Библейская Динамика | Том 1. Бытие, ч.2

§ 17. Динамика Праотцов как исправление Сфирот

17.1. Праотцы в системе сфирот

Выше (в § 8 и § 9) мы уже начали обсуждать систему сфирот в соотнесении с процессом Сотворения мира. Теперь мы продолжим обсуждение и применение этой системы для понимания историй Праотцов.

Система сфирот (см. иллюстрацию выше, в § 8.2) начинается с кетер, «короны», которая соответствует понятию «воля». Иудаизм считает высшей категорию Воли Всевышнего (а не Его Мудрости, сфиру хохма) — поэтому также и в человеке, построенном по Образу и Подобию Всевышнего, ведущей силой является воля, свобода выбора, а мудрость понимается лишь как ее следствие.

Ниже кетер располагаются хохма, бина и даат, это три верхние (высшие, внутренние, скрытые) сфирот.

Под ними располагаются семь нижних (внешних, открытых) сфирот, которые соответствуют Семи дням Творения, а также семи ключевым личностям, сформировавшим облик еврейского народа.

Прежде всего это хе́сед, гвура́ и тифе́рет. Это интенциональные силы души, т.е. ее намерения и устремления. Этот уровень часто называют также «эмоциональным».

Категория хесед (принадлежащая к правой, экстравертной линии в структуре сфирот) означает устремление вовне, милость, благодать. В первый день Творения был сотворен Свет, который стремится распространяться, «давать себя миру»: он проявляет категорию хесед на уровне неживой природы. Аналогично этому у первого из Праотцов, Авраама, главным устремлением было оказывать милость всем окружающим, принимая путников и помогая бедным, и также распространять Учение. Таким образом, Авраам представляет категорию хесед на уровне структуры еврейского народа.

Категория гвура (принадлежащая к левой, интровертной линии в структуре сфирот) это «сила, мощь», она же дин, «суд». Это стремление к сохранению, удержанию, жесткости, самоограничению, закону, порядку, суду и справедливости. Она соответствует второму Дню Творения, когда создан «свод, отделяющий воду от воды» (1:7) – т.е. этот свод ограничивает, удерживает воду, и являет собой меру гвура на уровне неживой природы. Второй из Праотцов, Ицхак, носитель категории гвура в рамках структуры еврейского народа, посвятил жизнь тому, чтобы сохранять и удерживать учение Авраама.

Третья из сфирот этой группы — тиферет, «равновесие, гармония, красота, великолепие». Она расположена на средней, гармонизирующей линии, и соответствует третьему из дней Творения, когда было установлено равновесие между морем и сушей, а также появились растения. Тиферет призвана определять меру равновесия между категориями хесед и гвура, т.е. принимать решение о том когда будет правильным давать и проявлять милость — а когда, наоборот, удерживать и проявлять категорию суда. Это равновесие также называется эмет, «истина». В структуре еврейского народа категорию «равновесия и истины» представляет Яаков, третий из Праотцов. Ведущим мотивом его действий и стремлений было не «распространение» (как у Авраама) и не «сохранение» (как у Ицхака), а нахождение равновесия истины в сложном и конфликтном мире.

Все три категории интенционального уровня являются порождением («спуском вниз») соответствующих трех категорий ряда интеллектуального. Хохма это «направленность вовне» на интеллектуальном уровне — а хесед направлен вовне на уровне интенционном, уровне устремлений. Аналогично бина это интеллектуальная «направленность вовнутрь» — а гвура направлена внутрь интенционально и эмоционально.

На средней же линии даат порождает тиферет: только познавая на уровне даат, вбирая в себя познаваемое (см. подробнее выше в § 9) — мы сможем понять, применять ли в данном конкретном вопросе милость или суд.

17.2. Авраам как хесед и распространение монотеизма

Авраам посвятил свою жизнь распространению этического монотеизма среди человечества. Как мы отметили выше, он отнюдь не был первым, кто исповедовал такие религиозные представления — но он первый начал активно распространять их. Всю жизнь Авраам занимался тем, что проповедовал свое учение. Книга Бытия несколько раз (12:8, 13:4, 13:18, 14:22, 21:33) говорит: «И построил он там жертвенник Господу, и призывал Имя Господа», т.е. проповедовал, распространял Учение. Эта жажда распространения является одним из аспектов хеседа, «милости, стремления отдавать».

Хесед это первая категория, на которой основывается любое созидание, от сотворения мира до создания народа. Авраам, праотец евреев, должен был обладать этим качеством в максимальной мере, как в отношении любви к Богу (распространению монотеизма), так и в отношении любви к ближнему.

Однако Авраам не только распространял милость, но и исправлял саму категорию милости в общенациональной душе еврейского народа, чтобы она стала основой дальнейшей национальной жизни.

Именно с этим «исправлением (огранкой) качества хесед» были связаны испытания Авраама.

17.3. Испытания Праотцов и огранка сфирот

В ходе повествования Торы каждый из Праотцов (и его сфира, т.е. его качество в общенациональной душе еврейского народа) проходит свое исправление.

Исправление означает, что сфира должна быть правильно «огранена» для последующего функционирования. Огранка это «отсечение лишнего для придания правильной формы». Если, например, хесед как «желание отдавать, делиться, оказывать милость и благодать» окажется неограниченно-бесконтрольным, то мир развалится. (На простейшем социальном уровне: если для реализации милости и благодати выдавать всем большое социальное пособие, то многие перестанут работать, и цивилизация погибнет). Поэтому хесед обязательно должен быть ограничен. Авраам учился этому ограничению, и это была его личная динамика. Процесс огранки хеседа у Авраама, как и подобные процессы с Ицхаком и Яаковом, проходит с помощью нисайон, «испытаний».

Испытания Праотцов состояли совсем не в том, что от них требовалось проявлять хорошие склонности и не проявлять плохих – как это требуется от обычных людей, и является нормальным общечеловеческим уровнем трудностей. Праотцы находились несравненно выше. Их испытания это ситуации, в которых они должны были, по Божественному приказу, действовать «против самих себя» — против собственной природы, против той позитивной категории, которая была каждому из них свойственна. В результате происходит огранка, правильное ограничение данной категории.

Каждый из Праотцов был вначале подобен необработанному алмазу, который лишь после огранки, т.е. отделения лишнего материала, становится бриллиантом и многократно возрастает в цене. Потому что правильно использовать можно только ограненный алмаз. Аналогично, если нужно положить в основание дома большой блок правильной формы и необходимого размера, то сначала понадобится более крупный камень, пусть и неправильной формы, и только после «огранки» мы получим блок, пригодный для строительства.

По своей природе Авраам был воплощенным хеседом и жаждал облагодетельствовать всех, но Бог требовал от него поступать вопреки хеседу, чтобы Авраам научился его ограничивать.

Подобным же образом Ицхак и Яаков в процессе испытаний ограняли присущие им качества.

Понимание базовых идей каббалы, на основании которых мы анализируем жизнь Праотцов, сегодня широко распространено в западной культуре. В частности, через хасидизм многие из этих идей вошли в широкое общественное сознание. Но учение р. Й.-Л. Ашкенази (Маниту), на котором основан подход комментария «Библейская Динамика», позволяет нам гораздо глубже увидеть динамику личностей Праотцов, и дает новый уровень понимания Торы.

***

Терминологическое замечание. На иврите используется термин тикун, «исправление» сфиры. Мы выбрали термин «огранка» поскольку он связан с понятиями «ограничение» и «отсечение лишнего». Однако не следует воспринимать его как «действие по отношению к внешней стороне сфиры, ее оболочке» — разумеется, каждый из Праотцов исправляет внутренний свет соответствующей сфиры, перестраивая его.

***

Тора вводит понятие нисайо́н в истории жертвоприношения Ицхака (22:1), как «самого главного испытания» — но оно применимо ко всему через что проходили Праотцы.

Само слово нисайон означает не только «испытание», но и «приобретение опыта». Авраам, являющийся выражением хеседа, в процессе испытаний приобрел опыт правильного применения хеседа.

Нисайон также связан с корнем «нес«, имеющим два значения: «знамя» («военная эмблема на древке, ориентир») и «чудо» («то, что противоречит естественному»). Поэтому нисайон это «приобретение Божественного опыта, которое происходит вопреки естественному ходу вещей (чудо), и задает ориентир на будущее (создает знамя)».

Конечно, в обычной жизни основной путь и простых людей, и праведников, состоит в том чтобы использовать для служения Богу свои естественные положительные качества. Но у Праотцов был иной путь: их служение шло вопреки их естественным склонностям.

Посредством испытаний из Праотцов был сформирован еврейский народ (здесь проявляется смысл слова нес как «чудо создания еврейского народа»). И эти испытания описаны в Торе, для того чтобы последующие поколения могли ориентировать себя на образ Праотцов (нес как знамя, ориентир). И поэтому Талмуд формулирует принцип «дела отцов это знак для сыновей» — т.е. понимание историй Торы как примера для будущих поколений.

Авраам исходно вмещает в себя максимальный хесед, который должен быть «огранен». В процессе испытаний Авраам должен был научиться отрезать от себя «лишний» хесед, «хесед нечистоты» — чтобы оставшийся «хесед святости» мог стать основанием для построения еврейского народа.

В итоге «лишний хесед» получил Ишмаэль (Измаил), сын Агари, а ограненный хесед переходит по наследству к Ицхаку и далее к Яакову.

То же самое с гвурой, которую воплощает Ицхак. Излишняя гвура это «гвура нечистоты». Ицхак через испытания отделяет ее от себя, и после этого «гвура святости», передается Яакову и еврейскому народу. А «излишняя гвура» достается Эсаву.

Эсав и Ишмаэль считаются в еврейской культуре праотцами римской и арабской цивилизаций.

(Если относительно арабской цивилизации это закреплено в ней самой, то отождествление Эсава с Римом не вполне понятно — тем не менее оно прочно установилось в еврейской традиции. Возможно, некоторую параллелью к нему можно считать древнеримский миф про Эннея, который основал Рим придя с Востока. В дальнейшем, когда римская империя приняла христианство — понятие «Эсав» перешло на всю Западную христианскую цивилизацию).

Таким образом еврейская традиция полагает, что римская и арабская цивилизации несут с собой правильные идеи, но в неправильной пропорции — «излишек гвуры» и «излишек хеседа». На их базе впоследствии строятся христианство и ислам, как религии производные от иудаизма. Эсав, в котором есть избыток гвуры, берет себе для равновесия христианство, религию хеседа. Ишмаэль же, с его избытком хеседа, принимает для равновесия религию гвуры, ислам.

Подробнее мы рассмотрим эти вопросы ниже.

Back to top button