§ 2. Исход как «книга Откровения»
В предисловии к комментарию к книге Бытия уже отмечалось, что европейские названия книг Торы (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) исходно являются еврейскими. В древности у каждой книги существовали два названия: по теме книги и по одному из ее первых слов. Первое название (переведенное на греческий и латынь, а с них на другие языки) закрепилось в европейской культуре, второе стало принятым в еврейской терминологии.
В частности, вторая книга Торы в древности называлась Сефер йециат Мицраим, «Книга Исхода из Египта», что в дальнейшем было переведено как «Исход».
Поскольку современные ивритские названия книг Торы (Берешит, Шемот и т.д.) употребляются и для книг, и для обозначения первого недельного раздела в каждой из них, мы, во избежание путаницы, используем для книг Торы их европейские имена, а ивритские термины оставляем для недельных разделов.
В книге Исход можно выделить три части:
- А) История: Исход из Египта и рождение еврейского народа.
- В) Завет: Заключение завета на Синае.
- С) Святость: Храм и проблемы служения.
Дальнейшие три книги Пятикнижия являются продолжениями этих частей книги Исход:
- (3) книга Левит продолжает тему Святости, и говорит о функционировании Храма и о заповедях, связанных со святостью;
- (4) книга Числа продолжает тему Истории, и рассказывает о его хождении по Пустыне;
- (5) книга Второзаконие продолжает тему Завета, и говорит о дополнительном его аспекте, «Завет в степях Моава».
Переделать в Картинку – взять из предыдущего издания, п. 2.2
(1) Бытие — — à (2) Исход — — ├à (3) Левит
├à (4) Числа
├à (5) Второзаконие
***
Более подробно структура Книги Исход (как и Книги Бытия) проявляется в парах ее недельных разделов. Каждая пары дает два взгляда на одну тему: «Тора Моисея» и «Тора Аарона».
- «Подход Моисея» это взгляд изнутри, сущность, откровение.
- «Подход Аарона» это взгляд извне, детализация, очищение.
(См. подробнее ниже § 21, «Храм Моисея и Храм Аарона»).
А именно:
А) История: Исход из Египта и рождение еврейского народа:
- (1) Шемо́т, «Имена» (1:1 – 6:1) — подготовка к Исходу изнутри, Моисей.
- (2) Ваэра́, «Я явился» (6:2 – 9:35) — подготовка к Исходу снаружи, Аарон.
- (3) Бо, «Войди» (10:1 – 13:16) — сам Исход изнутри, Моисей.
- (4) Бешала́х, «Когда отпустил» (13:17 – 17:16) — сам Исход снаружи, Аарон.
В) Завет: Заключение завета на Синае:
- (5) Итро́, «Итро» (18:1 – 20:26) — общие принципы завета, Моисей.
- (6) Мишпати́м, «Законы» (21:1 – 24:18) — детализация завета, Аарон.
С) Храм и hашраат Шехина, пребывание святости на народе Израиля:
- (7) Трума́, «Приношение» (25:1 – 27:19) – повеление о Храме в аспекте Моисея.
- (8) Тецаве́, «Повели» (27:20 – 30:10) — повеление о Храме в аспекте Аарона.
- (9) Ки Тиса́, «Когда будешь возносить» (30:11 – 34:35) — Кризис (непарный раздел).
- (10) Ваякhе́ль, «И собрал» (35:1 – 38:20) — построение Храма, аспект Моисея.
- (11) Пекуде́й, «Отчеты» (38:21 – 40:38) — построение Храма аспект Аарона.
2.3. «Книга Сотворения» и «книга Откровения»
Сотворение и Откровение это два центральных Божественных действия. Творение призвано скрыть Бога от человека: когда мы смотрим на мир, то не видим Бога, Он скрыт от нас. Тогда как Откровение призвано открыть Бога человеку.
Книга Бытия это книга Сотворения, создания мира и формирования основ будущего еврейского народа. А Книга Исход это книга Откровения, которое происходит как в процессе Исхода из Египта, так и при Даровании Торы на Синае, и также откровения в Храме.
Многим легко признать Божественное Сотворение мира, но сложно осознать наличие в мире Откровения. При этом для нашей религиозной жизни Откровение важнее: оно показывает личную связь человека с Богом и Его непосредственное участие в событиях вокруг. В акте Сотворения забота Бога о человеке не проявляется явно, мир создается и приводится в действие, а потом как бы «пускается на самотек». В акте же Откровения забота и личная связь выходят на первый план. Признание Откровения это следующий религиозный уровень после признания Сотворения.
Мидраш отмечает, что Тора начинается с бет, второй буквы алфавита (со слова Берешит, «В начале»), и объясняет, что Бог не согласился на просьбу буквы алеф начать с нее рассказ о Сотворении, но пообещал впоследствии начать с нее Десять заповедей («Я (Анохи) Господь, Бог твой» — Исх. 20:2). Иными словами, буква бет характеризует Сотворение, а алеф — Откровение.
Творение должно начинаться с бет, второй буквы, поскольку при Сотворении не должно быть только одной тенденции, обязательно должно присутствовать многообразие вариантов понимания. Сотворение скрывает Бога от человека, поэтому оно дает самому человеку выбирать как ему жить, ощущать ли связь с Богом или отказаться от этого.
При Откровении ситуация иная. Это прямая связь с Божественной Личностью, которая не оставляет места сомнениям или иному мнению. Такое Единство и Единственность выражает алеф, первая буква.
Сокрытие Бога в Сотворенном мире это также сокрытие смысла. Наблюдая мироздание или исследуя его с точки зрения науки, мы не можем обнаружить в нем смысла и цели, они не следуют из изучения природы. Недостающий элемент дает нам Откровение, которое показывает осмысленность мира, его целенаправленность.
2.4. Божественное Откровение сначала дается Египту, а не Израилю
Первым народом, которому Бог раскрывается в книге Исход, это египтяне, а не евреи.
Тора говорит об этом прямо: казни египетские нужны чтобы «египтяне познали, что Я Господь» (14:4) — а для евреев Откровение происходит позже, на горе Синай, при Даровании Торы.
Древний Египет (через Грецию и Рим) был источником Западной цивилизации[15]. Поэтому откровение Египту это откровение для всего человечества.
Вначале, при Исходе, Бог должен открыться всем — чтобы затем на Синае дать евреям задачу нести человечеству Его послание. Евреи не могли бы сдвинуть человечество с его «природных» позиций, если бы сначала Бог не поколебал эти позиции Откровением Египту, и Он сделал это с помощью египетских казней.
В египетской культуре содержится сильное Божественное начало, но оно подавлено преклонением перед природой. В первый раз Египет упоминается во 2-й главе книги Бытия, где описаны реки, выходящие из Райского сада (Быт. 2:13, см. комментарий там). Это означает, что Египет имеет доступ к изначальной мировой духовности — но он пользуется ею неправильно.
Египет называется в Торе «домом рабства» (13:3, 20:2), т.е. рабство составляет его сущность. Он превращает людей в рабов Фараона, а всю страну в рабов природы (и делает еврейский народ частью этой рабской системы). Такая система должна быть разрушена.
Откровение Египту заключается в разрушении египетской самоуверенности, в разрушении опоры на природу, на ее цикличность и детерминированность. При крушении этих установок высвобождается Божественная основа египетской цивилизации, часть которой евреи должны унести с собой. Именно это и есть «опустошение Египта» (3:22), которым сопровождается Исход.
В отличие от книги Бытия, рассказывающей об отдельных великих личностях, книга Исход описывает жизнь целого народа как единого целого. И это более продвинутый этап развития по отношению к Праотцам.
Здесь проявляется парадоксальность духовной стороны исторического процесса. Величие лидеров снижается: Моисей был не так велик, как Праотцы, пророки следующих времен не имели величия Моисея, мудрецы Талмуда стояли ниже пророков, а раввины пост-талмудической эпохи не достигали уровня мудрецов Талмуда. Но при этом происходит духовный рост мира и общества в целом. Видимо, великие потому и мельчают, что большая часть работы сделана, и лидеры последующих эпох «стоят на их плечах» — а тот, кто стоит на плечах гигантов, видит дальше, хотя сам ниже ростом[16].
Книга Бытия говорит о святости индивидуума, отдельного человека. А книга Исход обсуждает святость общества, целого народа.
Праотцам было обещано, что из них произойдет народ — поскольку повлиять на человечество, состоящее из народов, может только целый народ. В процессе развития человечества святость должна стать уделом не только отдельных людей, но общества в целом. Она должна распространиться не только на специфически религиозные области жизни (заповеди, молитву и т.д.), но и на всю жизнь общества и государства, экономику, развитие науки, техники, искусства, устройство социума. «Светская часть жизни» тоже должна быть вовлечена в область святости. Такого уровня может достичь только народ, но не отдельные люди и даже не отдельные праведники.
Поэтому в Книге Исход сначала рождается народ, будущий субъект святости, и лишь затем он получает Тору и направляется в свою Страну, чтобы построить жизнь на основе этой святости.
«Святость народа в целом» и «святость светской жизни» являются фундаментальными библейскими понятиями. Однако даже и сегодня еврейский народ все еще не передал человечеству понимание этого аспекта. Мир воспринял от евреев монотеизм, представление о едином Боге и Его заповедях, аспекты личного диалога с Богом. Но идеи общенациональной святости и общенационального Диалога с Богом еще не переданы, они еще ждут своего времени.
(Согласно концепциям рава А.И. Кука, т.е. религиозному сионизму, передача народам мира понятий о «святости светской жизни» произойдет в ходе исторического, политического и духовного развития нынешнего Государства Израиля. Однако это отдельная большая тема, выходящая за рамки данного комментария).
2.5. Мать Египет и отец Вавилон
Как уже отмечалось[17], еврейский народ по структуре и происхождению отличается от обычных народов.
У народов мира есть понятие «Родина — мать», в том смысле, что «страна это родитель по отношению к народу, страна порождает народ». И это действительно верно в отношении абсолютного большинства народов, национальное сознание которых формируется в ходе истории их страны. Это очевидно в странах Нового света, когда государственная история порождает народы. Но в более ранние времена аналогичные процессы происходили с народами Старого света: когда разные этнические группы начинали жить в одном государстве, их истории объединялись, и через несколько сотен лет они становились одним народом (как например, галлы, франки и провансальцы превратились в единый народ французов). Т.е. народы формируются в ходе истории государств, страна «рожает» народ.
В еврейской культуре отношения народа со своей страной иные. Страна Израиля воспринимается не как мать еврейского народа, а как его жена, так что в ходе истории «еврейский народ женится на Стране Израиля». Рождается же еврейский народ в другом месте — в Египте.
Мидраш уподобляет Исход этапам рождения человека. Когда Яаков и его семья уходят из Вавилона (от Лавана) и приходят в Египет, это уподобляется зачатию. Далее народ увеличивается и разрастается внутри Египта, и это беременность. Когда приходит время Исхода, начинаются родовые схватки, казни египетские. И, наконец, море расступается, подобно тому как при родах отходят воды. В итоге народ рождается, выходит из Египта.
Ребенка посылают учиться — и еврейский народ идет к горе Синай получать Тору. А потом ему пора жениться на своей невесте, Стране Израиля. Но поскольку еврейский народ был тогда слишком молод и побоялся жениться (с молодыми людьми это случается) и не решился завоевать страну, его отправили продолжить учебу, ходить сорок лет по Пустыне. После этого он вновь приходит к Стране Израиля и завоевывает ее, женится на ней.
Брак еврейского народа со Страной Израиля полноценно оформляется при создании еврейского государства. А ребенок, который у них рождается, это Машиах (Мессия), царь еврейского государства. Машиахов может быть много (например, этим термином в Танахе называются Саул, Давид, Соломон и последующие цари его династии).
Пророка Исайя говорит о еврейской миссии: «Ибо из Сиона выйдет Тора, и слово Бога из Иерусалима» (2:3). Здесь «Выйдет Тора, и слово Бога» — не для еврейского народа, а для всего человечества. Еврейский народ получил все это на Синае, когда проходил курс учебы. А весь мир получает свет из Сиона, т.е. из еврейского государства со столицей в Иерусалиме.
Мидраш говорит, что на Синае Бог был бы готов дать Учение всем народам, но в той ситуации они отказались, и только евреи согласились и оказались способны принять Тору. Причина была в том, что Тора на Синае это Тора небесная, а принять Божественное слово с Неба может только еврейский народ. Но делает он это не только для себя, но и для всего мира, для передачи Божественного Учения человечеству. Именно в такой передаче состоит смысл всего существования еврейского народа, и в частности еврейского государства в Святой Земле.
В процессе истории брака еврейского народа и Страны происходит превращение Торы в ТаНаХ (Еврейскую Библию). Это превращение Небесного Учения в более земное, понятное человечеству, в то, что может быть им воспринято. И тогда осуществляется пророчество Исайи о том, что Учение Бога выходит из Сиона и Иерусалима.
Особый характер связи еврейского народа со своей Страной можно понять именно в аспекте «брака Народа и Страны». Когда другие народы переселяются, они по прошествии времени забывают о прежней родине. Американцы, квебекцы или аргентинцы не жаждут возвращаться в Англию, Францию или Испанию. Это похоже на то, как ребенок, вырастая, уходит от матери, расстается с ней. Он сохраняет с ней связь, переписывается и иногда навещает ее, но живет отдельно и не планирует возвращение. Еврейский же народ, уйдя из своей страны, ушел не от матери, а от жены. Точнее, когда еврейский народ стал плохо себя вести, Страна Израиля выгнала его, но, когда он исправился и раскаялся, она согласна принять его обратно[18].
За то время, пока еврейский народ был в изгнании, Страна не выходила замуж ни за кого другого: почти весь период изгнания евреев она была заброшенной провинцией других государств, а не самостоятельной единицей. Ни один другой народ не смог сформироваться на ее территории, а возникавшие здесь государства были недолговечны. Поэтому сегодня возвращение еврейского народа к своей Стране это «возобновление брака с целью родить Машиаха», т.е. нести миру мессианский свет — те его аспекты которые пока что еще не были переданы человечеству.
***
Итак, Египет был матерью еврейского народа, а отцом его был Вавилон.
Вавилон и Египет это особые страны. Они упомянуты в Книге Бытия в рассказе о Сотворении мира (2:10), их питают реки Райского сада, между ними разделена изначальная духовность человечества. Еврейский же подход объединяет духовность Египта и духовность Вавилона, чтобы родить народ, который сможет принести Божественный свет для всех народов.
Поэтому Авраам приходит из Вавилона, спускается в Египет и далее выходит из Египта, осуществляя интеграцию Вавилона и Египта на личном уровне. На следующем этапе Яаков идет в Вавилон, там женится и рожает детей, создает семью и вместе с ней выходит из Вавилона и спускается в Египет, реализуя связь уже не на индивидуальном, а на семейном уровне[19]. Следующим, национальным уровнем является Исход из Египта, т.е. рождение народа.
Поскольку еврейский народ рождается из Египта, они в чем-то родственен ему. Египет это величайшая цивилизация древности, самая развитая в духовном, научном и техническом отношениях. И не случайно еврейский народ возникает именно там: он не мог бы родиться в слабой или периферийной стране.
То, что еврейский народ должен родиться благодаря Египту, чувствовал еще Авраам. Неслучайно он полагал, что продолжателем его дела станет Ишмаэль, сын египтянки Агари[20], и ему пришлось пережить тяжелый личный кризис чтобы осознать Ицхака продолжателем его миссии.
Идея «рождения через Египет» была неверной на стадии Авраама, но в принципе она правильна. Авраам ошибался полагая что это может произойти уже при его жизни, тогда как сначала предстояло породить Ицхака и Яакова, и уже далее семья Яакова как единое целое должна была спуститься в Египет, чтобы народ сынов Израиля мог родиться из него.
И также Моисей сначала реализует эту «связь еврейского и египетского» внутри собственной личности, и только после этого он может стать лидером Исхода.