Особое мнение

Амалек в Танахе и поход Шауля против Амалекитян

д-р Михаил Голосовский

Введение

В книге Шемот рассказывается об исходе евреев из Египта. В начале трека, на евреев вероломно нападают кочевники-амалекитяне. Евреи выпутались из этой переделки, но она оставила болезненный след в нашем национальном самосознании. Поэтому нам дана заповедь уничтожить Амалека и стереть о нем память (Шемот 17:14-16). Эта заповедь повторена в книге Деварим 25:19. К числу главных заповедей, относящихся к еврейскому царю, Рамбам относит стереть память об Амалеке и построить Храм Всевышнему.

В книге Шмуэль подчеркивается, что первый еврейский царь Шауль исполнил заповедь искоренения Амалека неудовлетворительно, поскольку он оставил трофейную добычу и пощадил царя амалекитян- Агага. За это его сурово раскритиковал пророк Шмуэль.  В качестве причины падения дома Шауля книга Шмуэль выставляет именно недовыполнение заповеди уничтожения Амалека.[1] Критическая оценка Шауля в деле с амалекитянами резко контрастирует с положительной оценкой деятельности Давида на том же поприще.  Давид воевал с амалекитянами после Шауля, но до того, как стал царем. Если Шауль оставил одного уцелевшего, то Давид оставил четыреста. Если Шауль добычу уничтожил или принес в жертву Всевышнему, то Давид захватил богатую добычу, которую он не только не уничтожил, а разделил между участниками похода и союзниками. После того, как Давид стал царем, он воевал со всеми окрестными народами  кроме Амалека. Ни один еврейский царь после Шауля не ставил себе задачу искоренения Амалека. Последние амалекитяне были истреблены коленом Шимона во времена царя Хизкиягу, причем произошло это случайно, а не в результате целенаправленного преследования. Так что критическая оценка деятельности Шауля по искоренению амалекитян непонятна.

Хотя книги Шемот 17:14-16 и Деварим 25:17-19 видят в амалекитянах серьезную и перманентную угрозу для евреев, но из описаний  столкновений евреев с ними в книгах Пророков у нас складывается впечатление что амалекитяне – это не грозные враги, а какие-то мальчики для битья- практически все столкновения евреев с этим народом заканчиваются его полным разгромом. Мудрецы видят в Амалеке экзистенциальное зло и связывают происхождение гонителей евреев с Амалеком.  Действительно, римляне, средневековые христиане, и нацисты хотели стереть евреев с лица земли, однако мудрецы не предписывают к этим народам тех жестких санкций, которые были прописаны против амалекитян. Хотя все напасти, связанные с реальными амалекитянами в Танахе, блекнут по сравнению с гонениями на евреев римлян и нацистов, нет у нас заповеди истреблять их самих и память о них, даже если они духовные наследники Амалека.

Откуда у евреев такая ненависть к Амалеку? Как реальные амалекитяне, описанные в Танахе, вели себя по отношению к евреям, и как евреи Танаха с ними воевали? Я решил в этом разобраться. Единственный источник здесь это Танах, поскольку амалекитяне ни в каких древних источниках или надписях не упоминаются.

Амалекитяне в Торе

Впервые амалекитяне появляются в книге Шемот 17:9-16, которая рассказывает, как они предательски напали на евреев, только что вышедших из Египта. Завязалась тяжелая битва у Рефидим, судя по всему, где-то в Синае. Евреи эту битву с трудом выиграли, но память о ней осталась надолго, и заповедь о ненависти к Амалеку берет источник в этой битве.

На второй год после выхода из Египта евреи отправляются завоевывать Землю Обетованную, приходят в Кадеш Барнеа и высылают разведчиков. Из их отчета и из слов Всевышнего (Бемидбар 13:29 Амалек обитает на земле южной (Негев), а хити и йевуси, и эмори обитают на горе, и канаанеи обитает у моря и на берегу Йардена. Бемидбар 14:25 А амалекитяне и канаанеи обитает в долине.) следует, что амалекитяне обитали тогда в Негеве. Нетерпеливые евреи- маапилим – решают сразиться с местным населением и получают жесткий отпор (Бемидбар 14:44 И дерзнули они взойти на вершину горы, а ковчег завета Господнего и Моше не двинулись с места из стана. И спустился амалекитяне и канаанеи, обитавшие на той горе, и били их, и громили их до Хормы.) Это единственное сражение, где амалекитяне одержали верх над евреями. Из этих рассказов мы заключаем, что во времена исхода из Египта амалекитяне жили в Синае и Негеве.

Амалекитяне появляются также в пророчестве Билаама, которого царь Моава- Балак- пригласил  проклясть евреев. Бемидбар 24:2б 20-22 И поднял Билам глаза свои, и увидел Исраэль, расположившегося по коленам своим, … взошла звезда от Яакова, и поднялся скипетр от Исраэля; и сокрушит он пределы Моава и разгромит всех сынов Шета. И будет Эдом подвластен, и будет подвластен Сеир, … И увидел он Амалека..и сказал: Первый из народов Амалек, а конец его —погибель. И увидел он Кени.. и сказал: Прочно жилище твое, и строй в скале твое гнездо; Ибо если и будет изгнан Каин, то куда Ашур уведет тебя в плен? И суда придут от Китим и покорят Ашуpa, и покорят Эвера. Билаам стоит на горе Баал-Пеор в Заиорданье (Рис. 1) и говорит пророчества по поводу разных народов, но только по поводу трех из них сказано «и увидел»: евреи, амалекитяне, и кениты (потомки Итро). К какому времени относится пророчество Билаама- это непонятно. Поскольку он вообще не видит ханаанейских народов, то скорее всего речь  идет о периоде после завоевания Ханаана.[2] Поскольку Билаам видит амалекитян и упоминает их царя Агага, то речь, наверное, идет о начале царствования Шауля, который как раз с этим Агагом воевал.

А где находятся амалекитяне и кениты, которых видит Билаам? Мы изначально склонны считать, что Билаам видит амалекитян и кенитов в Негеве, но такое понимание наталкивается на трудности. Билаам стоит на горе Баал-Пеор в Заиорданье, на территории Моава. Стан евреев находится вокруг и хорошо ему виден, а  амалекитяне и кениты Негева оттуда не видны[3] , так что каких именно амалекитян и кенитов видит Билаам- это вопрос.

Чтобы на это ответить, давайте проанализируем, как пророчества Билаама сбывались. Всё, что сказано в отношении Израиля- сбылось. Погибель Амалека тоже предсказана правильно. А вот изгнание кенитов ассирийцами приводит нас в недоумение. Если речь идет о кенитах, живущих на юге, в Негеве и у горы Сеир, то ассирийцы не заходили в Негев и никого оттуда не угоняли в плен. Но есть ещё кениты в Изреельской долине: Шофтим 4:11 «А Хэвэр, Кенит, отделился от Кенитов, от потомков Ховава, тестя Моше, и раскинул шатер свой у Эйлон-Бецаананним, что при Кадеше.» Вот эти кениты, скорее всего и были угнаны в Ассирию ассирийским царем Санхеривом вместе  с десятью коленами Израиля. А как насчет амалекитян, которых видит Билаам? Кениты- спутники амалекитян. Если пророчество Билаама по отношению к кенитам относится к  кенитам в Изреельской долине, то,  может быть, пророчество Билаама по отношению к амалекитянам относится к группе амалекитян где-то рядом с Изреельской долиной, например, на горе Эфраима? В отличие от Негева, горы Эфраима видны из Заиорданья.[4] (Рис. 1б).

Рис. 1. Ханаан во времена Билаама. Билаам находится на горе Баал-Пеор в Заиорданье, на территории Моава. Вокруг него стан евреев. Он говорит пророчества по поводу разных народов, но только по поводу трех народов сказано «и увидел»: евреи, амалекитяне, и кениты. Мы изначально склонны считать, что он видит амалекитян и кенитов в Негеве, но такое понимание наталкивается на трудности, поскольку Негев из Заиорданья не виден. Может быть, Билаам видит кенитов в Изреельской долине и амалекитян на горе Эфраима?

Мой основной тезис- амалекитяне и кениты жили не только на периферии Земли обетованной, в Негеве и Синае, но и внутри территории, завоеванной евреями- на горе Эфраима и в Изреельской долине. Пророчества Билаама и войны Шауля относятся именно к этим группам.

Амалекитяне в книге Судей

Из Торы мы знаем, что амалекитяне жили в Негеве и Синае (Рис. 2). В книге Судей нам сообщается о моавитском царе Эглоне, который в союзе с аммонитянами и амалекитянами завоевал Город Пальм (Иерихо). Судьи «3:13…и укрепил Господь Эглона, царя Моавитского, над Исраэлем, за то что они делали злое пред очами Господа. И собрал тот к себе сынов Аммоновых и Амалекитян, и пошел, и поразил Исраэль, и овладели они Городом Пальм. Отсюда мы заключаем, что амалекитяне обитали также и в Сирийской пустыне, которая является географическим продолжением Негева.

Рис. 2. Ареалы обитания амалекитян и кенитов во времена книги Судей.

Еще раз амалекитяне появляются в истории про Гидеона. Нам рассказывается, что мидианитяне и амалекитяне периодически грабили евреев, живших в Изреельской долине. Гидеон успешно с ними воевал, прогнал Мидианитян обратно в Заиорданье и разбил там в Каркоре. Судьи 6:3 И было, когда посеет Исраэль, поднимались Мидианитяне, и Амалекитяне, и и сыны востока и нападали на него; И располагались против них, и истребляли плоды земли до самой дороги в Азу. 6:33, 7:12 Все же Мидианитяне и Амалекитяне, и сыны востока собрались вместе и перешли (Ярдэйн), и расположились станом в долине Изреэль. 8:11 И поднялся Гидеон путем живущих в шатрах к востоку от Новаха и Йогбеи, и поразил стан (Мидиан), когда стан считал себя в безопасности. Из этого текста мы учим, что мидианитяне и амалекитяне пришли из Заиорданья, из Сирийской пустыни. Однако в рассказе о том, как Гидеон преследует врагов, упоминаются только мидианитяне, но не амалекитяне. Это наводит на мысль, что, амалекитяне могли быть местными жителями, живущими рядом с Изреельской долиной.

Действительно, в книге Судей есть два стиха, которые явно говорят об амалекитянах на территории колена Эфраима (это рядом с Изреельской долиной). Во-первых, песня Деборы, которая считается чуть ли не самым ранним текстом в Танахе: Судьи 5:14 От Эфраима (пришли) те, чей корень в Амалеке. Во-вторых, среди судей Израиля есть некто Авдон, про которого сказано: Судьи 12:15 И умер Авдон; сын Иллеля, Пиратонянин, и погребен был в Пиратоне, в земле Эфраимовой, на горе Амалека.  Пиратон- это, судя по всему Фараа, которая находится западнее Шхема по направлению к сегодняшней Каландии. Так что горой Амалека[5] называется здесь западная часть территории Эфраима. Оба эти стиха связывают амалекитян и колено Эфраима и дают свидетельствуют о том, что амалекитяне жили на территории колена Эфраима.

Короче, из Торы и книги Судей мы учим, что амалекитяне жили в Негеве, Синае, и Сирийской пустыне. Кроме того, в книге Судей есть несколько свидетельств того, что амалекитяне жили на горе Эфраима к западу от Шхема, и, может быть, в Изреельской долине.

Амалекитяне в книге Шмуэля

Становление царства Шауля

После того, как был выбран первый еврейский царь Шауль, пророк Шмуэль возложил на него задачу уничтожить Амалека. В качестве причины он выставил заповедь «стереть память об Амалеке» из книги Дварим. Мне трудно поверить в то, что причина войны Шауля с амалекитянами была чисто идеологическая- отмстить амалекитянам за за их вероломное нападение на евреев в период их странствования в пустыне. Что-то типа «их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам», только набег амалекитян произошёл более чем 300 лет назад. Трудно представить себе такую злопамятность,  наверное, были и более земные причины кампании Шауля. Чтобы выяснить их, проанализируем военно-политическую историю царства Шауля. Я хочу показать, что вся деятельность Шауля направлена на создание единого царства, объединяющего все колена Израиля, и война с Амалеком- это важнейшая ступень, которая к этому вела.

Рис. 3. Царство Шауля. Синий кружок в центре обрисовывает путешествие Шауля за потерянными ослицами. Коричневые кружки обрисовывают незавоеванные анклавы – Иерусалим и Бейт-Шеан.

Наше знакомство с Шаулем начинается с рассказа о том, как он ищет потерянных ослиц своего отца и по дороге встречает пророка Шмуэля, который назначает Шауля царем. В  поисках ослиц Шауль обходит ядро своего будущего царства- колена Биньямина и Эфраима. К концу карьеры Шауля его царство охватывает все колена Израиля и занимает односвязный кусок территории с двумя чужеродными анклавами- Иерусалима (там жили иевусеи) и Бейт-Шеан  (Рис. 3). Как образовалось это единое царство из маленького ядра, обозначенного в процессе поиска ослиц?

В начале деятельности Шауля, евреи были под властью филистимлян, так что в Гиве- родном городе Шауля- сидел филистимский наместник. Царь Аммона напал на город Явеш-Гилаад в Заиорданье. Жители этого города обратились за помощью ко всем евреям, но прежде всего откликнулся Шауль. На первый взгляд, это выглядит не очень логично, поскольку Явеш-Гилаад находится довольно далеко от Шауля (Рис. 4а). Однако, этот город связан с коленом Биньямина по

Рис. 4. (а) Шауль освобождает Явеш-Гилаад . (б) Шауль сражается с филистимлянами в Михмаше.

последствиям войны из-за наложницы в Гиве, изложенной в конце книги Судей. Мы узнаем из  книги Судей, что поскольку город Явеш-Гилаад не принимал участия в этой войне, его жителей убили, а девиц выдали замуж за уцелевших юношей из колена Биньямина. Так что, во времена Шауля этот город заселен или выходцами из колена Биньямина- родного колена Шауля, или их родственниками по женской линии. Поэтому инициатива Шауля по освобождению Явеш-Гилаада вполне объяснима. В результате Шауль не только освободил жителей этого города и всего Заиорданья от угрозы Аммонитян, но и интегрировал колена Заиорданья в свое формирующееся царство.

Заметим, что в этой операции Израиль (северные колена) выставил большое войско- 300 тысяч воинов, а колено Иегуды выставило немного- 30 тысяч. Абсолютная численность войск совершенно нереальна, но нам сейчас важно соотношение между воинами Израиля и Иегуды. Из переписи, произведенной Давидом в конце его царствования, мы знаем, что военные потенциалы Израиля и Иегуды (800 тысяч и 500 тысяч) сравнимы.  Отсюда видно, что война Шауля против аммонитян ведется в основном силами Израиля, а участие Иегуды незначительно. Это и понятно, поскольку аммонитяне представляют опасность для Израиля, но не для Иегуды, поэтому участие колена Иегуды здесь чисто символическое.

После похода против аммонитян Шауль уверовал в свои силы и завел постоянное войско. Вскоре евреи подняли мятеж против филистимлян, который начался с того, что сын Шауля, Ионатан, убил филистимского наместника в Гиве. В отместку, филистимляне собрали большое войско с колесницами и атаковали колено Биньямина у Михмаша. Но колесницы в горах неэффективны, и сражение в Михмаше филистимляне проиграли (Рис. 4б).

После этого филистимляне стали злейшими врагами Шауля, и вся его дальнейшая деятельность протекала под знаком угрозы нападения филистимлян. Эта угроза явно просматривается из историй о преследованиях Давида, который впервые выдвинулся в качестве военачальника Шауля. Когда Шауль приревновал к его военной славе, Давид сбежал, а Шауль его преследовал везде, где мог. Давид укрылся в Кеиле, Шауль отправился было захватить его там, но тут напали филистимляне, и Шауль повернул назад в Гиву. Давид укрылся в Эйн-Геди, Шауль настиг его, но получив известие о набеге филистимлян, вынужден был вернуться к себе в Гиву. Давид укрылся в Маоне, и Шауль настиг его там, но им удалось мирно разойтись. Заметим, что Кеила, Адулам, Эйн-Геди, Маон- все эти убежища Давида находятся на территории колена Иегуда и в пределах суточного перехода от базы Шауля в Гиве. Понятно, что Шауль не может отойти от своей базы в Гиве дальше, чем на один суточный переход, иначе филистимляне ударят ему в тыл. Поэтому в конце концов Давид укрылся ещё дальше- в Циклаге, у филистимлян, на границе со своим коленом Иегуды.

Поход Шауля против Амалека

Теперь мы переходим к главному для нас событию – походу Шауля против амалекитян. Вот его описание. Шмуэль 1 15:1 И сказал Шемуэйл Шаулу: меня послал Господь помазать тебя на царство над народом Его, над Исраэйлем, а теперь прислушайся к голосу речей Господних. Так сказал Господь Цваот: помню Я, что сделал Амалек Исраэйлю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла. И созвал Шаул народ, и насчитал их в Телаиме двести тысяч пеших и десять тысяч мужей из (колена) Йеуды.И дошел Шаул до города Амалека, и воевал в долине. И сказал Шаул Кениту: уйдите, выйдите прочь из среды Амалекитян, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Йсраэйля при выходе их из Египта. И ушел Кенит из среды Амалека. И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агата, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча.

Из этого описания можно понять, что конкретного повода для похода против Амалека не было, а всё делалось по слову пророка Шмуэля, который в качестве повода приводит обиду 300-летней давности, нанесенную евреям когда амалекитяне вероломно напали на них по выходе из Египта. Получается, что Шауль организует крестовый поход  против амалекитян, причем заранее известно, что трофеев не будет, поскольку амалекитяне и их имущество должны быть уничтожены. Как в таких условиях можно собрать войско по убеждению, а не из-под палки- я не понимаю. Ну представьте себе: Россия, 18 век, Екатерина II отправляет Григория Потемкина на завоевание Крыма. И князь говорит своим воинам: «мы идем отмстить крымским татарам за татаро-монгольское иго и за то, что их дальний предок, хан Батый, разрушил Киев. Пленных не брать, добычу сжечь».  Вряд ли такой призыв встретил бы должный энтузиазм. Не для мщения татарам Потемкин завоевывал Крым, а для упрочения Русской Империи. Так что и для похода Шауля против амалекитян должны были быть дополнительные причины помимо заповеди из Торы.

Тора нам не сообщает явно этих причин, но мы можем догадаться о них, размышляя о логике событий. Для этого проанализируем маршрут похода Шауля. Первое, что нам приходит в голову- Шауль идет воевать с амалекитянами Негева и Синая (Рис. 5а). Он собирает колоссальную армию: 200 тысяч израильтян и 10 тысяч из Иегуды. Все эти войска прошли через территорию Иегуды и собрались в месте под названием Телаим. Это название нигде больше в Танахе не встречается, но из книги Иегошуа мы знаем, что на юге Иудеи есть место с похожим названием- Телем. Кенитов, которые живут у горы Сеир рядом с амалекитянами, просят посторониться, чтобы не попасть под горячую руку. Армия Шауля доходит до города Амалека, причем мы впервые слышим о том, что у амалекитян есть какой-то город (зачем кочевникам город?). Шауль устраивает засаду в долине, учиняет полный разгром

Рис. 5. Поход Шауля против амалекитян. (а) Южный маршрут- маловероятен. (б) Северный маршрут- более вероятен.

противника  и преследует его через Негев и Синай до Египта, после чего возвращается с добычей и пленным царем Агагом. На обратном пути Шауль заходит в Кармель и ставит там стеллу, наверное, в знак о победе. Кармель на юге Хевронской горы нам известен из истории Давида, Наваля, и Авигайль. Почему Шауль выбрал именно это место, находящееся в чужом колене, которое к тому же принимало лишь символическое участие в походе- совершенно непонятно. Затем мы читаем, что Шауль разворачивается от Кармеля и идет дальше в Гильгал, хотя по карте ему надо не разворачиваться, а нужно продолжать движение с юга на север в том же направлении. После этого Шауль приходит в Гильгал и там происходит его драматическая встреча со Шмуэлем.

Военная и политическая логика похода по такому маршруту очень сомнительна. Во-первых, кто выигрывает от разгрома амалекитян в Негеве и Синае? Из описаний войн Давида мы знаем, что амалекитяне Негева делали набеги в первую очередь на филистимлян, а во вторую очередь на Иудею. Получается, что Шауль помог филистимлян избавиться от их свирепого южного врага? Трудно представить. Второй интересант- колено Иегуды. Однако, оно в этом походе участвует чисто номинально – их доля в войске Шауля всего 5%. Если мы обратимся к переписи Давида, то в поход против амалекитян Израиль выставил 25% своих воинов, а Иегуда- 2%. Неужели воины Израиля такие фраеры, что готовы проливать свою кровь за Иудею, в то время как сама Иудея практически не принимает участие в походе? Далее, как Шауль может позволить себе такой многодневный поход в Негев и Синай до Египта, когда в его отсутствие филистимляне могут напасть на его молодое царство с тыла, как это и случалось раньше, когда Шауль преследовал Давида.

Трудности, если предположить, что Шауль воевал против амалекитян Негева:

  • Амалекитяне Негева не нападали на Израиль;
  • Амалекитяне Негева нападали на Иудею, но в походе Шауля воинов из Иудеи очень мало: 2% от всех воинов, в то время как Израиль (северные колена) мобилизовали 25% своих воинов.
  • Амалекитяне Негева нападали в основном на филистимлян- неужели Шауль помогал своим врагам- филистимлянам?
  • Что такое город Амалека?
  • Вернуться с большой добычей через территорию Иудеи и вблизи территории филистимлян – не слишком ли это опасно? Филистимляне могут все отобрать.
  • Зачем устанавливать стеллу в Кармеле на Хевронском нагорье?
  • Зачем Шауль разворачивался, когда возвращался из Кармеля в Гильгал? По карте, чтобы из Кармеля спуститься в Гильгал, не нужно разворачиваться.

Мы видим, что описание похода Шауля против амалекитян в книге Шмуэль I очень проблематично. Но из-за необычно подробного описания и обилия деталей, не несущих идеологической нагрузки (какая нам разница, разворачивался ли Шауль по выходе из Кармеля или нет), наша интуиция говорит, что описание похода в основном верное. Что же ускользает от нашего понимания? За подсказкой я обратился к Иосифу Флавию, который являлся местным жителем, и поэтому его можно считать авторитетом в  географии Ханаана.  В своей книге «Иудейские древности» Иосиф Флавий излагает Танах не столько для евреев, сколько для римлян. Одна из его целей – это показать римлянам, что евреи понимали в государственном устройстве и в военном деле не хуже их самих. Я рассуждал так- не мог Иосиф Флавий просмотреть проблем логистики и географии, поднятых выше. Как же он их решает? Читаем его книгу и видим, что, на первый взгляд, его описание похода Шауля против амалекитян – это просто copy-paste соответствующего рассказа в книге Шмуэль. При более внимательном чтении мы осознаём, что в этом рассказе опущены  все географические названия и маркеры. В изложении Иосифа Флавия, общая канва похода Шауля против амалекитян сохранилась, но где этот поход происходил- совершенно непонятно. Иными словами, Иосиф Флавий сомневается в том, что поход происходил против амалекитян Негева и Синая.

Вслед за Иосифом Флавием проанализируем рассказ о походе Шауля в книге Шмуэль I, подвергая сомнению его географию. Наибольшее подозрение вызывает у нас стих  Шмуэль I 15:7 И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом: Этот стих сильно напоминает походы Давида. Шмуэль I 27:8 И поднимался Давид и люди его, и нападали на Гешурян и на Гэзриян, и на Амалекитян, которые населяли издавна эту страну до дороги в Шур и до земли Египетской. Может быть, Шмуэль I 15:7 -это просто copy-paste Шмуэль I 27:8?[6] Проигнорируем этот стих[7] и вслед за Дианой Эйдельман[8] предположим, что Шауль воевал не против амалекитян Негева и Синая, а против амалекитян на горе Эфраима. Тогда всё становится на свои места (Рис. 5б). Действительно, прочтём описание похода Шауля, считая что он идет на север и атакует амалекитян на горе Эфраима. Шауль собирает громадное войско, но идет на очень небольшое расстояние на север и воюет против амалекитян, которые находятся в центре его царства. Удара филистимлян он не боится, поскольку всё это очень близко от его родного колена Биньямина. Шауль просит кенитов уйти. Это та группа кенитов, которая живет в Изреельской долине, и которая нам известна по истории с Яэль и Сисра. Шауль громит Амалека до города Амалека.[9] Нам легче представить себе город на горах Эфраима, где амалекитяне живут анклавом, они практически оседлые, и для эффективной защиты им нужен город со стенами; в то время как амалекитянам Негева город не нужен, они всегда могут убежать далеко в пустыню. Далее Шауль преследует амалекитян до подножия горы Кармель, там их добивает и ставит памятную стеллу, которая здесь более уместна, чем в Кармеле на Хевронском нагорье. Далее Шауль разворачивается (глядя на карту, мы видим что этот разворот полностью оправдан) и приходит в Гильгал.

При таком раскладе, главные интересанты от разгрома амалекитян – это колена Израиля, которые, видимо, имеют проблемы от амалекитян на горе Эфраима. Не исключено, что стихи о бедствиях учиняемых мидианитянами в рассказе о Гидеоне,  больше  относятся к амалекитянам на горе Эфраима. Колено Иегуды от этих амалекитян не страдает, поэтому их участие в походе чисто номинальное. Военно-политическая цель похода  ясна- консолидация колен Беньямина, Эфраима и Менаше с более северными коленами Иссахара, Зевулуна, Нафтали, Ашера и Дана. (В формирующемся царстве Шауля, амалекитяне на горе Эфраима– как «кол» в шашечной партии- главное препятствие к консолидации колен). Да и контроль над Изреельской долиной.

Так что лучше понимать Шмуэль I 15 как описание похода Шауля против амалекитян на территории колена Эфраима, а не против амалекитян Негева. Нас немного сбивает с толку, что амалекитяне жили в нескольких, не связанных друг с другом ареалах, но в древности это была обычная ситуация. Хетты жили в Анатолии и в горной части Ханаана; Хивийцы – в предгорях Хермона, а также в Шхеме и в Гивоне; Гешури (мать Авессалома- Мааха, дочь царя Гешура) жили на Голанах и в Негеве, Кениты жили в долине Изреель и в Негеве; в конце концов современные бедуины живут не только в Негеве, но и в Галилее. Так и  амалекитяне жили не только в Негеве и на Синае, но и на территории колен Иосифа.

Шауль и филистимляне на горе Гильбоа

Теперь проанализируем последнее сражение Шауля с филистимлянами у горы Гильбоа. Оно произошло после похода против амалекитян. Если мы придерживаемся версии, что Шауль воевал с амалекитянами в Негеве, то военно-политическая логика сражения у горе Гильбоа необъяснима. Действительно, филистимляне без всякого видимого повода объявляют всеобщую мобилизацию и готовятся воевать с Израилем в Изреельской долине- а это очень далеко от их баз. Если их цель- разгромить евреев, то им было бы логичнее сосредоточиться на своей территории и ударить по всей границе с Израилем и Иегудой. Вместо этого филистимляне собираются в Афеке, и ведут свое огромное войско на север в Изреельскую долину, через территории ханаанейцев – с какой целью? Чтобы атаковать Шауля с севера? А откуда филистимляне знали, что Шауль придет в Изреельскую долину? Они что, с Шаулем стрелку назначили? А если бы Шауль вместо этого ударил бы филистимлянам в тыл, как это сделали амалекитяне Негева, напав на филистимский Циклаг?

Рис. 6. Сражение Шауля с объединенной армией филистимлян на горе Гильбоа. Похоже, что это была схватка за контроль над Изреельской долиной, который стал возможен после уничтожения амалекитянских грабителей на горе Амалека/Эфраима.

Если же  мы придерживаемся версии, что Шауль разгромил амалекитян на горе Эфраима, то всё встает на свои места и сражение у горе Гильбоа – это сражение за Изреельскую долину (Рис. 6). Из книги Иегошуа мы знаем, что при завоевании страны эта долина осталась в руках ханаанейских народов. Боевая сила ханаанейцев и филистимлян была в колесницах, которые хорошо воюют на равнине и плохо- в горах. Поэтому евреи во времена Иегошуа захватили горные районы, а равнины остались в руках ханаанейцев и филистимлян. Во времена Шауля, у ханаанейцев в Шароне и в Изреельской долине не было сильных государств, и они находились в симбиозе с филистимлянами. Вход в Изреельскую долину со стороны Шарона идет через города Мегидо и Таанах. Над этими городами нависает гора Эфраима, на которой, судя по всему, жили амалекитяне. По-видимому, они играли роль Соловья-разбойника, и пока там было это осиное гнездо, никто не мог установить контроль над Изреельской долиной. Шауль разгромил этих амалекитян и открыл путь к объединенному царству – в Изреельской долине сходятся наделы северных колен, Заиорданья, и колен Иосифа. А филистимляне увидели тут свой шанс установить контроль над Изреельской долиной, тем более, что Бейт Шеан – это похоже их форпост. Таким образом,  направление удара филистимлян из Изреельской долины было, скорее всего,  не с севера на юг в направлении  колена Эфраима, а с запада на восток  в направлении Бейт-Шеана. Так что война с филистимлянами у горы Гильбоа – это прямое следствие того, что Шауль уничтожил амалекитян на горе Эфраима, на входе в Изреельскую долину.

Шауль пал в этом сражении и, похоже, что последний удар ему нанёс сын гера- Амалекитянина[10], который «случайно» оказался на горе Гильбоа во время сражения. Шмуэль II 1:13 И сказал Давид отроку, .. откуда ты? И сказал он: я сын чужеземца, Амалекитянина. Случайно был я на горе Гильбоа, и вот, Шаул опирается на копье свое, и тут колесницы и всадники настигли его.  Откуда на горе Гильбоа оказался амалекитянин, если их ареал это Негев и Сирийская пустыня? Это возвращает нас к амалекитянам на горе Эфраима, которые находятся очень близко (собственно, гора Гильбоа- это северо-восточный отрог гор Эфраима). Нам говорится, что Шауль уничтожил всех амалекитян, но, по-видимому, остались какие-то «последние могикане», которые занимались мародерством на поле боя вблизи от своего дома.

Давид и амалекитяне

Теперь проанализируем войну Давида с амалекитянами. В то время, как Шауль воевал с филистимлянами на горе Гильбоа, амалекитяне Негева напали на юг земли филистимлян. Там жил Давид в Циклаге- на границе с Негевом -и удар амалекитян пришелся по его стану. Это произошло вскоре после того, как Шауль разгромил амалекитян. Если Шауль воевал на юге, то откуда там впоследствии взялись полчища амалекитян, разграбившие стан Давида в Циклаге? Это ещё один довод в пользу того, что Шауль разгромил другую группу амалекитян- на горе Эфраима.

Давид отправился в погоню и разгромил амалекитян Негева. Шмуэль I 30:17 И бил их (Амалекитян) Давид от сумерек до рассвета третьего дня; и не спасся из них никто, кроме четырехсот юношей, которые бежали верхом на верблюдах. У Давида не было цели стереть память Амалека, он всего-навсего хотел отбить свои семьи и имущество. Давид свою задачу выполнил, разгромил амалекитян, но не до конца- остался большой отряд в 400 человек. Никто не критикует Давида за то, что он оставил недобитых амалекитян. В то же время, все критикуют Шауля за то, что он оставил одного недобитого амалекитянина- царя Агага. Через 200 лет,  во времена царя Хизкиягу сыны Шимона расправились с  потомками недобитых амалекитян, убежавших от Давида, однако Танах почему-то не связывает этот заключительный  аккорд в истории взаимоотношений евреев и амалекитян с заповедью уничтожить память Амалека.   Хроники I 4:49-43 И из них, из сыновей Шимона, дошли к горе Сеир пятьсот человек; … И побили они уцелевший остаток амалекитян, и поселились там — до сего дня.

Так откуда Танах прописывает нам такую ненависть к амалекитянам, ведь в книгах Пророков этот народ мало чем отличается от других наших врагов? Это не очень понятно, и я  приведу лишь одно из возможных объяснений, которое связано с их происхождением от Эсава. В отношении потомков Эсава Тора вообще-то предписывает терпимость: в отличие от моавитян и аммонитян, потомки Эсава в третьем поколении могут влиться в народ Израиля, и вообще Тора советует не забывать, что Эсав- это все же брат Яакова[11]. С потомками Эсава- эдомитянами- евреи как-то наладили контакты. Вспомним, что Моше не стал воевать с царем Эдома, и эдомитяне втихую кормили евреев, когда те шли от Кадеш-Барнеа к степям Моава. Среди оседлых народов- потомков Эсава  есть единственное исключение- это кочевники-амалекитяне. С этими кочевниками у евреев навечная вражда, закрепленная заповедью из Торы.

Рис. 7. Шауль разгромил амалекитян на горе Эфраима. Через несколько лет Давид разгромил амалекитян Негева. Часть из них убежали к горе Сеир. Через 200 лет,  колено Шимона уничтожило этих «последних могикан»,  и было это при царе Хизкиягу.

Откуда взялась эта вражда? Одна из версий основывается на том, что на момент входа в землю обетованную евреи тоже были кочевники. Шмуэль 1 14:48 говорит , וַיַּ֣עַשׂ חַ֔יִל וַיַּ֖ךְ אֶת־עֲמָלֵ֑ק וַיַּצֵּ֥ל אֶת־יִשְׂרָאֵ֖ל מִיַּ֥ד שֹׁסֵֽהוּ:  Здесь амалекитяне называются словом Шасу- по-видимому, разбойники. В египетских источниках того времени (папирус Анастаси) упоминается народ Шасу, который базируется где-то в районе горы Сеир, но встречается также и в горной части страны. Для египтян это что-то вроде кочевники-воры, короче, цыгане. Они выделяют разные группы этих Шасу и похоже, что одна из этих групп –евреи. То есть, для египтян все местные кочевники- это бандиты, и они относят евреев и амалекитян в одну категорию. Евреи- кочевники установили модус вивенди с оседлыми ханаанскими народами, а с бедуинами-амалекитянами не нашли, поскольку конкурировали за одну и ту же экологическую нишу- горная часть Иегуда и Шомрон, в особенности Шомрон. Отсюда и вражда.

Заключение

В книге Шмуэля описаны походы Шауля и Давида против амалекитян. Если мы понимаем буквально каждый стих книги Шмуэля, то есть считаем, что Шауль и Давид воевали  против одних и тех же амалекитян Негева, то рассказ о походе Шауля полон противоречий и необъясним с точки зрения военно-географических реалий. Если же допустить, что всего одна фраза из описания этого похода (Шмуэль I 15:7) относится не к Шаулю, а к Давиду, то  получится, что Шауль и Давид воевали против разных групп амалекитян. Коли так, то все трудности в рассказе о походе Шауля снимаются, и всё встаёт на свои места. Новое понимание кампании Шауля против амалекитян ничего не меняет в нашей сложившейся точке зрения на этих врагов евреев, а наоборот- оно добавляет нам веру в то, что книга Шмуэля описывает реально происходившие события.

דף מקורות

בראשית 14 זוַיָּשֻׁ֠בוּ וַיָּבֹ֜אוּ אֶל־עֵ֤ין מִשְׁפָּט֙ הִ֣וא קָדֵ֔שׁ וַיַּכּ֕וּ אֶת־כָּל־שְׂדֵ֖ה הָֽעֲמָֽלֵקִ֑י וְגַם֙ אֶת־הָ֣אֱמֹרִ֔י הַיּשֵׁ֖ב בְּחַֽצֲצֹ֥ן תָּמָֽר:

בראשית  36 יבוְתִמְנַ֣ע | הָֽיְתָ֣ה פִילֶ֗גֶשׁ לֶֽאֱלִיפַז֙ בֶּן־עֵשָׂ֔ו וַתֵּ֥לֶד לֶאֱלִיפַ֖ז אֶת־עֲמָלֵ֑ק אֵ֕לֶּה בְּנֵ֥י עָדָ֖ה אֵ֥שֶׁת עֵשָֽׂו: טזאַלּ֥וּף קֹ֛רַח אַלּ֥וּף גַּעְתָּ֖ם אַלּ֣וּף עֲמָלֵ֑ק אֵ֣לֶּה אַלּוּפֵ֤י אֱלִיפַז֙ בְּאֶ֣רֶץ אֱד֔וֹם אֵ֖לֶּה בְּנֵ֥י עָדָֽה:

שמות 17 חוַיָּבֹ֖א עֲמָלֵ֑ק וַיִּלָּ֥חֶם עִם־יִשְׂרָאֵ֖ל בִּרְפִידִֽם: ידוַיֹּ֨אמֶר יְהֹוָ֜ה אֶל־ משֶׁ֗ה כְּתֹ֨ב זֹ֤את זִכָּרוֹן֙ בַּסֵּ֔פֶר וְשִׂ֖ים בְּאָזְנֵ֣י יְהוֹשֻׁ֑עַ כִּֽי־מָחֹ֤ה אֶמְחֶה֙ אֶת־זֵ֣כֶר עֲמָלֵ֔ק מִתַּ֖חַת הַשָּׁמָֽיִם: טזוַיֹּ֗אמֶר כִּי־יָד֙ עַל־כֵּ֣ס יָ֔הּ מִלְחָמָ֥ה לַֽיהֹוָ֖ה בַּֽעֲמָלֵ֑ק מִדֹּ֖ר דֹּֽר:

 במדבר 13 כטעֲמָלֵ֥ק יוֹשֵׁ֖ב בְּאֶ֣רֶץ הַנֶּ֑גֶב וְ֠הַֽחִתִּ֠י וְהַיְבוּסִ֤י וְהָֽאֱמֹרִי֙ יוֹשֵׁ֣ב בָּהָ֔ר וְהַכְּנַֽעֲנִי֙ יוֹשֵׁ֣ב עַל־הַיָּ֔ם וְעַ֖ל יַ֥ד הַיַּרְדֵּֽן:

במדבר 14 כהוְהָֽעֲמָֽלֵקִ֥י וְהַכְּנַֽעֲנִ֖י יוֹשֵׁ֣ב בָּעֵ֑מֶק מָחָ֗ר פְּנ֨וּ וּסְע֥וּ לָכֶ֛ם הַמִּדְבָּ֖ר דֶּ֥רֶךְ יַם־סֽוּף: מגכִּי֩ הָֽעֲמָֽלֵקִ֨י וְהַכְּנַֽעֲנִ֥י שָׁם֙ לִפְנֵיכֶ֔ם וּנְפַלְתֶּ֖ם בֶּחָ֑רֶב כִּֽי־עַל־כֵּ֤ן שַׁבְתֶּם֙ מֵאַֽחֲרֵ֣י יְהֹוָ֔ה וְלֹא־יִֽהְיֶ֥ה יְהֹוָ֖ה עִמָּכֶֽם: הוַיֵּ֤רֶד הָֽעֲמָֽלֵקִי֙ וְהַכְּנַֽעֲנִ֔י הַיּשֵׁ֖ב בָּהָ֣ר הַה֑וּא וַיַּכּ֥וּם וַיַּכְּת֖וּם עַד־הַֽחָרְמָֽה:

במדבר 24 כוַיַּרְא֙ אֶת־עֲמָלֵ֔ק וַיִּשָּׂ֥א מְשָׁל֖וֹ וַיֹּאמַ֑ר רֵאשִׁ֤ית גּוֹיִם֙ עֲמָלֵ֔ק וְאַֽחֲרִית֖וֹ עֲדֵ֥י אֹבֵֽד:כאוַיַּרְא֙ אֶת־הַקֵּינִ֔י וַיִּשָּׂ֥א מְשָׁל֖וֹ וַיֹּאמַ֑ר אֵיתָן֙ מֽוֹשָׁבֶ֔ךָ וְשִׂ֥ים בַּסֶּ֖לַע קִנֶּֽךָ:כבכִּ֥י אִם־יִֽהְיֶ֖ה לְבָ֣עֵֽר קָ֑יִן עַד־מָ֖ה אַשּׁ֥וּר תִּשְׁבֶּֽךָּ:

דברים 25 יזזָכ֕וֹר אֵ֛ת אֲשֶׁר־עָשָׂ֥ה לְךָ֖ עֲמָלֵ֑ק בַּדֶּ֖רֶךְ בְּצֵֽאתְכֶ֥ם מִמִּצְרָֽיִם:יטוְהָיָ֡ה בְּהָנִ֣יחַ יְהֹוָ֣ה אֱלֹהֶ֣יךָ | לְ֠ךָ֠ מִכָּל־אֹ֨יְבֶ֜יךָ מִסָּבִ֗יב בָּאָ֨רֶץ֙ אֲשֶׁ֣ר יְהֹוָה־אֱלֹהֶ֠יךָ נֹתֵ֨ן לְךָ֤ נַֽחֲלָה֙ לְרִשְׁתָּ֔הּ תִּמְחֶה֙ אֶת־זֵ֣כֶר * (זֶ֣כֶר) עֲמָלֵ֔ק מִתַּ֖חַת הַשָּׁמָ֑יִם לֹ֖א תִּשְׁכָּֽח:

שופטים 3 יגוַיֶּאֱסֹ֣ף אֵלָ֔יו אֶת־בְּנֵ֥י עַמּ֖וֹן וַעֲמָלֵ֑ק וַיֵּ֗לֶךְ וַיַּךְ֙ אֶת־יִשְׂרָאֵ֔ל וַיִּֽירְשׁ֖וּ אֶת־עִ֥יר הַתְּמָרִֽים:

שופטים 5 ידמִנִּ֣י אֶפְרַ֗יִם שָׁרְשָׁם֙ בַּעֲמָלֵ֔ק אַחֲרֶ֥יךָ בִנְיָמִ֖ין בַּֽעֲמָמֶ֑יךָ מִנִּ֣י מָכִ֗יר יָֽרְדוּ֙ מְחֹ֣קְקִ֔ים וּמִ֨זְּבוּלֻ֔ן מֹשְׁכִ֖ים בְּשֵׁ֥בֶט סֹפֵֽר:

שופטים 6 גוְהָיָ֖ה אִם־זָרַ֣ע יִשְׂרָאֵ֑ל וְעָלָ֨ה מִדְיָ֧ן וַֽעֲמָלֵ֛ק וּבְנֵי־קֶ֖דֶם וְעָל֥וּ עָלָֽיו:לגוְכָל־מִדְיָ֧ן וַעֲמָלֵ֛ק וּבְנֵי־קֶ֖דֶם נֶאֶסְפ֣וּ יַחְדָּ֑ו וַיַּעַבְר֥וּ וַֽיַּחֲנ֖וּ בְּעֵ֥מֶק יִזְרְעֶֽאל:

שופטים 7 יבוּמִדְיָ֨ן וַעֲמָלֵ֚ק וְכָל־בְּנֵי־קֶ֙דֶם֙ נֹפְלִ֣ים בָּעֵ֔מֶק כָּאַרְבֶּ֖ה לָרֹ֑ב וְלִגְמַלֵּיהֶם֙ אֵ֣ין מִסְפָּ֔ר כַּח֛וֹל שֶׁעַל־שְׂפַ֥ת הַיָּ֖ם לָרֹֽב:

שופטים 10 יאוַ֥יֹּאמֶר יְהֹוָ֖ה אֶל־בְּנֵ֣י יִשְׂרָאֵ֑ל הֲלֹ֚א מִמִּצְרַ֙יִם֙ וּמִן־הָ֣אֱמֹרִ֔י וּמִן־בְּנֵ֥י עַמּ֖וֹן וּמִן־פְּלִשְׁתִּֽים:יבוְצִידוֹנִ֚ים וַֽעֲמָלֵק֙ וּמָע֔וֹן לָחֲצ֖וּ אֶתְכֶ֑ם וַתִּצְעֲק֣וּ אֵלַ֔י וָאוֹשִׁ֥יעָה אֶתְכֶ֖ם מִיָּדָֽם:

שופטים 12 טווַיָּ֛מָת עַבְדּ֥וֹן בֶּן־הִלֵּ֖ל הַפִּרְעָתוֹנִ֑י וַיִּקָּבֵ֚ר בְּפִרְעָתוֹן֙ בְּאֶ֣רֶץ אֶפְרַ֔יִם בְּהַ֖ר הָעֲמָלֵקִֽי:

שמואל א 14 מזוְשָׁא֛וּל לָכַ֥ד הַמְּלוּכָ֖ה עַל־יִשְׂרָאֵ֑ל וַיִּלָּ֣חֶם סָבִ֣יב | בְּֽכָל־אֹיְבָ֡יו בְּמוֹאָ֣ב | וּבִבְנֵי־עַמּ֨וֹן וּבֶאֱד֜וֹם וּבְמַלְכֵ֚י צוֹבָה֙ וּבַפְּלִשְׁתִּ֔ים וּבְכֹ֥ל אֲשֶׁר־יִפְנֶ֖ה יַרְשִֽׁיעַ: מחוַיַּ֣עַשׂ חַ֔יִל וַיַּ֖ךְ אֶת־עֲמָלֵ֑ק וַיַּצֵּ֥ל אֶת־יִשְׂרָאֵ֖ל מִיַּ֥ד שֹׁסֵֽהוּ:

שמואל א 15 בכֹּ֚ה אָמַר֙ יְהֹוָ֣ה צְבָא֔וֹת פָּקַ֕דְתִּי אֵ֛ת אֲשֶׁר־עָשָֹ֥ה עֲמָלֵ֖ק לְיִשְׂרָאֵ֑ל אֲשֶׁר־שָֹ֥ם לוֹ֙ בַּדֶּ֔רֶךְ בַּעֲלֹת֖וֹ מִמִּצְרָֽיִם: הוַיָּבֹ֥א שָׁא֖וּל עַד־עִ֣יר עֲמָלֵ֑ק וַיָּ֖רֶב בַּנָּֽחַל:ווַיֹּ֣אמֶר שָׁא֣וּל אֶֽל־הַקֵּינִ֡י לְכוּ֩ סֻּ֨רוּ רְד֜וּ מִתּ֣וֹךְ עֲמָלֵקִ֗י פֶּן־אֹֽסִפְךָ֙ עִמּ֔וֹ וְאַתָּ֞ה עָשִֹ֚יתָה חֶ֙סֶד֙ עִם־כָּל־בְּנֵ֣י יִשְׂרָאֵ֔ל בַּעֲלוֹתָ֖ם מִמִּצְרָ֑יִם וַיָּ֥סַר קֵינִ֖י מִתּ֥וֹךְ עֲמָלֵֽק:זוַיַּ֥ךְ שָׁא֖וּל אֶת־עֲמָלֵ֑ק מֵֽחֲוִילָה֙ בּוֹאֲךָ֣ שׁ֔וּר אֲשֶׁ֖ר עַל־פְּנֵ֥י מִצְרָֽיִם:

שמואל א 27 חוַיַּ֚עַל דָּוִד֙ וַֽאֲנָשָׁ֔יו וַֽיִּפְשְׁט֛וּ אֶל־הַגְּשׁוּרִ֥י וְהַגִּזְרִ֖י (כתיב וְהַגִּרְזִ֖י) וְהָעֲמָלֵקִ֑י כִּ֣י הֵ֜נָּה יֹשְׁב֚וֹת הָאָ֙רֶץ֙ אֲשֶׁ֣ר מֵֽעוֹלָ֔ם בּוֹאֲךָ֥ שׁ֖וּרָה וְעַד־אֶ֥רֶץ מִצְרָֽיִם:

שמואל א 28 יחכַּאֲשֶׁ֚ר לֹֽא־שָׁמַ֙עְתָּ֙ בְּק֣וֹל יְהֹוָ֔ה וְלֹֽא־עָשִֹ֥יתָ חֲרוֹן־אַפּ֖וֹ בַּעֲמָלֵ֑ק עַל־כֵּן֙ הַדָּבָ֣ר הַזֶּ֔ה עָשָֹֽה־לְךָ֥ יְהֹוָ֖ה הַיּ֥וֹם הַזֶּֽה:

שמואל א 30 אוַיְהִ֞י בְּבֹ֨א דָוִ֧ד וַאֲנָשָׁ֛יו צִֽקְלַ֖ג בַּיּ֣וֹם הַשְּׁלִישִׁ֑י וַעֲמָלֵקִ֣י פָֽשְׁט֗וּ אֶל־נֶ֙גֶב֙ וְאֶל־צִ֣קְלַ֔ג וַיַּכּוּ֙ אֶת־צִ֣קְלַ֔ג וַיִּשְׂרְפ֥וּ אֹתָ֖הּ בָּאֵֽשׁ:טוַיֵּ֣לֶךְ דָּוִ֗ד ה֚וּא וְשֵׁשׁ־מֵא֥וֹת אִישׁ֙ אֲשֶׁ֣ר אִתּ֔וֹ וַיָּבֹ֖אוּ עַד־נַ֣חַל הַבְּשֹ֑וֹר וְהַנּֽוֹתָרִ֖ים עָמָֽדוּ:יגוַיֹּ֨אמֶר ל֚וֹ דָוִד֙ לְֽמִי־אַ֔תָּה וְאֵ֥י מִזֶּ֖ה אָ֑תָּה וַיֹּ֜אמֶר נַ֧עַר מִצְרִ֣י אָנֹ֗כִי ֤עֶבֶד לְאִ֣ישׁ עֲמָֽלֵקִ֔י וַיַּעַזְבֵ֧נִי אֲדֹנִ֛י כִּ֥י חָלִ֖יתִי הַיּ֥וֹם שְׁלשָֽׁה:ידאֲנַ֡חְנוּ פָּשַׁ֜טְנוּ נֶ֧גֶב הַכְּרֵתִ֛י וְעַל־אֲשֶׁ֥ר לִֽיהוּדָ֖ה וְעַל־נֶ֣גֶב כָּלֵ֑ב וְאֶת־צִקְלַ֖ג שָׂרַ֥פְנוּ בָאֵֽשׁ:יזוַיַּכֵּ֥ם דָּוִ֛ד מֵהַנֶּ֥שֶׁף וְעַד־הָעֶ֖רֶב לְמָֽחֳרָתָ֑ם וְלֹֽא־נִמְלַ֚ט מֵהֶם֙ אִ֔ישׁ כִּי֩ אִם־אַרְבַּ֨ע מֵא֧וֹת אִֽישׁ־נַ֛עַר אֲשֶׁר־רָכְב֥וּ עַל־הַגְּמַלִּ֖ים וַיָּנֻֽסוּ:יחוַיַּצֵּ֣ל דָּוִ֔ד אֵ֛ת כָּל־אֲשֶׁ֥ר לָקְח֖וּ עֲמָלֵ֑ק וְאֶת־שְׁתֵּ֥י נָשָׁ֖יו הִצִּ֥יל דָּוִֽד:

שמואל ב 1 א וַיְהִ֗י אַֽחֲרֵי֙ מ֣וֹת שָׁא֔וּל וְדָוִ֣ד שָׁ֔ב מֵהַכּ֖וֹת אֶת־הָעֲמָלֵ֑ק וַיֵּ֧שֶׁב דָּוִ֛ד בְּצִקְלָ֖ג יָמִ֥ים שְׁנָֽיִם:חוַיֹּ֥אמֶר לִ֖י מִי־אָ֑תָּה וָאֹמַ֣ר (כתיב וָיּאֹמַ֣ר) אֵלָ֔יו עֲמָלֵקִ֖י אָנֹֽכִי:יגוַיֹּ֣אמֶר דָּוִ֗ד אֶל־הַנַּ֙עַר֙ הַמַּגִּ֣יד ל֔וֹ אֵ֥י מִזֶּ֖ה אָ֑תָּה וַיֹּ֕אמֶר בֶּן־אִ֛ישׁ גֵּ֥ר עֲמָלֵקִ֖י אָנֹֽכִי:

שמואל ב 8 יאגַּם־אֹתָ֕ם הִקְדִּ֛ישׁ הַמֶּ֥לֶךְ דָּוִ֖ד לַֽיהֹוָ֑ה עִם־הַכֶּ֚סֶף וְהַזָּהָב֙ אֲשֶׁ֣ר הִקְדִּ֔ישׁ מִכָּל־הַגּוֹיִ֖ם אֲשֶׁ֥ר כִּבֵּֽשׁ:יבמֵאֲרָ֚ם וּמִמּוֹאָב֙ וּמִבְּנֵ֣י עַמּ֔וֹן וּמִפְּלִשְׁתִּ֖ים וּמֵֽעֲמָלֵ֑ק וּמִשְּׁלַ֛ל הֲדַדְעֶ֥זֶר בֶּן־רְחֹ֖ב מֶ֥לֶךְ צוֹבָֽה:

תהילים 83 גכִּי־הִנֵּ֣ה אֽ֖וֹיְבֶיךָ יֶֽהֱמָי֑וּן וּ֜מְשַׂנְאֶ֗יךָ נָ֣שְׂאוּ רֹֽאשׁ: חגְּבָ֣ל וְ֖עַמּוֹן וַֽעֲמָלֵ֑ק פְּ֜לֶ֗שֶׁת עִם־יֹ֥שְׁבֵי צֽוֹר:

דברי הימים א 1 לובְּנֵ֖י אֱלִיפָ֑ז תֵּימָ֚ן וְאוֹמָר֙ צְפִ֣י וְגַעְתָּ֔ם קְנַ֥ז וְתִמְנַ֖ע וַֽעֲמָלֵֽק:

דברי הימים א 4 בוּמֵהֶ֣ם| מִן־בְּנֵ֣י שִׁמְע֗וֹן הָֽלְכוּ֙ לְהַ֣ר שֵׂעִ֔יר אֲנָשִׁ֖ים חֲמֵ֣שׁ מֵא֑וֹת וּפְלַטְיָ֡ה וּ֠נְעַרְיָה וּרְפָיָ֧ה וְעֻזִּיאֵ֛ל בְּנֵ֥י יִשְׁעִ֖י בְּרֹאשָֽׁם:מגוַיַּכּ֕וּ אֶת־שְׁאֵרִ֥ית הַפְּלֵטָ֖ה לַֽעֲמָלֵ֑ק וַיֵ֣שְׁבוּ שָׁ֔ם עַ֖ד הַיּ֥וֹם הַזֶּֽה:

דברי הימים א 18 יאגַּם־אֹתָ֗ם הִקְדִּ֞ישׁ הַמֶּ֚לֶךְ דָּוִיד֙ לַֽיהֹוָ֔ה עִם־הַכֶּ֙סֶף֙ וְהַזָּהָ֔ב אֲשֶׁ֥ר נָשָׂ֖א מִכָּל־הַגּוֹיִ֑ם מֵֽאֱד֚וֹם וּמִמּוֹאָב֙ וּמִבְּנֵ֣י עַמּ֔וֹן וּמִפְּלִשְׁתִּ֖ים וּמֵֽעֲמָלֵֽק:

[1] Книга Хроник относит падение дома Шауля к совершенно иному проступку- вопрошению мертвых.

[2] Филистимлян он тоже не видит. Однако, те живут у Средиземного моря и с Заиорданья не видны- горы Иерусалима и Эфраима их заслоняют.

[3]  Хотя, когда Моше поднимается на гору Нево, которая, судя по всему, недалеко от Баал Пеор, то он видит почти всю Землю Обетованную  Деварим 34:1 «И взошел Моше с равнин Моава на гору Нево, на главу вершины, что пред Йерихо; и дал узреть ему Господь всю землю: Гилаад до Дана; И всю (землю) Нафтали, и землю Эфраима и Менаше, и всю землю Йеуды до моря предельного; И Негев, и долину, равнину Йерихо, города пальм, до Цоара.» Как можно увидеть Средиземное море с горы Нево- это большой вопрос.

[4]Заключительная фраза пророчества Билаама: И суда придут от Китим и покорят Ашуpa, и покорят Эвера, … судя по всему, говорит о будущем сражении греков (Киттим) с ассирийцами.  Поскольку Ассирия- это сухопутная держава, то эта фраза вызывает у нас недоумение  и ассоциируется с фразой «корабли штурмуют бастионы». Однако в истории войн Ассирии и Египта был эпизод, когда египтяне наняли греков, и греческие наемники приплыли на кораблях, чтобы воевать с ассирийцами.

[5] В принципе, «гора Амалека» могла быть просто географическим названием как, например, «лес Эфраима»,  в котором происходило сражение армий Давида и Авессалома. Этот лес находился вовсе не на территории колена Эфраима, а в Заиорданье и, судя по всему, на территории колена Гада. Однако не исключено, что этот лес был заселен эфраимлянами.

[6] То же самое можно сказать в отношении следующих стихов: Шмуэль 1 14 14:47 И утвердил Шаул свое царствование над Исраэйлем, и воевал со всеми окрестными врагами своими: с Моавом, и с Аммонитянами, и с Эдомом, и с царями Цовы, и с Пелиштимлянами, и везде, против кого он ни обращался, он их побеждал. И собрал войско, и разгромил Амалека, и избавил Йсраэйля от рук его грабителей. Сравним это с Шмуэль II 8:11-12 8:11 И посвятил их король Давид Господу вместе с серебром и золотом, которое он посвятил (из добытого) у всех покоренных им народов: у Арамейцев, и у Моавитян, и у сынов Аммоновых, и у Пелиштимлян, и у Амалейкитян, и из отнятого у Ададэзера, сына Рехова, царя Цовы.  Войны Шауля на всех фронтах выглядят очень маловероятно, а заявление о том, что он победил филистимлян- это, мягко сказать, преувеличение. Слабое у Шауля было войско и не мог он воевать со всеми соседями. Чуть отлучится – всего-навсего в Эйн Геди- это 50 км от Гевы Биньяминовой, так тут же филистимляне нападают. Куда уж Шаулю воевать с Эдомом и царем Цовы (Арамейское царство в Сирии), которые находятся гораздо дальше. (Единственный далекий поход  Шауля в Ябеш-Гилаад происходил тогда, когда Израиль находился под пятой филистимлян, которые ещё не опасались Шауля).  Шмуэль 1 14 47-48 относится к Давиду- это именно он воевал и с филистимлянами, со всеми царствами в Заиорданье, и с царем Цовы. Кроме того, именно Давид разгромил амалекитян Негева. Так что похоже, что стихи Шмуэль 1 14 47-48 и Шмуэль 1 15:7 относятся к Давиду, а не к Шаулю.

[7] Могла ли книга Шмуэля пройти редакцию? Многие события, описанные в книгах Шмуэля и Царей, имеют параллельные описания в книге Хроник и в книгах Ирмиягу и Ишаягу. Эти описания иногда сильно различаются, так что приписывание Шаулю подвигов Давида в книге Шмуэля не должно нас удивлять.

[8] Diana Edelman, “Saul’s battle against Amaleq”, JSOT 35 (1986) 71-84.

[9] Не исключено, что речь идет  не о городе, а горе, поскольку на иврите, как и на русском, эти два слова עיר и  הר  очень похожи.

[10] Гер в смысле местный житель. Института гиюра во времена Первого Храма не было.

[11] Ненависть к эдомитянам  возникла позже, благодаря их активному участию в падении Первого Храма.

Тэги
Show More

Михаил Голосовский

Михаил Голосовский- физик, работает в Иерусалимском Университете, живет в Маале Адумим. Интересуется совмещением религиозного и научно-рационалистического взглядов на Танах. || Записи лекций "Тора в свете научного анализа" - https://bit.ly/2F8nUIa

Related Articles

Напишите Ваше замечание

Check Also

Close
Back to top button
Close