§ 17. Конфликты с Эдомом и Арадом

Отправить в Числа отношения с Моавом:

 (2:9) И сказал Господь мне: «не враждуй против Моава и не затевай с ним войны, ибо не дам тебе от земли его никакого владения, так как Ар отдал Я во владение сынам Лота». Таким образом причины, по которым не воевали с Эсавом и Моавом, изложены в Чиста и во Второзаконие по-разному. В Числа Эдом отказался пропустить, и они сильны слишком, пришлось отступить и обходить. В Второзаконие обходили их задолго до этого; и она описывает Эдумееев как боящихся евреев (2:4), А то, что мы не проходим через них – поскольку у них есть исторические права, и они даже называются братьями.

И также в Второзаконие записан запрет задевать Моав и Амон, поскольку их наследие – наследие сыновей Лота.

При этом в Числа (в отличие от Второзаконие) нет запрета с ними воевать, поэтому они и боятся (Балак), как бы Израиль на них не напал. А в Второзаконии они не боятся, так как Израиль проходит мимо не задираясь.

17.1. Переговоры с Эдомом (20:14 – 21)

(14) Из Кадеша Моше направил послов к царю Эдома: Так говорит твой брат, Израиль: ты знаешь все невзгоды, которые постигли нас.

(15) Наши отцы сошли в Египет, и мы долгое время жили в Египте, а египтяне плохо обращались с нами и с нашими отцами.

(16) Мы воззвали к Господу, и Он услышал наш голос, направил посланника и вывел нас из Египта. И вот мы в Кадеше, городе на краю твоих владений.

(17) Позволь нам пройти через твою страну. Мы не пойдем по полям и по виноградникам, и не будем пить воду из колодцев. Пойдем по Царской дороге, не сворачивая ни вправо ни влево, пока не покинем твои пределы.

(18) Но Эдом ответил: Ты не пройдешь через меня, я выступлю против тебя с мечом!

(19) Сказали ему сыны Израиля: Мы пойдем по проложенной дороге, а если мы или наши стада выпьем твоей воды, то заплатим за нее. Мы не просим ничего, только пройдем.

(20) Но он сказал: Не пройдете! И Эдом выступил против них с многочисленной ратью, с могучими силами.

(21) Не согласился Эдом позволить Израилю пройти через его границу, и Израиль обошел его стороной.

(14) И послал Моше пословЕсли раньше народ руководствовался в своих передвижениях Облаками Славы, то теперь Моисей, как лидер, самостоятельно принимает решения о маршруте. Это один из аспектов смены парадигмы еврейской жизни от чудесного к естественному.

(14) И послал Моше послов из Кадеша к царю ЭдомаКадеш находился юго-западнее Мертвого моря, и ближайшим для евреев входом в Страну был путь с юга, через Негев. Но за тридцать восемь лет до этого, после возвращения разведчиков, они уже пытались прорваться в Страну этим путем, но понесли потери (Числа 14:40). Поэтому теперь южный путь был для них психологически закрыт, и они должны были начать завоевание Ханаана с восточной стороны, а для этого пройти через земли Эдома и Моава.

Более подробно вопрос о причинах, по которым был выбран такой обходной маршрут, непростой и с физической, и с политической точек зрения, мы обсудим далее, в комментарии к книге Второзакония.

(14) Послов к царю ЭдомаЕвреи вышли из необитаемой пустыни и подошли к заселенной области, где начинается контакт с ее жителями. До этого воспитание нового поколения проходило в глубине Пустыни, в необитаемом районе (где евреи могли существовать только благодаря манне и колодцу Мирьям), в отрыве от других народов. Теперь же завершение процесса воспитания проходит через контакт и конфликт с народами мира.

(14) Так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас… Сошли отцы наши в ЕгипетМидраш объясняет эти слова как обоснование просьбы: Моисей напоминает, что Ханаан был их общим наследством от Авраама, для владения которым было необходимо пройти через изгнание (поскольку Бог сказал Аврааму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет», Бытие 15:13). Израиль принял эти тяготы на себя, а Эдом нет, поэтому теперь Ханаан принадлежит Израилю, и Моисей просит пропустить Израиль к его наследству.

(17) Дорогой царской пойдем«Царской дорогой» называлась одна из главных дорог древнего мира, которая проходила вдоль восточной стороны Мертвого моря и Иордана и являлась одним из путей из Месопотамии в Египет. Именно по ней можно было наиболее быстро и прямо пройти к Иордану. Она была общепризнанным международным маршрутом, поэтому евреи надеялись, что Эдом позволит им пройти по ней.

(19) И сказали ему сыны Израиля: по проложенной дороге пройдем, и если воду твою пить будем, я и скот мой, то заплачу за нее; ничего больше, только ногами моими пройду. (20) Но он сказал: не проходи ◊ Вторичная просьба и вторичный отказ Эдома – это урок Израилю. Тщетно надеяться, что, если еврейский народ продемонстрирует другим народам свое миролюбие, те позитивно ответят на его просьбы.

(21) И не согласился Эдом позволить Израилю пройти через границу его; и Израиль обошел его сторонойЕвреи должны были понять, что реальная политика теперь идет естественным, а не чудесным образом. Раньше, если кто-то не соглашался с Божественными планами, Бог просто отодвигал его в сторону. Но теперь евреи вынуждены вести естественную политическую жизнь, а это означает, что иногда приходится отступать.

(21) И Израиль обошел его сторонойОтметим, что здесь ситуация описана таким образом, что не Бог указывает Моисею не воевать с Эдомом, а Израиль сам принимает решение обойти его[1]. Помимо родственных отношений с Эдомом, это объясняется тем, что народ пока не готов к войне. Это происходит еще до смерти Аарона, пока евреев защищают Облака Славы. Народ постепенно осознает, что в «обитаемой земле» войны неизбежны.

Тот факт, что Израиль не пошел на войну с Эдомом, был интерпретирован окружающими народами как проявление слабости, вследствие чего эти народы тоже не побоялись проявить свое враждебное отношение к Израилю, и в итоге это явилось справедливой причиной для войны с ними. То есть такое проявление слабости было необходимо Свыше как «стратегически провокативное».

Однако все это не снимает с Эдома вины. Впоследствии пророк Овадия, говоря об Эдоме, предсказал ему суровые наказания и полное истребление за то, что он отказался дать пройти еврейскому народу.

17.2. Смерть Аарона (20:22 – 29)

(22) И двинулись сыны Израиля из Кадеша, и пришла вся община к горе Ор.

(23) Господь сказал Моше и Аарону у горы Ор, на границе земли Эдома:

(24) Аарон отойдет к своим предкам, он не войдет в Страну, которую Я дал сынам Израиля – за то, что вы нарушили мое повеление у вод Меривы.

(25) Возьми Аарона и его сына Элазара, и возведи их на гору Ор.

(26) Сними с Аарона его одежды и облеки в них его сына Элазара. А Аарон отойдет и умрет там.

(27) Моше сделал как повелел Господь, и взошли они на гору Ор на глазах у всей общины.

(28) Моше снял с Аарона его одежды, и облачил в них его сына Элазара. И умер там Аарон на вершине горы, а Моше и Элазар спустились с горы.

(29) И увидела вся община, что скончался Аарон, и весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней.

(22) Сыны Израиля, вся общинаДублирование «вся община» показывает восстановление единства после конфликта у вод Меривы.

(24) За то, что строптивы были вы к слову Моему у вод МеривыТам, у вод Меривы, словом «строптивые» (морим) Моисей называет народ (20:10), здесь же выясняется, что эта характеристика применима к самим Моисею и Аарону.

(25) Возьми Аарона и Элазара, сына его, и возведи их на гору ОрДля народа Первосвященник и Храм связаны с жизнью и отделены от смерти. Поэтому смерть Аарона происходит в удалении от народа.

(26) И сними с Аарона одежды его, и облеки в них Элазара, сына егоИменно Моисей (а не Аарон) должен был ввести Элазара в должность первосвященника. Это показывает, что именно Моисей выступает как настоящий глава священников, и Аарон – лишь его заместитель (как и ранее, при посвящении священников в должность, Левит 8:13).

(26) И облеки в них Элазара, сына егоМидраш утверждает, что Аарон был более счастлив, чем Моисей, потому что смог увидеть, как его сын занимает его место. Моисей же не смог передать сыну никакой из аспектов своего статуса.

(29) И увидела вся община, что скончался АаронТо есть смерть Аарона явно проявилась в жизни, ситуация изменилась после нее. Мидраш говорит, что, поскольку Аарон был ответственен за Облака Славы, как только он умер, Облака Славы исчезли. Это означает, что евреи потеряли неуязвимость, и теперь на них можно напасть, что немедленно происходит.

Аарон символизирует мир, поэтому он должен умереть перед началом военных действий. С Эдомом войны не было, и просьба пройти по Царской дороге происходит еще при Аароне. Но, когда приходит время войны, присутствие Аарона становится неуместным. Поэтому он умирает между переговорами о мире (с Эдомом) и началом военных действий (с Арадом).

(29) И весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать днейАарона оплакивал «весь дом Израиля», а Моисея, как мы увидим, оплакивал только «дом Израиля» (Втор. 34:8), т.е. Аарон был более любим, чем Моисей. Аарон был добрым со всеми, ведь он ничем не управлял, а только помогал разрешать конфликтные ситуации, Моисей же был жестким и требовательным.

(29) Тридцать днейЭто классический еврейский срок траура. А по Яакову (Бытие 50:3) траур продолжался семьдесят дней, и это египетский срок.

17.3. Сражение с царем Арада (21:1 – 3)

(1) Ханаанский царь Арада, живущий в Негеве, услышал что Израиль идет дорогой Атарим. И вступил в сражение с Израилем, и захватил у него пленных.

(2) И дал Израиль обет Господу, и сказал: Если предашь народ этот в мои руки, то наложу заклятие на их города.

(3) И услышал Господь голос Израиля, и отдал им ханаанеев, и наложили заклятие на них с их городами, и нарекли имя тому месту Хорма (Заклятие-уничтожение).

(1) И услышал Ханаанец, царь Арада, и вступил он в сражение с ИзраилемВ течение тридцати девяти лет, пока евреи ходили по пустыне, никто не нападал на них (кроме Амалека в самом начале). Но умер Аарон, исчезли Облака Славы, и начались нападения.

(1) И услышал Ханаанец, царь Арада, живший на югеНе вполне понятно, где именно он жил, и соответствует ли этот Арад нынешнему населенному пункту в Негеве. Также неясно, почему евреи не захватили и не заселили территорию его царства, как это произошло с Сихоном и Огом. Если же царство Арада находилось в Ханаане, почему евреи, одержав победу, не стали продвигаться через его территорию дальше в Ханаан, а пошли обходным путем вокруг Мертвого моря?

Аналогичная история о сражении с царем Арада приведена в книге Иеhошуа (12:14). Поэтому Нахманид считает, что захват царства Арада произошел позже, а здесь в Торе это анахронизм, т.е. этот отрывок вставлен в Тору во времена Иеhошуа[2]. Возможно, имеется в виду, что нападение царя Арада на евреев началось в хронологических рамках данного рассказа, сразу после смерти Аарона, а завершилось разгромом Арада позже, при завоевании Ханаана. И поэтому здесь, для цельности рассказа, было (при Иеhошуа) добавлено сообщение о разгроме Арада. Но, независимо от фактического хода событий, нам следует воспринять рассказ Торы в той последовательности, в которой он приведен, и понять концепцию, которую Тора сообщает: перестройка народа на военный лад происходит под давлением ситуации, а не по его инициативе. Даже если народ не хочет воевать, жизнь заставит его это делать.

(1) И вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленныхКогда происходит захват пленных, у Израиля нет возможности уклониться от войны. Этот конфликт был необходим, чтобы подготовить народ к завоеванию Страны, изменить его мировосприятие с мирного на военное.

(2) И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ этот в руки мои, то наложу заклятие на города ихЗаклятие означает полное уничтожение без добычи. Целью этой военной операции было не достижение каких-либо экономических интересов, а устрашение жителей Ханаана, т.е. не текущие выгоды, а стратегический перелом. Именно в этом смысл обета: стремиться к стратегическим целям, а не только к тактической выгоде.

В целом эти три отрывка показывают переход от стратегии мира, которой еврейский народ придерживается вначале, к готовности воевать. Смерть Аарона символически разделяет две эти стратегии.

Back to top button