Библейская Динамика | Том 1. Бытие, ч.7
§ 48. Иосиф и его братья: общая картина
48.1. Структура завершающих разделов Книги Бытия
Рассказ о взаимоотношениях сыновьей Яакова занимает четыре заключительных недельных раздела книги Бытия, и в них чередуются падение и возвышение Иеhуды и Иосифа:
(9) Вайешев (37:1-40:23) Сыновья Яакова как индивидуумы — 1.
Падение Иеhуды
(10) Микец (41:1-44:17) Сыновья Яакова как индивидуумы — 2.
Возвышение Иосифа в Египте
(11) Вайигаш (44:18-47:27) Сыновья Яакова как прародители колен — 1.
Падение Иосифа
(12) Вайехи (47:28-50:26) Сыновья Яакова как прародители колен — 2.
Возвышение Иеhуды
Повествование вращается вокруг Иосифа и Иеhуды, как двух типов лидерства в еврейском народе. При этом еврейская традиция понимает образы этих двух лидеров не только на основании того что написано о них в тексте Торы — но и из того как их наследники, колена Иосифа и Иеhуды, проявили себя в дальнейшей еврейской истории. Поскольку эта дальнейшая история описана в Танахе, Священном Писании — она тоже является частью Божественного Откровения.
Поэтому Иосиф и Иеhуда рассматриваются не только как индивидуумы сыновья Яакова, но одновременно как два мессианских направления, «Машиах потомок Иосифа» и «Машиах потомок Иеhуды», которые позже из них формируются.
Анализ отношений между ними важен для понимания как библейской истории, так и сегодняшней израильской государственности и ее развития.
Мы начали обсуждать эту тему выше (см. § 42.7. «Яаков и Израиль как две линии в еврейском народе»), и продолжим ее обсуждение здесь.
48.2. Иосиф и категория йесод в структуре еврейского народа
Выше уже обсуждалась важность концепции сфирот для понимания героев Торы и динамики их личностного развития. (См. схему в § 8.2. «Система сфирот»).
Сфирот хохма, «озарение», и бина, «понимание», находящиеся на верхнем уровне системы, уровне «интеллекта» — персонифицированы в Адаме и Еве.
Ниже расположены сфирот уровня эмоций и устремлений, и они персонифицированы в Праотцах: это хесед («милость», Авраам), гвура («строгость», Ицхак) и тиферет («равновесие», Яаков).
Еще ниже располагается уровень практики: нецах («победа», Моисей), hод («величие», Аарон) и йесод («основа», Иосиф).
Йесод собирает и концентрирует в себе свет, прошедший через все три (правую, левую и центральную) линии Дерева сфирот. Однако йесод это только подготовка к реализации Божественных целей. Реализуются же они на следующей стадии, малхут, «царство», которая ассоциируется с царем Давидом.
***
Уже здесь мы видим совершенно особое положение Иосифа. Среди всех сыновей Яакова только Иосиф входит в число главных личностей, сформировавших душу еврейского народа и имеющих персонализацию на Дереве сфирот.
Каждый из сыновей Яакова основал одно колено, но Иосиф основал два, поскольку Яаков поднял его сыновей Эфраима и Менаше до статуса основателей отдельных колен.
Поэтому Иосиф имеет частично статус Праотца. Это его промежуточное положение между отцом и братьями (при том, что по возрасту он младше них) являлось источником постоянного конфликта в семье.
***
Йесод, «основа», категория Иосифа – это соотношение с реальностью, адекватное понимание проблем и практическое влияние на мир.
Настоящей жизненной страстью Иосифа является исправление окружающего мира. Он стремится вмешаться во все процессы окружающей жизни — и он удачлив в своих начинаниях, «во всем, что он делает, Господь посылает ему успех» (39:3).
Иосиф с самого начала очень хорошо понимает устройство материального мира. Но это его понимание материи (в частности, в аспекте сельского хозяйства, экономики) настолько огромное, что становится для него чуть ли не тотальным, перекрывает возможность учета психологии, «человеческого фактора». Из-за этой недооценки психологических проблем он зачастую терпит неудачу (история с братьями, с женой Потифара, необоснованная надежда на помощь виночерпия, недооценка влияния жрецов на жизнь Египта). Проходя в жизни сложные ситуации и постепенно набираясь опыта, Иосиф учится «огранке» категории йесод, уменьшению упований на чисто материальные и экономические основы социума — но это понимание приходит к нему в конце жизни.
Куда бы Иосиф ни попал, он становится распорядителем, управляющим — но при этом нигде не является главным, «хозяином». В молодости признаком его особого статуса в семье стала разноцветная рубашка, подаренная отцом, и Иосиф пытается указывать братьям, как им правильно жить. Этот первоначальный план воспитания братьев терпит поражение, и Иосифа продают в рабство. Однако и попав в Египет, он быстро становится управляющим в доме Потифара (39:4). Брошенный в заключение, он становится управляющим тюрьмой (39:21), а выйдя из тюрьмы обретает статус начальника над Египтом. Далее Иосифу удается, хотя и не полностью, осуществить свои исходные устремления по исправлению братьев. И он также смог преобразовать весь Египет в соответствии со своей программой.
В еврейской традиции Иосиф называется Йосеф hа-цадик, Иосиф-праведник, и он единственный из библейских персонажей за кем закрепилось такое звание. А само понятие «праведности» тоже связано с категорией йесод.
Книга Притч (10:25) говорит: цадик йесод олам, «праведник – основание мира». И также каббала связывает праведность с категорией йесод, «правильной оценкой реальной ситуации». Праведник это тот, на ком держится мир — в том смысле что он достойно действует в условиях реальных проблем. Идеал иудаизма это не «отшельническая праведность», которая уходит от социума и мирских проблем — а праведность в реальном мире. Живя в таком мире, праведник неизбежно делает ошибки. Но суть праведности не в непогрешимости, а в стремлении эти ошибки исправлять.
В молодости Иосиф неправильно использовал данные ему силы. Стремясь исправить братьев, он оскорблял и унижал их. В результате конфликта он был продан в рабство, попал в Египет, а потом и в тюрьму. Но все это явилось для него лишь «курсами повышения квалификации», процессом исправления и огранки категории йесод, уроком правильной оценки окружающего мира.
***
Сны Иосифа, в которых братья и вся семья кланяются ему, провиденциальны – он действительно имеет царский потенциал. Но его ошибка в том что он абсолютизирует свое царство, оно представляется ему идеалом устройства еврейского народа.
Однако далее, к концу книги Бытия, выясняется что Иосиф не прав. Его царство лишь временно, и скипетр должен перейти к дому Иеhуды (в системе сфирот это категория малхут, «царство», которая соответствует Давиду, царю из колена Иеhуды). Царство Иосифа является лишь начальной ступенью развития еврейской государственности, но не завершает ее. В терминологии каббалы это проявляется в структуре Дерева сфирот: весь свет предыдущих стадий концентрируется в йесод и не может пройти мимо него, но это лишь подготовка для категории малхут.
В Иосифе есть еще одно важное качество, необходимое для правильной реализации категории йесод, исправления мира: он бааль hа-халомот, «сновидец» (37:19). Он умеет понимать и толковать сны. Он дает разгадку снов царедворцев и самого Фараона, на этом основан его статус в Египте. И его собственные сны это не просто грёзы и мечты — в итоге именно они подсказывают Иосифу путь исправления семьи (42:9).
Сны это важнейший источник силы Йосефа. И это учит нас тому, что правильная оценка окружающего мира (категория иесод) не может быть построена лишь на анализе фактов и голых расчетах, в ней обязательно должна присутствовать мечта, устремление.
Лишь мечтатели могут менять мир, поэтому только они являются настоящими реалистами.
48.3. Соотношение двух царей-машиахов: из дома Иосифа и из дома Иеhуды
Из Иосифа и Иеhуды, как из двух типов лидерства в еврейском народе, происходят два мессианских направления: «Машиах потомок Иосифа» и «Машиах потомок Иеhуды».
Последние разделы книги Бытия дают нам динамику отношений между ними — когда сначала Иосиф и Иеhуда предстают как отдельные конфликтующие личности, а потом реализуются как прототипы своих мессианских направлений.
Один из аспектов мессианской работы состоит в том, чтобы осуществлять тикун, «исправление мира». Мир исправляется через собирание искр, которые рассыпались вследствие швират келим, «разбивания сосудов», и были захвачены клипот, «скорлупой» (см. § 40.5. «Овцы Яакова как стадии нисхождения сфирот из Эйн Соф», пп. 11-12).
Процесс собирания искр включает в себя несколько стадий: сначала необходимо преодолеть скорлупу, скрывающую божественные искры, далее нужно подсоединиться к искре, «ухватить» ее, и после этого соединить искры в единую сеть, в «сосуд», способный их удерживать и воспринимать Божественный свет, создающий связь между людьми и Всевышним.
При этом разные части еврейского народа выполняют в этой работе различные функции. Иосиф умеет управляться с материальным миром. И это умение является важной национальной чертой, которая в наши дни реализуется, например, в еврейских менеджерах, финансистах, инженерах и деятелях науки. Царь из дома Иосифа (в мессианском плане это Машиах бен Йосеф) организует еврейскую жизнь в области экономики, безопасности, материального благополучия, отвечает за «земные потребности». Разумеется, это важная функция — но будет совершенно неправильно считать что она является конечной вершиной. Наоборот, это только первая стадия — и дальше приходят царь из дома Иеhуды, отвечающий за духовное продвижение, и он может успешно действовать на той материальной основе, которая подготовлена домом Иосифа.
Царство дома Иосифа является предварительным, оно создает условия для преодоления скорлупы, обеспечивая возможность подсоединения к искре. Но недостаточно раскрыть доступ к искре, нужно еще и объединить искры в единое целое. Поэтому после царя из дома Иосифа приходит царь из дома Иеhуды (позже он был определен как царь из дома Давида), задача которого состоит в продвижении идеи диалога с Богом и передачи Божественного света человечеству.
Когда в древности, после эпохи Судей, еврейский народ стал готов к созданию государства, первым национальным царем стал Шауль (Саул) из колена Биньямина (т.е. из дома Иосифа), и лишь затем царство перешло к династии Давида из колена Иеhуды. Также и в будущем сначала должен прийти Машиах бен Йосеф, он подготовит внешние государственные рамки, которые смогут работать для преодоления скорлупы для доступа к искрам, и только потом Машиах бен Давид соединит искры в единую систему сосудов святости.