Библейская Динамика | Том 1. Бытие, ч.7

§ 50. Конфликт Иосифа с братьями

50.1. Сны Иосифа (37:5-11)

ה וַיַּֽחֲלֹ֤ם יוֹסֵף֙ חֲל֔וֹם וַיַּגֵּ֖ד לְאֶחָ֑יו וַיּוֹסִ֥פוּ ע֖וֹד שְׂנֹ֥א אֹתֽוֹ׃ ו וַיֹּ֖אמֶר אֲלֵיהֶ֑ם שִׁמְעוּ־נָ֕א הַֽחֲל֥וֹם הַזֶּ֖ה אֲשֶׁ֥ר חָלָֽמְתִּי׃ ז וְ֠הִנֵּה אֲנַ֜חְנוּ מְאַלְּמִ֤ים אֲלֻמִּים֙ בְּת֣וֹךְ הַשָּׂדֶ֔ה וְהִנֵּ֛ה קָ֥מָה אֲלֻמָּתִ֖י וְגַם־נִצָּ֑בָה וְהִנֵּ֤ה תְסֻבֶּ֨ינָה֙ אֲלֻמֹּ֣תֵיכֶ֔ם וַתִּֽשְׁתַּחֲוֶ֖יןָ לַֽאֲלֻמָּתִֽי׃ ח וַיֹּ֤אמְרוּ לוֹ֙ אֶחָ֔יו הֲמָלֹ֤ךְ תִּמְלֹךְ֙ עָלֵ֔ינוּ אִם־מָשׁ֥וֹל תִּמְשֹׁ֖ל בָּ֑נוּ וַיּוֹסִ֤פוּ עוֹד֙ שְׂנֹ֣א אֹת֔וֹ עַל־חֲלֹֽמֹתָ֖יו וְעַל־דְּבָרָֽיו׃ ט וַיַּֽחֲלֹ֥ם עוֹד֙ חֲל֣וֹם אַחֵ֔ר וַיְסַפֵּ֥ר אֹת֖וֹ לְאֶחָ֑יו וַיֹּ֗אמֶר הִנֵּ֨ה חָלַ֤מְתִּֽי חֲלוֹם֙ ע֔וֹד וְהִנֵּ֧ה הַשֶּׁ֣מֶשׁ וְהַיָּרֵ֗חַ וְאַחַ֤ד עָשָׂר֙ כּֽוֹכָבִ֔ים מִֽשְׁתַּחֲוִ֖ים לִֽי׃ י וַיְסַפֵּ֣ר אֶל־אָבִיו֮ וְאֶל־אֶחָיו֒ וַיִּגְעַר־בּ֣וֹ אָבִ֔יו וַיֹּ֣אמֶר ל֔וֹ מָ֛ה הַֽחֲל֥וֹם הַזֶּ֖ה אֲשֶׁ֣ר חָלָ֑מְתָּ הֲב֣וֹא נָב֗וֹא אֲנִי֙ וְאִמְּךָ֣ וְאַחֶ֔יךָ לְהִשְׁתַּֽחֲוֺ֥ת לְךָ֖ אָֽרְצָה׃ יא וַיְקַנְאוּ־ב֖וֹ אֶחָ֑יו וְאָבִ֖יו שָׁמַ֥ר אֶת־הַדָּבָֽר׃

(5) Йосефу приснился сон, и он рассказал его братьям, и они еще больше возненавидели его.

(6) И сказал им: «Послушайте-ка сон который я видел.

(7) Вот, мы в поле вяжем снопы, и мой сноп поднялся и встал прямо, а ваши снопы окружили мой сноп и поклонились ему».

(8) И братья сказали: «Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь над нами властвовать?» И еще больше возненавидели его за сны и за его слова.

(9) И ему приснился еще один сон, и он рассказал его братьям, и сказал: «Вот, приснился мне еще сон: что солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне».

(10) И он рассказал отцу и братьям, и отец отругал его, и сказал: «Что это за сон приснился тебе? Неужели придем я, и твоя мать, и братья поклониться тебе до земли?»

(11) И братья завидовали ему, а отец запомнил сказанное.

(5) Йосефу приснился сон, и он рассказал его братьям, и они еще больше возненавидели его: Сны Иосифа отражают его идеологию. Рассказывая их содержание братьям, он к их личной ненависти добавляет также и ненависть идеологическую.

(7) Вот, мы в поле вяжем снопы: Братья вяжут снопы, т.е. занимаются земледелием. Но в реальности они отнюдь не земледельцы – они скотоводы!

Снопы зерна показывают жажду Иосифа накормить мир — ведь земледелие гораздо более эффективно чем скотоводство. Но земледелие может легко поработить человека, который уткнулся в свой участок и не видит мира в его широте (подробнее о конфликте скотоводов и земледельцев см. §10.3). Братья же хотят оставаться свободными, поэтому они возмущены идеями Иосифа.

Однако неслучайно позже Иосифа продают именно в Египет — который является житницей древнего мира, и при этом «страной рабов» (Исход 20:2).

И мой сноп поднялся и встал прямо, а ваши снопы окружили мой сноп и поклонились ему: Т.е. остальные братья должны поклониться Иосифу. Впоследствии этот сон реализовался при втором приходе братьев в Египет — а не при первом приходе, поскольку тогда с братьями не было Биньямина, т.е. они были не все.

(8) И братья сказали: Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь над нами властвовать: Малах, «царствовать», и мошель, «властвовать» — разные понятия. Царствовать означает «управлять с согласия подданных и в гармонии с ними», а «властвовать» означает «навязывать свою волю силой». В снах Иосифа, действительно, легко увидеть стремление к царствованию — однако в них нет и намека на властвование, навязывания своей воли. Братья добавили этот аспект сами, неправильно оценив претензии Иосифа, и тем усилили конфликт.

И еще больше возненавидели его за сны и за его слова: Возненавидели как за сами сны (ему снятся сны, а им нет), так и за слова – рассказывая им такие сны, он сознательно претендует на главенствующую роль в семье.

(9) И ему приснился еще один сон, и он рассказал его братьям: Тора не сообщает о реакции братьев — т.е. когда Иосиф рассказал им свой второй сон, они отказались реагировать.

(10) И он рассказал отцу и братьям: После отказа братьев Иосиф выбирает момент, когда все они были с отцом, и рассказывает свой сон еще раз. Иосиф хочет добиться признания своего особого статуса несмотря на сопротивление братьев.

И отец отругал его, и сказал: Что это за сон приснился тебе? Неужели придем я, и твоя мать, и братья поклониться тебе до земли: В принципе, второй сон допускает самые разные толкования: например что природа готова склониться перед великими замыслами Иосифа. Но Яаков толкует его именно как поклонение всей семьи Иосифу — и это привело к тому что так это и реализовалось.

Яаков говорит о семье как о едином целом. И хотя он упоминает «мать Иосифа», но не делает на ней особый акцент — поскольку то что Рахель уже умерла, не было препятствием к реализации сна как поклонения семьи: вместо Рахели могла бы выступать Билhа, ее рабыня, и вообще сон может реализоваться не во всех деталях.

(11) И братья завидовали ему: Поскольку подспудно чувствовали его правоту.

А отец запомнил сказанное: Яаков ощутил пророческий смысл сна и запомнил его. Поэтому возможно, что выговор отца Иосифу был предназначен лишь для успокоения братьев.

50.2. Опасения братьев и позиция Яакова

Опасения братьев отнюдь не были беспочвенными.

Их отношение к Иосифу основано не только на том, что он хочет власти, или что его установка на земледелие ломает сложившуюся систему жизни. Главным было подозрение, что Иосиф хочет изгнать их из семьи и остаться единственным наследником Завета с Богом.

В истории дома Авраама дважды случалось, что один из сыновей (младший) наследовал все, а остальные удалялись из дома. Ицхак получил все духовное наследство Авраама и Страну Израиля, а Ишмаэль был изгнан. В следующем поколении Яакову досталось духовное и материальное благословение Ицхака, а Эсав ушел на гору Сеир. Таким образом, братья имели основания опасаться, что Иосиф готовит такую же участь для них: он добивается чтобы Яаков передал ему все наследство, а их отослал от себя.

Т.е. они воспринимали действия Иосифа как покушение на их существование в семье, и поэтому нанесли упреждающий удар.

Конечно, все это не оправдывает братьев. Однако мы должны попытаться их понять: братья могли искренне заблуждаться.

Яаков же, избегая открытого конфликта, не объясняет братьям их ошибку, а лишь гасит внешнее проявление ссоры. Вместо того, чтобы вместе попытаться разобраться в значении снов, Яаков порицает Иосифа — тем самым давая братьям повод считать, что с этого момента тот перестал быть «любимчиком». Поэтому у братьев возникает ощущение что если они избавятся от Иосифа, то для Яакова это будет не так страшно, и может быть он даже подсознательно хочет этого.

Таким образом действия Яаков не только не исправили ситуацию, но возможно даже и послужили одной из косвенных причин продажи Иосифа в рабство.

50.3. Сны идут вослед толкованию

Еврейская традиция говорит «сны идут вослед их толкованию» — т.е. сны реализуются в соответствии с тем объяснением, которое дают им слушатели. В данном случае Иосиф в итоге становится царем над братьями (в Египте), и Яаков кланяется ему (46:30, 47:31) — именно потому, что братья и Яаков истолковали так его сны.

Очень часто сны (и предсказания) осуществляются именно из-за того что люди, опасаясь реализации сна, пытаются противодействовать тому что «предсказано», не допустить чтобы оно осуществились. Однако такое противодействие само и показывает веру в сон — а предсказание реализуется именно для тех, кто в него поверит. В итоге именно из-за этой веры сон и воплощается в действительность, порой вопреки желанию.

Из примеров такой схемы можно вспомнить греческую историю про Эдипа: по предсказанию, он должен был убить своего отца и жениться на матери, поэтому обеспокоенный отец сделал все, чтобы Эдип был удален из семьи — но именно из-за этого Эдип вырос, не зная родителей, и предсказание осуществилось. Если бы на предсказание не обратили внимания и оставили Эдипа в семье, этих событий не произошло бы.

А поскольку «сны идут вслед за их толкованием», причем за тем, которое дают ему окружающие — еврейская традиция учит, что услышав чей-то сон нужно немедленно истолковать его к добру. Это важная часть проявления любви к ближнему и исправления мира.

И, конечно, нельзя воспринимать плохие сны, пожелания и проклятия как опасность, от которой надо всерьез защищаться действием. Если ты не веришь в них, то они не причинят вреда.

Иосиф специально рассказывает свои сны братьям, он хочет, чтобы они истолковали их. Если бы братья истолковали сны Иосифа по-другому — то история пошла бы иным путем.

Сны неподвластны нашим решениям — но их истолкование, и поэтому реализация, зависят от нас.

50.4. Экономическое мессианство Иосифа

С точки зрения братьев, сны Иосифа отражают его личные эгоистические устремления. Раз Иосиф ночью видит во сне, как они кланяются ему – значит днём он мечтает стать царем, жаждет властвовать. А снопы отражают желание заняться земледелием ради порабощения окружающих.

Однако возможно (и этот вывод мы делаем из последующей деятельности Иосифа в Египте) что с его точки зрения сны говорят совсем о другом: о том что у их семьи, под руководством Иосифа, есть миссия накормить весь мир. И уже далее успех экономический приведет к успеху и духовному. Поэтому нужно переориентироваться на земледелие, продуктивность которого выше. А то что снопы кланяются ему — указание на то что только Иосиф способен осуществить этот великий проект.

Свой же второй сон, когда ему кланяются солнце, луна и звезды — Иосиф, например, мог воспринимать как знак подчинения человеку небесных светил, природных явлений, чтобы человек мог использовать их для собственных нужд. И это гармонирует с его «экономическим мессианством». Именно достижение материального процветания человечества должно стать, по его мнению Иосифа, задачей еврейского народа.

Такая точка зрения не является беспочвенной. Например, если оценить вклад еврейского народа в развитие науки и технологии, и соответственно рост материального благосостояния человечества в ХХ веке, то результат окажется весьма значительным. Однако ошибкой было бы считать, что это и есть главный еврейский вклад в цивилизацию. Царство Иосифа это лишь подготовка площадки для царства Иеhуды.

С другой стороны, Иеhуда тоже не должен считать что ценными являются только достижения в духовной области. Он должен понимать, что путь Иосифа, хозяйственное процветание, это не только необходимая материальная основа для реализации духовности — но что это сущностно важно. Что материя не менее Божественна, чем духовность.

50.5. Иосиф идет к братьям в Шхем и Дотан (37:12-17)

יב וַיֵּֽלְכ֖וּ אֶחָ֑יו לִרְע֛וֹת אֶׄתׄ־צֹ֥אן אֲבִיהֶ֖ם בִּשְׁכֶֽם׃ יג וַיֹּ֨אמֶר יִשְׂרָאֵ֜ל אֶל־יוֹסֵ֗ף הֲל֤וֹא אַחֶ֨יךָ֙ רֹעִ֣ים בִּשְׁכֶ֔ם לְכָ֖ה וְאֶשְׁלָֽחֲךָ֣ אֲלֵיהֶ֑ם וַיֹּ֥אמֶר ל֖וֹ הִנֵּֽנִי׃ יד וַיֹּ֣אמֶר ל֗וֹ לֶךְ־נָ֨א רְאֵ֜ה אֶת־שְׁל֤וֹם אַחֶ֨יךָ֙ וְאֶת־שְׁל֣וֹם הַצֹּ֔אן וַֽהֲשִׁבֵ֖נִי דָּבָ֑ר וַיִּשְׁלָחֵ֨הוּ֙ מֵעֵ֣מֶק חֶבְר֔וֹן וַיָּבֹ֖א שְׁכֶֽמָה׃ טו וַיִּמְצָאֵ֣הוּ אִ֔ישׁ וְהִנֵּ֥ה תֹעֶ֖ה בַּשָּׂדֶ֑ה וַיִּשְׁאָלֵ֧הוּ הָאִ֛ישׁ לֵאמֹ֖ר מַה־תְּבַקֵּֽשׁ׃ טז וַיֹּ֕אמֶר אֶת־אַחַ֖י אָֽנֹכִ֣י מְבַקֵּ֑שׁ הַגִּֽידָה־נָּ֣א לִ֔י אֵיפֹ֖ה הֵ֥ם רֹעִֽים׃ יז וַיֹּ֤אמֶר הָאִישׁ֙ נָֽסְע֣וּ מִזֶּ֔ה כִּ֤י שָׁמַ֨עְתִּי֙ אֹֽמְרִ֔ים נֵֽלְכָ֖ה דֹּתָ֑יְנָה וַיֵּ֤לֶךְ יוֹסֵף֙ אַחַ֣ר אֶחָ֔יו וַיִּמְצָאֵ֖ם בְּדֹתָֽן׃

(12) И братья пошли в Шхем пасти отцовский скот.

(13) А Израиль сказал Йосефу: «Давай я пошлю тебя проведать братьев, которые пасут в Шхеме». И тот ответил: «Вот я».

(14) И сказал ему: «Пойди и посмотри, здоровы ли братья и цел ли скот, и возвращайся». И послал его из долины Хеврона, и он пришел к Шхему.

(15) Когда он блуждал в поле, ему повстречался человек, и этот человек спросил его: «Что ты ищешь?»

(16) И ответил: «Я ищу моих братьев — прошу, скажи мне, где они пасут?»

(17) И тот человек сказал: «Они ушли отсюда, и я слышал, как они говорили, что пойдут в Дотан». И Йосеф пошел за своими братьями, и нашел их в Дотане.

(12) И братья пошли в Шхем пасти отцовский скот: Не совсем понятен уход братьев так далеко от Хеврона, где жил Яаков — более ста километров, не менее двух дней пути.

Один вариант понимания: поскольку в Шхеме был купленный участок поля, а после истории с Диной все городские земли стали захваченной добычей, т.е. владением семьи Яакова — братья хотели показать свои права на эту территорию (что необходимо регулярно делать, иначе окружающие забудут что это твое владение).

Второй вариант понимания: в семье назревает раскол. Братья не могут изменить позицию отца и понизить статус Иосифа, поэтому отдаляются от него. Тогда уход в Шхем это нечто подобное будущему противостоянию северных и южных колен, распаду империи Соломона на Северное и Южное царство с центрами в Шхеме и Хевроне (Иерусалиме).

Пасти скот: В Торе выражение «пасти скот» часто является обозначает лидерство. Местные жители помнят поведение братьев в истории с Диной и признают их силу, и в этом районе братья постепенно позиционируют себя как «региональные князья».

(13) А Израиль сказал Йосефу: Израиль, а не Яаков – Праотец выступает в своей национальной, а не личной роли.

 Давай я пошлю тебя проведать братьев, которые пасут в Шхеме: Там, вне дома, братья сами себе лидеры — сможешь ли ты согласовать свои лидерские притязания с ними?

Поскольку сам Яаков-Израиль не может установить иерархию в семье (что являлось его обязанностью) — он хочет, чтобы его дети разобрались без него и сами установили мир между собой. Но далее оказывается, что в такой ситуации установление «иерархии снизу» может произойти только через прямое столкновение, насилие над Иосифом и дальнейший уход в Изгнание.

И тот ответил: Вот я: Эти слова всегда означают согласие и готовность. Иосиф не подозревает, что братья способны плохо поступить — поэтому он, как и его отец, неправильно оценивает ситуацию.

(14) И сказал ему: Пойди и посмотри, здоровы ли братья и цел ли скот, и возвращайся: Яаков не осознает степени раскола. Ему кажется что Иосиф сможет установить мир с братьями, и они согласятся с его выделенным статусом при Яакове.

(15) Когда он блуждал в поле, ему повстречался человек: По фабуле повествования непонятно зачем Тора рассказывает об этой встрече Иосифа с неизвестным человеком, и столь подробно описывает их диалог. Поэтому мидраш считает что это был ангел, которой должен был направить Иосифа к братьям, чтобы обозначить дальнейшее развитие событий как Божественное провидение, необходимый процесс формирования народа.

Разумеется, это не снимает с братьев ответственности за совершенное ими преступление.

И этот человек спросил его: Что ты ищешь: Диалог Иосифа с ангелом проясняет суть его отношений с братьями.

Ангел задает ему не только практический вопрос, но это и вопрос по сути: «Чего ты ищешь в жизни?»

(16) И ответил: Я ищу моих братьев – прошу, скажи мне, где они пасут: Это также не только практический ответ, но и ответ по сути: Иосиф ищет братство, он хочет объединить семью ради великих целей. И для этого он хочет также понять лидерские установки братьев, «где они пасут, как именно они осуществляют свое лидерство».

(17) И тот человек сказал: Они ушли отсюда: Мидраш: Они «ушли отсюда» не только в смысле «ушли от этого места» (от Шхема), но и «ушли от того, что ты думаешь про них» (т.е. от братства).

И я слышал, как они говорили, что пойдут в Дотан: В Шхеме еще сохранялась память о семейном единстве, когда братья выступили вместе в истории с Диной. В Дотане (северо-западнее Шхема) такой памяти уже не было.

И Йосеф пошел за своими братьями, и нашел их в Дотане: Иосиф так сильно жаждет восстановления братских отношений, что выходит за Шхем, за пределы тех границ, которые были указаны его отцом. Это было уже самостоятельной инициативой Иосифа — и поэтому, полагает мидраш, на Иосифа здесь уже не распространялась отцовская «защита», и это привело к тому что его захватили и продали в рабство.

Back to top button