свечей в это время является вообще древней традицией: «Это заповедь, потому, что наши предки так делали». Однако история с кувшинчиком масла связала зажигание свечей с победой и обретением независимости, и это сыграло в судьбе Хануки огромную роль.

Дело в том, что в эпоху Хасмонеев, кроме Хануки, было еще несколько национальных праздников: был день Никанора, были и другие даты побед в войнах, которые тоже праздновали (так и сегодня у нас есть не только День Независимости, но День освобождения Иерусалима – праздник победы в Шестидневной войне). После падения династии Хасмонеев и утраты независимости эти праздники забылись, и лишь Ханука осталась. И сохранилась она именно потому, что заповедь зажигания свечей в Хануку и ее связь с Освящением Храма стала всеобще распространенным обычаем, который уже не мог быть отменен.

Столь маленькое чудо как восьмидневное горение масла не могло создать праздник, но оно помогло его сохранить.

В. История даты 25 кислева

  1. Различные источники дают разные причины установления даты Хануки на 25 кислева и продолжительности праздника

Откуда взялась дата Хануки – 25 кислева? Принято считать, что именно к этой дате Хасмонеи захватили Храм, нашли один кувшинчик масла, зажгли Менору, и в день этого события мы празднуем Хануку.

Однако как только мы начинаем изучать источники, мы видим совершенно другую картину. В частности, Первая Книга Маккавеев рассказывает, что Хасмонеи заняли Храм уже к началу месяца кислев. И тогда совершенно непонятно, почему они ждали с зажиганием Меноры до 25 кислева. Кроме того, в источниках есть расхождение относительно того, что мешало нормальному зажиганию храмовых светильников. Талмуд говорит, что они нашли только один сосуд с печатью первосвященника, т. е. что проблемой было недостаточное количество масла. А Мидраш считает, что проблемой было отсутствие Меноры, поэтому пришлось соорудить Менору из остатков вооружения врагов – мечей и копий, которые нашли в Храме.

Также в источниках есть разные объяснения того, почему Ханука продолжается восемь дней. Из текста Талмуда можно сделать вывод, что восьмидневность Хануки связана с длительностью горения найденного масла. Но Мидраши дают другой вариант: восемь дней празднования установили из — за того, что в этот год не смогли отпраздновать Суккот и поэтому решили отпраздновать Хануку как его замену.

Углубление же в проблему установления даты и продолжительности праздника приводит к еще более неожиданным выводам.

  1. Дата 25 кислева – еще от построения Второго Храма

В Книге Маккавеев говорится, что Хасмонеи установили праздновать Хануку 25 кислева потому, что за три года до этого Антиох именно 25 кислева осквернил Храм. Он внес в Храм статую Зевса, принес в жертву свинью, и в ответ на его осквернение Хасмонеи провели свое освящение Храма именно в этот день.

Но почему Антиох устроил осквернение Храма именно 25 кислева? Ответ: Антиох сделал это потому, что 25 кислева было днем исходной «Хануки» – освящения, установленного еще при строительстве Второго Храма. Оказывается, эта дата упоминается в ТаНаХе, – тогда как Ханука является праздником пост — танахическим.

В книге пророка Хаггая (он жил в начале эпохи Второго Храма, за 300 лет до Маккавеев) говорится: «Ибо так сказал Господь Цеваот: …Больше будет слава Дома этого последнего (Второго), чем Первого… И в месте этом дам Я мир, – слово Господа Цеваота. В двадцать четвертый день девятого месяца [т. е. 24 кислева, канун Хануки] во второй год царствования Дария, было слово Господне через Хаггая, пророка, и сказано: так сказал Господь Цеваот: …Обратите, прошу вас, сердце ваше от этого дня и далее, от дня двадцать четвертого девятого месяца, от дня того, когда основан был Храм Господень, обратите сердце ваше…» (2:9 — 18).

Таким образом, дата 25 кислева как день освящения Храма не была установлена ни Маккавеями, ни Антиохом. Она существовала еще со времени освящения Второго Храма и, соответственно, была хорошо известна.

Антиох осквернил Храм специально к этой дате, поэтому Маккавеи тоже хотели именно в этот день освятить его заново.

Но почему исходно именно на этот день установили дату празднования при освящении Второго Храма? Выясняется, что у даты 25 кислева был еще более древний источник.

  1. Дата 25 кислева – праздник маслин и света

В иудаизме есть особая заповедь «бикурим», приношения в Храм первых плодов нового урожая. Бикурим начинают приносить в Храм в Шавуот, «праздник первинок». Однако в Шавуот период созревания фруктов только начинается. С Шавуота можно приносить плоды нового урожая по мере их созревания, и те, кто живет близко от Иерусалима, могут так и поступать. А живущие в нескольких днях пути, говорится в Талмуде, приносят в Храм плоды летнего урожая в праздник Суккот.

Вспомним, что бикурим приносят только из «семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля», – это пшеница, ячмень, инжир, виноград, гранаты, маслины (оливковое масло) и финики. Большая часть этих плодов уже созревает к празднику Суккот, но один вид – маслины – поспевает позже, только к Хануке. Время перед Ханукой – это лучшее время для сбора маслин, причем именно тех, что предназначены для получения масла. После Хануки маслины уже начинают подсыхать, что не мешает употреблять их в пищу, но в древности, как мы знаем, главной целью выращивания маслин было оливковое масло, которое использовалось, в том числе (а может быть, и в первую очередь), для светильников. Соответственно, первый урожай маслин следовало нести в Храм именно в этот период.

Талмуд говорит, что 25 кислева было последним сроком приношения первых плодов от нового урожая маслин: «От праздника Шавуот и до Суккот приносят бикурим и читают «речь приносящего» (Втор. 26:5 — 10), от Суккот и до Хануки приносят и не читают; раби Йеhуда бен — Бетейра говорит: «Приносят и читают» (Мишна Бикурим 1:6). Т. е. еще с глубокой древности был народный «завершающий праздник» приношения первых плодов, праздник сбора маслин. Как же отмечать праздник сбора маслин, масло которых естественно ассоциируется с освещением, светом? Естественно, праздничным зажиганием светильников.

Ситуация с Ханукой парадоксально переворачивается. Мы говорили вначале, что главный, исходный смысл Хануки – это прославление чуда победы в войне и благодарность за него, а зажигание свечей – это просто сложившийся народный обычай. Теперь же оказывается, что у этого есть оборотная сторона: именно зажигание свечей – исходно, оно существовало задолго до Хануки и даже до Второго Храма. Оно было во времена Первого Храма, а может быть, и раньше. Еще в далекой древности евреи отмечали в конце кислева земледельческий праздник, связанный со светом, и те, кто освящал Второй Храм, хотели связать его освящение именно с этой датой.

  1. Установление даты освящения Второго Храма на дату древнего «праздника света»

Но почему для освящения Второго Храма выбрали дату древнего праздника света? Почему так сделали во Втором Храме, но не делали в Первом?

Разница между Первым и Вторым Храмом в том, что в Первом Храме было явное Божественное присутствие, Шхина, а во Втором остался только ее малый отблеск.

Мы читаем в книге пророка Захарии:

Пой и веселись, дочь Сиона, – ибо вот Я прихожу и обитать буду среди тебя, – слово Господа. И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом Моим, и Я обитать буду среди тебя, и узнаешь, что Господь Цеваот послал меня к тебе. И возьмет Господь во владения Йеhуду, удел Свой на Святой Земле, и снова изберет Иерусалим. Умолкни, всякая плоть, перед Господом, ибо пробудился Он в святом жилище Своем… (2:14 — 17).

И показал Он мне Йеhошуа — первосвященника, стоящего перед ангелом Господним… (3:1).

И сказал я: видел я – вот светильник весь из золота, и чашечка на верху его и семь лампад на нем, и две маслины над ним… И отвечал ангел мне и сказал: это слово Господне, сказанное к Зерубавелю, не могуществом и не силой, только духом Моим, – сказал Господь Цеваот… (4:2,5).

То есть в период начала Второго Храма, когда снова «Господь избрал Иерусалим» (3:2), – было трагическое ощущение, что уровень Первого Храма, его «могущество и сила» недостижимы, мир погрузился во тьму. Шхина удаляется из мира, остается некоторый ее отблеск, и в это время главный способ связи с Богом – это «светильник и его лампады», а среди народа распространяется такая форма Богослужения, как зажигание свечей. И те, кто основывал Второй Храм, – Захария и его окружение, ощущая метафизическое состояние мира, сказали: «Зажигание свечей и строительство Храма взаимосвязаны. Давайте же положим основание службе в Храме в день, который связан с зажиганием света».

  1. Зимнее празднование света: общечеловеческий праздник, идущий еще от Адама

Однако наша традиция рассказывает, что празднование 25 кислева было установлено еще раньше, до Моисея и даже до Авраама. Эта дата была установлена Адамом, первым человеком.

Талмуд (Авода Зара 8а) описывает это так:

Сказал рав Ханан бар Рава: Календа (Calendae) – восемь дней после зимнего солнцестояния, Старнура (Saturnalia) – восемь дней перед зимним солнцестоянием, и запомнишь это [посредством стиха из Псалмов, 139:5] «Спереди и сзади Ты притеснил меня». Учили мудрецы: увидев [с наступлением первых зимних месяцев], что день становится все короче и короче, сказал Адам: «Из — за того, что я согрешил, мир темнеет и возвращается в хаос – это и есть та смерть, которой наказали меня Небеса!» Сидел восемь дней в посте и молитве. Увидев же по прошествии зимнего солнцестояния, что день снова становится длиннее, сказал: «Так устроен мир». И поэтому установил [Адам] восемь праздничных дней, а на следующий год праздновал и те, и другие [до и после зимнего солнцестояния]. Он установил праздновать их для Всевышнего, а они [язычники] установили их праздниками для своих идолов.

Адам был создан в Шестой день Творения, в Рош hа — Шана, в начале осени. И вот Адам увидел, что день за днем длина светового дня уменьшается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Тьма давит его, и Адам подумал, что, наверное, тьма захватит весь мир, и через некоторое время он сам тоже умрет. Но вот вдруг он заметил, что света прибавилось, дни стали чуть удлиняться. И он понял, что такова природа вещей, и воспел Всевышнему хвалу.

Адам установил в благодарность Всевышнему тот самый праздник, на основе которого у евреев позже установилась Ханука, а у римлян – зимние Календы и Сатурналии. Далее это преобразовалось в Юлианский Новый год 1 января, а у христиан – в Рождество. Все это – разные производные от одного общечеловеческого фундаментального праздника, разные проявления одной и той же идеи. Когда наступает наиболее темное время года, то оно «давит» человека и хочется сбросить его с себя, как — то разогнать тьму – зажечь свечи или отпраздновать момент, когда дни начинают удлиняться. Но каждая цивилизация выражает эти идеи и стремления в присущей ей форме.

  1. Происхождение Хануки от Адама: решение проблемы празднования 1 января

Итак, празднование 1 января восходит к Адаму, и поэтому нет ничего плохого в том, чтобы евреи праздновали этот праздник. Он не имеет сегодня ничего общего ни с давно умершей древнеримской религией, ни с христианством, и поэтому его празднование не является отходом от иудаизма. Человечество, всех потомков Адама, объединяет ощущение, что хочется устроить праздник (назовем его, например, День Адама), когда дни становятся светлее. И поэтому вместо траты сил на то, чтобы, по возможности, блокировать празднование 1 января (чем, к сожалению, занимаются многие религиозные круги в Израиле), нам следовало бы интегрировать его в иудаизм как празднование Дня Адама, т. е. вещи универсальной, относящейся ко всему человечеству и имеющей корни в еврейской традиции.

(Это не значит, конечно, что этот день нужно праздновать, – в конце концов, еврейская традиция превратила праздник Адама в Хануку, которую мы уже и так празднуем. Это только означает, что нужно перестать бороться с празднованием 1 января и начать рассматривать его как «нормальную опцию в рамках иудаизма», назвать «День Адама» и добавить еврейское измерение к нынешнему его пониманию и восприятию.)

В Стране Израиля наиболее темное время года совпадает с сельскохозяйственным сезоном созревания маслин, что дало традиции зажигания свечей двойное обоснование: и темно, и собрали урожай маслин. Так что «праздник света» стал важной народной традицией, а потом на эту же дату было установлено освящение Второго Храма, затем ее использовал Антиох, а при Маккавеях Ханука, победа в войне и свет еврейского государства соединились с чудом горения масла. Все это и образовало ту Хануку, которая дожила до нашего времени.

  1. По солнечному или по лунно — солнечному календарю?

Итак, по европейскому солнечному календарю «день преодоления тьмы» отмечают 1 января, а по еврейскому лунно — солнечному – 25 кислева.

Разница в датах отражает разницу между европейским и еврейским походами в вопросе о том, что такое «самый темный день года». По солнечному календарю это самый короткий день, т. е. 22 декабря, после которого дни начинают удлиняться, и примерно к 1 января это минимальное увеличение может стать заметным (так что Адам заметил увеличение света). Но в еврейском лунно — солнечном календаре другой подход. Самое темное время – это когда близко от самой долгой ночи, и к тому же не светит луна; т. е. это новолуние перед зимним солнцестоянием. А это и есть восемь дней после 25 кислева. Этому сгущению темноты противопоставляется зажигание ханукальных огней.

Иными словами, солнечный календарь берет в расчет только соотношение продолжительности дня и ночи, а еврейский календарь учитывает как соотношение продолжительности дня и ночи, так и степень темноты в зависимости от фазы луны. Такой «учет света Луны» является очень важным элементом еврейской традиции, но это уже отдельная тема для обсуждения.

  1. Дата 25 кислева в истории современного еврейского государства

Итак, во времена Хасмонеев Ханука была, прежде всего, праздником государственной независимости. Потом, с уходом в изгнание, аспект былой независимости отошел в сторону, и в течение почти двух тысячелетий галута Ханука была связана исключительно с зажиганием свечей – в долгой ночи изгнания самым естественным было праздновать чудо нахождения кувшинчика с маслом, символизирующем еврейскую душу, отмечать феноменальную силу и длительность его горения. Но с началом построения современного еврейского государства среди идей Хануки возрождается аспект, связанный с государственной независимостью.

Осенью 1917 года была провозглашена Декларация Бальфура. В декабре того же года генерал Алленби захватил Иерусалим. Первый раз в современной истории и в политике было реально подтверждено право еврейского народа на Страну Израиля, – и это случилось в канун Хануки, 24 кислева.

В 1920 — е годы к раву Куку даже обращались с предложением объявить первый день Хануки, 25 кислева, религиозным праздником возрождения Израиля, но он ответил, что это стоило бы сделать, но сейчас пока что невозможно, потому что народ подавлен из — за Белой Книги и из — за арабских погромов.

Но, тем не менее, стихийно этот день так и воспринимался. Вот отрывок из газеты, вышедшей в 1920 году: «24 кислева исполнилось три года после того, как был освобожден Иерусалим. В память об этом событии правление города постановило провести в субботу 23 кислева особую церемонию в большой синагоге рабби Йеhуды hа — Хасида в Старом Городе. В тот день в синагоге молились Верховный Комиссар Герберт Самуэль [он был евреем], с сыновьями… Синагога была вся заполнена людьми. Верховный Комиссар восседал на золоченом кресле под балдахином, справа от него сидел рав Кук, слева – рав Яаков Меир. После молитвы было организовано празднование в честь освобождения Иерусалима. Празднование началось с выступления г — на Давида Елина, главы городского правления, за ним выступили рав Кук и рав Яаков Меир, кантор спел Шир hа — Маалот, потом была прочитана особая молитва, составленная равом Куком, после этого произнесли молитву за здравие короля Британии и благословение Верховному Комиссару. Празднование завершилось пением национального гимна hа — Тиква».

  1. Итог: история развития празднования 25 кислева и Хануки

Подведем итог нашего рассмотрения.

С самого начала, с создания человека, от Адама, есть чувство, что самую темную и долгую ночь года нужно как — то выделить, повлиять на высшие силы, чтобы тьма прекратилась.

(В разных цивилизациях это чувство впоследствии оформилось в различные схемы. Римляне устанавливают на эти даты свои языческие праздники. Христианство устанавливает на это время года Рождество – «рождение Спасителя». В наше время человечество с воодушевлением празднует в эти даты «рождение нового года». Еврейский же подход к «сгустившейся темноте» хочет подчеркнуть соединение ожидания помощи Неба с нашими активными действиями, – и поэтому формируется традиция зажигания свечей, разгоняющих тьму. )

Когда в древности евреи приходят в Страну Израиля, то чувство «необходимости преодоления тьмы» получает дополнительное подкрепление от природы Страны в виде созревания урожая маслин именно в это время года. И естественно, что время сбора маслин празднуют, зажигая светильники с оливковым маслом.

В начале Второго Храма это чувство формализуется тем, что освящение Второго Храма назначается именно на эту дату. В дальнейшем, в эпоху Маккавеев, на эту же дату устанавливается праздник Ханука, праздник получения государственной независимости. Главным в праздновании становится hалель, но зажигание света в этот день приобретает поддержку в истории горения масла, и из просто традиции становится заповедью. Таким образом, в результате хода истории, обычай зажигания свечей стал заповедью, и это взаимосвязано с тем, что государство Израиля является «светочем для народов мира» (Исайя 42:6, 49:6).

При падении Хасмонейского государства многие национально — религиозные праздники отменились, но Ханука сохранилась – именно благодаря обычаю зажигания свечей, и это зажигание становится основой праздника в диаспоре. В течение веков изгнания ощущение чуда победы в войне и обретения независимости отходит в сторону, его место занимает чудо горения масла.

С началом же формирования современного еврейского государства Ханука опять связывается с независимостью.

Таким образом, мы видим, что есть периоды, когда главным является зажигание света в этот день, и есть другие периоды, когда главное – независимость. Но в целом оба аспекта поддерживают друг друга.

При этом у народов мира празднование 1 января стало к нашему времени чисто секулярным, не связанным с религиозной традицией, – и мы поэтому можем теперь ре — интегрировать его в иудаизм как «День Адама».

С. Дополнения

  1. Семейный аспект Хануки: причины восстания Маккавеев и заповедь «зажигать свечу человеку и его дому»

Хануку отличает семейно — домашний характер празднования. Талмуд (Шабат 21б) говорит: «Учили мудрецы: заповедь Хануки зажигать свечу человеку и его дому». Что такое «человеку и его дому»? Это довольно странное высказывание. Но углубляясь в него, мы откроем для себя совершенно неожиданные ракурсы еврейской истории.

Рассмотрим вопрос: что же было непосредственной причиной восстания Маккавеев? Обычно в книгах по истории говорится, что этой причиной послужило требование к евреям принять участие в жертвоприношении свиньи. (Рассказывается, что в город Модиин приехал греческий наместник и потребовал, чтобы все евреи участвовали в жертвоприношении свиньи. И когда один еврей — отступник начал совершать жертвоприношение, Матитьяhу Хасмоней не выдержал такого осквернения святыни и убил его С этого и началось восстание.) Это описание хорошо согласуется с общенационально — религиозным подходом: осквернили Храм, осквернили жертвоприношение – и евреи начали восстание; соответственно, освободили Храм, очистили жертвенник – и установили празднование Хануки.

Но это описание, в центре которого стоят Храм и жертвы, оставляет совершенно непонятным вопрос о семейно — домашнем характере Хануки и о заповеди «зажигать свечу человеку и его дому».

Талмуд далее отмечает, что это заповедь и для мужчин, и для женщин; и хотя женщины обычно свободны от заповедей, связанных со временем, в данном случае «женщины тоже были в этом чуде». Какое чудо здесь имеется в виду? Если это военная победа, то женщины не участвовали в войне в те времена. Если же имеется в виду освящение Храма, то непонятно, как это распространяется на «человека и его дом».

Талмуд не разъясняет фразу «женщины тоже были в этом чуде», однако в некоторых Мидрашах мы находим более детальный рассказ о событиях. Нам сообщают, что одним из постановлений греков против евреев было «право первой ночи», которое имел греческий наместник. Т. е. всякая девушка, выходя замуж, должна была сначала явиться к греческому властителю – что было, разумеется, невыносимо для евреев и еврейских женщин в особенности. Победив, евреи избавились от этой напасти, и поэтому женщины имеют отношение к этой заповеди. Это может объяснить высказывание «человек и его дом», ведь «жена» – это и есть «дом».

Есть один Мидраш (он довольно поздний, но, возможно, является изложением более древних Мидрашей), который рассказывает, что непосредственной причиной восстания вообще были не Храм и не жертвы, но именно «семейные» проблемы. Мидраш связывает начало восстания с постановлением греков о «праве первой ночи» и рассказывает, что однажды выходила замуж девушка Йеhудит из семьи Хасмонеев[8]. Поскольку это была очень важная семья священников, на свадьбу собралось огромное количество гостей. И тут, посреди празднования, невеста совершила весьма нетривиальное действие. Она вышла перед всеми, скинула с себя всю одежду и осталась нагой. Все общество было потрясено. Мидраш говорит: «Ее братья, насупившись, смотрели в пол, решив, что, наверное, нужно ее убить». (Впрочем, такое поведение и сегодня было бы шоковой терапией.)

В наступившем молчании девушка говорит (в современном переложении) примерно следующее: «Вам кажется, что я себя плохо веду? Вы, конечно, думаете: «Где же законы скромности?» Вижу, некоторые собираются меня убить. При этом то, что я ночью должна идти к греческому наместнику, почему — то никого не волнует. Здесь собрались люди праведные, достойные, они на меня даже и не смотрят, чтобы не увидеть непристойной картины. Почему же то, что должно произойти ночью у наместника, не кажется этим людям непристойным? Их это не волнует, они закрывают на это глаза. Как же это возможно? По крайней мере, стоять в обнаженном виде – это гораздо менее непристойно, чем подвергнуться надругательству со стороны греческого наместника. О чем же вы вообще думаете, дорогие родные и близкие?»

После этой речи, как нам рассказывает Мидраш, начинается восстание.

Конечно, всем понятно, что суть «права первой ночи» была не в том, чтобы сексуально удовлетворять греческого наместника, но она заключалась в психологическом подавлении (и в этом же была суть подобного обычая в европейской культуре). И если люди с этим мирятся, то они, соответственно, признают себя рабами, и ими можно повелевать. Благодаря поступку Йеhудит евреи осознали невозможность продолжать так жить – и поднялось восстание.

Таким образом, самым главным в существовании еврейского народа является еврейская семья. Люди могут смириться с потерей национальной независимости и даже с осквернением Храма. Но нормальные люди не могут смириться с осквернением семьи. Это было последней каплей, переполнившей чашу еврейского терпения. Они были готовы умереть, но не допустить этого.

Интересно отметить, что дни Хануки приходятся на субботу, когда в Торе читается рассказ про Йосефа и жену Потифара. Йосеф демонстрирует, что для него семейная структура совершенно неприкосновенна – даже не его собственная, а его хозяина, Потифара, – и поэтому не соглашается ответить на соблазнения со стороны его жены. Иными словами, сохранение семейной структуры настолько важно, что из — за этого Йосеф был готов пойти в тюрьму, а евреи – поднять восстание.

Живая общественная структура строится именно на семье. А уже в дальнейшем на этом фундаменте строится национальная структура, а на ней – государственная структура, на которой строится Храм, соединяя духовность с национальной независимостью. Если же в обществе не будет исходной семейной структуры, то, соответственно, такое общество развалится. Этот аспект еврейской жизни мы подчеркиваем, когда в праздник освящения Храма зажигаем свечу «человеку и его дому».

Больше

Пинхас Полонский

Родился в 1958 г. в Москве. В 1975 — 1987 гг. был активистом подпольной еврейской деятельности в СССР, преподавателем иудаизма, одним из основателей образовательного центра «Маханаим». После многих лет "отказа" в 1987 г. репатриировался в Израиль, где продолжил учиться и преподавать в Бар Иланском и в Ариэльском университете. На сегодняшний день опубликовал более 25 книг по еврейской традиции и философии, из которых наиболее известны:    * молитвенник "Врата Молитвы"    * монография "Рав А.И.Кук – личность и учение"    * "Еврейский взгляд на христианство – 2000 лет вместе"    * "Израиль и человечество – новый этап развития" (по материалам р. Ури Шерки).    * Материалы на английском и иврите "Библейская Динамика" – главная работа, которой он занимается последнее десятилетие. Подробнее - ru.wikipedia.org/wiki/Полонский,_Пинхас ppolonsky@gmail.com cell +972.54.665.8902

Напишите Ваше замечание

Back to top button