§ 6. Дары князей на Скинию// приношения при освящении мишкана

6.1. Дары быков и повозок Быки и повозки в дар. (7:1-9)

(1) В тот день, когда Моше закончил устанавливать Скинию, помазал и освятил ее и все ее принадлежности, помазал и освятил жертвенник со всей утварью —

(2) Подошли князья Израиля, главы кланов, они же князья колен поставленные для исчисления,

(3) И принесли пожертвования свои перед Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, по повозке от двух князей и по быку от каждого, и представили их перед Скинией.

(4) И Господь сказал Моше:

(5) Прими это от них для работ при Шатре Встречи, и отдай левитам, в соответствии с их службой.

(6) Моше взял повозки и быков, и передал их левитам.

(7) Две повозки и четырех быков он дал сынам Гершона, для их службы.

(8) А четыре повозки и восемь быков передал сынам Мерари, для их службы под надзором Итамара, сына священника Аарона.

(9) А сынам Кеhата не дал, ибо их служение это священные сосуды, их они должны переносить на плечах.

Завершающая часть раздела Насо говорит об установлении связи между коленами и Скинией. После того как были заданы рамки связи индивидуума со Скинией (в виде приближения и отдаления от святости) и было дано благословение священников народу, необходимо актуализировать связь со Святилищем каждого из колен, и это происходит через приношения князьями колен даров на Для установки Скинии? Скинию.

И было, в день, когда окончил Моше устанавливать Скинию: Здесь нарушена хронология: книга Чисел начинается с 1 Ияра, второго месяца от Исхода, а окончание установки Скинии произошло на месяц раньше, 1 Нисана.

Подошли князья Израиля, главы отчих домов своих, они же князья колен: Они одновременно князья Израиля и князья колен, т.е. сочетают ответственность за свое колено и чувство общности всего народа.

Поставленные для исчисления: Они ответственны за исчисление перед выходом в дорогу, поэтому их приношение является подготовкой к походу.

И принесли пожертвования свои перед Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков: Это соединение левитов и Израиля. Перевозка Скинии становится не только делом левитов, в этом участвуют пожертвования от всех колен.

И Господь сказал Моше так: Возьми это от них: Приношение в дар быков и повозок не было изначально повелением Свыше, это была «инициатива снизу». Моисей не одобряет такую инициативу и соглашается на нее только после Божественного указания. Тема «инициативы снизу», ее необычайной важности и вместе с тем проблематичности, приобретает особую актуальность в следующем недельном разделе, Беhаалотха, обсуждающем конфликт смирения и дерзости, что является центральной темой первой части книги Чисел.

Две повозки дал он сынам Гершона… и четыре повозки сынам Мерари: Ноша сынов Гершона (покрывала и занавеси) была легче ноши сынов Мерари (брусья Скинии и Двора), поэтому Мерари получил больше повозок.

А сынам Кеhата не дал, ибо на них служба по святыне, на плечах должны они носить. Кеhатиды отвечали за Храмовые сосуды, непосредственно связанные с раскрытием Божественности, и их нельзя было возить на повозках. Таким образом внешняя оболочка святости (столбы и покровы Скинии и Двора) опирается в том числе и на животное начало (символизируемое животными, перевозящими эти детали Святилища), но его внутреннее содержание (Храмовые сосуды) опирается на Божественную душу человека.

6.2. Приношения к посвящению Скинии (7:10-88)

(10) Князья пожертвовали для освящения жертвенника, в день его помазания, и поднесли свое приношение к жертвеннику.

(11) И Господь сказал Моше: пусть каждый день один из князей приносят свое пожертвование для посвящения жертвенника.

(12) В первый день приношение совершил Нахшон сын Амминадава, от колена Иеhуды.

(13) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(14) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(15) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(16) Один козел в жертву очищения за грех,

(17) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Это приношение Нахшона сына Амминадава.

(18) Во второй день принес Нетанель сын Цуара, князь Иссахара.

(19) Принес он пожертвование свое: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(20) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(21) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(22) Один козел в жертву очищения за грех,

(23) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Это приношение Нетанеля сына Цуара.

(24) В третий день князь сынов Звулуна, Элиав сын Хелона.

(25) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(26) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(27) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(28) Один козел в жертву очищения за грех,

(29) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Это приношение Элиава сына Хелона.

(30) В четвертый день князь сынов Реувена, Элицур сын Шедеура.

(31) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(32) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(33) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(34) Один козел в жертву очищения за грех,

(35) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Это приношение Элицура сына Шедеура.

(36) В пятый день князь сынов Шимона, Шлумиэль сын Цуришаддая.

(37) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(38) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(39) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(40) Один козел в жертву очищения за грех,

(41) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Это приношение Шлумиэля сына Цуришаддая.

(42) В шестой день князь сынов Гада, Эльясаф сын Деуэля.

(43) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(44) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(45) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(46) Один козел в жертву очищения за грех,

(47) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Эльясафа сына Деуэля.

(48) В седьмой день князь сынов Эфраима, Элишама сын Аммиhуда.

(49) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(50) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(51) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(52) Один козел в жертву очищения за грех,

(53) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Элишамы, сына Аммиhуда.

(54) В восьмой день князь сынов Менаше, Гамлиэль сын Педацура.

(55) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(56) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(57) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(58) Один козел в жертву очищения за грех,

(59) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Гамлиэля сына Педацура.

(60) В девятый день князь сынов Биньямина, Авидан сын Гидони.

(61) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(62) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(63) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(64) Один козел в жертву очищения за грех,

(65) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Авидана сына Гидони.

(66) В десятый день князь сынов Дана, Ахиэзер сын Аммишаддая.

(67) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(68) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(69) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(70) Один козел в жертву очищения за грех,

(71) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Ахиэзера сына Аммишаддая.

(72) В одиннадцатый день князь сынов Ашера, Пагиэль сын Охрана.

(73) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(74) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(75) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(76) Один козел в жертву очищения за грех,

(77) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Пагиэля сына Охрана.

(78) В двенадцатый день князь сынов Нафтали, Ахира сын Эйнана.

(79) Его приношение: одно серебряное блюдо в 130 шекелей весом, одна серебряная чаша в 70 шекелей, по шекелю Святилища, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения,

(80) Один золотой ковш в 10 шекелей, наполненный воскурениями,

(81) Один молодой бык, один баран, один годовалый ягненок во всесожжение,

(82) Один козел в жертву очищения за грех,

(83) И для жертвы мирной: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят. Вот приношение Ахира сына Эйнана.

(84) Таково посвящение от князей Израиля жертвеннику в день его помазания: 12 серебряных блюд, 12 серебряных чаш, 12 золотых ковшей,

(85) По 130 серебряных шекелей каждое блюдо, и по 70 каждая чаша, всего серебра в этих сосудах 2,400 шекелей Святилища.

(86) Золотых ковшей 12, полных воскурениями, каждый ковш по 10 шекелей Святилища, всего золота в в ковшах 120 шекелей.

(87) Всего скота во всесожжение: 12 быков, 12 баранов, двенадцать годовалых ягнят, и с ними хлебное приношение, и 12 козлов в жертву очищения за грех.

(88) Всего скота в мирную жертву: 24 быка, 60 овнов, 60 козлов, 60 годовалых ягнят. Вот посвящения жертвеннику после его помазания.

И князья пожертвовали для посвящения жертвенника: Увидев, что приношение быков и телег принято,… дар в виде быков и повозок принят … князья проявляют новую инициативу и делают приношения в честь освящения жертвенника.

Один князь в день, один князь в день пусть приносят свои пожертвования: Святилище является общим для всего народа, но у каждого колена должен быть свой особый, присущий именно этому колену, тип связи с ним. Чтобы у каждого колена была возможность наладить такую связь, каждому из них выделен день для приношений.

Один князь в день, один князь в день: Бог установил очередность приношений, но сама инициатива принадлежит князям колен. Приношение даров от князя каждого колена в Храм и левитам завершает процесс подключения этого колена к общей системе, к пребыванию Шехины в еврейском народе.

Двенадцать дней приношений заняли почти всю первую половину месяца Нисан, после чего было дано указание еще раз (после Исхода) праздновать Песах.

И был принесший в первый день приношение свое Нахшон, сын Амминадава, от колена Иеhуды… Во второй день принес Нетанель, сын Цуара, князь Иссахара: Нэтанэль и другие главы колен называются «Князь такого-то колена», а Нахшон Бен Аминадав не обозначен таким титулом. Отсутствие специфического титула указывает на доминирование у него (и вообще у колена Иеhуды) общенациональных ценностей, которые для них важнее желания продвинуть собственное колено. Именно поэтому в конце концов именно Иеhуда получает царство над всем народом.

Порядок приношений фиксирует новую систему иерархии, когда очередность колен определяется не порядком рождения, а порядком их расположения вокруг Скинии и передвижения по Пустыне.

В 1-й день от колена Иеhуды… во 2-й Иссахара… в 3-й Звулуна: Это три колена стана Иеhуды, стоящего на востоке и выходящего первым.

В 4-й Реувена… в 5-й Шимона…. в 6-й Гада: Это три колена стана Реувена, стоящего на юге и выходящего вторым.

В 7-й Эфраима… в 8-й Менаше… в 9-й Биньямина: Это стан сыновей Рахели, стоящий на западе и выходящий третьим.

В 10-й день Дана… 11-й Ашера, 12-й Нафтали: Это стан сыновей наложниц, стоящий на севере и замыкающий при движении по Пустыне.

И его пожертвование: одно серебряное блюдо…: Тора рассказывает об этих жертвоприношениях одними и теми же словами, повторяя одинаковые выражения двенадцать раз, вместо того чтобы сказать: «Во второй день Натанэль принес такую же жертву». Хотя князья и договорились об идентичных приношениях (чтобы не возникало зависти между коленами), каждый приносил с индивидуальным настроем, и эти приношения символизируют совершенно разные аспекты и события в истории народа, специфические для каждого колена. Т.е. жертвы одинаковы только внешне, поэтому Тора не может сказать, что другой принес то же самое.

Соглашение князей об одинаковых приношениях и об их последовательности показывает как признание ими фундаментального равенства между собой, так и их согласие на новую иерархию и порядок.

Таково посвящение жертвенника в день помазания его, от князей Израиля: серебряных блюд двенадцать, серебряных кропильниц двенадцать, золотых ложек двенадцать: Подведение итога всех приношений и суммарные данные показывают характер приношений как взаимно-дополняющего единства разных. Приношения осуществлялись по отдельности, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого колена, но итоговый подсчет был общий, как демонстрация интеграции.

6.3. Откровение для Моисея как итог приношений колен (7:89)

(89) Когда Моше входил в Шатер Встречи, чтобы говорить с Ним, он слышал голос, говоривший ему из пространства между двумя херувимами над Крышкой, которая на Ковчеге свидетельства, и Он говорил с ним. 

И когда Моше входил в Скинию, слышал он голос, и Он говорил ему: Это итог приношения руководителей колен: только на основании единства народа Моисей может слышать откровение Всевышнего.

[i] См. «Библейская Динамика» к Книге Исход, 26.5.

Перейти к ч. 2

Back to top button