§ 15. Очищение Красной коровой
15.1. Заповедь о Красной корове (19:1 – 2)
(1) Господь говорил с Моше и Аароном, и сказал:
(2) Вот устав учения, который заповедует Господь: повели сынам Израиля, чтобы они привели к тебе красную корову, без изъяна и без увечья, на которую не надевали ярма.
с заповеди о Красной корове («рыжей телице») начали новый раздел, главной темой которого является война с народами мира, и такое деление важно для понимания смысла этой заповеди. Очищение от нечистоты смерти важно прежде всего во время военных действий, и перед выходом на войну необходимо приготовить средство для такого очищения.
Запрет на вход в Храм без очищения пеплом Красной коровы подчеркивает, что сначала нужно очиститься от смерти, от зла, и лишь после этого можно продвигаться по пути к добру и святости.
(2) И пусть приведут тебе корову красную без изъяна, у которой нет увечья ◊ Красная корова – это прежде всего символ максимальной жизненности. Корова – самое большое кошерное домашнее животное, женского рода (то есть она может рождать новую жизнь). Ее полностью красный (рыжий) цвет – «пышущая жизненность материального мира» (материальный мир ассоциируется с адóм, красным цветом, связанным с адама, «земля, материальность»), она без порока и изъяна, т.е. это средоточие максимальной полноты жизненности животного плана. Происхождения?
(2) Красную без изъяна ◊ Цвет коровы должен быть без изъяна, полностью красный; даже две черные (а не рыжие) шерстинки делают корову негодной для этой роли. В данном случае цвет коровы является также элементом искупления служения Золотому тельцу, т.к. «рыжий» – это цвет золота.
(2) У которой нет увечья ◊ Отсутствие изъянов и увечий – общее требование для всех жертвенных животных.
(2) На которую не надевали ярма ◊ То есть никогда не уменьшалась жизненность этой коровы. Ярмо означает несвободу, а жизнь без свободы не является полноценной.
15.2. Порядок приготовления пепла (19:3 – 10)
(3) Передайте ее священнику Элазару, он выведет ее за стан, и зарежут ее при нем.
(4) Пусть священник Элазар возьмет пальцем ее крови, и семикратно покропит ее кровью напротив входа в Шатер Встречи.
(5) И сожгут корову у него на глазах: пусть сожгут ее шкуру, мясо, кровь и нечистоты.
(6) И возьмет священник кедровую щепку, иссоп и червленую нить, и бросит их в сжигаемую корову.
(7) Священник постирает одежды, и омоет тело водой, и потом войдет в стан, но остается нечистым до вечера.
(8) А сжигавший ее пусть постирает одежды и омоет тело водой, и будет нечист до вечера.
(9) А человек чистый пусть соберет пепел коровы, и положит вне стана на чистое место. И будет храниться у общины сынов Израиля, для воды очищающей отстраненных.
(10) И собиравший пепел коровы пусть постирает свои одежды, и будет нечист до вечера. Это будет вечным установлением для сынов Израиля и для пришельца, живущего среди них.
(3) И выведет он ее за стан ◊ Корову следует вывести за пределы стана, в нежилое место, поскольку она будет превращена в пепел, символ полного уничтожения.
(4) И окропит кровью ее в направлении входа Скинии Откровения ◊ Напротив выхода из Храма, в противопоставление ему.
В Храме существует несколько входов, расположенных на одной линии, один за другим (Святая Святых переходит в само помещение Храма, его двери выходят во внутренний двор, далее двери во внешний двор, а двери из него выходят наружу) так, что человек, находящийся снаружи, может вдоль этой линии увидеть занавес перед Святая Святых. Это создает ситуацию связи со святостью и одновременно удаления от нее.
Когда Соломон строил Иерусалимский Храм, линия, проведенная из Святая Святых, вела на Масличную гору, и точно в этом месте сжигали красную корову. Поэтому, если в ходе археологических раскопок сможем определить место сжигания красной коровы, это позволит уточнить местоположение Святая Святых.
(4) И окропит семь раз ◊ Семь – число дней Сотворения мира, поэтому это число природы, естественности.
(5) И сожгут корову пред его глазами: кожу ее и мясо ее, и кровь ее с нечистотами ее да сожгут ◊ Корова сжигается целиком, и это означает полное уничтожение естественной жизни, во всех ее аспектах.
(6) И пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа, и червленую нить и бросит на место сожжения коровы ◊ Кедр – самое высокое дерево, трава иссоп – самое низкое растение. Червленая нить – это шерстяная нить, окрашенная специальной красной краской, изготовленной из особых червей. Большая корова и маленький червь, высокий кедр и низкий иссоп, животные и растения – все это сжигается вместе, то есть со всех сторон собирается максимальная жизненность и полностью уничтожается, превращаясь в вершину смерти.
(7) И нечист будет священник до вечера… И сжигавший нечист будет до вечера… И собиравший пепел нечист будет до вечера ◊ Все, кто занимаются подготовкой пепла, нечисты, потому что не они доводят процесс до конца, их действия – это не-достижение будущей жизненности (жизненности после воскрешения из мертвых – как мы отметим ниже, именно это символизируется очищением Красной коровой). Такое не-достижение жизни является источником нечистоты, поэтому на стадии приготовления пепел и вода с ним нечисты, и лишь в самом конце процесса, брошенные Окроплением. на нечистого, они очищают его.
Мишна сообщает, что за всю историю еврейского народа, от момента сооружения Скинии в Пустыне и до разрушения Второго Храма, процедура приготовления пепла Красной коровы была произведена всего семь раз. Первая из Красных коров была зарезана и сожжена при Моисее (и ее пепла хватило на все время Первого Храма), следующая – при Эзре, по возвращении из Вавилонского плена, и еще пять после этого, во времена Второго Храма. После его разрушения правила ритуальной чистоты утратили повседневное значение, и закон Красной коровы перестал соблюдаться.
15.3. Процедура очищения (19:11 – 22)
(11) Прикоснувшийся к мертвому человеческому телу будет нечист семь дней.
(12) На третий и на седьмой день пусть он пройдет очищение (водой с пеплом), и будет чист. А если не очистится на третий и на седьмой день, то не станет чист.
(13) А всякий прикоснувшийся к мертвому человеческому телу и не очистившийся – оскверняет Скинию Господа, и истребится из Израиля. Он нечист пока не окроплен очистительной водой, нечистота его на нем.
(14) Вот учение: если умер человек в шатре, то всякий вошедший в шатер, и всё что в шатре — нечисто семь дней.
(15) Всякий открытый сосуд, который не был плотно закрыт крышкой, станет нечист.
(16) Всякий кто прикоснется в поле к убитому мечом, или к умершему, или к человеческой кости, или к могиле — будет нечист семь дней.
(17) Пусть для нечистого возьмут в сосуд пепла этой сожженной очистительной (коровы), и нальют на него живой воды.
(18) Пусть человек чистый возьмет иссоп, и обмакнет в эту воду, и окропит шатер, всю утварь и всех людей которые были там, и того кто прикоснулся к кости, убитому, мертвецу или к могиле.
(19) Пусть чистый на третий и на седьмой день окропит нечистого, и очистит его в седьмой день. Тот пусть постирает одежды и омоется водой, и к вечеру станет чист.
(20) Если же будет нечист и не очистится, то истребится из среды общества, ибо осквернил святилище Господа: очистительной водой он не окроплен, он нечист.
(21) Пусть это будет для них вечным установлением. А кропивший очистительной водой пусть постирать свои одежды. Тот же, кто прикоснется к очистительной воде, будет нечист до вечера.
(22) Все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто. А прикоснувшийся к нему будет нечист до вечера.
(11) Кто прикоснется к мертвому, к любому умершему человеку, нечист будет ◊ Нечистота появляется в результате встречи живого человека со смертью. Смерть противоположна жизни, и встреча с ней, «прикосновение к ней», потрясает человека. Чем больше жизни покидает этот мир, тем выше уровень ритуальной нечистоты. Поэтому трупы нечистых животных также являются источником нечистоты, но эта нечистота более низкого порядка, главным же источником нечистоты является тело умершего человека.
(11) Нечист будет ◊ Человек, прикоснувшийся к умершему, становится нечист, потому что начинает воспринимать смерть как конец его существования. Причиной нечистоты является не то, что человек умирает, а отношение к смерти как к тотальному концу жизни, финалу, представление, что после нее ничего не будет. Именно такой подход к жизни, и является источником нечистоты.
Но такое восприятие принципиально неверно. При поверхностном понимании, смерть сильнее жизни, потому что все в мире смертны. Но при более глубоком взгляде, жизнь сильнее смерти.
Без пояснения это звучит более чем странно.
Смысл Красной коровы в том, что она символизирует возвращение из смерти в жизнь, ощущение того, что смерть – это не конец. Установка на преодоление смерти создает понимание превосходства силы жизни. Чувство того, что жизнь сильнее смерти, выраженное при помощи процедуры с пеплом Красной коровы, очищает человека от нечистоты.
(11) Нечист будет семь дней ◊ Минимальная природная полнота времени, соответствующая дням Сотворения Мира.
Очень странно звучит, давайте перепишем?
(12) Он должен очиститься этим (водой с пеплом) ◊ Очищение происходит не с помощью пепла, а с помощью воды с пеплом. Это очищение моделирует воскрешение из мертвых, а вода с пеплом становится символом воскрешения.
Отметим, что соотнесение очищения пеплом Красной коровы с воскрешением из мертвых показывает, что идея «необходимости преодолеть смерть для достижения полноты жизни», зачастую представляющаяся христианской, на самом деле есть в Торе (да и во многих древних культурах процесс инициации основан на этой идее). В иудаизме “полнота жизни как преодоление первоначальной смерти” относится как ко всему человечеству (изгнание из Сада), так и к отдельному человеку (полнота жизни в Мире Грядущем после воскрешения из мертвых), и также к еврейскому народу, при рассмотрении сегодняшнего Государства Израиль как воскрешения народа из мертвых[2].
(12) В третий день и в седьмой день ◊ Невозможно очиститься в один шаг, нужна промежуточная стадия очищения.
(12) Если же он не очистится в третий день и в седьмой день, то не будет чист ◊ Поскольку очищение завершается на седьмой день, что соответствует завершению Сотворения мира, можно предположить, что промежуточная стадия очищения на третий день соотносится с третьим днем Сотворения. В этот день были сотворены растения, и появилась жизнь. Таким образом, промежуточное очищение в третий день может быть связано с «минимально-биологической» категорией человека, а очищение в седьмой день – с его очищением как целого. Без предварительного очищения на биологическом уровне невозможно очищение человека в целом, потому что жизнь души без тела является неполноценной.
(13) Скинию Господа оскверняет он ◊ Без очищения запрещено входить в Храм. Храм – это средоточие жизни, и нельзя заходить в него, не очистившись от влияния смерти.
(14) Вот учение ◊ Такое начало этого отрывка, «вот Учение (Тора)», символизирует то, что предназначение всей Торы – очищение от смерти.
(14) Если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, нечист ◊ Т.е. пока в помещении присутствует умерший, нечистота заполняет все пространство под крышей. Шатер – это символ цивилизации, которая не может правильно развиваться, если в ней нет установки на преодоление смерти, которой, по сути, и является ритуал очищения.
(16) И всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом ◊ Подчеркивается, что закон о Красной корове – это подготовка к войне.
(17) И для нечистого пусть возьмут пепла коровы, сожженной для очищения, и нальют на него живой воды в сосуд ◊ Приготовление к очищению завершается тем, что полностью сожженное, смерть, снова превращают в жизнь, что является моделью воскрешения из мертвых. Для этого в глиняный сосуд (символ тела человека, созданного из праха земного) кладут пепел Красной коровы и наливают на него «живую воду» (родниковую, которая «приходит сама»), и это является символом оживляющей души. Такое соединение души и тела обращает пепел, символ смерти, в воду с пеплом в глиняном сосуде, символ оживления из мертвых.
(21) И окропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; а прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера ◊ Как мы отметили выше, лишь в самом конце процесса вода с пеплом, окропляющая нечистого, очищает его, символизируя воскрешение из мертвых, а все, кто занимаются подготовкой и проведением процесса очищения, не доводят процесс до конца, поэтому их действия – это не-достижение жизненности, и вследствие этого они нечисты.
15.4. «Царь Соломон не понимал смысла отрывка о Красной корове»
Отрывок о Красной корове начинается со слова хукат, также давшего название недельному разделу. Слово хок обычно переводится как «устав, закон», и в традиции Талмуда хуким – это «рационально непонятные законы» (например, законы ритуальной нечистоты), противопоставленные мишпатим, «рационально понятным законам» (например, запрету воровства и наказанию за него). Классическим примером хок, «закона, который не может быть понят рационально и который поэтому надо воспринимать просто как Божественный приказ», является закон о Красной корове. Мидраш выражает это словами о «царе Соломоне, мудрейшем из людей, который говорил, что он понимает всю Тору, но не может понять смысла законов о Красной корове, поскольку тот, кто готовит очищение, сам становится нечистым, и это не согласуется с логикой».
Однако выше мы привели логичные (насколько вообще логика применима к данной теме) объяснения особенностей этой заповеди. Что же такое в ней было непонятным для царя Соломона?
На этот вопрос можно дать два ответа.
Первый вариант ответа: Соломон, разумеется, на простом уровне все понимал, но его запросы были высоки, он хотел непосредственно чувствовать смысл каждой заповеди Торы. В частности, здесь он хотел ощущать, как жизнь переходит в смерть и обратно, прочувствовать эти точки перехода, чего человеку не дано.
Второй вариант ответа: Соломон понимал данный закон на индивидуальном уровне, но, поскольку он был царем, он должен был понимать его также и на уровне государства. Однако царство Соломона было специфическим: поскольку Давид до него закончил все войны, необходимости в Красной корове Соломон не чувствует. Красная корова должна очищать от смерти, а у него, на уровне государства, нет смерти, он не ощущает ее опасности. Казалось бы, это хорошо, жизнь в государстве очень успешна. Но почему же тогда смерть Соломона влечет за собой распад этого успешного государства? Оказывается, отсутствие постоянного ощущения угрозы смерти приводит к потере фундамента. Разумеется, и при Соломоне люди умирали, но эти смерти были частным делом, а война – это опасность гибели для всего государства. Соломону казалось, что государство стоит прочно, он построил Храм, и его волновали лишь проблемы личного восхождения (Песнь Песней – о любви; или Экклезиаст – размышления о бренности существования). Но, помимо метафизических парений, царь должен в первую очередь позаботиться о реальности, о том, чтобы государство было правильным образом передано следующему поколению. Соломон не думал об этом, он не научил своего сына Рехавама государственному управлению и не позаботился о понимании народом основ существования Страны. Весь государственный строй держался на его личной харизме, а не на правильном устройстве государства, поэтому сразу после его смерти царство развалилось. Таким образом, ощущение постоянной опасности – один из важных элементов выживания, а отсутствие чувства опасности привело к разрушению государства.
Именно поэтому еврейский народ, во все времена балансирующий на грани выживания, живет дольше всех других народов. Обычные народы живут более-менее безопасной жизнью, им такое положение представляется в порядке вещей, поэтому сильный кризис их убивает. А еврейский народ, даже после катаклизмов и разрушений, снова встает на ноги, демонстрируя феноменальную способность к выживанию.