Принципы монотеизма в первой главе книги Бытия
Первой характеристикой Бога является то, что Бог – Творец
- Сущность монотеизма: высшая сила это Личность, и человек создан по ее образу и подобию
- Принципиальный оптимизм монотеизма – поскольку Бог любит человека
- Монотеизм устанавливает Божественный статус человека, и это основа Западной цивилизации
- Принцип Imitatio Dei, «приближение к Богу через уподобление Ему»
- Бог описывается через Его действия: Творить, говорить, оценивать, упорядочивать, давать имена
В первой главе книги Бытия мы читаем историю Шести Дней Творения, и в частности о создании человека «по образу и подобию Бога». И это самое главное, что характеризует монотеизм.
Монотеизм – это концепция, в которой человек мыслится как подобный Всевышнему. И Бог, который создал Небо и Землю, и все, что ее наполняет — реализует Себя в человеке, которого Он создал.
Божественность трансцендентна. Бог находится за пределами мира, Он создает весь этот мир. Мир – весь Творение Бога, и Бог не находится в мире, поэтому мы не можем никак описать Божественность в каких-либо терминах, у нас для этого нет понятийного аппарата.
Но при этом Бог перебрасывает мостик между Собой и сотворенным миром, создавая человека по образу и подобию Бога – при том неразрешимом противоречии, что Бог трансцендентен и вне мира, а человек сотворен и находится внутри мира.
Именно этим монотеизм отличается от идолопоклонства, политеизма. Суть монотеизма не в том даже, что «Бог – один» – потому что при любой системе взгляда на мир, при любой религиозной концепции «Высшее всегда одно». Если на самом верху есть две силы, то должно быть что-то общее, что их объединяет и стоит над ними. И поэтому в любом взгляде Высшая Сила может быть только одна.
Разница между идолопоклонством и монотеизмом в том, что в идолопоклонстве Высшая Сила безлична. Это может быть Рок древних греков, или Карма буддистов, или Закон Неба китайцев (или аналогично, для атеистических материалистов, это «закон природы»). В любом случае, это безличная сила, к ней нельзя обратиться, ей наплевать на человека, она безразлична к человеку. И поэтому в разных системах идолопоклонства человек вынужден контактировать с более низким уровнем духовности (ведь мы можем контактировать только с себе подобными). И этот более низкий уровень духовности – это и есть многочисленные боги идолопоклонников.
Монотеизм же говорит, что Высшая Сила — это Личность, которую мы называем Бог, и Он создал нас по своему образу и подобию – т.е. тоже личностями. И поэтому мы можем и должны общаться с Богом напрямую. В этой идее общения с Высшей Силой напрямую, поскольку она Личность — в ней-то как раз и выражается монотеизм, а не только в том, что Высшая Сила одна.
Если эта Высшая Сила создала человека по своему образу и подобию — то это означает, что она не безразлична к человеку, что Бог любит человека и заботится о нем. Аналогично тому как мы любим наших детей, поскольку рожаем их по своему образу и подобию. Мы любим произведения искусства и вообще творения наших рук, потому что мы все это создаем по своему образу и подобию. Мы творим и перестраиваем мир по собственному образу и подобию. Мы и любим то, что делается по нашему образу и подобию.
В первой главе, где описывается Сотворение мира и заключены все эти центральные идеи монотеизма. Бог любит человека, а это означает, что все трудности, которые у нас есть, – это задачки, которые Бог ставит нам для нашего же собственного продвижения. Это значит, что, в конце концов, мир придет к добру, к реализации позитивных ценностей — поскольку Бог, который создал этот мир, Он и направляет его в эту сторону. И это самый центральный момент, из которого дальше растет вся западная цивилизация.
Отличие западной цивилизации от восточной состоит именно в том, что раз Бог, — Творец мира, является Личностью, – то человек — это не песчинка в мироздании, и не просто один из его элементов, а образ Бога на земле. Если Бог – Творец, то и человек – творец; если Бог – Личность, то и человек – личность. Если человек Божественен, то у человека есть права, личность, достоинства личности, и относиться к нему нужно как к образу Бога на земле. Именно все это и создало западную цивилизацию со всеми идеями о правах человека и уважении к его личности. Все эти основы западной цивилизации растут из первых глав книги Бытия, в ней все представление о человеке.
Можно сказать, что всякий человек является Богочеловеком, ведь каждый подобен Богу. И когда христианство распространило идею о Богочеловеке в образе Иисуса, то оно просто дало некую иллюстрацию к еврейской идее о том, что всякий человек всякий человек является Богочеловеком.
А если исходно мы подобны Богу – то наш путь развития лежит через усиление этого подобия.
Что является ориентиром развития человека, как мы можем продвигаться чтобы стать более полноценными? В монотеистической религиозной системе (т.е. это относится и к иудаизму, и к христианству, и к исламу), возникает понятие Imitatio Dei, т.е. «подобие Богу», «приближение к Богу через уподобление». В христианстве эта идея реализуется через образ Иисуса, и поэтому христиане пытаются стать подобными Иисусу, вести себя как он, взять из его жизни какие-то моральные принципы.
А иудаизм рассматривает такой подход христианства как иллюстрацию для тех, кто не умеет читать книгу без картинок.
Еврейская же идея подобия Богу основывается на том описании Бога, которое есть в Торе — без картинки и иллюстраций, которые важны для других народов (и последователей других авраамических религий).
Как же нам описан Бог в Торе? Как мы можем вообще составить описание Бога, если Бог трансцендентен? Еврейский подход состоит в том, что описание Бога – это Его действия.
Для того, чтобы усилить свое Богоподобие, человеку нужны характеристики, которые описывают Бога. Все эти характеристики содержат идеалы для развития человека. И мы находим многие из этих характеристик в первом абзаце Торы, в первых пяти стихах — которые дают нам не только образ сотворенного мира, но фактически образ Бога, к которому мы должны стремиться.
Поэтому первой фразой, описывающей Бога, является первый стих Торы, в котором говорится, что «Вначале сотворил Бог небо и землю». Это не только сообщение о Небе и Земле, это, прежде всего, сообщение, что Бог – Творец.
Иными словами, первой характеристикой Бога является то, что Бог – Творец. И поэтому первым идеалом иудаизма, который дает нам Тора, является идеал творчества. Чем более мы творческие, чем более мы умеем создать что-то совершенно новое, принципиально новый подход к чему-то — тем больше мы приближаемся к Богу.
И поэтому понятно, что наслаждение от творчества является одним из самых высших наслаждений, возможных для человека.
Второе, что нам сказано про Бога, – это «И сказал Бог – пусть будет Свет! И стал Свет». Т.е. Бог умеет творить словом. И поскольку мы созданы по образу и подобию Бога, мы тоже очень любим творить словом, любим литературу и хотим высказываться.
Третье описание Бога – это: «И увидел Бог Свет, что он хорош». Это не значит просто посмотреть на Свет и его увидеть. Это означает, что Бог оценил Свет. Поэтому мы так любим давать всему свои оценки. Обсуждать, что лучше, а что хуже; что более достойно, а что менее, и даже тогда, когда это не имеет прямого практического результата. Потому что стремление к оценке окружающего – это тоже одно из Божественных качеств.
А дальше книга Бытия рассказывает: «И отделил Бог Свет от Тьмы», т.е. разделил разные вещи, установил в мире порядок и систему. Также и нам не нравится хаос, мы любим порядок, когда все систематизировано, логично, правильно и связано одно с другим. И эта любовь к порядку вокруг не потому, что в нем нам легче что-то найти, а потому, что мы в принципе любим, чтобы вокруг было все гармонично и упорядочено. И это тоже Божественное качество человека.
И наконец: «И назвал Бог свет — днем, а тьму назвал ночью». Мы тоже любим давать всему определения, названия. Когда мы называем объекты, то мы совершенно иначе с ними соотносимся. И это не только практическая необходимость — но процесс называния приносит радость просто так, сам по себе.
Все эти действия — Творить, говорить и создавать словами, оценивать, упорядочивать, давать имена – являются, согласно Торе, первейшим описанием Бога. Наше удовольствие, когда мы всё это делаем – имеет своим корнем усиление нашего собственного Богоподобия. Становясь подобным Богу, мы приближаемся к Нему (поскольку в духовном смысле подобие это и есть критерий близости), поэтому получаем больше Божественного света и ощущаем это как удовольствие и наслаждение.
Иллюстрация ID 57214226 © Paul Looyen | Dreamstime.com