Новые статьи

Опыт оправдания оптимизма

Автор — Валентин Лещинский

  1. История прогресса – по сути, история иудео-христианской цивилизации

В истории человечества цивилизация была и остаётся одна – западная. Именно она осуществляет прогресс, и не только в экономической и научно-технической областях, но и в гуманитарной. Линия её развития не только стержневая, но имеет явную направленность, что позволяет осмыслить и представить этапы этого развития как последовательное приближение к цели. Если сравнить историю человечества с деревом, то цивилизация – ствол, имеющий корни и вершину. Истории других народов и культур можно рассматривать как ветви дерева, отходящие от ствола и оканчивающиеся ничем, сколь бы живописными и привлекательными не казались.

Поскольку первоначально цивилизованный образ жизни сложился в странах Запада, и до 19-го века только они были лидерами во всех областях прогресса, то и цивилизация носит такое название, хотя принадлежащие к ней сегодня страны расположены на всех заселённых континентах. Многочисленные народы, вне зависимости от расовой принадлежности, уровня экономического развития, богатства и древности культуры, приобщаются к цивилизации ровно в той степени, в какой смогли внедрить в жизнь своих национальных государств ценности Запада.

Что же это за ценности? Мирная жизнь, гуманизм, творчество в искусстве и науке; свобода, равенство, братство. На практике это выливается в демократическое устройство государства, независимость ветвей власти, уважение прав личности и меньшинств, вкладывание ресурсов в образование, здравоохранение, фундаментальную науку, помощь социально слабым, включая беженцев из неблагополучных мест. Часто эти ценности называются универсальными, поскольку многие наши современники интуитивно считают их имманентно присущими человеку. Но исторически сложились они в странах, где полторы тысячи лет монополией на идеологию владела христианская церковь. Вся культура и мораль формировались в условиях этой монополии, и в результате библейские идеи стали основой миропредставления чуть ли не на генетическом уровне. Примерно с середины прошлого века западную цивилизацию справедливо называют постхристианской. Но столь же обоснованно её можно считать современным этапом развития иудео-христианской цивилизации. Последние поколения оторваны от библейских источников, но подсознательные представления о базовых вещах по инерции унаследовали от предшествующих.

  1. Священная история и история иудео-христианской цивилизации – единое целое

Попробуем проследить эволюцию библейских ценностей вплоть до корней.

Само понятие «прогресс»; неудовлетворённость существующим и постоянные усилия в продвижении к совершенству. Распространение своего контроля на ранее неподконтрольные области. Уже в первой главе Пятикнижия ставится задача: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте…» (Берешит, 1:28). У прогресса есть цель: Золотой век находится не в прошлом, что типично для мифологии, а в будущем, согласно разработанной Пророками концепции мессианских времён. «И Господь Цеваот устроит для всех народов на горе этой пир… Уничтожит Он смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц…» (Йешая, 25:6-8). И получит человек блага Золотого века не в подарок, а в результате собственных усилий.

Незаменимая ценность свободы, без которой не может начаться никакое продвижение, утверждается в самом факте рождения главного героя Священной истории – еврейского народа, как выходе из рабства на свободу. В первой из фундаментальных для цивилизации десяти заповедей Творец открывается творению как «…Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Шмот, 20:2).

Идеал мира – также оттуда: «…перекуют они (народы) мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешая, 2:4). Достоинство, ценность человеческой личности базируется на «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Берешит, 1:27). Неравенство требует исправления: «И пришельца не притесняй и не угнетай его… Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте…» (Шмот, 22:20-21). Справедливость – один из главных идеалов: «Судей и надсмотрщиков поставь себе… чтоб судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды… Правды, правды ищи…» (Дварим, 16:18-20). «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего» (Ваикра, 19:15).

Даже трудно представимый в обозримом будущем идеал братства не взялся ниоткуда, а провозглашён тысячи лет назад: «…люби ближнего твоего, как самого себя; Я Господь» (Ваикра, 19:18). И кажущийся совсем уж фантастическим, и потому мало цитируемый отрывок: «И когда будет жить у тебя пришелец в земле вашей, не притесняйте его. …люби его, как самого себя…» (Ваикра, 19:33-34).

Получается, что истоки, корни ценностей западной цивилизации находятся в еврейском Священном Писании. Событийный ряд также подтверждает тезис, вынесенный в название главы. История получает связные представления о еврейском народе как имеющем в первых веках первого тысячелетия до нашей эры Храм и Пятикнижие. Ко второму веку нашей эры евреи уходят из истории народов, передав зародившемуся в их среде христианству ТаНаХ. И в данном случае не имеет значения, что подавляющее большинство знает его как Ветхий Завет. Таким образом, исповедуемые в 21-м веке т.н. общечеловеческие ценности выросли из Священного Писания, и наряду с вполне легитимными «западная» и «иудео-христианская», цивилизации лучше всего подходит определение «библейская». Поскольку ценности библейской цивилизации коренятся в Священном Писании, то собственно историю Запада, естественным образом вырастающую из еврейской, можно рассматривать и осмысливать как этап единой Священной истории.

  1. Последние 100 лет как глава этой истории

До начала Священной истории, и межличностные, и межплеменные, и межгосударственные отношения строились по единственно существующему закону джунглей. Все против всех, горе проигравшему, победителю достаётся всё. В результате Синайского откровения появилась идея возможности устройства жизни по законам любви. История цивилизации – продвижение к осмыслению и реализации этой идеи. Как составляющие культуры – философия, наука и искусство, так и мораль Запада пропитаны библейским духом, даже после изгнания религии из господствующего в современности мировоззрения; и нравственно здоровые культурные люди неосознанно базируют взгляды и поведение на библейских ценностях.

Одним из заметных явлений последнего века стал сионизм. События, составляющие летопись сионизма, имеют танахический масштаб, и происходят, по историческим меркам, стремительно. Как минимум четыре центральных из них не имеют аналогов и научного объяснения. Возрождение государственности на прежнем месте народом, изгнанным более 18 веков назад. Восстановление языка, который более двух тысячелетий не был разговорным (на момент разрушения Второго Храма евреи Иудеи давно говорили на арамейском). Несколько побед в войнах с многократно более сильным противником. Расцвет сельского хозяйства на веками безжизненных землях.

Общее содержание этих событий также беспрецедентно: еврейский народ возвращается в историю. Главное действующее лицо Священной истории, уже несколькими поколениями рассматриваемой как сборник мифов, возрождается в качестве персонажа истории актуальной. Концентрация событий, без натяжки называемых чудесными, сравнима с описанием Исхода. И не только по характеру, но и по значимости. Естественный вывод: Священная история латентно продолжалась историей западной цивилизации и полноценно вернулась в 20-м веке.

  1. 21-й век – кризис цивилизации

Освободившись от диктата церкви, западная культура расцвела. Но окончательный отказ от Библии и не ограниченная никакими авторитетами свобода привели представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», к чудовищному искажению основополагающих цивилизационных понятий. В борьбе за власть, в том числе и над умами, т.н. прогрессисты имеют преимущество перед традиционалистами, поскольку строят все теории на уменьшении обязанностей, ограничений и размывании границ, а библейская этика базируется на самоограничении, ответственности и регламентации. Понятно, у кого многочисленнее электорат, особенно с учётом увеличивающегося количества «французов камерунского происхождения» и изменений в иммиграционной политике США. И главное, нелепым карикатурам типа белого расизма, последние защитники традиционных ценностей, вроде Трампа, не могут ничего убедительного противопоставить: все возражения будут иметь тот же статус человеческих придумок.

Три тысячи лет приближения к цели, и вот – кризис. Во всех странах Запада традиционные ценности библейской цивилизации безвозвратно вытеснены из господствующей идеологии разными изводами марксизма, или шире – прогрессизма; тем более пропала решимость их защищать. Несомая по инерции роль лидера человечества вызывает не гордость и энтузиазм, а усталость. Недаром появился термин «пост-христианство»: современный Запад на наших глазах расстаётся со своей многовековой базой, и сегодня цивилизация не хочет и не может называться библейской.

До недавнего времени экономически развитыми были только цивилизованные страны. Прослеживалась прямая зависимость уровня успешности народов от уровня свободы условий их деятельности. Экономическая, научно-техническая и гуманитарная составляющие жизни общества зависели друг от друга. Страны-лидеры демонстрировали стабильный согласованный рост всех цивилизационных компонент. Страны т.н. третьего мира, или, более полит-корректно, развивающиеся, стагнировали столь же дружно во всех трёх аспектах. Граница между лагерями проходила по отношению к одной из главных библейских ценностей – свободе. Монархии Персидского залива не оспаривают описанный принцип: они не вписались в цивилизацию, а купили её блага на нефтедоллары.

Стройность картины нарушил феномен Китая. В экономическом и научно-техническом смысле страна вполне на уровне, даже конкурирует с лидером цивилизации – США. А вот в социально-политическом смысле не может быть названа цивилизованной: недостаточно свободы. Логично предположить, что ослабление Запада и усиление собирательного Китая взаимосвязаны, и даже имеют общую причину. Запад не только дал Китаю пример существования в условиях дисбаланса составляющих цивилизации, но и создал новые условия конкуренции. Которые для Запада непривычны, а для внебиблейской культуры Китая естественны.

Страны добиблейского мира несвободы и мира ислама укрепляют экономику, науку и вооружения, и всё энергичнее, всё откровеннее противопоставляют себя Западу и кооперируются с этой целью между собой. Остаётся ли прогрессивной цивилизация без гуманитарной составляющей? Сильное тело без души. Если это цивилизация, то какая-то другая, не библейская. Такой поворот зачёркивает не один из цивилизационных аспектов, а привлекательность цивилизации и прогресса вообще.

Что в такой картине может внушать оптимизм?! Эпиграфом ответа на этот вопрос хорошо бы взять стихотворение Окуджавы.

В земные страсти вовлечённый,
Я знаю, что из тьмы на свет
однажды выйдет ангел чёрный
и крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть.

Есть не просто надежда, а уверенность, и хотя такая точка зрения не очевидна для большинства, попробовать доказать её обоснованность или хотя бы последовательно изложить как возможную версию, представляется обязательным.

  1. Методы прочтения истории

Методика, с помощью которой предлагается искать выход из кризиса, имеет особенности. Поскольку в дальнейшем будет много связанного с еврейским народом, его культурой и государством, считаю необходимым определиться с сутью термина «еврейство». Самым специфическим для еврейского народа, по сравнению с любым другим, является претензия состоять в союзе с Творцом мира. Следовательно, суть еврейства – ощущение и осознание принадлежности к Завету. Цель и содержание Завета раскрываются в ТаНаХе. Все человеческие изобретения альтернативных вариантов еврейской идентичности – попытки увильнуть от предназначения (выполнения взятых на себя по Завету обязательств). Вне Завета евреем и, соответственно, еврейским народом и государством можно быть лишь формально и потенциально.

Еврейский народ создан, чтобы служить посредником между Творцом и творением. Он предназначен получить Синайское откровение и, реализовав инструкцию по созданию идеального государства, заинтересовать другие народы причинами счастливой и успешной жизни в нём. Таким образом осуществится пророчество: «Ибо из Сиона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Господне» (Йешая, 2:3). Другими словами, народ Израиля избран как инструмент для донесения истины (в религиозной терминологии – Божественного света) до остального человечества, не обладающего потенциалом воспринять истину непосредственно от источника, и тем более усвоить и реализовать её.

Подробнее – во Введении к книге «Иудаизм – для всех» (http://hatikva-ua.com/j/judaizm/).

* * *

Есть описание истории Израиля в свете его предназначения, в виде параллели с этапами существования индивидуума. Народ-посредник должен быть органичной частью человечества, и когда приходит время появиться ему в истории, он рождается от двух передовых культур того времени – Междуречья и Египта. Недаром они питаются из единого для творения источника духовности, образом которого в Писании служит райский сад: «И выходит река из Эдэна для орошения сада, и оттуда разделяется и образует четыре главных реки» (Берешит, 2:10). Три реки комментаторы однозначно идентифицируют как Нил, Тигр и Евфрат. Испытания праотцев и отсев Ишмаэля и Эсава на первых двух этапах – селекция, в результате которой в Харане рождаются 11 из 12 родоначальников колен Израиля. В Кнаане окончательно формируется семья-семя, спуск которой в Египет – оплодотворение. Египетское рабство – беременность, вызревание плода. Исход – рождение, расступившееся море – отход околоплодных вод.

Семь недель счёта Омера аналогичны семи дням между рождением и обрезанием. Как на восьмой (7+1) день еврейский мальчик вступает в завет Авраама, так Израиль на пятидесятый (7х7+1) день посредством Синайского откровения вступает в Завет как народ. «Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина. …сие будет знаком союза между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужского пола…» (Берешит, 17:10-12). «И сказал Господь Моше: напиши себе слова эти, ибо по словам этим заключил Я союз с тобою и с Исраэйлем. …и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Шмот, 34:27-28).

Годы в пустыне, где народ не добывал пропитание, а только получал и учил Тору, – школа. Народ, а не личность или наднациональная организация типа церкви, потому что единицей, квантом человечества, субъектом протекающих в нём процессов, является народ. По аналогии с индивидуумом, культура народа – его душа, тело – национальное государство. Построение государства народа Израиля в Земле Израиля (которая не родина-мать, фатерлянд как у народов, а жена) – вступление в брак. Потомство от этого брака – пока Пророки и Писания, а ожидается ещё Машиах.

Виленский Гаон описывает уход евреев в изгнание после разрушения Второго Храма как расставание души с телом, смерть народа. Написание Талмуда и дальнейшее творчество в области Устной Торы – загробная жизнь души. Пребывание основной массы изгнанников в Вавилоне сравнивается с трупом в могиле, когда безжизненное тело ещё похоже на то, что когда-то было вместилищем души. Появление центров еврейской жизни в Европе – распад трупа на части. Исчезновение общин как посредников между их членами и властями государств диаспоры – окончательный распад тканей трупа.

Подобно тому, как только полностью сгнившее зерно может дать росток новой жизни, только полное разрушение прежнего формата делает возможным начало становления новой формы существования той же сути. Еврейство в формате народа не начиналось, пока не исчез формат семьи: «И умер Йосэф, и все братья его, и всё поколение то; а сыны Исраэлевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно…» (Шмот, 1:6-7). Так и эпоха Машиаха не могла начаться до разрушения Храма. (Традиция делит шесть тысяч лет существования мира на три эпохи: хаоса, Храма и Машиаха.)

В окончательном распаде галутной формы существования Гаон из Вильно усмотрел признак начала возрождения еврейства к жизни. Душа народа – Тора – объединится с телом народа – еврейским государством на еврейской Земле. На практике это должно осуществиться в виде собирания носителей Торы – евреев – на Земле Израиля. Продолжая биологическую аналогию, в мае 1948 года душа обрела тело. Но жизнь еврейства не сразу стала полноценной: тело было урезанным и нежизнеспособным, сердце – не цельным. Только в 1967 году тело приобрело недостающие члены – Иудею и Самарию; а главное, восстановлено единство сердца еврейства – Иерусалима.

* * *

Традиция предлагает рассматривать взаимоотношения между народами как продолжение семейных отношений персонажей первой книги Пятикнижия. Там в трёх поколениях шла борьба за наследие Авраама. Ишмаэль реализовался и обрёл историческую значимость, произведя «…двенадцать князей по их племенам» (Берешит, 25:16), благодаря тому, что уступил первородство Ицхаку. «И похоронили его Ицхак и Ишмаэль…» (Берешит, 25:9). В следующем поколении «…пренебрёг Эсав первородством» (Берешит, 25:34), но кражу благословения первенца не простил. «И возненавидел Эсав Яакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего» (Берешит, 27:41). Борьба за лидерство в продолжении дела Авраама-Ицхака-Яакова ведётся и между сыновьями Израиля от Рахели (Йосеф) и Леи (Йеуда).

Ислам считается духовным наследником Ишмаэля. В отличие от своего прототипа, он не смирился с отстранением от первородства, и считает Коран аутентичным Божественным откровением по сравнению с искажающими его священными текстами иудаизма и христианства, не слишком интересуясь разницей между наследием сыновей своего исторического антагониста. Мусульманами и Эсав=Запад и Яаков=Израиль подсознательно воспринимаются как единое духовное продолжение Ицхака. Молодой ислам был в неплохой физической форме, и в попытках забрать лидерство у Запада, широко применял насилие. Амбиции и неразборчивость в средствах ради достижения успеха остались, и сюжеты противостояния наследников Ицхака и Ишмаэля непредсказуемы.

Израиль, как народ во всех поколениях, в этой схеме – не духовный наследник, а скорее духовное продолжение личности Яакова-Израиля. Отношения между ним и духовным наследником Эсава – Западом, ещё более сложные. Попытки убить брата-конкурента предпринимались как прямые (история евреев Европы от крестовых походов до Холокоста), так и с помощью «братских объятий» (сокращение количества евреев США в результате смешанных браков). Современное государство Израиль – по факту органичная часть Запада. Отсюда в нём и все болезни Запада, и угроза его еврейскому характеру.

В список действующих до конца времён на арене истории лиц, следует добавить ещё две сущности. Внук Эсава Амалек персонифицирует и доводит до непримиримости ненависть Эсава к Яакову. Он в разных ипостасях появляется в истории, чтобы помешать народу Израиля соединиться с Землёй Израиля, поскольку только там возможно реализовать суть еврейства – Тору. Случалось такое три раза. О первом случае, после Исхода, мы знаем из Пятикнижия (Шмот, 17:8-13). Второй – перед построением Второго Храма – описан в Мегилат Эстер. Третий – перед образованием современного государства – чудовищная попытка уничтожения европейского еврейства.

Египет убеждён в безальтернативности рабства, и искренне считает всякие разговоры о свободе выдумками ленивых рабов. Воплощают идею Египта те государства, население которых в перечне ценностей и приоритетов свободу не числит, и сила для них – главный аргумент. К сожалению, таких много, поскольку идея свободы предполагает принятие на себя ответственности, а это привлекательно не для всех.

Составить представление о продуктивности метода наложения библейских матриц на современные события, можно на примере анализа горячего конфликта в центре Европы. Рабство в Египте было предсказано всем потомкам Авраама: «…пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Берешит, 15:13). Но рабство и исход из него прошёл только Израиль, не Эсав. 24.02.22 началась война между идейной наследницей Египта – Россией, и ощутившей себя частью Запада Украиной. Можно считать, что Эсав в лице Украины перенёс тяготы рабства в виде потерь от войны с преследующим беглого раба рабовладельцем, и совершает исход в форме победы в этой войне. Сблизит это братьев, или новый член семьи наследников Эсава усилит в ней тенденции Амалека, пока не видно; предпосылки есть к обоим вариантам.

Современные народы довольно явственно делятся на три большие группы: оба сына Ицхака – представители библейской (пусть даже её пост-библейского периода) цивилизации, не мыслящие себя вне свободы (союзники Украины); Египет – откровенные союзники России, оправданно считающие идею свободы угрозой своему существованию; пока не определившиеся окончательно, типа Индии. Страны ислама естественным образом тяготеют к противникам свободы (Иран). Из определившихся, на стороне выбравшей свободу Украины – исключительно демократии, а на стороне выбравшей рабство наследницы татаро-монгольской Орды и сталинского совка России, – исключительно диктатуры.

  1. Каким видится сценарий выхода из кризиса

После всех необходимых преамбул, можно начать поиск путей выхода из кризиса.

Трудно не заподозрить, что наблюдаемая потеря западным миром лидерства не случайно происходит синхронно с укоренением атеизма в мировоззрении большинства граждан цивилизованных стран. Запад разорвал связи с тем, что на протяжении всей его истории служило источником жизненности и творческой энергии – Священным Писанием. Отказавшись от здоровых ценностей в пользу различных придуманных людьми идеологий, он пока сохраняет достойный уровень в научно-технической сфере по инерции.

Очевидно, что для возвращения успешности следует вернуться к её источнику. И не обязательно всему Западу одновременно, но для начала хотя бы одной стране-лидеру. Но даже привычные за последнее столетие в этой роли США превращаются в лидера регресса, пока в гуманитарной сфере. Для спасения библейской цивилизации и её ценностей Запад должен сменить лидера, и на эту роль есть единственный претендент.

Только в Израиле связь с базой библейской цивилизации – Священным Писанием – ещё не потеряна окончательно. Надежда на сохранение связи усиливается и тем, что в Израиле эта база не вторична и не искажена, как в бывших когда-то христианскими странах. Тора первична по отношению к варианту Писания, которым пользовались на Западе, т.е. является более чистым и сильным источником жизненных сил. У народа, руководящегося Торой, больше шансов на успех.

Пока Израиль не готов, но острая фаза противостояния начнётся не завтра, поскольку глобальные процессы весьма инерционны, и совершаются неспешно. Потенциал возвращения к библейским ценностям в государственной политике ещё не окончательно исчез в стране, большинство граждан которой – евреи. И многие из них в той или иной мере традиционны. Те, кто знаком с политической жизнью Израиля, знают этот потенциал под именем «еврейский характер государства». За него идёт борьба, обостряющаяся последние десятилетия. Шансы противоборствующих общественно-политических сил оцениваются участниками и наблюдателями как равные.

  1. Израильская часть сценария

Процессы, происходящие внутри еврейского народа в Израиле, можно описать в категориях библейского архетипа борьбы за лидерство между Йеудой и Йосефом. Первый условно представляет продолжение пары Израиль и Лея, или прямое служение Всевышнему в форме Храма, молитвы, Торы. Второй также условно продолжает пару Яакова и Рахели, и олицетворяет стремление части народа служить Всевышнему через преобразование, совершенствование материального мира; наука, эконимика. Собирательные образы первого и второго типов – это хареди в ешиве и хилони в хайтеке.

За годы существования государства появился и стал значительной силой религиозный сионизм. Последователи идей рава Кука составляют около десяти процентов евреев Израиля. Они так же активно и продуктивно участвуют во всех областях государственного строительства, как хилоним, но при этом Тора является столь же важной составляющей их идеологии и быта, как у харедим. Почему-то никто не обращает внимания на то, что при образовании страны, 75 лет назад, такой группы населения не существовало, были только харедим и хилоним. А сегодня без «вязаных кип» невозможно представить ни одну область жизни страны.

В 1904 году рав Кук отождествил светский сионизм с понятием машиах бен Йосэф; в 1924 году начала работу первая ешива религиозного сионизма; с начала 1970-х выпускники этой ешивы составили большинство религиозного поселенческого движения по заселению Иудеи и Самарии. Вместе с осознанием обществом смены парадигмы «Государства-убежища» на «Национальный дом народа Торы» растёт сила, которая эту смену и реализует.

  1. Аргументы в пользу реалистичности преодоления кризиса

Но что изменит актуализация потенциала еврейского характера государства? Повлияет ли это на весь Запад? Вообще, заметят ли народы такое изменение в не самой большой стране Ближнего Востока? Да, когда обнаружат Израиль лидером Запада. И у такого варианта будущего не больше оснований считаться глупой сказкой, чем всего полтора века назад было у предположения о появлении еврейского государства на карте. Спокойный анализ объективных фактов выводит версию из разряда фантастических.

Место лидера с большой вероятностью станет вакантно в недалёком будущем. Сила и возможности государства всё больше определяются не количеством выплавляемой стали, а владением передовыми технологиями, и здесь у Израиля устойчивая позитивная тенденция. Нельзя сбрасывать со счетов эмпирически фиксируемую особенность, сопровождающую многие, если не все важные этапы реализации сионистского проекта: необъяснимое с научной точки зрения «везение». Или, как говорил Давид Бен-Гурион, кто в Израиле не учитывает фактор чуда, – не реалист.

Сложившееся положение вещей статистически подтверждает отсутствие у еврейской страны конкурентов на лидерство. Чтобы популяция не сокращалась, среднестатистическая женщина должна иметь более 2,1 ребёнка. Во всех странах Запада этот показатель не превышает 2,0, однако для израильской еврейки он составляет более трёх. Для поддержания стабильности числа граждан все развитые страны вынуждены приветствовать мигрантов, что дополнительно размывает национальную идентичность, а Израиль, кроме прироста собственного населения, пополняет алия.

Сопоставим ряд фактов. Чудесное и без приувеличения триумфальное возвращение Израиля в семью народов было предсказано: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберёт тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой. … И приведёт тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею…» (Дварим, 30:3-5). Если столь немыслимое предсказание сбывается, как и многие другие, почему бы не предположить, что алгоритм, на котором строится текст документа, должен работать и в других случаях? Беспрецедентные события последнего столетия были предсказаны невероятно давно, что добавляет реалистичности прогнозам продолжения развития в этом направлении.

  1. Точка зрения, с которой ход истории выглядит оптимистично

Первое появление народа Израиля в истории дало человечеству ТаНаХ, что связало Священную историю, являющуюся по факту историей евреев, с историей западной цивилизации. Второе появление народа Израиля в истории выявило непрерывность хода Священной истории, и породило ожидания событий масштаба, сходного с библейским. В других выражениях, первое познакомило человечество с идеей индивидуального диалога с Творцом (в терминологии рава Кука – религиозная идея). А второе должно познакомить с Божественной, по раву Куку, идеей, когда в диалоге с Творцом участвует не личность, а народ. На этот раз не через тексты, а через пример успешного национального государства.

Если продолжить эту линию, то вполне можно представить такую последовательность. В глобальном столкновении цивилизованный мир под руководством Израиля побеждает коалицию нецивилизованных, и в силу этого агрессивных, стран. Приобщает их к цивилизации, как Германию и Японию в середине прошлого века. Все народы объединяются в цивилизации, ставшей бесспорно библейской, и вступают в следующую стадию диалога с Творцом – общечеловеческую.

Кажется, у Вернадского встретил что-то вроде: вся природа миллиарды лет неуклонно эволюционировала по направлению от примитивного к всё более сложному и совершенному, не для того, чтобы допустить катастрофу всеобщего уничтожения. Если постараться, с помощью благословенной памяти еврейских мудрецов, рассмотреть в тексте Священного Писания смысловые алгоритмы, тезис становится ещё более убедительным. Появляется стойкое впечатление, что мироздание движется по заданному пути некоей надприродной силой к цели, интуитивно ощущаемой как благая. Даже не обязательно верить в Бога: есть подозрение, что Он не обидится… Но не использовать при осмыслении событий работающие алгоритмы – признак отсутствия научного мышления. Вот мы не знаем природы гравитации, но изучение поведения объектов в поле её воздействия позволило вывести не подводящие при расчётах траекторий формулы.

Пока мы с головой погружены в текущие проблемы, действительно требующие от нас полной отдачи, идут процессы, подготавливающие упоминавшийся во 2-й главе Золотой век. Количество евреев в Израиле быстро растёт, а в диаспоре – неуклонно сокращается. Государство усиливается для противостояния вражеской агрессии (тоже предсказанной в ТаНаХе). В еврействе укрепляется Тора, и не в формате харедимного анахронизма, а в виде адекватного современности жизнеспособного религиозного сионизма. Количество еврейских жителей Иудеи и Самарии в скором будущем достигнет критической для еврейской истории цифры шестьсот тысяч. Так что реализация народом Израиля Торы Израиля в Земле Израиля уже идёт. И процесс необратим, несмотря на количество и кажущуюся непобедимость внешних врагов Израиля и внутренних врагов еврейского характера государства.

Все, и обоснованно, взывают к единству евреев Израиля как непременному условию успеха. Но забывают, как правило, подсказать, на какой платформе это единство может состояться. Пока единство достигалось под угрозой уничтожения всех без разбора евреев. Но такое негативное единство работает, и то не всегда, только на период угрозы. Необходимо стабильное позитивное единство, и возможно оно только на специфически еврейской платформе. Вот и получается, что победа в борьбе за еврейский характер государства спасёт не только Израиль, но всю библейскую цивилизацию, всё человечество.

Больше

Пинхас Полонский

Родился в 1958 г. в Москве. В 1975 — 1987 гг. был активистом подпольной еврейской деятельности в СССР, преподавателем иудаизма, одним из основателей образовательного центра «Маханаим». После многих лет "отказа" в 1987 г. репатриировался в Израиль, где продолжил учиться и преподавать в Бар Иланском и в Ариэльском университете. На сегодняшний день опубликовал более 25 книг по еврейской традиции и философии, из которых наиболее известны:    * молитвенник "Врата Молитвы"    * монография "Рав А.И.Кук – личность и учение"    * "Еврейский взгляд на христианство – 2000 лет вместе"    * "Израиль и человечество – новый этап развития" (по материалам р. Ури Шерки).    * Материалы на английском и иврите "Библейская Динамика" – главная работа, которой он занимается последнее десятилетие. Подробнее - ru.wikipedia.org/wiki/Полонский,_Пинхас ppolonsky@gmail.com cell +972.54.665.8902

Статьи на эту тему

Напишите Ваше замечание

Back to top button