УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ СИОНИЗМ

ГЛАВА II. Идеология: методология восстановления универсальных ценностей в иудаизме

1. Объединение модернистского направления в религиозном сионизме и выбор для него названия: терминология р. Кука

Сегодня в религиозном сионизме есть немало модернистских раввинов, которые  выступают в том или ином аспекте за интеграцию универсальных ценностей в иудаизм.

Все они разные, каждый занимается своим аспектом этого большого пространства —  и это совершенно естественно и нормально. Но проблема состоит в том что у них всех нет никаких объединяющих рамок и общего названия.

Это влечет две проблемы:

  1. Недостаточное взаимодействие, недостаточный диалог между собой – и как следствие разобщенность их последователей.
  2. Общество не видит единого движения – потому что то что не имеет названия, не существует в общественном пространстве, и не оказывает сильного влияния на общественное сознание.

Поэтому такое название очень важно предложить – причем оно должно быть приемлемым для самых разных представителей модернистского крыла в религиозном сионизме.

Поэтому в поисках такого объединяющего названия следует обратиться к наследию р. Кука, которого все они признают его своим учителем.

***

Когда р. Кук в 1924 г. создал особую школу для подготовки лидеров религиозного сионизма, то он назвал ее Иешива Мерказит Оламит, а по-английски «The Central Universal Yeshiva». Эта иешива и ее выпускники (открывшие по всей Стране сотни дочерних иешив, школ, семинаров и т.д.) сыграли важнейшее значение в развитии и продвижении идей р. Кука в израильском обществе.

Установленное р. Куком название Оламит, Universal – это обращение ко всему миру, к универсальным общемировым ценностям. А Мерказит, Central означает обращение к духовному центру этого мира, к Земле Израиля и ее ценностям, т.е. к сионизму.

Однако позже, в разговорном языке школы р. Кука, название иешивы сократилось до «Мерказ а-Рав».

Это было не случайностью и не просто разговорным сокращением (ведь сокращение Мерказит Оламит было бы не длиннее), но соответствовало первому этапу распространения учения р. Кука: чтобы его огромный свет проник в общество, сначала он должен быть уменьшен до мерказит (интеграции с сионизмом), и лишь потом постепенно расшириться до оламит (восприятия универсальных ценностей человечества и влияния на него).

За прошедшее столетие первый этап, мерказит, уже осуществлен. Но пренебрежение к аспекту оламит, ставшее привычным на том этапе, мешает сегодня продвигаться дальше. Поэтому необходимо восстановление концепции оламит, как направления дальнейшего развития религиозного сионизма.

Поскольку термин оламит, «универсальный», был введен равом Куком —  он может стать объединяющим для всех сторонников модернизации в религиозном сионизме.

Оламит также означает «всемирность» в смысле связи с со всем мирозданием (английское universal тоже происходит от Universum, «мироздание как целое»). А одной из основ модернизации религии сегодня является «обращение ко всему мирозданию (а не только к религиозной традиции) как к проявлению Бога».

(Отдельно отметим, что первоначальная концентрация последователей  р. Кука именно на национальных, а не на универсальных ценностях – не была «ошибкой». Является совершенно неверной точка зрения, согласно которой р. Цви-Иеhуда Кук якобы «примитивизировал учение своего отца, сведя универсализм р. Авраама-Ицхака к примитивному национализму».  На самом деле р. Ц.И. сохранил универсалистские аспекты как в книгах р.А.И., которые он редактировал и по которым учились в иешиве Мерказ а-Рав, так и в самом преподавании – и все современные модернистские раввины религиозного сионизма воспитались именно на этом. Однако первоначальная концентрация должна была быть именно на сионизме – потому что пока нет работоспособного государства, никакая интеграция на общенациональном уровне невозможна. Интеграция национальных ценностей является тем «первым этажом», основываясь на котором мы теперь можем и должны строить второй этаж интеграции универсального).

2. Основные принципы Универсального Религиозного Сионизма

2.1. Универсальные ценности должны стать интегральной частью иудаизма, а не «дополнением» к нему

В жизни многих религиозных сионистов и представителей «модерн ортодоксии» уже присутствует позитивное восприятие многих универсальных ценностей (науки, технологии, искусства, «жить в чистоте и красоте», защиты окружающей среды, демократии и т.д.). Однако они пока еще не воспринимают эти ценности как часть Торы. Они видят в них только лишь прагматическое удобство, но не религиозную ценность. А отношение к аспекту жизни как к «религиозной ценности» – означает гораздо больше, чем отношение к ней как к прагматическому удобству.

Конечно, есть интеллектуалы, которые осознают религиозное значение этих ценностей – но такой подход не выходит за узкий круг их публикаций, и не ощущается в социуме.

Например, рассмотрим такую очевидную для всего иудаизма универсальную ценность как наука и технология, позитивное отношение к которой утверждается начиная с периода Мудрецов Талмуда и вплоть до наших дней. Однако при этом даже и в модернистском социуме (начиная с ученика в модернистской иешиве, которая учит и светским, и религиозным предметам) — господствует отношение к науке и технологии как к важной прагматической ценности, которая важна для интересной работы и успешного заработка, и даже для успеха еврейского народа как общины и государства. Однако в обществе нет ощущения, что занятие наукой и технологией это Божественная заповедь. В модернистских религиозных школах учат науке, но не учат религиозному отношению к науке.

А когда речь идет о прагматической ценности, то она начинает сравниваться и конкурировать с другими прагматическими ценностями – например, «на что лучше потратить время, которого всегда не хватает», или  опасением не уведут ли занятия наукой от соблюдения заповедей, не создадут ли они соблазн ухода в светское общество и т.д. (И такие опасения еще несравненно более серьезные при занятиях искусством и другими гуманитарными отраслями). В итоге статус науки в религиозном мире не очень высок, и ничтожно малое количество окончивших модернистские религиозные школы готовы заниматься наукой  — гораздо меньший процент чем евреев учащихся в светских школах. В результате область науки имеет не просто светский, но даже и антирелигиозный характер – и это наносит огромный ущерб иудаизму в общественном сознании.

И то же самое со всеми универсальными ценностями.

Очень важно отметить, что на предыдущем этапе развития религиозного сионизма значительный прорыв был лишь достигнут тогда, когда школа р. Кука перевела национальные ценности (освоение страны, службу в армии и т.д.) из статуса «это часть моей жизни», как это было у раннего Мизрахи – в статус «это также часть моей Торы». Когда освоение Страны, или служба в армии стали ощущаться как выполнение заповедей, то отношение к ним радикально изменилось. И аналогичный рывок необходим сегодня в отношении универсальных ценностей.

В итоге, такая трансформация, из статуса «это часть моей жизни» в статус «это также часть моей Торы» — имеет следующие последствия:

  • Запускает процесс очищения ценностей: В процессе анализа ценностей из них выделяется Божественная искра и отделяется скорлупа, что дает возможность этим искрам ре-интегрироваться в иудаизм, обогащать и оживлять религиозный мир.
  • Повышает значимость ценностей: Трансформация меняет наше отношение к универсальным ценностям, возводя их из разряда прагматических соображений в компоненты религиозной значимости.
  • Укрепление всей системы: Искры универсальных ценностей соединяются с другими элементами иудаизма в единую систему, в которой целое больше чем сумма частей. В результате эти ценности получают (1) гораздо больше энергии реализации, (2) равновесие с другими ценностями и искрами.
  • Поощряет исследование и развитие: Подобно религиозному энтузиазму по отношению к сионистским ценностям, который привел к их гораздо более глубокому изучению и пониманию – этот сдвиг побуждает религиозных людей продвигать изучение и дальнейшее развитие (и модификацию!) универсальных ценностей.
  • Поощряет практическую деятельность по реализации в жизни этих ценностей. Люди оценивают иудаизм не «по теории», а «по практике» — т.е. не по написанному в тех или иных книгах, а по тому как реально ведут себя религиозные люди, какой деятельностью они занимаются, какие взгляды высказывают, как относятся к другим людям и их взглядам. Поэтому важно чтобы позитивное религиозное отношение к науке, искусству, эстетике, критическому мышлению, защите окружающей среды и т.д. – проявлялось в реальной практической жизни, а не оставалось «теоретическим».
  • Пересмотр представлений общества о религии: Для многих людей отношение к религии сильно зависит от ее отношения к универсальным ценностям. При их интеграции изменяется общественное восприятие религии, которая теперь выглядит не как «отдельная сфера, оторванная от жизни», но как единое целое, переплетенное со всеми аспектами нашего существования. Это увеличивает позитивное отношение народа к религии.

При этом мы не вносим в иудаизм посторонние ценности, но возрождаем универсальные ценности из собственно еврейских источников

В результате мы развиваем иудаизм на основе еврейской традиции, и развиваемся вместе с ним, продвигаем себя в диалоге с Богом.

***

Хотя наша концепция интеграции искр из универсальных ценностей основывается в большой степени на учении р. Кука, мы считаем важным привлекать концепции других важных духовных лидеров, и также не только раввинов, и также не-еврейских мыслителей.

Сам р. Кук подчеркивал, что его ученики не должны ограничиваться обучением только у него, и подробно объяснял, что следование только одному духовному авторитету приводит к искажениям – но каждый ученик должен строить свой личный синтез из учений различных духовных учителей.

2.2. Новый подход к принципам и методике интеграции ценностей

Сегодня есть немало работ на темы взаимосвязи между различными универсальными ценностями и иудаизмом. Однако особенности предлагаемого нами подхода в следующем:

  1. Интеграция универсальных ценностей рассматривается как часть процесса развития религиозного сионизма. Универсальные ценности надстраиваются как следующий этап по отношению к национальным ценностям (а не противопоставляются им).
  2. Создана теологическая разработка, при которой эта интеграция представлена как необходимый этап мессианского процесса. Это дает зримое (а не декларативное) понимание религиозной необходимости интегрировать универсальные ценности.
  3. Делается акцент на интеграции в религии именно ценностей – а не только на интеграции «светского знания».
  4. Ценности рассматриваются не разрозненно, а системно. Анализируется весь набор ценностей Западной цивилизации, и предложены критерии, по которым они делятся на группу А. «Бесспорные», В. «Спорные», С. «Проблематичные» (про эту третью группу ценностей мы говорим в главе III.1, но не анализируем их в данной работе, поскольку считаем что на данном этапе нет возможностей извлечь из них искру). Это создает совершенно иную общую картину мира.
  5. Разрабатывается методика интеграции ценностей, концепция «искра и скорлупа», а также предложены конкретные инструменты, которые можно использовать для выделения и интеграции искры.
  6. Это позволяет далее разработать систематические учебные курсы, которые продвинут интеграцию универсальных ценностей в школы, иешивы и синагоги – т.е. в общественное сознание. Далее это инициирует практическую деятельность религиозного мира в отношении универсальных ценностей, а эта деятельность изменит представления общества об иудаизме и укрепит связь с ним.

Таким образом, мы предлагаем для обсуждения общую основу и систему – и приглашаем к сотрудничеству всех, кому важен такой подход, и кто хочет принять участие в разработке этой концепции и развитии иудаизма в этом направлении.

2.3. Различные пути прошлого развития религиозного сионизма и модернистской ортодоксии – и их интеграция сегодня

Религиозный Сионизм и Модерн Ортодоксия близки друг другу ментально: это люди, придерживающиеся ортодоксального иудаизма, и при этом ориентированные на модернизацию. Эти движения всегда сотрудничали, но при этом между ними не было духовной и идейной интеграции.

Различия между ними обусловлены в большой степени разницей истории их формирования, в разном окружении – создававшем разный «Вызов и Ответ».

Религиозный сионизм развивался в Израиле в пространстве, созданном светским сионизмом, и разрабатывал религиозную альтернативу этому пространству (с сохранением его достижений). Вызов сионизма и мессианского процесса стоял прямо перед их глазами, поэтому они активно работали над Ответом – и в идеологическом, и в практическом аспектах. А универсальные ценности были уважаемыми в жизни, но они не создавали вызова – и поэтому они не ощущали никакой острой потребности интегрировать их в религиозное мышление.

Движение Модерн Ортодокс развивалась в Америке, в пространстве Западной цивилизации и во многом ассимилированного в ней еврейства, и разрабатывало религиозную альтернативу этому пространству (с сохранением его достижений). Вызов светского знания и его соотношения с иудаизмом стоял прямо перед их глазами, поэтому они активно работали над Ответом – и в идеологическом, и в практическом аспектах. А сионизм был уважаемым, но далеким, в чем они сами физически не могут участвовать. Они не ощущали его «своей кожей» – а когда такого ощущения нет, то очень трудно о чем-то судить.

Модерн Ортодокс всегда поддерживало Государство Израиля (и, вслед за р. Соловейчиком, считало его создание «Голосом Всевышнего») – но оно дистанцировалось от того, чтобы считать происходящее в Израиле мессианским процессом (и даже отстранялось от обсуждения этой темы). Возможно, одна из причин такого отношения – представление о том, что мессианское восприятие Израиля делает еврейскую жизнь слишком узко-национальной, что противоречит более универсалистской религиозной интуиции американских Модерн Ортодокс.

Предлагаемая нами концепция акцентирует именно универсальные аспекты мессианского процесса. Поэтому она может помочь Модерн Ортодокс начать воспринимать мессианский процесс совершенно по-новому, и начать активно в нем соучаствовать – даже физически находясь в Америке.

В построении Универсального Религиозного Сионизма обе стороны передают второй свои наработки, и учатся от второй тому, что разрабатывала она. И при этом вместе создают новый уровень понимания, которого ранее не было ни у одной из сторон.

Важно также отметить, что движение Модерн Ортодокс действовало в Америке, где интеграция иудаизма со светской Западной культурой происходила на уровне индивидуума или общины — но только в Израиле возможна интеграция на уровне общенациональном, а такой процесс имеет иной характер. Это огромный вызов как для религиозного сионизма, так и для современной ортодоксии.

Все это создает платформу для их совместной интеллектуальной и педагогической работы – для того, чтобы предложить еврейскому народу новую модель духовного лидерства.

2.4. Ре-интеграция универсальных ценностей начинается с Западной цивилизации

Здесь важно детализировать, что имеется в виду под «универсальными ценностями», искры из которых мы предлагаем ре-интегрировать в иудаизм:

  • На данном этапе мы говорим об интеграции в иудаизм искр из ценностей Западной цивилизации, которая сегодня де-факто является ведущей в мире, как в материальной так и в духовной сфере. (В понятие «Запада» мы включаем всю иудео-христианскую цивилизацию, сформировавшуюся от античности через Средневековье и Новое время). Это соответствует подходу р. Кука, который, говоря про интеграцию ценностей трех групп в еврейском народе имел в виду «либерально-универсальную» группу, ориентированную именно на Западные ценности.
  • Разумеется, Западные ценности не исчерпывают всех ценностей человечества, и у Восточной цивилизации есть свои важные ценности и достижения. Однако на этом этапе мы можем сосредоточиться только на ценностях, составляющих наш собственный духовный ландшафт, с которыми мы достаточно хорошо знакомы. А еврейский народ как целое сегодня является частью Западной, а не Восточной цивилизации.
  • Поэтому задачу извлечения искр из ценностей Восточной цивилизации – мы оставляем другим исследователям, или даже следующим поколениям.
  • Даже в отношении Западной цивилизации мы НЕ предлагаем сейчас интегрировать искры из всех ценностей – но только из тех которые «созрели для интеграции». Подробнее мы обсудим это ниже.

2.5. Связь с Богом через Творение и через достижения цивилизации

Часто можно встретить подход, согласно которому Откровение это практически единственный, канал общения Бога с человечеством, и все наши религиозные понятия основаны на традиции от получивших это откровение (Праотцы и пророки). Однако уже в классический период некоторые раввины отмечали ограниченность этой позиции, и выступали за более широкий подход, согласно которому наша связь с Божественным должна осуществляться не только через Откровение, но и через Творение, включая человечество, природу и Вселенную в целом, которые следует изучать, и через это мы тоже познаем Бога. Именно такой подход преобладает сегодня среди модерн- ортодоксальных раввинов.

Мы хотим расширить этот тезис, и полагаем что Творение (через которое Бог открывается человеку) включает в себя не только природу и человека (с его внутренним миром), но также и цивилизацию. Поскольку творческое начало дано человеку от Бога, то вся цивилизация, которую создает человек, включая науку, искусство, социальную жизнь и все проявления культуры – неотъемлемые части Божественного Творения. Разумеется, частью этого диалога является также ход истории, древней и современной. Изучая и понимая историю, множество людей переосознают свои религиозные представления, и это часть процесса «приближения к Богу через понимание Его путей» (яркий современный пример – радикальное изменение позиции христианства после возвращения Израиля в свою Страну).

Конечно, цивилизация не дается Свыше в готовом виде, она возникает в результате совместных усилий человечества и «Бога в истории». Но также и религиозная традиция вовсе не дается с Неба готовой, она тоже является совместным творчеством Бога и человека.

Поэтому утверждение, что «весь Божественный Свет находится внутри религиозной традиции» совершенно ошибочно. Для полноценного диалога с Богом – религия должна обязательно вбирать в себя искры святости из окружающего мира, включая все достижения цивилизации. Такой всеохватывающий подход открывает путь к более глубокому и содержательному диалогу с Богом.

2.6. Иудаизм развивается – нашими собственными усилиями

Многие склонны ошибочно рассматривать традицию как нечто статичное, что изменяет только внешнюю форму выражения, а всё содержание остается неизменно.

На самом деле традиция объединяет неизменное ядро с динамичной системой законов, взглядов и мнений. Ортодоксальный иудаизм это не статичная, а постоянно развивающаяся система. Исходно он «с Небес», но в своем дальнейшем развитии является совместным продуктом Бога и человека.

Важно продвигать в религиозном мире понимание того, что иудаизм постоянно развивался и менялся в прошлом, и продолжает изменяться сегодня. Причем мы сами являемся субъектами (а не объектами) этого развития – т.е. каждый из нас это не «винтик», а «моторчик», и каждый сдвигает иудаизм в направлении своих индивидуальных взглядов. Даже если человек сам не выдвигает новых идей – уже то, что он поддерживает новые идеи других, этим он продвигает их. Каждый из нас, делая выбор сегодня, участвует в формировании иудаизма завтрашнего дня.

И поэтому если раньше главной задачей религиозного человека было «учиться и соблюдать», – то сегодня задача религиозного человека это скорее «учиться, соблюдать и развивать».

3. Дополнительные принципы

3.1. Индивидуальная религиозная автономия и важность этического чувства

Мы выступаем за уважение к самостоятельно принимаемым галахическим решениям по спорным вопросам современности (разумеется, в рамках ортодоксии), и выступаем против давления со стороны религиозных авторитетов. Людей, чьи взгляды значительно отличаются от основных, но остаются в пределах широкого ортодоксально спектра, не следует считать «выходящими за рамки ортодоксии».

Особо важным здесь представляется вопрос о противоречии или даже конфликте между Галахой и личными этическими соображениями. Рав Кук объяснял, что хотя Галаха является основой нашей традиции – она не должна подавлять этические чувства. Божественное откровение приходит не только через религиозную традицию, но и через человеческую душу с ее чувством добра и зла. Поэтому в спорных ситуациях мы ищем баланс между еврейским законом и этической чувствительностью, используя методы р. Кука для разрешения подобных конфликтов и поиска новых решений.

(В разделе А-4. Этическая интуиция мы дополнительно обсуждаем, как можно объединить Галаху и этические соображения.)

3.2. Изменение галахической методологии и статуса раввина

По мере того как мы являемся свидетелями растущей независимости и религиозной автономии на индивидуальном уровне, классический подход к галахическому принятию решений и статусу раввина трансформируется.

Поскольку жизнь сегодня меняется очень быстро, гораздо быстрее, чем в предыдущие эпохи – возникает множество новых галахических вопросов. На эти вопросы сегодня не только нет четких ответов, но и классическая методология «чистой Галахи» к ним все менее применима, и адекватные решения невозможны без принятия во внимание мета-галахических соображений.

Это особенно очевидно в Израиле, где условия еврейской жизни радикально отличаются от условий классической жизни прошлых веков в диаспоре.

Все это означает что эпоха «ахроним» закончилась, и сегодня начался совершенно новый этап развития иудаизма, также и в области галахи. Контуры этого этапа сегодня только начинают формироваться.

В этом новом этапе можно выделить такие тенденции:

  • Роль раввина в галахическом процессе меняется. Если в прошлом роль раввина заключалась в первую очередь в вынесении вердикта, то сегодня современное ортодоксальное сообщество (не всегда, но во многих случаях) ожидает что раввина не «решений», а галахического анализа. Он должен провести детальное изучение проблемы (включая мнения специалистов в соответствующих сферах жизни), разъяснить разные подходы и представить варианты решения. Затем каждый человек сам выберет какое решение принять, руководствуясь мнениями разных раввинов по данному вопросу.
  • Существует растущая тенденция к разнообразию мнений внутри современной ортодоксии, как галахических, так и идеологических – в отличие от прошлого, когда обычным явлением было единообразие позиций внутри общины. Мы должны признавать и уважать это разнообразие.
  • В прошлом авторитетный раввин или мудрец поколения должен был дать ответ на все вопросы, поскольку община полагалась на его руководство, чтобы определить правильный путь. Сегодняшняя реальность иная: мы признаем, что существуют вопросы, на которые в настоящее время у нас нет удовлетворительных ответов. Это касается как научных и философских вопросов (таких как противоречия между Танахом и современной историографией), так и социальных вопросов (например, религиозное отношение к сексуальной ориентации и гендерной идентичности). Тем не менее, сегодняшнее отсутствие четких ответов не должно мешать нам задавать вопросы и участвовать в дискуссиях. Мы должны научиться жить с нерешенными проблемами и с вопросами, остающимися без ответа, и надеяться на постепенное нахождение решений.

3.3. Ортодоксальность Универсального Религиозного Сионизма

Хотя мы отметили это изначально, но во избежание недоразумений, стоит повторить: Универсальный Религиозный Сионизм – это ортодоксальная концепция. Развитие происходит за счет расширения идеалов, при этом рамки галахи задают границы, которые нельзя перейти.

Здесь важно отметить, что:

  1. Развитие идеалов не должно противоречить заповедям и ортодоксальной галахе.
  2. Это не означает, что вся сегодняшняя галаха остается неизменной. Разумеется, ортодоксальная галаха тоже развивается – но это отдельная тема, которая не обсуждается в данной статье.
  3. Интеграция универсальных ценностей не должна претендовать на центральное место в религиозной системе. Такой дисбаланс был бы разрушительным. Основы религии остаются такими же, как в религиозном сионизме (и классическом ортодоксальном иудаизме), а искры универсальных ценностей – только добавка к ним.
  4. Мы согласны с тем, что среди современных универсальных ценностей есть такие, которые сегодня разрушительны для иудаизма, и мы НЕ предлагаем интегрировать сейчас эти ценности. Мы сосредоточены сейчас на интеграции только тех ценностей, у которых есть существенная поддержка в ортодоксально-модернистском мире.

4. Различные задачи религиозного сионизма на разных этапах развития Государства Израиля

На разных этапах истории Израиля – задачи религиозного сионизма различны.

При этом на каждом этапе религиозный сионизм действовал на двух уровнях: поддержка текущего этапа развития государства, и подготовка следующего.

Смена этапов выглядит следующим образом:

  • 1 этап (1890-е – 1970-е): Саул, национальный этап, «Государство общей судьбы», оно же «Государство-убежище».

Задача религиозного сионизма: включиться в общее сионистское движение – заселение Страны, сельское хозяйство, экономика, армия, гос. управление и т.д. Этот этап успешно пройден.

Параллельно этому школа р. Кука разрабатывала интеграцию в иудаизм сионистских ценностей в качестве подготовки ко 2-му этапу.

  • 2 этап (с 1970-х до сегодня), Давид. Национально-религиозный этап. «Государство национальной миссии».

Переход от Саула к Давиду еще не завершен. Это практическая, текущая работа, которой сегодня занимается религиозный сионизм.

Этот переход от знаменует собой период, когда Давид становится независимой фигурой, более не подчиняющейся Саулу. Саул, воспринимая Давида как соперника за лидерство, пытается подавить его. Постепенно царство Саула идеологически слабеет, а духовная сила и авторитет Давида растут.

На этом этапе задача религиозного сионизма: перенаправить Израиль от «Государства убежища» к «Государству возрождения Танаха». Перенаправить все аспекты государства на ощущение национальной миссии, а не только судьбы. Ведущей силой этого процесса является поселенческое движение и освоение Иудеи и Самарии, духовного центра Страны, связь всего Израиля с ними.

***

На данном этапе религиозный сионизм смог повлиять на половину еврейского народа, на тех, кто дорожит национальными ценностями – но не смог охватить другую часть народа, разделяющую универсальные ценности. Сегодня крайне важно начать интегрировать универсальные ценности в иудаизм (параллельно с поддержкой национальных ценностей и движения за поселение). Это послужит подготовкой к третьему этапу.

  • 3-й этап, Соломон. Универсально-религиозный этап. «Государство универсальной миссии».

Первоначальная задача на этом этапе – привлечение к иудаизму «универсалистских евреев». Это может произойти только тогда, когда иудаизм воспримет универсальные ценности.

Дальнейшим развитием этого этапа должно стать превращение Израиля в духовный центр человечества (а не только еврейского народа).

5. Проблема интеграция универсальных ценностей, которые представляются противоречащими Торе

На первый взгляд многие универсальные ценности противоречат Торе, и поэтому идея интеграции искр из этих ценностей вызывает сопротивление со стороны некоторой части религиозного сообщества.

Однако в начале 20 века, на предыдущем этапе развития религиозного сионизма, такая же проблема была с национальными ценностями, многие из которых казались противоречащими Торе. Тем не менее школа р. Кука смогла извлечь искры из этих ценностей и интегрировать их.

Мы отнюдь не предлагаем интегрировать в иудаизм ни национальные, ни универсальные ценности напрямую, в их нерелигиозном виде. Наша работа состоит в том, чтобы отделить искру от скорлупы, связать искру с ее источником в еврейской традиции, и далее возродить из традиционных источников аутентичное понимание этой искры в иудаизме.

Поэтому весь процесс правильнее и точнее называть «ре-интеграцией искр», а не просто «интеграцией ценностей». Хотя для простоты мы используем этот последний термин тоже.

Подробнее о процессе извлечения и ре-интеграции искр см. в книге «Рав Кук — личность и учение», гл. Б-2.

6. Сохранение равновесия между противоречащими друг другу ценностями

  • В системе ценностей противоречия необходимы

Есть важное различие между системой галахи с одной стороны – и системой ценностей-идеалов с другой.

Галаха, как и всякая правовая система, стремится разрешать противоречия, поскольку закон не может эффективно функционировать если одна его статья противоречит другой. Если возникает такое противоречие, оно требует вмешательства авторитетов для принятия решения, которые становятся общей нормой.

Однако для ценностей-идеалов ситуация иная: для них противоречия жизненно необходимы, поскольку они отражают реальные конфликты, существующие в жизни. (Например, противоречие между Хесед, «милостью» – и Гвура, «справедливостью»). Такие противоречия нужно сохранять. Они не должны и не могут быть решены одинаково для всех – но каждый человек должен сам решать, как справляться с этими конфликтами в своих конкретных ситуациях.

Разумеется, в системе идеалов есть противоречия – между ортодоксальными, национальными и универсальными ценностями, а также внутри каждой группы. Но так и должно быть, и уж тем более это не причина для отказа от интеграции искр универсальных ценностей.

  • Наличие противоречий важно для дальнейшего развития

Противоречия между ценностями не только не являются недостатком системы – но наоборот, они являются ее достоинством. Они создают пространство для самостоятельного принятия решений, а это основа развития и взросления.

Например, р. Нахман из Брацлава рассматривает противоречия как одну из форм проявления каббалистического принципа Пустого Пространства, внутри которого только и возможно построить «личное мироздание» (см. Ликутей Моhаран 64).

  • Никакую ценность нельзя абсолютизировать

Никакая ценность не должна довлеть над другими, ее нельзя абсолютизировать. Если какая-то ценность пытается в себя вобрать больше Божественного Света, чем ей предназначено, то она взрывается изнутри – это приводит к Швират Келим, «разбиению сосудов».

Поэтому ценности должны ограничивать и уравновешивать друг друга, и реализовываться в равновесии как комплекс. Весь этот комплекс должен снаружи ограничиваться галахой.

7. Инструменты для выявления искры в универсальных ценностях

Для анализа искры в универсальных ценностях (как и ранее это делал р. Кук для анализа национальных ценностей) необходимо (1) использовать нашу религиозную интуицию, применять наше понимание ценностей в культурном контексте (2) привлекать весь комплекс еврейской мысли – Танах и комментарии, агаду, каббалу, философскую литературу, (3) научиться видеть позитивные стороны даже в спорных явлениях.

Но есть определенные инструменты, которые мы считаем особенно важными и полезными для такого анализа. Некоторые из них уже использовались равом Куком, и этот инструментарий следует расширять и систематизировать.

Вот некоторые из этих инструментов и примеры их использования:

  1. Целем Элоhим («по Образу Бога»)
  • Значение: Человек создан по Образу Бога.
  • Одно из следствий: необходимо уважение к человеку.
  • Пример применения: Достойные и качественные условия жизни – это не только прагматическая, но и религиозная ценность. Отсюда и религиозная ценность эстетики, «красивой жизни» и вообще «позитивного гедонизма».
  • В талмудической литературе: Гилель говорит «иду мыться в баню – чтобы достойно содержать мое тело как Образ Бога» (Ваикра Раба 34).
  1. Imitatio Dei («Уподобление Богу»)
  • Значение: Приближение к Богу через уподобление Его качествам
  • Примеры применения:
    • Наука и технология расширяют возможности человека, что приближает его к Богу как к «Всемогущему».
    • Искусство приближает человека к Богу как к «Творцу. Это касается и создания искусства, и его восприятия.
  1. Несира («Распиливание»)
  • Значение: Концепция каббалы, основанная на истории Адама и Евы. Переход от связи «спиной к спине» (исходное, безальтернативное, физическое единство) к связи «лицом к лицу» (психологическое единство по свободному выбору). Этот переход от физического к психологическому единству отражает трансформацию к более глубоким, более значимым отношениям.
  • Примеры применения:
    • Атеизм разрывает связь человека с религией «спиной к спине», что в дальнейшем дает ему возможность построить связь с религией «лицом к лицу», и это пост-атеистическая религиозность.
    • Ценность соблюдения заповедей по собственному свободному выбору. Чтобы выбор был действительно свободным – необходимо наличие в обществе разных мнений. Поэтому уход некоторых людей от соблюдения заповедей, создание в обществе «возможности несоблюдения» – это необходимый шаг к более подлинному и осознанному их соблюдению другими.
    • Искусство разрушает табу (в сфере сексуальности и в других областях), которые являются связью «спина к спине» – и в дальнейшем на основе этого разрыва можно строить связь с этими проблемными темами «лицом к лицу».
  1. Хуцпа иквета де-мешиха, «Дерзость начала мессианского времени»
  • Значение: Мнение Талмуда о том, что в начале мессианского времени распространится хуцпа, «нахальство, наглость, дерзость».
  • Применение: Отход общества от того, чтобы слушаться авторитетов – это «не баг, а фича» («не ошибка, а именно так и задумано»).
  • По тексту Талмуда представляется, что хуцпа имеет отрицательную коннотацию, но Танах изображает такое состояние как позитивное (Иеремия 31:34 «И никто больше не будет учить ближнего своего говоря: «Познай Господа» – ибо все сами познают Меня, от мала до велика, говорит Господь»). Рав Кук подробно объясняет, что хуцпа это необходимая часть мессианского процесса.
  • В начале истории еврейский народ представлен в Торе как «стадо, которому нужен пастырь» (Числа 27:17) – аналогично школьниками первых классов, которым необходим постоянный контроль учителя. Однако в выпускном классе от учеников ожидается высокая степень самостоятельности. Поэтому в мессианскую эпоху повсеместно преобладает хуцпа – независимость каждого человека в выборе своей позиции. А поскольку религиозный сионизм воспринимает наше время как мессианский процесс, то хуцпа это положительный знак времени.
  1. Расширение сосудов
  • Значение: человек может воспринять столько Божественного света, сколько позволяет емкость сосудов его души. И то же самое относится к социуму.
  • Пример из Талмуда (Брахот 57б): «красивая обстановка расширяет сознание (даат) человека».
  • Применение: занятия наукой, искусством и многое другое – способствуют «расширению емкости сосудов души». Сегодня (в начале мессианского процесса) есть гораздо больше Божественного света чем было в прошлые эпохи – поэтому нужны сосуды большего объема, чтобы этот свет воспринять, удержать и реализовать в жизни.
  1. Божественный источник глобальных тенденций
  • Значение: Согласно Маhаралю, глобальные тенденции в развитии человечества неслучайны, но имеют Божественный источник. Позже эту идею развивает р. Кук. (См. об этом р. У. Шерки «Израиль и Человечество», гл. 1).
  • Применение: Есть особая важность в анализе ценностей, сформировавшихся в ходе глобальных тенденций развития человечества. Нельзя их игнорировать.
Back to top button