Особое мнение

ХИВИТЫ И ЕВРЕИ

Первый опыт гиюра в Танахе?

Кого обманывал князь Шхема?

В главе Берешит 34 рассказывается о том, как Яаков с сыновьями приходит в землю Ханаан и селится возле города Шхем. Дина, дочь Яакова, неосторожно уходит гулять в город одна, её умыкает местный принц (которого тоже зовут Шхем) и насилует. Дина ему так понравилась, что он хочет на ней жениться. Приводит этот принц своего отца, князя Шхема, к Яакову свататься. Князь произносит речь, в которой убеждает Яакова с ним породниться, и расписывает радужные перспективы от такого союза. Однако Яаков выставляет условие: жители Шхема должны быть обрезаны. Сваты принимают это условие и возвращаются агитировать жителей города за союз с евреями.  Князь Шхема произносит перед ними убедительную речь, в которой он повторяет сказанное Яакову и его сыновьям, но с важными отличиями.  Классические комментаторы тщательно эти отличия анализируют и приходят к выводу, что князь Шхема изложил жителям города свои истинные намерения, а с Яаковом он был неискренен и свои намерения от него скрывал.

Вот что говорит князь Шхема, Хамор, Яакову и его сыновьям: «И говорил Хамор с ними так: Шхем, мой сын, возжелала его душа вашей дочери. Дайте же ее ему в жены! И породнитесь с нами: ваших дочерей давайте нам, а наших дочерей берите себе; И с нами селитесь. И земля эта будет пред вами: селитесь и обрабатывайте, и оседлыми станьте на ней! «(Берешит 34:8-10).

А вот что говорит князь Шхема жителям своего города: «И пришел Хамор и Шхем, его сын, к воротам своего города, и говорили они жителям своего города так: Их дочерей будем брать себе в жены, а наших дочерей давать будем им.  Эти люди, мирны они с нами. Пусть селятся они на земле и обрабатывают ее, — а земля вот простерта пред ними.  Ими обретенное, и их достояние и весь их скот, — не нам ли они? Только согласие им дадим, и они поселятся с нами.» (Берешит 34:2-23). Обратим внимание на конец речи, выделенный курсивом, в котором классические комментаторы усматривают намек на то, что для жителей Шхема открывается возможность овладеть имуществом Яакова.

Князь города Шхема, Хамор, и его сын Шхем приходят к Яакову и его сыновьям, чтобы сватать Дину.

Вот так я всегда и думал: всё, что князь Шхема говорит Яакову — это демагогия, это понарошку, а его истинное намерение: завладеть имуществом Яакова и его семьи, раскрывается лишь в его речи к жителям Шхема. Правда, меня всегда смущал тот факт, что обрезание жители Шхема сделали по-настоящему, а не понарошку. Неужели чтобы завладеть имуществом одной семьи, жители Шхема совершили обрезание? А ведь это непростая операция, после которой они ещё три дня в лёжку лежали. Сколько же на каждого могло прийтись, если поделить овец Яакова? Неужели жители Шхема такие жадные, что из-за лишней овцы каждый готов был ну не удавиться, так обрезаться?

Обрезание жителей Шхема.

А может быть, князь Шхема обманывал именно своих, а по отношению к Яакову он был искренен? Классическим комментаторам такая мысль вряд ли приходила в голову, поскольку они жили в монархических государствах, и для них было очевидно, что царь уж если кого и обманывает, так чужих, а со своими подданными он не церемонится и говорит им, что думает. Однако нам, живущим в демократических, то есть выборных государствах, ситуация, в которой правительство обманывает своих граждан, до боли знакома.

И тут мы обратим внимание на то, что Шхем, судя по всему, не монархия, а имеет выборное управление. Действительно, правитель Шхема именуется наси — князь, старейшина, — а вовсе не царь. Кроме того, для утверждения договора с Яаковом князь Шхема собирает народное собрание — ну прямо новгородское вече! Цари так не поступают, а утверждают договоры единолично.  Так может быть, князь Шхема всё же говорит правду Яакову, а своим втирает очки?

Если это так, то целью союза, который князь Шхема заключил с Яаковом, было не завладеть имуществом Яакова. А что же ещё? Ну, механику таких союзов в демократических государствах мы хорошо знаем. В отличие от монархии, где всё построено на происхождении и знатности, в демократическом государстве всё построено на борьбе разных партий. Приходит Яаков и его двенадцать сыновей в Шхем.  У этих чужаков нет связей в Шхеме, однако известно, что они только что успешно противостояли Эсаву и его четырестам воинам. Так что этот новый клан -сила, и тот, кто с ним первый породнится, заметно усилит свой клан, свою партию. Так что у князя Шхема могла быть сильная мотивация породниться с кланом Яакова и тем самым усилить свои позиции в городе.

Наверняка у князя Шхема был в голове такой холодный политический расчет. Однако мне кажется, что была у него и более глубинная мотивация. Похоже, что он искренне хотел вступить в союз с евреями и принять их обычаи. Действительно, проанализируем последующие события. Жители Шхема произвели обряд обрезания, а на третий день пришли сыновья Яакова, Шимон и Леви, и всех их перебили.

Шимон и Леви расправляются с жителями Шхема.

Казалось бы, что после такой бойни уцелевшие жители Шхема должны были бы возненавидеть евреев лютой ненавистью и пронести её через поколения. А получилось не так.  Когда впоследствии Иегошуа завоевывает Ханаан, то он не ведет никаких боевых действий против Шхема. Похоже, что в его время город Шхем был дружественно настроен по отношению к евреям. Более того, именно там Иегошуа и весь народ Израиля заключают завет со Всевышним.  Действительно, «И собрал Иегошуа все колена Израиля в Шхем… И заключил Йеошуа союз с народом в тот день, и определил ему устав и закон в Шхеме» (Иегошуа 24:2). И евреи при этом совершенно не опасаются жителей Шхема. А ведь в Шхеме жили потомки тех самых Хивитов, которые были обрезаны во времена Яакова.  Так что похоже, что эти потомки не затаили зла против евреев.

Город Шхем сегодня. Где-то здесь в свое время еврейский народ под предводительством Иегошуа заключил союз со Всевышним.

Так откуда же у Хивитов, жителей Шхема, такое искреннее желание породниться с евреями и принять их обычаи? Чтобы это лучше понять, мы проанализируем этническое происхождение Хивитов и их положение в Ханаане.

Этнографический экскурс

Этническое происхождение жителей Шхема

Что особенного в этническом происхождении Хивитов? Во многих стихах Торы перечислены семь ханаанских народов, которых евреи должны изгнать. Например, «Когда приведет тебя Господь, Бог твой, на землю, куда ты идешь для овладения ею, и отбросит племена многие от лица твоего: Хетты, Гиргаши, Аморейцы, Ханаанеи, Перизи, Хивиты, и Йевусеи, семь племен, которые больше и сильнее тебя.» (Дварим 7:1). Самые многочисленные из них — это Ханаанейцы и Аморейцы — семитские народы, о которых нам много известно из внебиблейских источников, и которые нас сейчас не интересуют. Про Иевусеев мы знаем лишь то, что они жили в районе Иерусалима, а про Перизи и Гиргаши нам вообще ничего не известно, да и в Танахе они сами по себе никогда не упоминаются, а всегда в совокупности с другими ханаанскими народами, так что эти три народа мы тоже обсуждать не будем, а сосредоточимся на двух оставшихся: Хетты и Хивиты.

Так вот, про Хеттов мы знаем, что это не семитский, а индоевропейский народ, основавший сильное царство в Анатолии (современная Турция) и распространившийся на юг до Хеврона. Хивиты же — хотя они не фигурируют во внебиблейских источниках, мы можем составить себе о них представление, основываясь на нескольких историях в Танахе, героями которых являются жители Шхема и Гивона.

Отметим также народ Хори, который отсутствует в списке семи ханаанских народов, но о котором много рассказывается в связи с родословной Эсава и горой Сеир. Название Хори подозрительно напоминает Хурритов — сильный народ, основавший государство Миттани, располагавшееся между империей Хеттов и Ассирией, то есть на территории современного Курдистана и северной Сирии. Похоже, что эти Хори (или Хурриты?) жили не только в районе горы Сеир, но и по всей территории Ханаана, поскольку египетские источники часто именуют Ханаан землёй Хор.

В тексте Танаха, Хиви и Хори, часто путаются друг с другом. Так Берешит 36:2 сообщает, что жена Эсава, Охоливама, является внучкой Цивона, Хивита.  Однако всего через несколько стихов (Берешит 36:26) мы узнаем, что этот Цивон – Хори. В соответствующем тексте Септуагинты[1] Цивон тоже именуется Хори. Жители Шхема и Гивона в масоретском тексте Танаха именуются Хивитами, а в Септуагинте они именуются Хоритами. С идеологической или теологической точки зрения, большой разницы между Хивитами и Хоритами нет, поэтому скорее всего это действительно путаница, а не редакторская правка. В дальнейшем мы будем считать, что Хори, Хурриты, и Хивиты —это один и тот же народ. Из внебиблейских источников нам известно, что, хотя язык Хурритов не семитский и не индоевропейский, но имена их царей похожи на имена Хеттских царей, про которых мы точно знаем, что они индоевропейцы. Похоже, что культура Хурритов была близка к Хеттам, то есть она не семитская. Суммируя все эти соображения, мы заключаем, что Хетты и Хивиты/Хурриты — это индоевропейские инородцы среди преимущественно семитского населения Ханаана.

А где же они жили?  Из всей совокупности упоминаний Хеттов и Хивитов в Танахе, мы видим, что они населяли города в центральной части Ханаана. Действительно, из Торы и книги Иегошуа мы знаем, что Шхем, а также Гивон и его четыре города-спутника заселены Хивитами.  С другой стороны, в Иерусалиме мы встречаем Урия Ха Хитти -военачальника Давида, а в Хевроне мы встречаем Эфрона ха Хитти, у которого Авраам приобрёл Пещеру Праотцев. Более того, среди ханаанских царей, с которыми воюет Иегошуа на юге и в центре страны, многие носят индоевропейские имена, да и Арауна, у которого Давид покупает гумно для постройки Храма в Иерусалиме, тоже носит индоевропейское имя. Эти индоевропейские имена подсказывают нам, что среди ханаанских царей многие были или Хивиты или Хетты.  И тут вырисовывается следующая картина: похоже, что Хетты и Хивиты — это цари и воины, то есть городская элита, правящая местным семитским населением аморреев и ханаанейцев.[2]  Такая ситуация напоминает нам киевскую Русь, где варяжская элита (шведы и норвежцы) правила местным славянским населением.

Карта Ближнего Востока ~ 1400 до н.э. Желтый цвет — Египет и сфера его влияния, коричневым цветом обозначено государство Хурритов — Миттани, а также анклавы Хивитов (Хурритов?)  на территории Ханаана. Оранжевый цвет — империя Хеттов, зеленый цвет — Вавилон.

Обрезание у ханаанских народов

Вернемся к истории Яакова, его сыновей, и жителей Шхема.  В качестве условия заключения союза между евреями и Хивитами — жителями Шхема, Яаков выставляет условие обрезания.  Нам это кажется очевидным, поскольку по умолчанию мы считаем, что евреи — это единственный народ в регионе, практиковавший обрезание, а ханаанские народы необрезанные. Однако это заблуждение.

Большинство людей считают, что обряд обрезания появился после того, как Всевышний заповедал его Аврааму, и с тех пор потомки Авраама — евреи и арабы приняли этот обряд. Оказывается, это не так и обряд обрезания был широко распространен в древности[3], а современные археологи  зафиксировали его  в Африке, в Австралии, в Океании, и в Древнем Египте. Действительно, обнаружено немало древнеегипетских изображений обряда обрезания, да и часть египетских мумий тоже обрезанные. Кстати, когда Моше возвращается в Египет вместе со своей семьей, чтобы исполнить повеление Всевышнего и вывести евреев из Египта, то на ночлеге Всевышний собирается его покарать за то, что его сын не обрезан. Спасает положение жена Моше — мидианитянка Ципора, — которая делает своему сыну обрезание. Видимо, со знанием дела, так что похоже, что в Мидиане знали об обряде обрезания!

А вот у индоевропейцев обряд обрезания отсутствовал. Так что Хетты и Хивиты —  индоевропейские народы среди преимущественно семитского населения Ханаана, отличались от местных по многим параметрам, в том числе и тем, что они были необрезанные.  Вспомним, что вскоре после завоевания Ханаана евреями под предводительством Иегошуа, туда также приходит ещё один безусловно индоевропейский народ — филистимляне, — которых Танах не устает именовать необрезанными.[4] Отметим, что каких только отрицательных эпитетов по поводу ханаанских народов семитского происхождения — Ханаанейцев и Аморреев —  Танах не употребляет, но необрезанными их никогда не называет. Этот эпитет употребляется только по отношению к филистимлянам и к Хивитам, жителям Шхема.

В заключение: в рамках масоретского текста, жители Шхема и жители Гивона — это один и тот же народ — Хивиты/Хурриты. Этот народ несколько чужой в Ханаане, поскольку он не семитский, и у них нет обрезания. Не исключено, что это тот же самый народ, который создал древнее государство Миттани, а затем Урарту, и современными потомками которых являются армяне.

Жители Гивона

Таким образом, Хивиты, жители Шхема, стоят несколько особняком среди ханаанских народов. Проанализируем другие истории, связанные с Хивитами, и убедимся, что и в них они ведут себя не так, как остальное семитское население Ханаана. А именно, поговорим о жителях Гивона, про которых мы знаем, что они Хивиты. Учитывая географическое расположение Гивона и его близость к Шхему, не исключено, что это потомки тех самых жителей Шхема, которые уцелели в резне, устроенной сыновьями Яакова. Через несколько сотен лет евреи пришли завоевывать Ханаан, и в то время как все другие ханаанские народы встретили евреев враждебно, жители Гивона решили подчиниться евреям мирным путем. Как же это было оформлено? Делегация жителей Гивона предстала перед Иегошуа в качестве послов из далекой страны с предложением заключить с ними мир. Иегошуа и предводители колен не распознали обмана и заключили с ними мирный договор. А вскоре выяснилось, что это всё липа, и послы пришли из близкого Гивона. «А жители Гивона слышали, что Иегошуа сделал с Йерихо и Айем.  И поступили они тоже хитро: пошли, и прикинулись посланцами, и положили ветхие мешки на ослов своих и мехи вина ветхие, лопнувшие и перевязанные… И сказали израильтяне Хивиту: может быть, среди нас живешь ты, как же заключим мы с тобою союз? И сказал им Иегошуа: кто вы и откуда пришли? И сказали они ему: из дальней страны пришли рабы твои … «(Иегошуа 9:3-9)

Иегошуа встречает делегацию гивонитян.

Как Иегошуа мог купиться на этот обман, если он — один из двенадцати разведчиков, которые обошли Ханаан во времена Моше, — уж он-то должен был знать, где в Ханаане живут Хивиты! И тут мы вспомним, что Хивиты в Ханаане жили не только в районе Шхема-Гивона. В районе горы Хермон и в Ливане тоже был большой анклав Хивитов (Иегошуа 11:3), так что Иегошуа мог принять гивонитян за послов этого северного анклава. Не исключено даже, что гивонитяне представились посланниками государства Миттани, которое находилось ещё севернее.

Как бы то ни было, но договор с гивонитянами был заключен, евреи защитили Гивон от местных ханаанейских царей, и гивонитяне влились в еврейский народ,[5] правда, соблюдая свою обособленность. Однако книга Шмуэль скупо сообщает нам, что впоследствии царь Шауль вырезал город Гивон и четыре его города-спутника. Что послужило поводом к такому зверству, нам не сообщается, хотя о причинах мы можем догадываться.[6] Нам тут важно вот что: оставшиеся гивонитяне не озлобились на евреев и не разорвали союза с ними, а попросили следующего царя — Давида — восстановить справедливость сравнительно малой кровью. Что он и сделал: «И был во дни Давида голод три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. . . И сказал Господь: за Шаула это и за этот кровожадный дом, за то, что он умертвил Гивонитян. И призвал царь Гивонитян, и говорил с ними. Гивонитяне же (были) не из сынов Исраэйлевых, а из остатка Аморейцев, и сыны Исраэйлевы поклялись им; но Шаул хотел перебить их в ревности своей за сынов Исраэйлевых и Йеудиных. «(Шмуэль 2 21:1-2). [7]

Гивонитяне — водоносы и собиратели дров.

Странная тяга Хивитов к евреям

Так что, несмотря на все лишения, которые Хивиты вытерпели от евреев, этот народ не стал нашим смертельным врагом и не откололся от еврейского народа. Такое поведение особенно удивительно по контрасту с историей взаимоотношений между евреями и амалекитянами.  Действительно, амалекитяне предательски напали на евреев по выходе их из Египта, истребили больных и отставших, а потом напали на основные силы евреев и были разбиты. Евреи запомнили амалекитянам это предательское нападение и враждовали с ними на протяжении тысячелетий вплоть до полного истребления этого народа. Хивиты могли бы так же себя вести по отношению к евреям — действительно, сначала сыновья Яакова истребили ослабевших Хивитов в Шхеме, а через несколько поколений Шауль вырезал жителей Гивона ни за что ни про что. Однако Хивиты-гивонитяне оказались незлопамятными, и не затаили вражду на евреев. Более того, после того как Навуходоносор увел евреев в Вавилон, то гивонитяне ушли вместе с евреями, а когда Кир разрешил вернуться в землю Обетованную, то они были среди первых пионеров (Нехемья 7:6,25).

Так кто же такие Хивиты? Первые геры? Хотя гиюр в нашем понимании во времена Танаха вроде не существовал (похоже, что гиюр появился после Эзры и Нехемьи — во времена Второго Храма), получается, что Хивиты — жители Шхема и Гивона — это первый случай массового приобщения нееврейского населения к иудаизму. Ну и как же это приобщение протекало? Они прошли обряд обрезания, евреи вроде бы их приняли, но равноправия эти новообращённые не получили, и последующая их судьба была вовсе не сладкая, а по терминологии кота Матроскина — это была судьба полная лишений и выгоняний.  А они всё же не озлобились и не покинули еврейский народ.

Из Танаха нам знакомы и индивидуальные попытки приобщиться к еврейскому народу: Тамар и Рут. Тамар, невестка сына Яакова, Иегуды, хотела влиться в еврейский народ, но была оттолкнута, (хотя она родила близнецов Переца и Зераха, один из которых был прародителем Давида и династии царей). Рут Моавитянка вышла замуж за еврея — одного из сыновей Элимелеха, — так он умер, оставив её бездетной. Она вторично вышла замуж за Боаза, но похоже он умер вскоре после свадьбы, так что Рут осталась вечной вдовой, (хотя она родила Оведа, от которого пошла династия Давида).

Поэтому, когда во время сегодняшней процедуры гиюра, соискателям объясняют, что они получают не билет в счастливое будущее, а жизнь, полную проблем, так в Танахе есть тому немало примеров. В общем, судьбе гера не позавидуешь, но ей можно только восхищаться.

  1. Faust, Avraham “The Bible, Archaeology, and the Practice of Circumcision in Israelite and Philistine Societies”.  JBL 134, no. 2 (2015): 273–290 doi: http://dx.doi.org/10.15699/jbl.1342.2015.2936
  2. North, Peter, Avraham “The Hivites”.  Biblica, 1973, Vol. 54, No. 1 (1973), pp. 43-62.
  3. Haran, Menaḥem “The Gibeonites, the Nethinim and the Sons of Solomon’s Servants”. Vetus Testamentum , Apr., 1961, Vol. 11, Fasc. 2, pp. 159-169 .
  4. Lipinski, Edward “Hurrians and Their Gods in Canaan”. Rocznik Orientalistyczny/Yearbook of Oriental Studies, 2016, N. 1.
  5. Baumgarten, Joseph M. “THE EXCLUSION OF «NETINIM» AND PROSELYTES IN 4Q FLORILEGIUM”, Revue de Qumrân, Juin 1972, Vol. 8, No. 1 (29), pp. 87-96.
  6. De Vaux, Roland. “Ancient Israel: Its Life and Instructions”, (1997). Wm. B. Eerdmans Publishing. pp. 46–47.

[1] Септуагинта — это греческий перевод Танаха, который был сделан где-то в 3 веке до н. э. с ивритского оригинала, еще до его канонизации в масоретском тексте. Тогда бытовали несколько разных вариантов текста Танаха, отличавшихся в основном мелкими деталями. Масоретский текст зафиксировал один вариант текста, а Септуагинта — другой вариант.

[2]После мести братьев за Дину «И сказал Яаков Шимону и Леви: Вы устроили мне проблемы и дискредитировали меня среди жителей земли, Ханаанейцев и Перизи…(Берешит 34:30). Получается, что князь Шхема, Хамор, про которого мы знаем, что он   Хивит, правит местным населением, состоящим из Ханаанейцев и Перизим.

[3] Историк Геродот, который жил в начале периода Второго Храма (~ 484-425 до н. э.) сообщает, что обрезание было принято у Египтян, Эфиопов, Сирийцев, Финикийцев, жителей Палестины, Колхиды, и даже у каких-то неведомых Макронов, (не имеющих никакого отношения к современному президенту Франции!)

[4] Хотя филистимляне во времена Шауля и Давида именуются необрезанные, в более позднюю эпоху, соответствующую книгам Царей, этот эпитет по отношению к ним не употребляется. Археология говорит, что в период книги Царств филистимляне потеряли свою культурную самобытность, и их материальная культура стала похожей на культуру окружающих семитских народов. Похоже, что они и обряд обрезания в конце концов тоже приняли.

[5] А как же насчёт обрезания? Ведь когда Яаков и сыновья обсуждали заключение союза с Хивитами, жителями Шхема, то обрезание было непременным условием этого союза, а теперь, когда Иегошуа заключает союз с Хивитами, жителями Гивона, то он не требует обрезания. Скорее всего, жители Гивона — это потомки жителей Шхема, у которых обряд обрезания сохранился ещё со времен Яакова. Иногда, правда возражают, что раз смешанные браки между гивонитянами и евреями были запрещены, то наверное, гивонитяне были необрезаны. Это не так, поскольку мишна в трактате Йевамот 8:2, которая как раз обсуждает запрещенные браки, перечисляет гивонитян   вместе с мамзерами, которые безусловно обрезаны.

[6] Поначалу, Гивон и его города-сателлиты был относительно небольшим чужеродным анклавом на территории колена Биньямина. Как мы знаем из книги Судей, после истории наложницы в Гиве разразилась гражданская война, в ходе которой от колена Биньямина осталось лишь 600 семей. А вот жители Гивона, Хивиты, избежали кровопролития, и их численность стала, по-видимому, превышать численность колена Биньямина. Таким образом, территория колена Биньямина оказалась заселенной чужаками, чьи города простирались от Гивона до Кирият Яарим. Эта территория – узкая полоса в центральной части Ханаана, прорезающая его почти целиком с востока на запад. Анклав Хивитов в этом ключевом месте мешал созданию объединенного царства, которое было целью Шауля. Не исключено, что для того чтобы создать непрерывное еврейское присутствие от Хеврона до Изреельской долины, Шауль истребил жителей Гивона.  Однако это не помогло, и через пару поколений объединенное царство распалось на Северное и Южное царство, причем разлом произошел именно по территории колена Биньямина, которое было частично заселено жителями Гивона.

[7]  Хотя гивонитяне — Хивиты, здесь они именуются Аморейцами, но это собирательное название всех жителей Ханаана.

Больше

Пинхас Полонский

Родился в 1958 г. в Москве. В 1975 — 1987 гг. был активистом подпольной еврейской деятельности в СССР, преподавателем иудаизма, одним из основателей образовательного центра «Маханаим». После многих лет "отказа" в 1987 г. репатриировался в Израиль, где продолжил учиться и преподавать в Бар Иланском и в Ариэльском университете. На сегодняшний день опубликовал более 25 книг по еврейской традиции и философии, из которых наиболее известны:    * молитвенник "Врата Молитвы"    * монография "Рав А.И.Кук – личность и учение"    * "Еврейский взгляд на христианство – 2000 лет вместе"    * "Израиль и человечество – новый этап развития" (по материалам р. Ури Шерки).    * Материалы на английском и иврите "Библейская Динамика" – главная работа, которой он занимается последнее десятилетие. Подробнее - ru.wikipedia.org/wiki/Полонский,_Пинхас ppolonsky@gmail.com cell +972.54.665.8902

Статьи на эту тему

Напишите Ваше замечание

Back to top button