§ 1. Книга Чисел – общий обзор
1.1. Название и структура
Мы уже отмечали, что книги Торы имеют в еврейской традиции по два названия: одно отражает тему книги, другое соответствует ее первым словам. Первое название, переведенное на греческий и латынь, а с них на другие языки, закрепилось в европейской культуре, а второе – в еврейской терминологии.
В частности, четвертая книга Торы, которая в иврите обычно называется Бемидба́р, «В Пустыне», в древности называлась Хума́ш hа-пекуди́м, «Книга исчислений», что в европейской традиции превратилось в Numeri, «Числа».
Ниже (как и в других книгах Торы) мы будем использовать европейский термин Книга Чисел для названия всей книги, а еврейский Бемидбар – для названия ее первого недельного раздела.
***
Книга Чисел по содержанию делится на две части, каждая состоит из пяти недельных разделов:
Первая часть: переход через Пустыню
(1) Бемидба́р (1:1—4:20) – первоначальная перепись народа
(2) Насо́ (4:21-7:89) – кризис отдельного человека
(3) Беһаалотха́ (8:1-12:16) – кризис Торы
(4) Шла́х (13:1-15:41) – кризис Страны
(5) Ко́рах (16:1-18:32) – кризис народа
Вторая часть: завоевание Заиорданья
(6) Хука́т (19:1-22:1) – противостояние народам на военно-политическом уровне
(7) Бала́к (22:2-25:9) – противостояние народам на духовном уровне
(8) Пинха́с (25:10-30:1) – завершающая перепись народа
(9) Мато́т (30:2-32:42) – восстановление после пустыни-1
(10) Масе́й (33:1-36:13) – восстановление после пустыни-2
Мы также отмечали, что книга Исход, говорящая о двух основных темах, истории народа и о заповедях на Синае, имеет двойное завершение: Облако закрывает Скинию и не дает войти в нее, а потом поднимается и ведет за собой еврейский народ. Соответственно, у книги Исход есть два продолжения: одно в аспекте заповедей, и это книга Левит, в которой Бог приглашает Моисея войти в Скинию, а второе в аспекте дальнейшей истории народа, и это книга Чисел.
1.2. Книга дороги и книга кризисов
Книга Чисел это книга дороги. Сорокалетнее скитание было необходимо для трансформации народа. Поколение рабов, вышедших из Египта, умерло в Пустыне, а стать свободными и войти в Страну Израиля смогли лишь их потомки. Однако не стоит думать, что вырасти на свободе это достаточно. Новое поколение может обрести себя только пройдя через череду кризисов, необходимых для обретения самостоятельности и ответственности.
Рав Цви-Иеhуда Кук отмечал, что есть «Тора спокойствия», домашняя Тора, и есть «Тора дороги», Тора в пути. Дорога изменяет идущего. Проблемы, зачастую не заметные в стабильности, выявляются и обостряются, как только начинается движение.
Книга Чисел начинается с подсчета народа (отсюда ее название), т.е. обзора его структуры, а затем описываются кризисы личности и социума: непонимание Торы, Страны, структуры народа Израиля, отношений с другими народами. Как мы увидим ниже, каждый из недельных разделов книги Чисел посвящен одному из таких кризисов. Каждая из составляющих еврейской идентичности по очереди рассматривается и исправляется.
Пройдя через серию кризисов на всех уровнях, народ перестраивается. Когда трансформация завершается, то снова происходит подсчет, структура восстановлена, и дальше народ может идти на завоевание Страны.
Таким образом, пересчеты и упорядочение структуры это как бы скобки книги Чисел, открывающие и закрывающие ее, а преодоление кризисов – собственно содержание книги.
1.3. Книга левитов
Каждая из книг Торы соотносится с одним из уровней еврейского народа:
- Бытие –книга Праотцов
- Исход – книга Моисея и Аарона
- Левит – книга священников
- Числа – книга левитов
- Второзаконие – книга всего народа как целого
Левиты не имеют своей земли (как и весь народ в эпоху Пустыни), что позволяет народу не погрузиться в материальность. В книге Чисел левиты играют важнейшую роль, рассказ вращается вокруг них: они замещают первенцев, с ними связан мятеж Кораха.
Именно колено Леви несет ответственность за выход из кризисов. У него нет ни земли, ни статуса. Священники, руководящие Храмом, являлись аристократией (у потомков Аарона есть и особые законы брака, как это принято у знати), а простой народ это земледельцы, привязанные каждый к своему наделу. Левиты же не относятся ни к аристократии, ни к землевладельцам, они между знатью и народом, без земли, обычно финансово бедные. Тора постоянно упоминает левитов вместе с сиротой, вдовой и пришельцем: поскольку они не имеют материальной опоры, они всегда на грани стабильности и нормы. Именно это постоянное соприкосновение с кризисом позволяет левитам врачевать общество.
Отметим, что разделение народа на три уровня: священники, левиты, простые израильтяне – было столь существенным, что до сих пор сохранилось в еврейском народе, хотя разделение на колена не сохранилось.