Полнота реализации: в Этом мире или в мире Грядущем?
Именно сегодня в Стране Израиля - можно соединить Танах и Талмуд и осознать полноту реализации при Воскрешении.
1. Согласно Торе, полнота реализации осуществляется в Этом мире — а согласно Талмуду в мире Грядущем
Суккот завершает всю систему Праздников в Торе, и именно он назван «временем веселья». Это праздник полноты реализации, завершения годичного цикла. И эта реализация происходит, конечно, вместе с Богом, но целиком в Этом мире.
И также в «Шма Исраэль», центральном «установочном» тексте Торы, главная награда – это полноценная жизнь народа в Этом мире.
Эти примеры (и многие другие) показывают, что с точки зрения прямого смысла Письменной Торы, полнота реализации человека, и цель его религиозных усилий — достигается вовсе не в загробном, а в Этом мире. Целью ставится веселье и радость человека от полноценной обычной жизни в мире, когда у него есть дом и урожай, когда он трудится, веселится, радуется и общается со Всевышним.
Совершенно неверно думать, что весь этот мир – это просто «техническое предисловие» к тому, что будет в загробной жизни.
А вот подход Талмуда сильно отличается от этого подхода Торы (и Танаха). В Талмуде формулируется противоположная позиция: «Этот мир – только коридор, а настоящий Зал – это мир Грядущий. В этом мире мы только готовимся, а по-настоящему будем воспринимать Божественный Свет в мире Грядущем».
В чем же причина столь разных установок, и как преодолеть это противоречие?
2. Причина различия: Танах и Талмуд написаны в разной национальной ситуации
С ортодоксальной религиозной точки зрения и Танах (Письменная Тора), и Талмуд (Устная Тора) имеют Божественный источник, и даны нам с Неба. Однако, не только характер этого дарования совершенно различный (Письменная Тора дана напрямую, а Устная дана только как суть, которая раскрывается и формулируется в ходе истории – впрочем это отдельная тема, которую мы не будем разбирать здесь) – но и сами эти тексты, при их Божественном источнике, отражают разные перспективы еврейского (и общечеловеческого) бытия. Когда Божественный свет спускается с Небес вниз – то он облекается в форму, подходящую для соответствующей эпохи, ее характера и особенностей, ее экономики и социальной жизни. И поэтому разные раскрытия Божественного света несут существенно разные установки.
В частности, данное различие в подходе Танаха и Талмуда связано с тем, что они представляют в две совершенно различные эпохи в общенациональной жизни.
Перспектива Танаха – когда народ живет полноценным национальным организмом в своей собственной Стране. В Танахе главным действующим лицом является народ. Его жизнь длительна, и она влияет на всё человечество. Поэтому с точки зрения Торы (и Танаха) полноценность должна реализовываться в Этом мире.
Талмуд написан в совершенно иной перспективе – перспективе Изгнания, когда полноценная национальная жизнь невозможна.
(Нормальная жизнь в своей Стране – это жизнь народа как самостоятельного организма. А жизнь при чужой власти в Стране Израиля – это уже Галут, Изгнание. Поэтому даже Мишна и Иерусалимский Талмуд, хотя они составлены в Стране Израиля — отражают ситуацию Изгнания).
Талмуд делает акцент на индивидууме и его заповедях, а не на общенациональной жизни.
А жизнь индивидуума коротка, и не может содержать поддерживать смысл сама по себе. Поэтому начинается акцентирование загробной жизни – чего в Танахе совершенно нет.
3. Соединение Танаха и Талмуда: полноценность жизни при Воскрешении мертвых
Сегодня мы живем в совершенно иной реальности чем во время Танаха. Но также наша жизнь — это не жизнь галута, Изгнания. Мы живем в ситуации Возвращения в Страну – и это особая ситуация, которой не было ранее.
И из нашей сегодняшней перспективы мы можем понять, как соединить Танах и Талмуд: таким соединением является подход, согласно которому полноценная жизнь реализуется при воскрешении из мертвых.
«Полноценность при Воскрешении» согласуется и с Танахом, и с Талмудом.
Когда Талмуд говорит о мире Грядущем, то будет правильно отнести это не к жизни души после смерти , а именно к воскрешению из мертвых.
И когда Тора, говорит о полноценной реализации в Этом мире – это вполне относится и к Воскрешению — которое возвращает человека в Этот мир.
И также по р. Куку мир Грядущий — это Этот мир, очищенный и поднявшийся до своего исправленного состояния и превратившийся в Грядущий.
А понимание сегодняшней эпохи как Воскрешения — соответствует религиозно-сионистскому (в концепциях Виленского Гаона) пониманию современного Израиля.
Надо отметить, что когда говорят о воскрешении, то обсуждение становится несколько проблематичным: а разве ты сам видел это воскрешение реально? И ответ такой: действительно на индивидуальном уровне «объективно» показать воскрешение из мертвых нельзя – но вот на общенациональном уровне показать его можно. И мы сегодня в Государстве Израиля находимся именно в процессе воскрешения из мертвых. Мы не только его зрители, но и участники.
4. Концепция Виленского Гаона об «общенациональном воскрешении»
Виленский Гаон, создавший эту концепцию, не опубликовал ее, а только лишь передал через своих учеников, и дальше р. А.И. Кук эту концепцию изложил публично.
Концепция полагает, что у народа, как и у человека, есть тело и душа. Тело народа – это его государство — а душа народа это люди. Когда две тысячи лет назад еврейское Государство и Храм были разрушены, то наступила смерть национального организма.
Смерть — это когда у души отнимают тело. И тогда душа живет в загробном мире.
А если у души есть тело, то это живой организм.
И когда, две тысячи лет назад, Государство (и Храм как его центр) были разрушены — то это то же самое, что у души народа забрали тело, и народ стал жить в загробной жизни.
(То, что еврейский народ две тысячи лет прожил в загробной жизни – совсем не означает, разумеется, что это было каким-то «потерянным временем». Напротив: Изгнание и Рассеяние были совершенно необходимы для еврейского развития и культуры, и также для еврейского влияния на мир – но это другая тема, и мы не будем здесь ее разбирать).
Далее Виленский Гаон разъясняет, что эпоха Талмуда и Гаонов (3-10 вв н.э.), когда у еврейского народа была автономия в Вавилоне (а автономия похожа на государство, но не полноценное государство) это аналогично трупу, который лежит в могиле: труп похож на человека, но это не человек.
А далее труп народа стал разлагаться. И это позднее Средневековье (11-15 вв.), когда уже нет единого центра, а ашкеназы и сефарды разделены.
А потом уже (в новое время, начиная с 16 веке) и части этого трупа стали разлагаться далее, и нет уже единства внутри каждой из групп. Они дробятся все больше и больше, пока окончательно (в связи с началом эмансипации в конце 18 века) любые национальные единицы, которые до этого были в виде еврейских общин, перестали функционировать. Община, которая до этого была последней частью национального организма – потеряла статус, и стала только лишь объединением индивидуумов.
Виленский Гаон утверждал, что момент эмансипации, т.е. конец 18 века, когда национальный организм совсем уже разложился – это начало воскрешения из мертвых (или, что то же самое, начало мессианского процесса). Аналогично тому как зерно, которое бросают в почву, казалось бы гниет, а на самом деле прорастает — так же и еврейский народ: когда его национальный организм окончательно разложился и сгнил, то это значит, что в ближайшее время ожидается его воскрешение из мертвых.
Суть Воскрешения в том что душе дают новое тело. В этом смысле сионизм дает душе еврейского народа новое тело, т.е. новое Государствр. И поэтому , сионизм и восстановление Государства Израиля – это и есть общенациональное воскрешение из мертвых.
5. Полноценная жизнь при Воскрешении: преодоление смерти
Согласно этому подходу, полноценная жизнь осуществляется при соединении Этого и Грядущего мира. И она должна включать в себя также преодоление смерти – по пути между первоначальным Этим и Грядущим. И это осуществляется в Воскрешении, а в национальном плане – при Возвращении после Изгнания.
Поэтому именно сегодня в Стране Израиля — можно соединить Танах и Талмуд и осознать полноту реализации при Воскрешении.
В древности не было понимания и ощущения, что такое Изгнание, и что означает две тысячи лет не иметь своего Государства. Этот опыт «прохождения еврейского народа через загробный мир» очень важен, его никак нельзя забывать. Он является очень существенным для нового ощущения полноты реализации.
В завершение отметим (слышал этот комментарий от р.У.Шерки) что и в тексте Шма (во втором отрывке) последовательность такова: сначала успешная жизнь – потом изгнание – потом снова успешная жизнь. Следовательно, третья часть (этого второго отрывка), о «снова успешной жизни», говорит о Воскрешении. Читая именно так этот текст Шма – и соотнося его с нашей жизнью в Стране Израиля сегодня – мы получим важную новую интенцию для нашей жизни и еее религиозного осознания.