Библейская Динамика | Том 1. Бытие, ч.4

§ 30. Сообщение о рождении Ривки

30.1. Потомки Нахора (22:20-24)

כ וַיְהִ֗י אַֽחֲרֵי֙ הַדְּבָרִ֣ים הָאֵ֔לֶּה וַיֻּגַּ֥ד לְאַבְרָהָ֖ם לֵאמֹ֑ר הִ֠נֵּה יָֽלְדָ֨ה מִלְכָּ֥ה גַם־הִ֛וא בָּנִ֖ים לְנָח֥וֹר אָחִֽיךָ׃ כא אֶת־ע֥וּץ בְּכֹר֖וֹ וְאֶת־בּ֣וּז אָחִ֑יו וְאֶת־קְמוּאֵ֖ל אֲבִ֥י אֲרָֽם׃ כב וְאֶת־כֶּ֣שֶׂד וְאֶת־חֲז֔וֹ וְאֶת־פִּלְדָּ֖שׁ וְאֶת־יִדְלָ֑ף וְאֵ֖ת בְּתוּאֵֽל׃ כג וּבְתוּאֵ֖ל יָלַ֣ד אֶת־רִבְקָ֑ה שְׁמֹנָ֥ה אֵ֨לֶּה֙ יָֽלְדָ֣ה מִלְכָּ֔ה לְנָח֖וֹר אֲחִ֥י אַבְרָהָֽם׃ כד וּפִֽילַגְשׁ֖וֹ וּשְׁמָ֣הּ רְאוּמָ֑ה וַתֵּ֤לֶד גַּם־הִוא֙ אֶת־טֶ֣בַח וְאֶת־גַּ֔חַם וְאֶת־תַּ֖חַשׁ וְאֶֽת־מַעֲכָֽה׃

(20) И было, после этих событий сообщили Аврааму: «Милка родила сыновей твоему брату Нахору:

(21) первенца Уца, и его брата Буза, и Кемуэля прародителя Арама,

(22) Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Бетуэля.

(23) Бетуэль же родил Ривку. Этих восьмерых Нахору, брату Авраама, родила Милка.

(24) А его наложница по имени Реума родила также Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху».

(20-23) И было, после этих событий сообщили Аврааму… Бетуэль же родил Ривку: Сразу после Акеды Аврааму сообщают о рождении детей в семье Нахора, который жил в Харане (11:26-31). Среди этих потомков есть Ривка, на которой далее женится Ицхак, и от нее рождается Яаков.

В истории Акеды, благодаря налаживанию связи между хеседом Авраама и гвурой Ицхака, сформировалась возможность для рождения следующей категории, тиферет, которую реализует Яаков, мы подробнее рассмотрим это ниже.

30.2. Семья Нахора в соотношении с семьей Авраама

Все браки Праотцов, о которых рассказывает Книга Бытия, заключались внутри клана Тераха, имеющего две основные ветви – Авраама и Нахора.

Выше отмечалось, что Милка, жена Нахора, была дочерью Арана и сестрой Сары (11:29), т.е. Нахор и Авраам были женаты на своих племянницах, происходивших от другой жены Тераха (см. 20:12 и комментарий там).

Также отмечалось, что соотношение ветвей клана Тераха, на основании мидраша, можно представить следующим образом: после событий Ур Касдима («печи Халдейской»), когда стало понятно, что иврим в Вавилоне преследуются (Авраам брошен в печь, Аран погиб) — встал вопрос, как семье Тераха вести себя в этой ситуации.

Терах, продавец идолов, не был активным сторонником монотеистической религиозной системы Эвера, но стремился к возвращению в Ханаан (11:31), в Страну евреев (40:15) – видимо, из национальных соображений (и в этом смысле его можно считать символическим прообразом «нерелигиозного сионизма»), однако он дошел только до Харана, где и остался.

Его сыновья, Авраам и Нахор, расходятся в том, какое направление выбрать для семьи. Нахор предпочитает встроиться в арамейскую культуру, доминантную в то время. (В некотором смысле, его можно считать символическим прообразом космополитического еврейства). Однако сохраниться как иври ему не удается: его семья быстро ассимилируется, и его дети уже называются арамейцами: «Бетуэль арамеец, Лаван арамеец» (25:20).

Нахор, космополитический универсалист, считал правильным влиять на культуру народов изнутри. Такая точка зрения, галут ле-шма, «религиозная установка на изгнанничество», до сих пор сохранилась в еврейском народе. Например, рав Ш.Р. Гирш, живший в середине XIX века в Германии, утверждал, что назначение еврейского народа в том чтобы жить среди других народов в их просвещенных государствах, например в Германии, и влиять на них изнутри.

Авраам же представитель концепции «продвижения к универсальному через национальное». Он идет в Страну Израиля не для возвращения к природе и земле (как это было в случае Тераха), но чтобы через это прийти к исправлению всего мира, когда «благословятся тобою все семейства земные» (12:3). В наше время таков подход религиозного сионизма.

Однако нельзя замыкаться лишь на национальном подходе. Поэтому мужчины из семьи Авраама (Ицхак, Яаков) женятся на дочерях из семьи Нахора (Ривке, Рахели и Лее), чтобы «линия всеобщности» тоже была представлена в еврейском национальном мироощущении.

30.3. Двенадцать сыновей и дочь

При изучении Торы мы зачастую пропускаем родословные списки – например, перечисление детей Нахора в данной главе. Но кроме конкретных фактологических данных, которые эти списки дают историкам, здесь есть еще одна важная деталь.

В родословных персонажей Торы обычно содержится главная линия, в которой мало детей, и побочная ветвь, в которой детей много. Это соответствует представлению, что главные, т.е. знатные члены семьи, должны иметь мало наследников, чтобы не раздувать элиту, а простого подчиненного народа должно быть много. При этом в Торе мы несколько раз видим, что у младшего, подчиненного сына из побочной ветви рождается двенадцать сыновей и дочь (или двенадцать явных сыновей и один «неявный», не названный по имени), т.е. его продолжают «двенадцать с половиной детей-наследников». С точки зрения каббалы это связано с тем, что главная линия является солнечной, а побочная линия лунной, поэтому в побочной обычно должно быть именно «двенадцать с половиной детей», что соответствует тому что в солнечном году содержится примерно двенадцать с половиной лунных месяцев.

Например, у Хама, сына Ноаха (10:8,15), есть главная линия, Куш, который родил Нимрода, и младшая, Ханаан, который порождает двенадцать детей (в тексте Торы перечислено одиннадцать сыновей и дополнительно «племена ханаанские», т.е. тоже отдельный народ или даже более одного народа). Также и у Эвера есть два сына: старший Пелег, от которого идет Терах и род Авраама, и младший Йоктан, у которого двенадцать с половиной сыновей (10:26). В семье Тераха главной является линия Авраама, у которого два главных сына (Кетура это побочная линия), а у второй линии, Нахора, двенадцать сыновей и дочь (хотя Ривка является дочерью Бетуэля, она неслучайно перечислена именно здесь). Далее, у Авраама главная линия идет через Ицхака, а у Ишмаэля рождается двенадцать сыновей и дочь (25:13, 28:9).

Самое же важное в этом аспекте – у Яакова. У него тоже двенадцать с половиной сыновей, из чего следует, что изначально Яаков должен был быть побочной линией, а Эсав главной. Но Яаков смог подняться и достичь уровня родоначальника избранного народа, чем превратил свою линию из побочной в главную. Ведь чтобы стать главной линией недостаточно того что ее основатель родился первым — и величие Яакова состояло в том, что он из младшего стал старшим, превратил побочное в главное.

Ниже мы рассмотрим это более подробно.

Back to top button